главная страница
поиск       помощь
Трофимова Е.

Феномен детективных романов Александры Марининой в культуре современной России

Библиографическое описание

В 1995 году на полках книжных магазинов России появились детективные романы, подписанные неизвестным дотоле именем — Александра Маринина. Казалось, что к массе «криминального чтива», которая бурным потоком захлестнула книжный рынок страны в последнее десятилетие, присоединился лишь еще один ручеек. Однако русский читатель увидел нечто необычное в этих произведениях, и сравнительно быстро человека, жадно поглощающего романы Марининой, можно было встретить в вагонах метро, электричках, троллейбусах. Книги «съедались» в один присест — за день, вечер, ночь, но голод не утолялся, и читатель спешил в книжный магазин за новой книгой Марининой, благо выходили они одна за другой. В прессе стали появляться сообщения, что иностранные издательства заключают контракты на переводы ее романов и планируют их выпуск огромными тиражами, например, в Италии 800-тысячным (ИНТЕРВЬЮ 19981). Все это в совокупности говорило о том, что мы имеем дело с каким-то новым не только литературным, но и культурным феноменом. Чем-то произведения Марининой выделялись среди многочисленных произведений в столь популярном жанре, как детектив.

Нет сомнения, что большую помощь писательнице оказывает ее богатый жизненный и профессиональный опыт, криминальную сторону современности она знает не понаслышке. После окончания юридического факультета Московского университета в 1979 году Александра Маринина — ее настоящее имя Марина Анатольевна Алексеева — получает направление в Академию Министерства внутренних дел. Все последующие годы, вплоть до ухода в отставку в 1998 году в звании подполковника милиции, она занимается изучением преступлений, связанных с аномалиями человеческой психики, анализом и прогнозированием преступности. Результатом этой научно-практической работы стали более 30 научных трудов, включая монографию «Преступность и ее предупреждение в Москве», изданную Римским межрегиональным институтом ООН по проблемам преступности и правосудия, и защита кандидатской диссертации по теме «Личность осужденного за насильственные преступления».

С 1991 года начинается собственно литературная биография Марининой. Совместно со своим коллегой Александром Горкиным она пишет детективную повесть «Шестикрылый серафим», опубликованную в журнале «Милиция» (кстати, ее псевдоним составлен на основе имен этих двух авторов). Затем, в конце 1992 — начале 1993 года в написанной уже без соавторства и опубликованной в том же журнале повести «Стечение обстоятельств» впервые появляется и главная героиня последующих произведений Марининой — Анастасия Каменская. После этого одна за другой появляются новые книги писательницы — «Игра на чужом поле», «Украденный сон», «Убийца поневоле», «Иллюзия греха» (всего 22 детективных романа), принося ей все большую и большую известность и популярность. Главная героиня большинства произведений Марининой Настя Каменская — несомненная удача писательницы, сумевшей создать привлекательный и обаятельный образ современной женщины, которая способна конкурировать с мужчинами в области профессиональной деятельности и не отказываться от своих принципов в жизни личной.

Анализируя роль и значение романов Марининой в культуре современной России, нельзя упускать из виду ту особенность, которая отличает гендерный подход (см. об этом: БОЛЬШАКОВА 2000; КИРИЛИНА 1999, 2000; ТРОФИМОВА 2001) от традиционного литературоведческого. Если литературоведение, как правило, ограничивает себя рамками литературного произведения и процесса, то в данном случае требуется более широкий, культурологический дискурс, где собственно «литературное» представляет лишь небольшую его часть. Для культурологии важны не только конкретный результат творческого акта, но и роль, и место автора в общей структуре той профессиональной корпорации, в которую он входит. Большой интерес представляют и следствия, которые проявляются в социуме после создания и опубликования произведения. Не менее значимы и многие другие обстоятельства, связанные с деятельностью автора, в частности, общекультурная реакция на его творчество и философско-эстетическую и этическую позиции.

Феномен Марининой — это знак качественных перемен в постсоветской литературе. В советском обществе успех автора, в том числе и финансовый, определялся не столько литературными достоинствами произведения, сколько административно-системными и политическими факторами: либо принадлежностью к верхним эшелонам писательской иерархии, либо протащенными через сито цензуры оппозиционными намеками. Книги Марининой (принесшие, кстати, и значительные гонорары) продемонстрировали совершенно изменившиеся отношения между авторами, издателями и читателями. Уходит в небытие дитя тоталитаризма и цензуры — ангажированная, политизированная литература. Писателю никто и ничего не диктует. Издатель ищет и печатает то, что интересно читателю.

Свобода печати и книгоиздания поставила и перед издателями, и перед писателями проблему многожанровости и специализации литературной продукции. Сегодня ясно, что нет некоего обобщенного читателя, а есть совершенно определенные группы со своими эстетическими вкусами, стилевыми и жанровыми пристрастиями, с различными уровнями восприятия художественного слова. И понимание этой ситуации во многом определяет поведение издателей и литераторов. Книгоиздание представляет особую область культуры, где литературное творчество во всех его мыслимых проявлениях встречается с рыночной средой, с многообразием интересов и потребностей отдельных личностей, социальных, политических, профессиональных и возрастных групп. Издательскую деятельность можно рассматривать как место встречи свободной художественной мысли и реалий материальной культуры конкретного общества в конкретное историческое время. Именно поэтому книжный рынок, его особенности и тенденции могут служить хорошим индикатором не только литературной области, но и культуры в целом. Сегодняшняя Россия в этом отношении не исключение. И область книгоиздания можно считать одной из немногих, где переход от тоталитарной системы к началам демократии дал достаточно быстрые и очевидные результаты.

Доступ к печатному станку стал практически свободным и регулируется только рыночным фактором — наличием денег. Появилось множество книжных и газетных издательств — и речь идет не о десятках, а о сотнях подобного рода организаций. Исчезла цензура — сегодня тиражировать свои мысли может любой человек, любой политик, философ, экономист, чего нельзя было представить лет 15 назад. Изменился и вид книжных магазинов: они предлагают такое разнообразие видов и жанров литературы, о котором при советской власти нельзя было и мечтать. В общем, приближаясь к стандартам открытого общества, русское книгоиздание становится тем, чем оно и должно быть, — областью, где осуществляется культурный дискурс общества в самом широком спектре этого понятия.

Если перейти от общей ситуации к конкретным проблемам литературы и книгоиздания в России, то здесь обнаруживается множество особенностей. Они непосредственно связаны как с болезненной трансформацией, которую переживает страна, так и со специфически историческим наследием, которое ей оставил XX век. Наблюдаются и изменения в психологии российского общества, которое теперь все меньше и меньше походит на советское. Если для советского человека была весьма актуальна регламентация понятий «свое — чужое», «наш человек — не наш человек», где все располагавшееся за физическими и идеологическими границами владений КПСС автоматически зачислялось в «чужое», а следовательно, враждебное, то в философии современного российского общества преобладает постмодернистское начало. Иерархии разрушены, само общество больше держится на здравом смысле или инстинкте самосохранения, нежели на законах или идеологических предписаниях. Конечно, это нелегкое время, чреватое глубокими кризисами, но для преодоления культурного разделения, для восприятия бывшего чужого как своего настоящего оно — время — весьма благоприятно.

На полках книжных магазинов — книги самого разнообразного содержания, идеологического направления, литературного стиля, и у современного россиянина это не вызывает ни тайного восторга фрондера, ни благородного гнева большевистского ортодокса, которые наблюдались в советском социуме. Сегодня все это обилие воспринимается как литературная продукция, которая может нравиться или не нравиться, которую можно свободно купить, а можно и равнодушно пройти мимо, но которая имеет право на существование и на доступ к читателю. Милицейские истории Александры Марининой, как показывают факты, интересны читателю.

Так что же притягивает в романах писательницы? Прежде всего их современность. Писательница оперирует фактурой и фактами сегодняшнего дня, каждый новый роман впитывает в себя новые приметы времени (а время в России сейчас летит очень быстро). При этом она умеет создавать ощущение достоверности происходящего, не прибегая к натурализму или плоскому репортажу. Каждый факт осмысливается не только в рамках детективной интриги, но как психологический, социальный и политический феномен. Преступления, совершенные убийцей, вором, шантажистом, для Марининой всегда есть следствие сложных внутренних и внешних противоречий развития личности, а также результат разнонаправленных, а зачастую и противоречивых мотиваций.

Творчество Марининой знаменует важный сдвиг в российской культуре, особенно в гендерном аспекте, ведь писательница разрушила еще одну преграду, существовавшую в области отечественной литературы. Традиционно жанр детектива всецело принадлежал мужчинам. Были хорошо известны имена Ю. Семенова, братьев А. и Г. Вайнеров. То ли из-за какой-то боязни, то ли из предубеждений, то ли из-за недостатка опыта, но писательницы сторонились криминальной темы. Если во всех остальных жанрах уже с конца 1960-х годов присутствие женщин в литературе было значительным, то детектив оставался для них некой запретной, табуированной территорией. Александра Маринина — благо литературные способности у нее сочетались с долгой работой в милиции — совершила решительный переворот. То, что это не было случайностью, доказывает появление таких «последовательниц», как П. Дашкова, Н. Корнилова, М. Серова, Т. Полякова, А. Малышева, Д. Донцова, чьи книги также пользуются спросом.

Несомненным достоинством романов Марининой представляется то, что поведением, поступками своих персонажей и, особенно, через образ героини — Анастасии Каменской, она старается найти ответы на вопросы, весьма актуальные, как для всей российской культуры, так и для каждого гражданина России в отдельности. Надо ли сохранять достоинство, порядочность, честность, когда вокруг тебя насилие, ложь, подлость, продажность? Стоит ли при небольшой зарплате напряженно работать, нередко рисковать здоровьем и жизнью? Писательница отвечает на эти вопросы положительно, как в своих интервью, так и устами своих героев. «Зло не должно побеждать в книгах, иначе оно победит и в жизни. <…> Я не признаю детективов, которые потворствуют криминалу, ненавижу бандитские романы, в которых куча “братков” смеется над тупыми “ментами” и плюет на всех остальных…» (ИНТЕРВЬЮ 1997).

Не менее важно, что автор дает ответ, используя женский образ, поскольку женщина особенно уязвима и незащищена во времена кризисов. Каменская — не сверхчеловек, не гений сыска, не всезнайка. Настя обыкновенная, можно сказать, типическая молодая женщина, переживающая сомнения, фобии и разочарования, присущие всем российским женщинам «среднего класса». Однако, сталкиваясь со злом, нередко угрожающим ей самой, она находит силы ему сопротивляться, преодолевать страх, доводить свое дело до конца. Эта сила во многом определяется нравственной позицией Каменской, что и формирует этику героини, как в ее личной, так и в профессиональной сфере. В романе «Смерть ради смерти» она, отказываясь участвовать в работе специальной бригады, созданной по расследованию громкого преступления, произносит горький и острый монолог об отношении властей к раскрытию преступлений, совершенных против как известных, так и простых граждан. «Покойный тележурналист у нас получился патрицием, на раскрытие убийства которого страна бросает лучшие силы. Снимают начальника ГУВД Москвы и прокурора города. Ставят вопрос о доверии министру внутренних дел и генеральному прокурору. А каково слышать об этом матерям, у которых неизвестные преступники убили детей, или женам и мужьям, потерявшим любимых супругов, или детям, оставшимся без родителей? <…> Ради ИХ близкого никто никакой бригады не создавал. <…> Почему? Потому что бедны? Потому что не работают на телевидении и поэтому не имеют доступа к самому популярному каналу массовой информации? Потому что их не избрали в Думу? Почему?...» (МАРИНИНА 1997:294-295).

Верно говорят, что в России философия находит свое воплощение в литературе, и героиня Марининой играет для российского читателя, таким образом, и роль ценностного ориентира.

В романе «Седьмая жертва» Настя Каменская со своей подругой и коллегой Татьяной Образцовой выступают на ТВ в прямом эфире в программе «Женщины необычной профессии». Они обе «убеждены, что не существует женских и мужских профессий, а есть природные наклонности, способности и особенности характера, позволяющие успешно заниматься одними видами деятельности и мешающие добиваться успеха в других профессиях. Причем природа эти... способности раздает людям без учета их половой принадлежности». И Настя, и Татьяна считали, что главное в их прямом эфире — «донести эту мысль до телезрителей и не позволить тратить время на обсуждение тем вроде “как ваш муж смотрит на то, что вас могут ночью вызвать на работу”» (МАРИНИНА 1999:8).

Образ Анастасии Каменской привлекает внимание российского читателя не только своими достоинствами. Его популярность в определенной степени обусловлена и тем, что можно назвать культурологической и литературной генетикой. При всей новизне обстоятельств и факторов жизни в самой героине проглядывает нечто уже знакомое — точно так, как в лицах, движениях, голосах детей можно увидеть черты их родителей. Каменская является продолжением и развитием тех женских образов, которые стали появляться в литературе, театре, кино в 70-80-х годах.
В произведениях Петрушевской, Разумовской, Толстой был выведен особый тип женщины, воплощавший многочисленные противоречия и драматизм позднесоветской эпохи. Как правило, это образованные, тонко чувствующие, нервные и ранимые натуры, живущие в тяжелых материальных и психологических условиях. Однако на фоне бытовых невзгод, оппортунизма, трусости или слабости мужчин они оказываются более жизнеспособными, могут брать ответственность на себя, в крайнем случае, быть более честными и искренними в своих поступках и делах. Женские образы тех десятилетий, несомненно, сыграли очень важную роль в дальнейшей эволюции российского общества, поскольку с особой остротой выразили его умственную, нравственную и бытовую деградацию.

Каменская — прямая наследница литературных героинь предыдущей эпохи. Ее образ выходит далеко за рамки протагониста и содержит в себе черты идеологического гендерного конструкта. Такая установка активизирует воздействие романов Марининой на направление современной культуры России и заставляет обращать особое внимание на творчество писательницы, выделяя его из ряда типологически близких литературных феноменов. Образ Каменской привлекает внимание читателей, подсознательно ощущающих новизну и неординарность образа героини. Безусловно, писательница умеет остро и динамично построить сюжет, ритмично организовать словесный материал, ввести интригующие подробности в ткань повествования, но главное — сделать героиню почти всех своих произведений Анастасию Каменскую социально привлекательной фигурой.

Однажды профессор Питтсбургского университета (США) Е. Гощило сказала, что Маринина со своей Настей сделали для изменения патриархатного менталитета в России много больше и заметно быстрее, чем все феминистские движения и научные работы. Подтверждение этой мысли мы находим даже у некоторых общественных деятелей: «Книги Марининой необычайно популярны. Хотелось бы знать, кто их читает, за что любит и что из них выносит. Ослабляют ли они позиции мужского шовинизма, хотя бы в той степени, какая посильна данной разновидности литературы? И даже еще важнее: можно ли считать появление такой героини, как эта Настя Каменская, и активную реакцию читателей — признаком нового социального запроса. В пользу этого говорят мои наблюдения» (ХАКАМАДА 1999:199).

Манера поведения и способ жизни Каменской (нарушение «приличий», вызов профессиональному мачизму, игнорирование предписываемых женщине бытовых и общественных поведенческих паттернов) вне зависимости от конкретных причин представляются своеобразным вызовом тому контролю над женщиной, который насаждается маскулинистски ориентированным социумом. Подчеркнутое небрежение модной одеждой, кулинарией, ритуальными формами женского поведения совершенно очевидно не является признаком дурного воспитания, плохого образования или общего бескультурья Насти. Она не желает вникать в секреты приготовления пищи, обдумывать свой костюм и аксессуары, кокетничать с окружающими мужчинами не потому, что не умеет этого делать или вследствие большой занятости, а потому, что живет, думает иначе. Если внимательно вникнуть в суть подобной фронды, которая субъективно оправдывается якобы ленью, то ее постоянный повтор в сюжете и артикуляция свидетельствуют о принципиальном непринятии патриархатного гендерного конструкта, навязываемого обществом женщине.

Нередки высказывания с настойчивым требованием исключить женщину из области общественной жизни и ограничить ее сферой частной жизни. Приведу такой пример. Однажды на одной из конференций слушательницей было высказано недовольство поведением А. Каменской. Героиня, по мнению выступавшей, слишком много внимания уделяет характерам преступников, ситуациям их жизни, мотивациям их поступков и т.д., и даже в некоторых случаях сострадает им, переживает. «Было бы лучше, — продолжала она, — если бы эта Настя больше времени проводила дома, вкуснее готовила, уделяла внимание своему мужу Алексею, помогала ему в работе и не волновалась бы о судьбах совершенно чужих ей людей» и пр.

Подобная реплика заставляет вспомнить о работах английской исследовательницы Джин Гримшоу, которая дискутировала проблему «женской этики» и ее возникновение в культуре. Напомню, что традиционное представление о «женской этике», сформулированное в XVIII веке и широко распространившееся в XIX, сводилось примерно к следующей схеме: женщина создана для того, чтобы угодить мужчине, она обязана почитать его, и тогда он, работающий и добывающий хлеб насущный, даст и ей на пропитание. Женщины и сами были склонны к тому, чтобы их недооценивали и принижали, почитая существами морально слабыми и второсортными. Одновременно навязывалась идеализирующая калька о том, какой следует быть женщине, то есть культивировался некий идеальный образ, к которому всякая женщина должна стремиться: быть молодой, красивой, свежей, нежной, сексуально привлекательной и т.д. (см.: ТРОФИМОВА 1997:47-53).

Такие рассуждения характерны и для современной критики, слабым местом которой является незнание и нежелание освоить базисные понятия гендерных исследований. Автор одной из рецензий советует писательнице Марининой, от которой, по ее мнению, ушла популярность, поскорее убрать Каменскую и завести героиню помоложе и посексапильнее, потому что герои детективов должны быть привлекательными (sic). Трудно рационально объяснить, почему женщина-криминалист обязана быть сексапильной и молодой. Видимо, критикесса находится под очень сильным влиянием расхожих стереотипов (см.: СЛАВНИКОВА 2001).

К женским добродетелям (например, покорная жена и мать, послушная, исполненная долга, скромная, целомудренная) относится и добродетель самоотвержения. Но если это положительное нравственное качество выражалось в виде сострадания к людям, находящимся вне узкого семейного круга, или как внимание к проблемам и нуждам других, то «в контексте подчиненности и зависимости» это качество искажалось, негативно оценивалось обществом. Любое утверждение женщины, что ее потребности не ограничиваются только лишь заботой о муже и детях, осуждалось и порицалось. Подчеркну, что идеализация женской добродетели обычно корреспондирует с настойчивым требованием исключить женщин из области публичной жизни и ограничить их частной сферой дома (см.: ГРИМШОУ 1993). Мы видим, сколь долго сохраняется подобный тип рас (о)суждения, существующий и по сей день.

Однако нельзя сказать, что, отвергая традиционный женский гендерный штамп, Каменская копирует противоположный — мужской, как это делает, к примеру, Ольга Зотова в повести А. Толстого «Гадюка» (см.: ТРОФИМОВА 2000: 70-81). Александра Маринина (сознательно или нет) пытается синтезировать некую новую, современную стратегию репрезентации женского. Эта либеральная модель должна выходить из сферы тоталитарного маскулинистского контроля и осуществлять свое право на самостоятельность, уникальность, независимость и самоценность. Сама писательница в одном из интервью так сформулировала свое понимание феминизма: «Я не знаю, что такое феминистка. Если это та, которая считает, что не хуже мужчины, то я, безусловно, феминистка. А если та, которая считает себя лучше мужчины, то я против, это шовинизм» (ИНТЕРВЬЮ 19982).

Каменская ни в каких сферах своей деятельности — будь это отношения с близкими людьми или коллегами — не приемлет вторичности и зависимости. И это не столько внешний тип поведения, сколько внутренний принцип отношения к миру. С некоторой долей условности эту черту можно определить как «разумный эгоизм». Через этот эгоизм героиня изживает в себе ту особую добродетель, которую исследователи называют «заботой», имея в виду бескорыстное, доходящее до самоотречения служение, а скорее, обслуживание женщиной своих близких. Патриархатное традиционалистское общество, постулируя понятие заботы (нередко в гипертрофированной степени) как обязательное качество «хорошей» женщины, использует его, по сути, в виде мощнейшего способа контроля и заставляет ее отрекаться от возможностей развития и реализации собственной личности. Каменская демонстративно игнорирует эту установку, она альтруистична ровно настолько, насколько не ущемляется суверенитет ее «Я». Там, где эта граница нарушается, оказывается открытое и нередко весьма жесткое сопротивление.

Явно это можно наблюдать в наиболее деликатной и чувствительной области отношений мужчины и женщины — в матримониальной сфере. И дело не в том, что инициатором юридического оформления брака является не Настя, а Алексей, суть в том, что столь почитаемая обществом законность брака для героини не имеет большого социального значения. Главное для нее — искренность чувства и, что особенно важно, «встроенность» этих отношений в комплекс ее жизненных приоритетов. Чтобы подчеркнуть это, Маринина намеренно приглушает чувственно-сексуальную сторону отношений Насти и Алексея, хотя она и не скрывается. Брак для Каменской — это партнерство двух равновеликих и равнозначимых личностей. Тут Каменская выступает в роли социального реформатора, изменяющего понятия общества о «женственном» и «мужественном». Реформизм заключается не столько в декларациях, сколько в способе разрешения конкретных жизненных ситуаций, в реакции на те или иные вызовы жизни. И в отношениях с близкими людьми, с родителями, с мужем она не отказывается от права на самостоятельность, нередко отдавая приоритет интересующей ее проблеме, а не семейным обязанностям. Показателен в этом отношении один короткий Настин разговор со своим отчимом, который, узнав, что Леша — муж Насти уезжает на три месяца в командировку, спрашивает, не соскучится ли она одна. Но «Настя вскинула на отчима удивленные глаза. — Пап, ты ж меня знаешь. — Знаю, знаю, — вздохнул Леонид Петрович, — <…> Ты даже по маме не скучала, пока она за границей жила» (МАРИНИНА 19981: 23).

Нежелание героини Марининой слепо следовать гендерным предрассудкам некоторые исследователи склонны трактовать как выход за пределы женственности, как «приобретение типично мужских черт», и причину этакого мужеподобия видят во внешних условиях, а именно: когда женщина начинает существовать и действовать «на границе допустимого “риска жизни”» (ПОНОМАРЁВА 1999: 184). Однако реально образ героини обычным читателем не воспринимается маркированным по мужскому типу, а следовательно, ущербным. Более того, многие в нем видят олицетворение современной молодой и успешной женщины, не потерявшей ни нравственных, ни профессиональных, ни человеческих ориентиров в катаклизмах нашего времени. Поэтому на ситуацию можно посмотреть и с иной точки зрения: возможно, Каменская не порывает с женственностью, а воплощает ее новую ипостась. В этом, новом, воплощении женственность не сводится к определенному набору качеств (сексапильность, деторождение, кокетство, «забота», хозяйственность, умение одеваться), все эти добродетели для героини не являются ни абсолютными приоритетами, ни целью, но — лишь одним из возможных средств выражения личности в окружающем мире. Если атрибуты традиционного понимания женственности прямо навязываются женщине обществом, то в новой парадигме они становятся подвижными элементами, которыми манипулирует она сама. В одной из житейских ситуаций Настя сталкивается со своим бывшим любовником и рассказывает мужу об этой встрече просто, без кокетства, без желания причинить боль или поиграть его чувствами. Но по ходу своего рассказа она невольно сравнивает Алексея с Соловьевым и понимает, что у ее Чистякова не бывает того «мужского взгляда, от которого опускаются руки и в голове мутится. <…> Может быть, поэтому Настя и любила его, своего рыжего гения математики. Больше всего она терпеть не могла самцов — мужчин, уверенных в том, что их сексуальная притягательность помогает властвовать над женщинами, подчинять их своей воле. Мужчин, уверенных в том, что предназначение женщины — испытывать оргазм и производить потомство, и подчиняться она должна тому мужчине, который… позволяет ей [это. — Е. Т.] предназначение исполнить» (МАРИНИНА 19982:52).

Для образа Каменской характерны и постоянно происходящие метаморфозы ее внешности: в зависимости от обстоятельств она меняет свой женский имидж, придавая ему черты то мягкой обаятельности («Мужские игры»), то полубандитской крутости («Не мешайте палачу»), то профессиональной принадлежности («Стечение обстоятельств»). Даже в этих, чисто внешних «превращениях Насти как нельзя лучше передается зыбкость [такого штампа, как понятие. — Е. Т.] “женского начала”» (МЕЛА 2000:99). Эта «игра масками» конечно ценна для героини не сама по себе и даже не своим конкретным результатом, самое важное здесь — внутренняя свобода, позволяющая шире и глубже раскрывать свои творческие потенции.

То, что российским обществом положительно воспринята эта новая репрезентация женственности, доказывают не только значительные и хорошо расходящиеся тиражи марининских книг. Признают это и критики, причем не только те, кто относится к творчеству писательницы положительно или, по крайней мере, терпимо. В опубликованном материале одного из «круглых столов», несмотря на общее сдержанное, скорее даже ироничное отношение выступавших к Марининой, содержатся весьма любопытные признания. В частности, говорится о том, что нарушена советская детективная традиция, согласно которой «женщина может быть лишь “другом и помощницей”. Но этот… феминизм, — удивляется далее дискутант, — почему-то не вызывает читательского раздражения, этот факт даже не замечается. Как будто бы так и должно быть. Может быть, недаром автор [Маринина. — Е. Т.] навязчиво педалирует некрасивость героини, ведь красивые женщины в ее романах — всегда персонажи отрицательные. Такое наложение новой политкорректности на привычные сюжетные матрицы и порождает особенно приятное чтение» (ПРОХОРОВА и др. 1998:40-41). В этой раздраженной сентенции, по моему мнению, и несправедливой, и неточной (например, положительный персонаж, Даша — невеста, а затем жена брата Каменской — красавица!), тем не менее есть очень интересные наблюдения.

Новая женственность, названная здесь «феминизмом», действительно не вызывает читательского раздражения. И именно потому, что Маринина литературными средствами сумела представить читателям культурологический конструкт, который действительно отвечает современному уровню развития общества, реальному соотношению в нем гендерных ролей. Читатель не замечает, а часто и не верит во внешнюю некрасивость героини потому, что, во-первых, Каменская воплощает иную «красивость» — свободы мысли, слова, поступка, а во-вторых, мы начинаем сомневаться в правильности жизненной стратегии, по которой только красивая женщина имеет право на мужское внимание и на хорошего мужа (см.: ГОЩИЛО 2000: 760-80).

Образ Каменской содержит в себе и еще одну очень важную культурологическую потенцию — стремление преодолеть маргинальность женского статуса в обществе, в частности, в той профессиональной сфере, где традиционен приоритет «мужского». Через тексты романов присутствие женщины в данной области как бы «нормализуется», становится не только возможным, но даже и естественным в сознании читателя. Более того, достаточно ясно выраженный автором «женский» образ мысли героини зачастую оказывается плодотворнее в раскрытии криминальных интриг, нежели логические схемы мужчин, ее коллег. Каменская приучает широкий круг читателей к мысли, что женщина-оперативник такое же нормальное и органичное для современного социума явление, как и сыщик мужчина. Обаяние личности героини усиливает эффект воздействия на трансформацию ходячих стереотипов. Этому способствует и многократность, «многосерийность» явлений Каменской читателю, что удлиняет временное воздействие, позволяя вовлекать в дискурс все большее количество людей. Потому и можно утверждать, что романы Марининой провоцируют немаловажный поворот в массовом сознании, который помогает процессу адаптации изменившихся гендерных ролей в обществе.

Кстати, можно заметить, что до Марининой в наиболее популярных произведениях детективного жанра, созданных в Советском Союзе и в России, в качестве главного героя-сыщика безраздельно господствовал мужчина. Более-менее успешная попытка ввести женщину была сделана в сериале «Следствие ведут Знатоки», с триумфом прошедшем по телевизионным экранам в 70-х годах. Слово «Знатоки» составлено по первым слогам фамилий главных персонажей — Павел Знаменский, Александр Томин, Зинаида Кибрит. Однако и там, в тройке «Знатоков», ей, эксперту-криминалисту, отводилась в значительной степени дополнительная, вспомогательная роль. В одном из дел Зинаида Яновна допускает оплошность и дает подозреваемым лишнюю информацию. Позже она объясняет эту неудачу не отсутствием профессиональной осторожности, а своей принадлежностью к женскому полу. «Баба есть баба», — говорит она о своем промахе коллегам. Хотя и такое присутствие женщины в качестве одного из действующих лиц обогащало семантическую и психологическую ткань сериала, повышая его привлекательность для зрителя.

Еще раз обращусь к тезису о «женской этике», согласно которому женщины склонны к собственной недооценке, и принижение это, как видим, касается не только самих женщин, но и сферы их деятельности и интересов. Поскольку язык является определяющим элементом познания, то без его опережающего развития невозможно изменение мира, а значит, модифицировать современный гендерный баланс социума и полоролевых отношений нельзя без внедрения в лингвистическую базу новых понятий и деконструкции старых. Напомню рассуждения австрийской писательницы Ингеборг Бахман, придерживавшейся неопозитивистских взглядов на роль языка. Она считает, что всякого рода предрассудки остаются в языке «как позорные пятна даже после того, как они сами исчезают… Уничтожение бесправия… и улучшение состояния общества еще не влекут за собой окончательного уничтожения гнусностей. Поскольку ругательства, означающие их, крепко удерживаются в языке, то они могут возродиться в любое время… Не может быть нового мира без нового языка» (БАХМАН 1976:59). Язык как консервативная система долгое время хранит запечатленные в нем предрассудки, способствуя их сохранению и в общественном сознании, поэтому никакие перемены невозможны без изменения языка.

В общей структуре текстов Марининой тема семейных отношений формально занимает периферийную позицию, но с гендерной точки зрения она весьма примечательна. Речь, конечно, идет прежде всего об отношениях Анастасии с другом, а затем мужем Алексеем Чистяковым. Писательница одновременно фиксирует и декларирует значительный с точки зрения культурологии сдвиг, происходящий в современном российском обществе, а именно: об изменении ролевой, символической и семантической модели семьи. Суть этих трансформаций заключается в том, что патриархатная структура семьи трансформируется в партнерскую, где вертикальный вектор гендерных отношений замещается на горизонтальный, что в корне меняет систему приоритетов и оценок. В чем же выражается у Марининой эта трансформация? Прежде всего, в том, что сам брак для героини не представляется некой вожделенной целью, главным средством реализации своей личности — ведь долгое время ее удовлетворяют свободные отношения с Алексеем, который как раз и настаивает на юридическом закреплении их союза. Таким образом, для Каменской представляется символически ничтожным то, что в традиционалистском социуме для женщины связывается с понятиями «счастье», «удача», «успех». Брак для нее из некой сакральной вершины, из превосходной степени переходит в «горизонтальный» ряд понятий, составляющих категорию самореализации. Муж безусловно близкий и любимый человек, но не господин. Это — друг, собеседник, партнер.

В одной из публикаций женщины, следующие непатриархатной системе отношений, характеризуются так: «Союз с мужчиной перестает быть для женщины доминирующим карьерным запросом, гарантирующим относительную социальную и экономическую самостоятельность. Более того, он становится возможным при обладании мужчиной определенными личностными качествами… [например. — Е. Т.], оставлять за женщиной право быть такой, какой она хочет быть» (РОВЕНСКАЯ 2000:32). Писательница открыто говорит, что Настя имеет право быть плохой хозяйкой и «хорошим профессионалом», и отстаивает «право Чистякова готовить еду и ухаживать за Каменской» (ИНТЕРВЬЮ 19983: 9).

Очень важно для общественного сознания, что новая концепция брака закрепляется Марининой в положительных, вызывающих доверие и симпатию литературных образах. Это позволяет массовому сознанию преодолевать одно существенное противоречие: в то время как в значительной степени брак уже основывается на партнерской модели, ментальная традиция не менее упорно продолжает воспроизводить традиционные «вертикальные» клише. Так, женщина должна выйти замуж, должна хранить абсолютную верность, быть сексапильной, хорошо выглядеть и рожать детей, обязана «вести дом» и вкусно готовить (недавно я услышала еще один дополнительный пункт перечня — приносить в дом зарплату, желательно большую).

Конечно, здесь перечислены не все пункты, обладая которыми женщина может считать себя «настоящей». По мнению иных исследователей, их оказывается ровно девять: «заботливость; умение быть женой; умение быть матерью, проницательной и разумной; умение быть хозяйкой дома; быть Всех Кормящей, стоять у очага или печи; быть привлекательной, заботиться о своем внешнем облике; владеть рукоделием, шить, вязать, вышивать; уметь врачевать, лечить детей, близких; сохранять связи с прошлым семьи, народа» (КАЙДАШ 1993: 197-198).

Каменская как бы намеренно рушит эти категорические императивы, отказываясь покорно и безоглядно осуществлять все вышеперечисленное. Она выполняет тот или иной пункт этого «меню» только тогда, когда считает это необходимым для собственной самореализации.

Некоторые публикаторы (НЕМИРОВСКИЙ 1997:19; ПРОХОРОВА 1998:40) пытаются усмотреть в героине романов Агаты Кристи мисс Марпл некий прототип Каменской. Здесь сходство чисто формальное. Марпл — это наблюдательная пенсионерка, «подглядывающая» то, чего не видят простоватые инспектора Скотленд-Ярда и глуповатые полисмены. Ее мышление символизирует скорее трезвость и наблюдательность буржуа, нежели эвристические находки интеллектуала. Кроме того, мисс Марпл в гендерном аспекте традиционалистка, скорее даже викторианка, не помышляющая о каких-либо феминистских поползновениях. Маринина, отметая попытки аналогий с творчеством Агаты Кристи, говорит: «Я очень уважаю эту гениальную выдумщицу… Но мы ничем не похожи друг на друга. Меня головоломки не интересуют. Главное, на чем строятся мои книги, — это острая нравственная, психологическая проблема, необычный поворот человеческих отношений, характеры людей, обстоятельства их сближений и разрывов» (цит. по: КОСТЫГОВА 1997: 9).

Милицейские истории Марининой [1] указывают и на изменившееся отношение к такому популярному и популистскому жанру, как детектив. Если на сломе советской культуры в конце 80-х — начале 90-х годов главным лозунгом таких произведений было «больше крови и секса», то по мере насыщения книжного пространства подобными текстами, по мере того, как иссякал фактор новизны, начинали действовать иные приоритеты. «…Положение изменилось, и российский читатель, с детства привыкший к сказкам, где добро побеждает зло, вновь соскучился по положительному герою. На эту роль не подходит удачливый бандит, безжалостный мститель или супермен-сыщик, крушащий преступников все теми же криминальными методами, заимствованными у его клиентов» (ИЛЬИЧЁВ 2000: 20). Популярность и писательский успех Марининой определились тем, что она смогла удовлетворить общественный запрос на «гуманный детектив», а также и тем, что ввела в литературный текст образы людей, представляющих реальный средний класс современного российского общества и сумевших сохранить положительную жизненную ориентацию. Думаю, можно согласиться с высказыванием, что Александра Маринина вернула право «детективной литературе рассказывать человеческие истории» (НИКОЛЕНКОВ 2000:21).

Писательница, осознанно или нет, отобразила произошедшие в культуре гендерные сдвиги, сменив маскулинистскую парадигму отечественного детектива на более сбалансированную. Поэтому можно сказать, что детективные романы Александры Марининой «культурогенны»: они не только увлекают, захватывают, притягивают, но и меняют сознание.

ЛИТЕРАТУРА

1. БАХМАН, И. Тридцатый год//Три дороги к озеру. — М.: Прогресс, 1976.

2. БОЛЬШАКОВА, А. Ю. Гендер//Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001.

3. ГРИМШОУ, Д. Идея женской этики//Феминизм: Восток. Запад. Россия: Сборник статей. — М.: Наука, 1993.

4. ГОЩИЛО, Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой. — Екатеринбург, 2000.

5. ИЛЬИЧЁВ, В. Мордобой в «эру милосердия»//Книжное обозрение. 12 июня 2000 г.
№ 24.

6. «Как стать Агатой Кристи в России»: ИНТЕРВЬЮ с А. Марининой //Книжное обозрение. 1 апреля 1997. № 13.

7. ИНТЕРВЬЮ с А. Марининой// «Экстра-М». 8 августа 19981. № 31.

8. «Миссис Джекил и миссис Хайд»: ИНТЕРВЬЮ с А. Марининой //Приложение к «Независимой газете» — «Ex libris НГ». 15 января 19982.

9. ИНТЕРВЬЮ с А. Марининой // «Вечерняя Москва». 31 августа 19983.

10. КАЙДАШ, С. Н. О «женской культуре»//Феминизм: Восток. Запад. Россия. — М.: Наука, 1993.

11. КИРИЛИНА, А. В. Гендер: лингвистические аспекты. — М., 1999.

12. КИРИЛИНА, А. В. О применении понятия гендер в русскоязычном лингвистическом описании//Филологические науки (под ред. Г. Виноград и Е. Трофимовой). 2000. № 3.

13. КОСТЫГОВА, Т. Любовь и детектив, или Мужские игры Александры Марининой/ Книжное обозрение. 27 мая 1997. № 21.

14. МАРИНИНА, А. Смерть ради смерти. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.

15. МАРИНИНА, А. Мужские игры. — М.: ЭКСМО — Пресс, 19981. Т.1.

16. МАРИНИНА, А. Стилист. — М.: ЭКСМО — Пресс, 19982.

17. МАРИНИНА, А. Седьмая жертва. — М.: ЭКСМО — Пресс, 1999.

18. МЕЛА, Э. Игра чужими масками: детективы Александры Марининой // Филологические науки (под ред. Г. Виноград и Е. Трофимовой). 2000. № 3.

19. НЕМИРОВСКИЙ, Е. Романист Александра Маринина //Книжное обозрение. 28 октября 1997 г. № 43.

20. НИКОЛЕНКОВ, А. Критическая дыба Арбитмана//Книжное обозрение. 18 декабря 2000 г. № 51.

21. ПОНОМАРЁВА, Г. М. Женщина как «граница» в произведениях Александры Марини ной//Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования (под ред. Э. Шорэ и К. Хайдер). — М.: РГГУ, 1999.

22. ПРОХОРОВА, И., ДАШЕВСКИЙ, Г., НОСОВ, А., КОЗЛОВ, С., ДУБИН, Б.
На rendez-vous с Марининой. «Круглый стол», состоявшийся 17 апреля 1998 года// Неприкосновен ный запас. 1998. № 1.

23. РОВЕНСКАЯ, Т. Новая амазонка в интерьере женской прозы// Иной взгляд: Международный альманах гендерных исследований. — Минск. 2000 (май).

24. СЛАВНИКОВА, О. Самка детективообразная//www.ozon.ru (февраль-март 2001).

25. ТРОФИМОВА, Е. И. Проблема женственности в трилогии о Мимочке В. Микулич// Преображение. 1997. № 5.

26. ТРОФИМОВА, Е. И. Словарь гендерных исследований //Высшее образование в Рос сии. 2001. № 3.

27. ТРОФИМОВА, Е. И. Еще раз о «Гадюке» Алексея Толстого (попытка гендерного анализа)//Филологические науки (под ред. Г. Виноград и Е. Трофимовой). 2000. № 3.

28. ХАКАМАДА И. Девичья фамилия. — М.: Подкова, 1999.

 

Ссылки

[1] Есть, видимо, разница между современным детективом и милицейской историей.
В детективе самое важное — раскрытие преступления, убийства, и лишь это представляет интеллектуальный интерес. А в милицейских историях Марининой основной акцент делается на анализ психологических обстоятельств (например, описание характеров, жизненных ситуаций, мотивов преступления, поступков персонажей, постановка нравственных проблем и пр.). «Милицейские романы» Марининой «на сто процентов» не детективы, поскольку «не слишком увлекательны, порой слащавы». Это высказывание принадлежит В. Пронину, который, видимо, свои романы считает детективами в полном смысле и ставит их выше марининских книг. Объясняет он это тем, что его «герои — нормальные люди, если кто-то из них идет в киллеры [то только потому, что. — Е. Т.] — человека наняли, и он выполняет работу» (Интервью с В. Прониным// Книжное обозрение. 2 октября 2000 г. № 40. С. 17). Одним словом, никакого эмоционального отождествления с персонажами, героями, никакой рефлексии по отношению к читателю: киллер, по Пронину, — это просто работа.

 

литературоведение культурология литература сми авторский указатель поиск поиск