Командир гвардейской эскадрильи

Г. Ольховская-Кострикина

Надя Федутенко жила в селе Ракитном Курской области. Родители ее работали на сахарном заводе, где в дальнейшем формовщицей работала и она. У них была большая и дружная семья.

Г. Ф. Ольховская-Кострикина была штурманом эскадрильи, которой командовала Н. Н. Федутенко. В ноябре 1961 года она трагически погибла во время автомобильной катастрофы.

Школьницей Надя любила бегать на лыжах и коньках, легко занимала первые места в школьных состязаниях. Любила Надя и верховую езду. Любила за скорость, как состязание смелых. И здесь ей нередко удавалось приходить первой, оставляя позади своих сверстников.

Надя училась в ФЗУ, а по вечерам пропадала в кружке юных авиамоделистов. Здесь она впервые познакомилась с конструкцией самолета, узнала, почему летает самолет, как он устроен, как управляет им человек. Конструируя своими руками легкие модели, Надя думала о настоящем самолете, на котором полетит сама. А как только исполнилось восемнадцать лет, она поступила в Тамбовское училище пилотов Гражданского Воздушного Флота.

Осваивая полеты на учебных, а затем на транспортных самолетах, она увлеклась новым видом спорта — парашютными прыжками. Став пилотом Гражданского

Воздушного Флота, после окончания училища она одновременно получила и звание инструктора парашютного спорта.

До войны Надежда Никифоровна более шести лет летала над просторами нашей необъятной Родины, возила пассажиров, доставляла грузы новостройкам. Летать ей приходилось много-—и днем, и ночью. В ее летной книжке была записана уже не одна тысяча часов налета, не один тип самолета был освоен ею, когда началась война.

С первых дней Великой Отечественной войны Надежда Никифоровна — на фронте. В составе Киевской особой группы Гражданского Воздушного Флота на Юго-Западном фронте она летала пилотом на самолете типа Р-5. Ей приходилось выполнять ответственные задания по доставке боеприпасов, снаряжения, продовольствия и медикаментов войскам, находившимся в окружении и в глубоком тылу противника, а также вывозить из окружения тяжелораненых и доставлять разведывательные данные о противнике для командования наземных войск.

Ее полеты на транспортном самолете, как правило, на бреющем полете, без прикрытия огневыми средствами и истребителями, требовали большого мастерства, исключительной выдержки и самообладания.

Однажды она везла в Киев трех представителей Генерального штаба. В районе Брянска самолет шел над лесом, едва не касаясь верхушек деревьев. Но вот лес кончился... И вдруг сверху, из облаков, выскочил истребитель противника и ринулся в атаку на одинокий транспортный самолет.

Заметив врага, Федутенко резко изменила курс. Истребитель пролетел, разрывы снарядов подняли тучи пыли с земли позади самолета. Но вот гитлеровец снова начал заход для атаки. Надя стала снижаться все больше и больше и, насколько возможно, маневрировала, все время меняя направление полета. Перед ней — овраг. Она скрылась в нем. Лощина! Она использовала и ее. Вдали снова виднелся лес: «Только бы добраться до него», — пронеслась мысль в голове. При подходе к лесу— новая атака противника. Самолет вздрогнул от удара, но продолжал лететь... «Мотор цел! Рули работают! Значит, пока все в порядке», — думала Надя, а взгляд следил за противником. Теперь истребитель с разворота зашел в лобовую атаку. Ярость и злоба закипела в ней: «Таранить, таранить бы его! Но нельзя рисковать: везу людей. Надо уходить!»

Вот и лес. Федутенко направила самолет вдоль просеки. Истребитель проскочил мимо. Она изменила направление самолета раз, еще раз, теперь вдоль дороги, прикрываясь лесом, погом оврагом... И, напряженно следя за воздухом, с облегчением увидела, что враг уходит в сторону: «Потерял, потерял меня, наконец!» — обрадованно думает Федутенко.

На горизонте показался город. Теперь недалеко и аэродром. Осталось несколько минут полета.

После посадки офицеры, вылезая из самолета, пробовали шутить:

— Мы, кажется, вернулись с того света...

И крепко жали Надежде Никифоровне руку:

— Спасибо за второе рождение! Был и такой полет.

Надо было доставить бутылки с горючей жидкостью к фронту. Аэродром посадки дали юго-западнее Киева, у станции Ротмистровка. Спокойно долетела Надя до аэродрома. Высота ее полета на маршруте не превышала пятнадцати — двадцати метров. Но она уверенно вела машину, так как прекрасно знала местность.

Самолет приземлился и, теряя скорость, остановился на посадочной полосе. Но что это? Ее никто не встретил? Она вылезла и оглянулась кругом. К самолету бежала группа вооруженных людей... «Фашисты!»—молнией пронеслось у нее в голове. Она бросилась к самолету, дала полный газ, взлетела... Ничего, что по ветру, разворачиваться некогда.

Самолет взмыл над головами ошеломленного врага. Вслед ему засвистели пули...

«Да! Это была посадка к черту в зубы!» — только теперь подумала Надя.

После возвращения Федутенко на свой аэродром техники насчитали на ее самолете сорок семь пробоин.

Так летала Н. Н. Федутенко до назначения ее в полк М. М. Расковой. До двухсот вылетов совершила она к этому времени, иногда бывая в воздухе по семь-восемь часов в день. Более ста пятидесяти тяжелораненых бойцов и командиров вывезла из окружения и с передовой.

Надежда Никифоровиа Федутенко обладала высоким летным мастерством и большими организаторскими способностями, поэтому была назначена командиром 1-й эскадрильи. Она одной из первых отлично овладела техникой пилотирования и бомбометанием с пикирования на самолете ПЕ-2.

В ее эскадрилье преобладали опытные летчицы, прибывшие с самостоятельной работы в Гражданском Воздушном Флоте. Но не так просто было из своих вчерашних подруг с различными характерами и привычками сколотить воинское подразделение — авиационную эскадрилью. Однако Надежда Никифоровна справилась с этой задачей. Она научилась управлять не только боевым самолетом, но и людьми в военных условиях.

Быстро завоевала Федутенко любовь и уважение своих подчиненных. Она сразу всем понравилась — крепкая, стройная, с вьющимися каштановыми волосами. Особенно хороши у нее глаза — как две спелые вишни, выразительные, теплые. Но часто в них вспыхивала смешливая искорка. Надю уважали и любили все в эскадрилье.

Тогда я не знала еще, что мне придется с ней не раз ходить в бой. На таких летчиц, как Надя Федутенко, Леля Шолохова, Женя Тимофеева, мы, «зеленые» штурманы, смотрели с огромным уважением. У них за плечами была большая летная практика, знание жизни и людей, а мы, восемнадцатилетние девчонки, ничего, по существу, еще не видели в жизни.

Долго и упорно готовились к вылету на фронт. Уже воевали наши подруги на легких бомбардировщиках ПО-2, били врага в воздухе девушки на ЯКах, а мы пока только с завистью слушали рассказы об этом. Наконец учеба и тренировки остались позади.

И вот мы на аэродроме Ново-Георгиевка. В дивизии встретили нас недоверчиво. Летчики-мужчины даже не допускали мысли, что какие-то девчонки будут наравне с ними летать на все боевые задания. Но после первых же полетов убедились, что девушки летают не хуже, а зачастую и лучше их. Давала знать большая практика наших летчиц в Гражданском Воздушном Флоте.

Мне особенно запомнился первый боевой вылет. Это было 28 января 1943 года. Полетели мы с Надей Федутенко, Тимофеева со штурманом Кравченко и с нами стрелки-радисты Левит и Гришко. Наши экипажи были включены в девятку соседнего полка. Таким образом нам давали возможность ознакомиться с боевой обстановкой в строю летчиков, уже имевших немалый боевой опыт.

Как я волновалась перед вылетом! Сделаны все предварительные расчеты. Раздается команда: «По самолетам!» В воздух взвилась ракета — сигнал на вылет. Самолеты выруливают на старт. Федутенко отлично взлетает, затем мы пристраиваемся к ведущему. Вот вся группа в сборе.

Берем заданный курс. Надя настолько спокойно и уверенно чувствует себя в воздухе, что это невольно передается и мне. Самолеты идут плотным строем. Наш самолет — пикирующий бомбардировщик — в строю девятки выглядит внушительно и грозно. Настолько сильно чувство локтя, что даже холодок по спине пробегает.

Заход на цель делаем со стороны Ахтубы. Под нами огромный город, разбитый, разрушенный, но не сдавшийся. Особое чувство охватывает нас в тот момент, когда наши бомбы летят на головы ненавистного врага. Цель уничтожена, победа на какой-то миг ближе. Редкие разрывы зенитных снарядов сопровождают нашу группу. Мы без потерь возвращаемся на аэродром.

В этот же день нашему полку была поставлена боевая задача — тремя экипажами, действуя в составе группы соседнего полка, нанести удар по окруженной группировке в северной части города. Это звено нашего полка повела в бой Н. Н. Федутенко. В него были включены экипажи летчиков Зины Третьяковой со штурманом Надей Васильевой и Саши Кривоноговой со штурманом Леной Пономаревой. За свой первый вылет звено сбросило на головы фашистских войск тысячу двести килограммов бомб.

С Надеждой Федутенко летали мы и на Кубани бомбить фашистские укрепления, артиллерию и пехоту в районах станиц Крымской и Киевской. Не раз нам приходилось пробиваться сквозь ураганный зенитный огонь, отражать яростные атаки истребителей.

Помню такой случай. 26 мая 1943 года мы получили задачу разгромить артиллерийские и минометные позиции противника в районе станицы Киевской. Наша группа была встречена сильным огнем зенитной артиллерии противника. Несмотря на мощный заслон заградительного огня, мы упорно шли к цели. Вдруг наш самолет резко тряхнуло. Он опустил нос и начал переходить в пикирование. Но Надя быстро восстановила его на прежней высоте. Я взглянула на нее и увидела, что из-под шлема по ее лицу струйкой течет кровь... «Ранепа в голову!» — мелькнула у меня мысль. До цели оставались считанные секунды полета. Видя мое беспокойство, Надя сказала: «Ничего, потерплю! Целься точнее!» Вот сброшены бомбы, на земле возникли пожары, замолчала вражеская батарея. Превозмогая боль, Федутенко строго выдержала боевой курс. В этом полете она была заместителем ведущего группы и, несмотря на ранение, продолжала держаться в строю, готовая каждую минуту заменить ведущего. Хладнокровно и уверенно посадила она самолет, доложила о выполнении задания, и только после этого ее увезли в госпиталь.

За точный и эффективный удар, который обеспечил наступление нашей пехоты, мы еще в воздухе услышали благодарность командующего наземной армией. В те дни Надежда Никифоровна Федутенко получила свою первую награду — орден Отечественной войны I степени. Командир корпуса генерал Ушаков прислал ей в госпиталь поздравительную телеграмму.

Вскоре Надежда Никифоровна снова вернулась в строй.

2 сентября 1943 года Н. Н. Федутенко выполняла боевое задание в составе большой группы самолетов, обеспечивающей прорыв укрепленной полосы противника в районе города Ельни.

Над целью группа была обстреляна сильным огнем зенитной артиллерии и атакована истребителями противника. Зенитным огнем был сбит ведущий колонны.

Став на его место, Н. Н. Федутенко вывела всю группу— 54 самолета — точно на цель.

Федутенко первой в полку превысила расчетные возможности самолета, увеличив его бомбовую нагрузку до тысячи двухсот килограммов.

Летом 1944 года начались бои в районе Орши, Витебска и Борисова. Это были напряженные дни, когда Федутенко вылетала на задания по два-три раза. За точные бомбовые удары группы она получила не одну благодарность командования.

В те дни она летала со штурманом Тоней Зубковой.

— Я совершила с ней не один десяток боевых вылетов,— вспоминает Надежда Никифоровна, — вместе мы были удостоены звания Героя Советского Союза.

Сохранился обрывок карты, на обратной стороне которой Тоня Зубкова написала стихи о полете в район Двинска, где Федутенко была второй раз ранена. Вот эти стихи:

Блеснуло озеро.

Там станция, лесок,

А дальше тянется

Грунтовая дорога.

— С земли приказано, —

Передает стрелок, —

Бомбите цель,

Что северней немного!

Пусть карту унесло

Струей в пробитый люк,

Сапог солдатский

Полон липкой крови.

Лететь осталось

Двадцать пять минут —

Мы доведем машину

Силой воли.

Сколько силы воли, мужества, бесстрашия проявили в боях с врагом летчики и штурманы первой эскадрильи Оля Шолохова, Ира Осадзе, Валя Волкова, Саша Кривоногова, Саша Еременко, Галя Ломанова, Зина Степанова, Лена Малютина, Маша Тарасенко, Лена Юшина, Лена Азаркина и многие другие.

Навечно в наших сердцах останется память о Любе Губиной, Ане Язовской и Елене Пономаревой, отдавших свои молодые жизни за счастье советского народа, за свободу нашей Родины.

Под командованием Надежды Никифоровны Федутенко более пятисот вылетов совершили летчики первой эскадрильи за годы Великой Отечественной войны. Волга, Кубань, Белоруссия, Прибалтика, Восточная Пруссия— таковы этапы нашего боевого пути.

После войны разлетелись наши девушки по всей необъятной стране, вернулись к мирному труду, к учебе, в свои семьи.

1961 г.

Героини. Вып. 2. (Очерки о женщинах — Героях Советского Союза). М., Политиздат, 1969.
Публикация i80_103