Наше оружие — искусство

... По всем фронтам разъехались в самом начале войны многочисленные концертные бригады, военные театры, армейские ансамбли, группы кинооператоров и художников. Невозможно забыть то, что было пережито на военных дорогах... Мы видели страшное разорение, которое враг принес на нашу землю, горе осиротевших детей, жен и матерей. Видели великое мужество, героизм и в то же время удивительную человечность, скромность советских воинов.

Вспоминаю концерт, который паша бригада устраивала в одной из летных частей. Мы долго не начинали — ждали тех, кто был в небе, выполнял боевое задание. Когда летчики вернулись, было решено, что каждый из артистов свой номер посвятит тому или иному бойцу. Перед тем как прочесть отрывок из поэмы Лермонтова «Мцыри», я сказала, что посвящаю выступление командиру авиазвена, вернувшегося с задания. Потом, когда я пробиралась сквозь ряды зрителей к своему летчику, поразилась, как он, буквально минуты тому назад рисковавший жизнью в смертельном бою с фашистскими «юнкерсами», почти до слез был растроган проявленным вниманием.

Всякое случалось на фронтовых дорогах концертных бригад — «особых подразделений» искусства, как их называли.

Как-то зимой автобус, в котором ехали артисты, заблудился и мы оказались в непосредственной близости от передовой. Оглушенных разрывами снарядов, замерзших, растерявшихся, нас взяло под свое «покровительство» танковое подразделение. Никогда не забуду, с какой теплотой, как своих самых близких, родных, приняли пас бойцы — накормили, обогрели... А концерт, который мы хотели дать, так и не состоялся: танкисты ушли в бой.

Не только средствами своего искусства боролись с врагом литераторы, артисты, художники... Многие представители художественной интеллигенции сражались с оружием в руках. Почти в каждом театре, в любой другой творческой организации висят сегодня мраморные доски с именами тех, кто не вернулся... И в боевых частях, партизанских отрядах писатели, журналисты, художники не расставались с творческой работой. Писатель и режиссер Герой Советского Союза Петр Вершигора говорил тогда: «Ох, надоело писать на пеньках, на коленах, в тачанке. Изголодался я по письменному столу». Но шла война — и крепко держали в своих руках винтовки люди творческих профессий.

По всей стране тогда шел сбор средств на оборону, и в выходные дни устраивались концерты, спектакли, доход от которых направлялся в фонд помощи фронту. Работники Малого театра, например, собрали миллион с лишним рублей для постройки самолетов. Потом в Подмосковье мы провожали эскадрилью, в которой были и наши самолеты. С пилотами этой эскадрильи Малый театр связан и по сей день. Дружба, начавшаяся в войну,— святая дружба, и встречи-отчеты о сегодняшней нашей работе, встречи-воспоминания для нас всегда очень радостны.

Самые удивительные духовные связи возникли между артистами, приехавшими на фронт, и солдатами. Мы были для воинов посланцами «большой земли», где остались их матери, жены, дети. С волнением выспрашивали у нас фронтовики, что там, в тылу, как держатся люди, какое у них настроение.

... Как-то на концерте мы заметили, что один из офицеров слушает нас совершенно безучастно, сидит очень грустный, отрешенный от всего. Оказалось, что гитлеровцы повесили в деревне его мать, отца и сестру. Тогда старейший наш актер Пров Михайлович Садовский подошел к нему и сказал: «Пойдем поговорим, сынок...» Говорили они всю ночь. А когда мы уезжали, этот офицер попросил разрешения у Садовского писать ему и называть отцом...

Вся страна в годы войны по-матерински заботилась о своей армии. И как замечательно, что та кровная близость между деятелями искусства и воинами, которая ярко проявилась на полях сражений, крепнет день ото дня и сейчас.

Е. Гоголева, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда.

Правда, 1975, 5 марта.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ В ПИСЬМАХ М., «Политиздат», 1980.
Публикация i80_255