ОТ МАТРОССКОЙ ТИШИНЫ ДО КАРЛХОРСТА

А.К. Аверьянова

 

О Кривошеиной Ольге Сергеевне.

Дочь участника Великой Октябрьской социалистической революции, командира Красной Армии в годы гражданской войны и участника Великой Отечественной войны не могла остаться равнодушной к событиям в стране. Международная обстановка заставляла предполагать, что фашистская Германия нападет на СССР. И молодежь стремилась изучать специальности, которые помогли бы стать активными защитниками Родины. В 1940 г. Оля Кривошеина поступила в автомотошколу, получила право на вождение мотоциклов и автомашин и в 1941 г. стала штатным шофером гаража штаба МПВО. Когда же началась война, она оказалась готовой служить Родине. Оля сделала много рейсов, вывозя на линию оборонительных сооружений города, «ежей», мешков с песком и другой груз. Там же, на оборонительных сооружениях копала окопы ее старшая сестра, а младшая работала сборщицей-слесарем на заводе «Калибр». Ее мама трудилась на ВДНХ, а отец, Сергей Иванович Кривошеин, несмотря на непризывной возраст, добровольцем ушел в армию. Он, майор запаса, был назначен комендантом бригады морской пехоты на Карельском фронте.

В июне 1942 года Ольга Кривошеина ушла на фронт. Она вспоминает, что их добровольцев-комсомольцев разместили в казармах Матросской тишины, где они активно постигали науку военных связистов. Чтобы стать настоящим солдатом, осваивать пришлось много чего. Было нелегко, хотя вспоминаются и смешные эпизоды, явно связанные с тем, что вначале не все получалось.

Как-то командир построил роту во дворе и кричит с акцентом (по национальности он был грузин) «Орлы мои, орлы мои, что вы стоите как бараны». Со строевой выправкой и на самом деле было не все в порядке, но девчатам такой пассаж не понравился, и в отместку они стали называть его пастухом.

После окончания учебы был сформирован батальон, а потом и полк, 8-й отдельный полк связи. Боевой путь начался в Иваново. Там, в середине июня 1942 года, по директиве Ставки Верховного Главного командования, начала формироваться армия, получившая наименование — 10-ой Резервной. В конце июня она была доукомплектована стрелковыми дивизиями, которые были дислоцированы в городах Иваново, Владимир, Ковров, Шуя, Кострома и тд.

Страна переживала тяжелейшее время. К осени 1942 года враг вышел к берегам Волги. В это время 10-я Резервная армия была передислоцирована в район г. Камышина, где она продолжала готовить резервные соединения и передавать их Сталинградскому фронту, а также другим фронтам... Под новый год она была выдвинута ближе к Сталинграду, в город Калач, где встретилась с армией, которая шла с юга. В великом событии войны — полном окружении немецких войск под командованием фельдмаршала Паулюса в районе Сталинграда принимала участие и связистка Ольга Сергеевна Кривошеина. Задача связистов была нелегкая. Ведь они идут всегда впереди, организуют связь с фронтами, дивизиями, корпусами и часто несут потери. Полк неоднократно отводился на переформирование и пополнялся новыми людьми... Если в начале в отдельном полку связи было много москвичей, то со временем появились связисты из Сибири и других мест страны.

В памяти возникают картины тяжелых боев зимы 1943 года.

Ставка Высшего Главного командования вводила 5-ю Ударную армию в сражения, как правило, на одном из главных направлений, то есть туда, где было особенно тяжело, где решалась судьба операции. Так было и на этот раз. В начале февраля 5-я Армия принимала участие в освобождении ряда городов Донбасса.13 февраля 1943 года газета «Правда» писала: «Снова телеграфная весть горячей радостью заполнила сердца советских людей. Наши доблестные войска освободили Краснодар, Шахты и другие города». В этот же день Военный Совет армии получил от Высшего Совета фронта телеграмму: "Поздравляем войска Цветаева с овладением городами Шахты и Новошахтинск. Желаем Вам еще больших успехов богатыри. Вперед на очистку Донбасса от гитлеровской нечисти, за освобождение нашей земли». Население с радостью встречало освободителей. Но хорошее настроение в связи с боевыми успехами у Ольги Сергеевны было омрачено сильным недомоганием. Как — то она провалилась под лед, а после этого пришлось долго ехать по степи в мокрой одежде. Тогда она сильно замерзла до костей. Стали гноиться ноги, трудно было передвигаться. Однако все обошлось. Болеть было некогда.

Чем дальше продвигалась Советская Армия на запад, тем страшнее раскрывались чудовищные злодеяния немецких оккупантов. Кровь стыла от того, что слышали и видели наши солдаты на освобожденной территории. В душе у них росло чувство мести за поруганную землю, за невинно погибших советских людей. Это удваивало силы в борьбе с врагом. 5-ая Ударная Армия, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, вносила свой вклад в освобождение Иловайска, Горловки, Макеевки, Донецка и всей территории Донбасса. Известно, что ни один бой не обходится без потерь. Особенно тяжело терять близкого человека. Многих однополчан потеряла и Ольга Сергеевна. Самую близкую свою подругу — Евдокию Абрамкину она потеряла в боях за Украину. И случилось это как-то неожиданно и нелепо. Евдокия спала на улице у печурки. Вражеский снаряд упал прямо на нее. И все... Осталась сиротой трехлетняя дочь в Москве. Муж ее тоже был на фронте. В это же время, как вспоминает Ольга Сергеевна, и она попала в переплет. Шла по улице станицы и услышала, что летит вражеский снаряд. Увидев яму — молниеносно кинулась в нее, а там спали солдаты. Основательно придавила их и вызвала переполох. Потом долго рассказывали «какой снаряд, какая бомба» врезалась в них.

Война полна всяких неожиданностей. Вспоминает Ольга Сергеевна и такой случай с ее сослуживцем, связистом Иваном. Как-то решил он отдохнуть. Постелил плащпалатку и шинель, уселся удобно, достал консервную банку и, чтобы ее открыть, сильно ударил по ней камнем. Раздался взрыв, и он на плащпалатке взлетел в воздух. Как оказалось, он сел на противотанковую мину и подорвал ее. Его даже не ранило, хотя он отбил мягкое место. Солдата — барона Мюнхаузена часто просили рассказать, как он летал на мине. Вспоминаются и более спокойные и счастливые моменты в их молодой жизни. Как-то решили организовать выступление художественной самодеятельности. «Артистов» нашли у себя. Бывшая студентка института иностранных языков пела, Ольга Кривошеина читала стихи Щипачева и Симонова, нашлись и конферансье. Так как связь в своих руках, объявили о концерте и сообщили, что артисты из Москвы. Это соответствовало действительности. Они все были москвичами. Но люди ждали настоящих артистов, а не самодеятельных. Охрана не пропускала их в «клуб» то есть на опушку леса пока не разобрались. Конфликт был улажен и концерт прошел на славу.

Военная же реальность была тяжелой. Наступила невероятная распутица. В грязи застревала вся тяжелая техника. Редкое боевое затишье сменялось решительными наступлениями. Советская Армия двигалась на запад. В ходе тяжелейших боев в самом конце марта овладели г. Николаевым. Ольга Сергеевна вспоминает, что город они увидели страшно разрушенным и пылающим в огне, а на центральной площади были установлены виселицы и не убранные тела молодых парней-комсомольцев. И здесь, как и везде, фашисты зверствовали нещадно.

Очередной задачей стало — освобождение Одессы. К ней Ударная армия во взаимодействии с другими частями шла через лиманы, форсируя их вброд. Глубина ледяной воды в отдельных местах доходила до плеч. Шли под пулеметным и минометным обстрелом врага. А связисты еще несли оборудование для телефонной и телеграфной связи, катушки с проводами. Войска без сна и отдыха, проявляя мужество и героизм, двигались к намеченной цели. 10 апреля 1944 года к 10 часам утра Одесса была полностью очищена от врага. И уже около 12 часов узел связи штаба Ударной армии начал функционировать в полном масштабе. Среди войск, особо отличившихся в боях за Одессу, на первом месте в Приказе Верховного Главного командования, отмечалась Пятая Ударная армия. Наиболее отличившимся соединениям и частям этой армии было присвоено почетное звание «Одесских». А войска армии уже вели напряженную подготовку к предстоящей наступательной операции, получившей впоследствии название Ясско-Кишиневской. С освобождением Кишинева Советская Армия выходила к государственной границе.

В сентябре 5-ая Ударная армия была передислоцирована в Белоруссию. Начался новый этап боев за освобождение Польши. Ольга Сергеевна вспоминает, что на территории Польши у них установились самые теплые и дружеские отношения с поляками, хотя и не сразу. Сначала к связисткам, поселенным в доме местных жителей, хозяева относились настороженно, позднее же отношения стали теплыми... В свободное время от дежурств на узле связи или других солдатских обязанностей в части, девчата старались помочь пожилым полякам по хозяйству. Бывало, что их приглашали на «посиделки», где беседовали, спорили, пели песни и танцевали.

Шагая по военным дорогам Польши через Варшаву, Кутно, Гнезно, Познань до Кюстрина и видя горе и беды поляков, Ольга Сергеевна стала искренним и верным другом польского народа. Неслучайно с первых дней создания Общества польско-советской дружбы, несколько десятилетий она являлась его активным членом. И глубоко сожалеет о том, что в наши дни в Польше есть те, кто представляет Советскую Армию как оккупанта, уничтожает святые места-могилы и памятники погибшим советским воинам, павшим при освобождении поляков от фашистов.

Советская армия перешагнула границу Германии. Наверно сейчас трудно понять чувства солдат, которые более трех лет мечтали об этом. Бойцы понимали, что до победы недалеко, реально забрезжила мирная жизнь, но надо было выдержать эти последние десятки километров, а потому солдаты воевали еще с большим напором. Фашисты огрызались, как загнанные звери.

Они просто лютовали. Сбрасывали огромное количество бомб. Были случаи, когда они сбрасывали целиком самолеты, начиненные взрывчаткой.

Огромный объем тяжелейшей работы в экстремальных условиях выполняли связисты. Ольга Сергеевна вспоминает, что после взятия г. Кюстрин, узел связи разместили в каком-то сарае. Бомбы рвались рядом. В какой-то момент они над своими головами услышали стоны. Оказалось, что над ними на слегах лежало сено, а в нем несколько дней прятались немцы.

В эти дни Ольгу Кривошеину избрали комсоргом батальона и полка, оказав ей большое доверие.

О том, как готовился штурм Берлина и как он осуществлялся, написано много. Тот, кто принимал участие в этих событиях, помнит все до мелочей.

Солдаты 5-ой Ударной армии под командованием генерала Николая Берзарина, были первыми, кто вошел в Берлин в конце апреля 1945... Сколько радости и ликования было, когда 21 апреля 1945 года бойцы водрузили первые советские флаги в пригороде Берлина — Марцано. Затем был захвачен пригород Карлхорст. Полк связистов разместился в его одноэтажных домиках. В Берлине гестаповцы и эсэсовцы дрались за каждый дом, за каждый метр территории, сражались с отчаянием обреченных и каждый из оставшихся метров сулил атакующим ранение или смерть. Даже, когда шли уличные бои и в большинстве окон висели белые простыни, знак капитуляции, из них все равно стреляли в наших солдат. Самые ожесточенные, кровопролитные уличные бои пришлись на 1-е мая 1945 г. Уже ничего не могло спасти фашистов. Храбро и дерзко действовали наши штурмовые отряды. Взято здание имперской канцелярии рейха... Жаркие схватки разгорелись на лестничных маршах здания. Здесь при огневой поддержке группы лейтенанта Акимова совершила подвиг майор А. В. Никулина. Она первой выбралась на крышу здания и водрузила Советское Красное Знамя... Любопытные связистки по пожарной лестнице влезли в окно, проникли в кабинет Гитлера, осмотрели его приемную, потом спустились в бункер. Их прогнали охранявшие здание солдаты, сказав, что рейхсканцелярия была заминирована. Среди связисток была и О. Кривошеина. Позднее она работала в музее. И признавалась, что часто жалела, что не воспользовалась случаем и ничего не унесла оттуда для наших музеев. Наши войска с боями упорно продвигались в сторону Бранденбургских ворот и Рейхстагу. К 15 часам 2 мая 1945 года враг был полностью разбит и военные действия в городе прекращены. Началась массовая сдача в плен жалких остатков, деморализованных претендентов на мировое господство. Великая Отечественная война для войск 5-й Ударной армии закончилась.

Уже отмечалось, что узел связи был развернут в Карлхорсте. Это было в цокольном этаже дома, где на 1-м этаже проходило подписание Акта капитуляции фашистской Германии. Телеграфистка, сержант Надя Черепанова в присутствии командира роты лейтенанта Насильникова, передала Акт на узел связи фронта, а радисты передали всем дивизиям и соединениям армии. Контрольную ленту с Актом капитуляции взял связист А. Истомин и передал ее в Центральный музей В. И. Ленина.

Краткие фронтовые итоги Пятой Ударной армии с 8 декабря 1942 г. — дня ее рождения по 25 июня 1945 год, таковы: за 875 дней и ночей, в лютый мороз и в изнурительный зной, по дорогам и без дорог, по грудь в ледяной воде и в густой пыли, под градом пуль, снарядов и авиабомб, по минным полям и через проволочные заграждения, теряя навсегда боевых друзей и любимых командиров, гордо неся свои боевые знамена от Сталинграда до Берлина, прошла более 3-х тысяч километров, освободила десятки крупных городов и тысячи населенных пунктов, вернула свободу миллионам советских людей. В войсках армии было 202 Героя Советского Союза. Коммунисты и комсомольцы составляли до 45% личного состава армии.16 раз в годы войны вспыхивали в небе Москвы салюты в её честь

В этой жестокой битве с врагом не всем воинам нашей армии удалось дойти до Победы. Великая наша благодарность и светлая память всем тем, кто пал смертью героя на поле боя, отдав на алтарь Отечества самое дорогое — жизнь.

Кривошеина Ольга Сергеевна родилась в 1922 году. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. После войны — Первый секретарь Дзержинского райкома партии г. Москвы, директор Центрального музея В. И. Ленина, член Советского комитета защиты мира, член Комитета советских женщин, первый заместитель председателя Общества советско-польской дружбы, действительный член Международного Совета музеев. Награждена правительственными наградами...

Публикация i8_1464