КОМСОРГ РАЗВЕДБАТАЛЬОНА

Клятова Наталья Ивановна, Солдатова Мария Михайловна

На Кутузовском проспекте неподалеку от Поклонной горы, где все дышит памятью о двух Отечественных войнах, стоит средняя общеобразовательная школа № 75. На четвертом этаже в небольшой комнатке — Музей боевой славы и в нем фотография Ирины Ивановны Митиной, в девичестве Ирины Магадзе — старшей пионервожатой школы, добровольно ушедшей на фронт в самом начале Великой Отечественной войны.

Шел четвертый месяц войны. Октябрь выдался очень тяжелым. Гитлеровцы рвались к Москве. 13 октября собрание актива Московской партийной организации обратилось ко всем коммунистам, комсомольцам и беспартийным жителям Москвы с призывом вступать в рабочие батальоны для защиты столицы. 15 октября было завершено формирование 25 (по числу районов Москвы) батальонов. В эти дни 10 141 человек, в том числе более 600 девушек, добровольно вступили в народное ополчение. Это были рабочие разных профессий, ученые, студенты и даже школьники. 70% из них были коммунистами и комсомольцами.

Г. К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» писал: «Ополченцы составляли ядро многих специальных подразделений разведчиков, лыжников, активно действовали в партизанских отрядах. Западный фронт в своей борьбе опирался на эту неоценимую помощь со стороны населения Москвы».

В Киевском районе вступило в ополчение 800 человек. В школу № 63, где формировался рабочий батальон, пришли Ирина Магадзе и старшие пионерские вожатые подшефных 22-му авиационному заводу школ: Татьяна Бурова, Нина Соловей, Татьяна Мамаева, Саша Калекина. Все они прошли краткосрочные курсы санинструкторов. Ирина Магадзе и Нина Соловей были зачислены в разведбатальон 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии, которая вышла на позиции вдоль канала имени Москвы между Дмитровским и Волоколамским шоссе. Перед ней была поставлена задача — не допустить противника в Москву. Именно тогда родилась любимая песня фронтовиков: «Мы не дрогнем в бою, за столицу свою, нам родная Москва дорога»...

В ноябре дивизия получила задание на проведение разведки боем в направлении Солнечногорска для установления численности и состава противника в этом районе. Непосредственное участие в боевых операциях приняли и девушки, служившие санинструкторами в дивизионной разведке. Их было восемь и среди них — Ирина Магадзе, Все они поочередно ходили в разведку под Солнечногорск, Крюково, Нахабино, Черкизово, Петрово-Дальнее, вооруженные, как парни, и с тяжелой медицинской сумкой.

Стойкость и мужество защитников Москвы, помощь тружеников тыла помогли остановить полчища гитлеровцев, а 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии, приведшее к разгрому немецко-фашистских войск под Москвой.

С тяжелыми боями дивизия продвигалась по новгородской земле, освобождая ее города и села. Вместе с ней шагала, перенося все тяготы, преодолевая все трудности, санинструктор разведывательного батальона Ирина Магадзе.

Ветераны вспоминают, как трудно было продвигаться вперед по весеннему бездорожью: торфянистая, поросшая мелким кустарником и изрытая воронками земля покрылась водой, и передвижение по ней было почти невозможно. Вот в таких условиях Ирина ходила с разведчиками по тылам врага, оказывала помощь раненым и выносила их с поля боя. Но невозможное становилось возможным для юного санинструктора. Ее ждали раненые, ждали не только первой помощи, но и человеческого участия и заботы.

Нина Соловей вспоминает: «Очень нравилась мне Ира Магадзе — наш санинструктор. Она была очень молоденькой, но стала для разведчиков доброй наставницей — заботливой и требовательной, как мать. Она умела прийти на помощь и когда разведчик был ранен, и когда ему требовалось душевное внимание. Как-то она везла раненного в голову разведчика. Путь был очень трудным, тряским, по лежакам, проложенным саперами. Чтобы облегчить страдания раненого, Ира держала его голову на всем пути, который продолжался около трех часов.»

Однополчане любили и уважали эту молоденькую девушку — строгую, заботливую и самоотверженную. Они избрали ее комсоргом своего отдельного разведывательного батальона. На ее плечи легла серьезная ответственность за участие комсомольцев в выполнении боевых задач.

В сентябре 1942 года, когда немцы рвались к Сталинграду, Ирина была тяжело ранена, ее отправили в госпиталь и в свою часть она возвратилась только в марте 1943 года.

Далее путь ее дивизии лежал на Ленинград. Через Псковскую область с тяжелейшими боями и потерями допели до Прибалтики. После освобождения города Тарту 8 мая 1945 года дивизия должна была штурмовать Лиепаю, но среди дня командование остановило наступление. А 9 мая из радиоприемников услышали долгожданное: «Война окончена!»

12 июля 1945 года в дивизии началась демобилизация: прежде всего к мирному труду возвращались бойцы старшего возраста и женщины. Так закончился боевой путь Ирины Магадзе. Она прошла его достойно и мужественно. Правительство отметило ее самоотверженный ратный труд орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За оборону Москвы», «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими наградами.

На войне Ирина вышла замуж за своего однополчанина - разведчика Бориса Михайловича Митина.

Дальнейшая послевоенная жизнь Ирины Ивановны была тесно связана со школой и пионерской организацией. Возвратившись в Москву, она получила педагогическое образование. В 1952 году стала директором школы № 63, той самой, в которой в 1941 году формировался рабочий батальон. Вместе с учениками Ирина Ивановна провела большую работу по розыску группы выпускников школы № 75, ушедших на фронт в 1941 году и не вернувшихся с войны.

В честь 40-летия Всесоюзной пионерской организации в конце 50-х годов в Москве было развернуто строительство нового комплекса городского Дворца пионеров и школьников на Ленинских горах. Оно было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Ирина Ивановна Митина получила назначение директором Дворца еще во время его строительства.

Открылся Дворец пионеров 1 июня 1962 года в Международный день защиты детей. Это был прекрасный подарок московской детворе! 1500 сотрудников и педагогов готовы были принять свыше 10 тысяч ребят в кружки, секции, клубы. Каждый ребенок мог выбрать себе дело по душе.

И. И. Гольдберг — старейший работник Дворца пионеров, ветеран Великой Отечественной войны, вспоминал об Ирине Ивановне: «Эта сильная женщина, участница войны, запомнилась мне требовательной, рачительной хозяйкой, она сумела организовать очень слаженную работу нового, большого и сложного коллектива».

«Ирина Ивановна много сделала для укрепления авторитета Дворца пионеров в городе и стране. Именно при ней нашли поддержку многие творческие начинания сотрудников Дворца. Именно она сумела привлечь во Дворец талантливых и неординарных людей», — так считает заведующий отделом астрономии и космонавтики Б. Г. Пшеничнер.

Ирина Ивановна избиралась депутатом Моссовета, председателем комиссии по образованию, как фронтовик возглавляла военно-патриотическую комиссию. И все послевоенные годы активно работала в Совете ветеранов 3-й Московской коммунистической дивизии.

В 1969 году Ирина Ивановна начала новый этап своей жизни. Она защитила кандидатскую диссертацию по педагогике, стала доцентом в МГПИ им. В. И. Ленина.

Более 20 лет она занималась проблемами управления учебными заведениями, возглавляла кафедру педагогики и психологии в Московском институте повышения квалификации работников образования.

К сожалению, сегодня Ирины Ивановны уже нет с нами. Осталась светлая, добрая память о ней, как о человеке, защищавшем в трудные годы Великой Отечественной войны нашу Родину и внесшем свой вклад в общее дело Победы над врагом.

ПИОНЕРСКИЕ ВОЖАТЫЕ МОСКВЫ 1941-1945 годы. М., Издательство «Классикс Стиль», 2005
Публикация i81_2007