ДЕТИ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ СОУЧАСТНИКАМИ ОБЩЕЙ С НАРОДОМ СУДЬБЫ

Ананьина (Федяева) Зинаида Андреевна

Первые мои воспоминания о войне связаны с работой на оборонительных рубежах. Вместе с другими девушками рыли противотанковые рвы, а во время обстрела в них и прятались.

В августе 1942 года я вступила в комсомол, и Свердловский РК ВЛКСМ направил меня на работу с детьми в школу № 636, а затем в 1943 году я была назначена старшей вожатой в школу № 169. В начале войны многие дети были эвакуированы, школы не могли полноценно работать, отряды пионеров базировались по месту жительства. Мы с ребятами из школы № 636 собирались в подвале, помню, много тогда прочитали книг.

К 1943 году Красная Армия отбросила фашистов от Москвы, но положение на фронтах еще было тяжелое, да и в тылу трудностей хватало. Я старалась так организовать своих пионеров, чтобы они учились видеть, что происходит вокруг, какие беды у людей, и не просто видеть, а думать, как они могут быть полезны окружающим людям. О том, что дети это понимали, говорят многие примеры. Время было голодное. А потеря хлебных карточек в те дни была просто трагедией. И вот один из пионеров рассказывает о соседской бабушке, которая потеряла карточки. О детях, даже в те тяжелые годы, заботились особо, в школе их кормили.

И вот, узнав о случившимся, ребята экономят хлеб от своих завтраков и носят бабуле.

Об этом узнал, видимо, из ее письма, сын — фронтовик. Как мы были растроганы, когда неожиданно получили от него письмо с благодарностью нашим тимуровцам. Взяли на учет семьи фронтовиков, где были маленькие дети или старые больные люди. Возили им на санках дрова, детям дарили свои любимые игрушки, словом, помогали, как могли.

Вместе с ребятами я постоянно посещала госпиталь, который размещался в Институте нейрохирургии на Тверской-Ямской. Мы писали от имени солдат письма их родным и близким, выполняли посильную работу, помогая медицинским сестрам и, конечно, давали концерты, дарили скромные подарки.

Летом, находясь в пионерском лагере, опять же ходили в госпиталь, расположенный неподалеку. А еще помогали колхозу в полевых работах, собирали для аптек лекарственные растения.

Словом, тимуровцев нашей дружины люди вокруг знали.

Ни я, ни дети не ожидали, что организованная нами помощь семьям защитников Родины, которую мы считали естественной, будет замечена и оценена руководящими органами. Одиннадцать пионеров и вожатая получили грамоты исполкома Свердловского Совета депутатов трудящихся, а Отдел социального обеспечения СНК РСФСР отметил меня денежной премией. Горком комсомола наградил пионерскую дружину памятным вымпелом, а РК ВЛКСМ вручил Красное знамя.

* * *

Зинаида Андреевна получила после войны высшее педагогическое образование и всю жизнь работала с детьми. Награждена медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

ПИОНЕРСКИЕ ВОЖАТЫЕ МОСКВЫ 1941-1945 годы. М., Издательство «Классикс Стиль», 2005
Публикация i81_2021