ДОМОЙ!

После Дня Победы почти все думали о доме. Еще шли во взводах военные и политические занятия. Еще приходилось подкачивать водородом стоявшие на биваках аэростаты, но в воздух их уже не поднимали.

По ночам зенитно-артиллерийские, прожекторные и аэростатные полки выстраивались на московских площадях и маршировали — готовились к параду Победы. Однако на этот парад попали очень немногие бойцы Московской ПВО. За право участвовать в параде боролись лучшие соединения Советской Армии.

К прожектористкам, аэростатчицам и пулеметчицам приезжали представители московских фабрик, заводов, приглашали на работу.

Некоторых девушек уже в то время переводили с комсомольской и партийной работы в армии на комсомольскую и партийную работу в Подмосковье.

Однако большинство уральских девчат стремилось домой, на Урал.

После парада Победы 24 июня 1945 года в аэростатных полках началась сдача материальной части. 25 июня аэростатчицы «давили газ» — выпускали водород из аэростатных оболочек. Потом эти тяжелые шелковые оболочки укладывали в специальные пакеты и свозили на сборные пункты отрядов.

26 июля 1945 года в Москве состоялась встреча демобилизованных из Советской Армии девушек-воинов с Михаилом Ивановичем Калининым.

«Здесь говорили,— сказал М. И. Калинин,— что они (девушки.— И. Д.), дескать, ничего героического не совершили. Геройство, такое геройство, которое, как молния, освещает человека, выпадает только на долю отдельных лиц. Оно, это геройство, в значительной степени основано на случайностях... Но люди, которые совершили героические дела, могли использовать эти случайные стечения обстоятельств потому, что физически, психологически, морально и политически они были подготовлены к проявлению героизма. Я уверен, что у нас среди женской молодежи очень большой процент людей, способных совершать героические подвиги, если стечение обстоятельств сложится для этого... Героизм состоит в том,— сказал далее Михаил Иванович,— чтобы точно, при всех обстоятельствах, выполнять свои обязанности. И вот это точное, при всех обстоятельствах, выполнение своих обязанностей — это тоже героизм, и за этот героизм, героизм общий, которым были охвачены сотни тысяч, миллионы юношей и девушек, за этот героизм правительство наградило комсомол орденом Ленина...» 1

1 «Комсомольская правда», 31 июля 1945 года.

В последних числах июля и в последних числах августа 1945 года с Ржевского (ныне Рижского) вокзала Москвы уходили на Урал два эшелона. В них уезжали защитницы московского неба — пулеметчицы и аэростатчицы, связистки и наблюдатели ВНОС, артиллеристы и прожектористки.

Их провожали командиры полков и дивизий, политработники, представители штаба Особой Московской армии ПВО, представители Моссовета. Они благодарили уральских девчат за отличную службу, говорили, что Москва никогда не забудет их подвига.

А потом девушки плясали на длинном перроне Ржевского вокзала. И вместе с ними плясал начальник политотдела 2-й аэростатной дивизии Д. А. Захватаев.

Защитниц московского неба торжественно встречали на многих станциях. Им приносили цветы и гостинцы. Их приветствовали речами и песнями.

И Урал тоже торжественно встретил своих дочерей — цветами, оркестром, приветственными речами.

Эшелоны, ушедшие из столицы, были короче тех, длинных, военных. Многие девушки остались в Москве. Некоторые погибли. Немало пулеметчиц военная судьба разбросала по различным фронтам, и они возвращались на Урал уже не из Москвы.

И. Давыдов. ПОДВИГ НАЧИНАЛСЯ В АПРЕЛЕ. Средне-Уральское Книжное Издательство, 1970
Публикация i81_2101