"Бить или не бить

Дискотека закончилась: Толпа, разгоряченная спиртными напитками и

музыкой, вываливается на улицу. Кто-то кого-то задел рукой, не так

посмотрел в сторону другого, просто не понравился - и все, повод для

драки уже есть. Толпа ребят за считанные секунды разрастается до

нескольких десятков, не считая зрителей, с любопытством наблюдающих

за ходом “махаловки”. Особо непонятливые, которые пытаются остановить

этот беспредел, получают в ответ в лучшем случае - большое количество

“матов”, в худшем - в глаз или в живот, и успокаиваются. А страсти

тем временем накаляются. К эпицентру драки начинают стягиваться

“крутые” ребята с импровизированными дубинками: то есть с тем, что

первое попалось под руку, что потяжелее и поувесистее. Но вот ночной

воздух разрезает долгожданный звук милицейской сирены. Дубины

брошены, но народ и не думает расходиться. Милицейский “УАЗик”

начинает привычно шнырять вокруг места происшествия, пытаясь рассеять

толпу, но делает это очень осторожно: для толпы разгоряченных парней

справиться с одним милицейским “УАЗиком” - пустяковое дело. Толпа

нехотя рассеивается на мелкие группы, принимая выжидательную позицию

за углами домов, в тени за ларьками. Убедившись, что энтузиазм

подростков начинает стихать, милиция исчезает из поля зрения. Что

дальше - одному Богу известно. Если инцидент не исчерпан - то драка

продолжится в любом из ближайших дворов, и если не сегодня - то в

любой другой вечер.

Двор, улица - вот та социальная среда, в которой все свое

свободное время проводит подросток, и которая совершенно не

интересует взрослых. И эта среда диктует подчас жесткий выбор: либо

бьешь ты, либо бьют тебя.

Возвращаясь поздно вечером домой в любом районе нашего города, не

исключая центр, натыкаешься на компании подростков, которые ведут

себя крайне вызывающе. Так как сейчас в любом ларьке подросток может

купить спиртные напитки и сигареты без предъявления документа о

совершеннолетии, неудивительно, что члены этих компаний не отличаются

исключительной трезвостью. Поэтому не стоит удивляться “матам” через

каждое слово, попыткам доказать какие они “крутые”, под которыми

подразумевается избиение ни в чем не повинных людей, случайно

проходивших мимо. Причиной этих разборок может оказаться все что

угодно, от самого простого вопроса: “Дядя, дай закурить”, - и ответа:

“Нет”, - за действительным отсутствием огонька, до какой угодно

черты человека, которая может не понравиться любому члену компании,

разгоряченной спиртными напитками и обкуренной “травкой”. Повод для

драки есть. Но конечно чаще всего этими случайными прохожими

оказываются те, кто младше и слабее их. Эти ребята понимают, что если

они свяжутся со взрослым человеком, не исключено, что он подаст на

них заявление в суд. И дальше последуют разборки с органами охраны

правопорядка. А те, кто младше побоятся идти в милицию, потому что

они не верят, что им там смогут помочь. Большая часть членов этих

групп закончили 9-ый класс, но их познания в области учебных

предметов не позволили им остаться в 10-ом классе. И поэтому им

ничего не осталось, как идти в ПТУ. А некоторые решили, что им это

вообще ни к чему, и лучше бесцельно шататься по просторам своего

района, периодически устраивая разборки. Но беда в том, что к ним

тянутся те, кто младше, приобретая опыт по выяснению отношений по

типу “кто круче”. Так что растет новая смена сегодняшней “толпы”.

Попробуем ответить на вопрос: где мы больше всего проводим свое

время? Ответ очевиден: на улице и в школе. Улица диктует свои правила

поведения: на улице не только допустимо, но и вполне нормально

сказать приятелю: “придурок”, “козел”, здесь ценится умение постоять

за себя, в случае необходимости пустить в ход кулаки. Вообще, умение

подраться - большой “плюс” в твою пользу. Итак, проведя весь вечер на

улице с друзьями, утром отправляешься в школу. Школа диктует нам

совсем другие правила поведения. Чтобы учитель считал тебя хорошим

учеником, ты должен не грубить, хорошо учиться, выполнять все

требования учителя независимо от того, нравиться тебе это или нет. Те

правила поведения, которым нас учит улица, в школе оказываются

неприемлемыми. Если подросток вовремя не перестроился, не изменил

поведение, у него будут конфликты с учителями, и есть шанс попасть на

“ковер” к директору.

Выйдя после уроков из школы, подросток снова попадает на улицу. И

здесь все знания и нормы, которые он усвоил в школе, оказываются

невостребованными. Если кому и взбредет в голову попытаться вечером

на лестничной площадке в компании друзей заговорить о политическом

устройстве Англии или климатических условиях в субтропических зонах,

эта попытка не увенчается успехом -тебе сразу поставят весьма

неутешительный диагноз: “Ты дурак!”. Получается, что на улице никого

не интересуют такие вещи, как политика и география, хотя в школе

можно узнать про это очень много. У улицы свои понятия о знаниях. Те,

что дает школа, остаются здесь никому не нужными.

Таким образом, правила, которым нас учит улица, и которые диктует

школа, не совпадают. В этом состоит одна из тех причин, по которым

подростку тяжелее адаптироваться к жизни: школа не адаптирует к жизни

на улице, также как и улица к жизни в школе. Но улица может научить

жизни в этой суровой среде, в условиях борьбы за выживание. А школа

дает такие знания, которые здесь становятся неприменимыми. Находясь

в такой ситуации, подросток будет постоянно задавать себе вопрос:

“Почему в школе этого нельзя делать, ведь на улице на это никто не

обратит внимание, и там это считается вполне нормальным?”.

Вынужденный выбирать, подросток еще не известно, что выберет.

Психологи считают подростковый возраст кризисным, симптомами этого

кризиса является строптивость, упрямство, своеволие, недооценка

взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее

выполнявшимся, протест-бунт. И если у подростка не складываются

отношения со взрослыми, то он выберет улицу.

Пока мы учимся в школе, мы постоянно чувствуем на себе контроль со

стороны классного руководителя, учителей, социальных педагогов,

психологов, которые постоянно напоминают, что так делать нельзя, так

говорить нельзя. Если, допустим, ученик в школе сделал что-то

противопоказанное, то ему придется общаться со всеми

вышеперечисленными представителями школы. И после этой беседы за ним

будут вести постоянное наблюдение, т.е. периодически вызывать на

планерку или к психологу для разговора по душам.

А теперь представим ситуацию: подростка не взяли в 10 класс. Кто

теперь будет контролировать его поведение? На улице подросток не

нужен никому. Он предоставлен сам себе. Раньше государство

поддерживало станции юных техников и бесплатные спортивные

объединения, куда приходили подростки в свое свободное время вместо

того, чтобы болтаться по улицам. Но при нынешнем экономическом

положении в нашей стране, государство не смогло содержать эти

заведения. И подросткам ничего не осталось делать, как болтаться без

присмотра. А без контроля кого-то старшего, и не имея в жизни

какого-либо серьезного увлечения, подросток начинает пить, колоться,

дебоширить. И в результате он попадает в РОВД, где ему мало чем

могут помочь, потому что если к ним попадает подросток, они просто

ставят его на учет и отпускают гулять до тех пор, пока он не совершит

более серьезного проступка.

И вот опять подросток один на улице. За ним никто не наблюдает,

ему никто не может помочь в нужный момент. Единственной ниточкой

спасения для подростков являются не так давно образовавшиеся

различные телефоны доверия. Но, проводя исследование на эту тему, я

сделала вывод: мало кто из подростков обращается по этим телефонам, а

многие и вообще не знают о таковых. На данный момент

распространенными заболеваниями среди подростков являются наркомания,

алкоголизм, табакокурение. Появились специальные лечебные заведения,

которые помогают вылечиться от этих заболеваний. Но беда в том, что

никто из подростков не приходит туда сам, детей туда приводят

обезумевшие от горя, но еще не потерявшие надежду родители. Как

утверждают врачи, работающие в этих структурах, очень и очень редко

подростки приходят сами и говорят: “Вылечите меня”.

Да и по телефонам доверия, в основном, звонят близкие люди и

родственники попавших в беду подростков. За день по многим телефонам

доверия бывает не более 10 - 12 звонков.

Так получилось, что на улице подростки никому не нужны, ими никто

не занимается. Это выгодно людям, которые пытаются использовать

подростков в своих целях - различным торговцам наркотиками,

продавцам ларьков, зарабатывающим на поштучной продаже сигарет,

различных спиртных напитков, которые, как писалось выше, можно купить

без предъявления документа о совершеннолетии. Подростка,

воспитанного в нравственных правилах улицы, очень легко склонить к

противозаконным вещам, таким как наркомания, токсикомания, грабежи,

воровство, убийства. По данным отдела по профилактике преступности

несовершеннолетних ГорУВД за 1999 год несовершеннолетними было

совершено 1091 преступление, из них 4 убийства, 125 грабежей, 513

краж, 117 преступлений совершено подростками-наркоманами. В последние

годы в нашем городе появилось огромное количество дискотек, на

которых можно спокойно купить наркотики. В результате проводимой в

городе антитеррористической акции, были закрыты такие криминальные

дискотеки как “Шоу Азарт”, которая была общеизвестным центром по

продаже наркотиков. Совсем до недавнего времени можно было спокойно

купить наркотики на дискотеке в ГорДК, на остановках. До сих пор

подросток при желании может купить наркотики в поселках Суворовский,

Бугач, Покровка, в общежитиях технологической академии, КрасГАСА.

Наркомания прогрессирует. Когда я брала интервью у начальника отдела

по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Октябрьского района, он

высказал очень интересную и в тоже время страшную мысль: “Я думаю,

что наркоманию может остановить только СПИД”. Неужели только

повальное заражение наркоманов СПИДом сможет предостеречь подростков

от употребления наркотиков. А что может предостеречь их от

хулиганства, пьянства, стремления устанавливать свои порядки в своем

районе?

Пока педагоги размышляют о том, как надо нас воспитывать в

условиях школы, на улице происходят такие “махаловки” и “стрелки”, о

которых взрослые имеют очень смутное представление. Здесь кипят

страсти, закаляются характеры, решается насущный вопрос: “Бить или не

бить?” Но если этот вопрос действительно решается быстро, то

другие, более важные, остаются без ответа: как решить эту проблему?

кто должен ее решать?

  Rambler's Top100