Китеж

В одном из номеров нашей газеты был помещен материал о современной молодежи. В частности там упоминалось о детях беспризорниках, которых в больших количествах можно встретить на вокзалах, рынках... да в любом дворе.

Этими детьми, как правило, никто не занимается: у кого есть возможность - не хотят, а кто хочет - такой возможности не имеет.

Но нашлась группа людей, которые не только захотели заниматься детьми, но и получили такую возможность.

Возглавляет этих людей Дмитрий Морозов, бывший журналист - международник. В прошлом работал на радиостанции “Маяк”. Но вот уже шесть лет вместе с единомышленниками, он живет на краю Калужской области, в Брянском районе в небольшом поселении, которое они сами называют “КИТЕЖ”.

Это поселение состоит из пятнадцати строений, созданных руками “китежан” и живут в нем люди разных профессий и вероисповеданий. Их объединяет одно: они уверены, что деньги, карьера, внешнее благополучие, престиж и другие атрибуты “сладкой жизни” а ля “новый русский” - мишура, суета сует.

Почему организация называется “Китеж”? Китеж - это святое русское понятие, хотя многие россияне, как оказалось, даже не слышали этого слова, ну или не знают, что оно означает. Существует легенда, что во время татаро-монгольского нашествия, стоял на севере прекрасный град Китеж. И жили в Китеже одни праведники. Подошло войско хана Батыя к Китежу, чтобы и его уничтожить. Но Бог сотворил чудо - город ушел под воду скрыв с собой всех праведников. Сейчас это место и озеро в которое ушел Китеж называют Светлояром.

И с тех пор живет вера, что Китеж вернется на Русь или в день Страшного суда, или может быть, когда будет самая большая нужда. Чтобы вернуть людям, потерявшим веру и надежду, и то и другое. Ходит поверье, что если человек с чистым сердцем будет долго стоять на берегу Светлояра, то может увидеть в воде отражение куполов церквей и даже услышать звон.

“Китеж” - добровольное объединение людей, посветивших свои жизни работе с детьми-сиротами. На три десятка “китежан” приходится примерно столько же детей. Каждый взрослый “Китежанин”- родитель и наставник (приемных детей здесь доверяют только людям семейным). Дети поступают в Китеж из разных мест: из московского приемника - распределителя, детдома в соседнем Кондорово, из неблагополучных семей в райцентре Барятино. Иногда просто ставят перед вопросом: либо к вам, либо в колонию. Берут...

Обычные беспризорники через год - полтора перестают пить, курить, материться. У них появляется тяга к учебе, они начинают писать, картины, сочинять стихи...

И это не чудо! Это закономерный результат гуманно-личностной педагогики, или, как выражается сам Морозов, экологического воспитания.

“Нормальная”, традиционная педагогика основана на том, что и дети и взрослые принимают некие “правила игры”. Так, с первого класса детям внушают, что перед началом урока они должны встать у парт и вытянуться по стойке “смирно”, что полагается поднимать руку, если хочется что-то спросить, и что нельзя перебивать преподавателя и нежелательно с ним спорить (“не по существу”... только где оно, существо вопроса?!). Позже дети привыкают к тому, что учить нужно все предметы - и “любимые” и “нелюбимые”, что нужно зарабатывать “пятерки” и “четверки” и огорчаться по поводу “двоек” и “троек”... Выпускники развивают в себе “конкурентоспособность” и готовятся к поступлению в престижный вуз... У детей из благополучных семей эти “правила игры” не вызывают внутреннего протеста, ибо совпадают с общественной нормой, принятой в ближайшем окружении.

Но система ценностей детей, по тем или иным причинам лишенных родителей,

кардинально меняется. На первое место выдвигаются “первобытные” мотивы: ребенок думает прежде всего о том, что и когда он сможет съесть, как и где добудет одежду, куда пойдет спать и как обеспечит собственную безопасность.

Любой взрослый воспринимается при этом как “объект повышенной опасности” - он может накричать, избить, отнять с трудом приобретенное, втянуть в какую-нибудь неприятность. В добрые намерения взрослых ребенок, прошедший “уличный университет”, верит крайне неохотно. Если верит вообще.

В результате, когда “уличный” ребенок попадает даже в самую лучшую школу, он воспринимает ее только как орган насилия, навязывающий ему абсолютно чуждые и непонятные ценности. Он не доверяет учителям, ждет подвоха и гадости, не собирается никому подчиняться. И самый лучший учитель бессилен что-либо

изменить, пока ребенок не обретет Семью, где образование и совершенствование

Личности будут не декларируемыми ценностями, а естественным образом жизни.

В Китеже взрослый никогда не накричит на ребенка. Здесь нельзя выплескивать на детей свое внутреннее состояние. Еще, конечно же, огромное значение имеет то, что эти люди добровольно взялись за дело и занимаются им с полной отдачей.

Китеж меняется на глазах. Не только с внешней стороны, но и внутри людей. По мнению Д.Морозова “в своем развитии община проходит несколько стадий. Первая стадия - приход людей, которым кажется, что они хотят быть в Китеже. Это стадия требует жертвы, проверки на уживаемость и упорного труда. Вторая стадия: у тех, кто остался, кто был готов на жертву, был готов учиться, затрачивать усилия, возникают вопросы. Появляется желание гармонизировать себя и познать мир. Третья стадия - познание, когда люди принимают знания и дают их другим”.

Жителем Китежа может стать лишь семьянин с высшим образованием. Поэтому не всем желающим присоединиться к Д. Морозову удается это сделать. Вообще наверное странно представить себе такое множество людей с высшим образованием, как правило педагогов далеко в лесу, почти что отрезанных от внешнего мира. Хотя нет. Они не так уж отрезаны от мира как казалось бы. Да и в лес они ушли не скрываясь от цивилизации: китежане имеют в своем распоряжении отличную видео- и аудиотехнику, самый большой на всю округу компьютерный парк. Все это служит для обучения сиротских детей. Здесь эти дети вступают в новый этап своей жизни. После обучения, “Китеж” помогает этим молодым юношами девушкам поступить в престижные Вузы.

Китжане создали целостную педагогическую систему, которая состоит из неразрывности воспитания и образования (семьи и школы), коллективной работы взрослых и детей, а также контактов подростков со своими сверстниками, имеющими более высокий интеллектуальный уровень, и конечно же психотерапевтического воздействия окружающей Среды.

... У китежан можно учиться, можно с ними спорить, но игнорировать их опыт

нельзя. Педагогическая община в сельской местности - наиболее дешевый и

“экологически чистый” способ возвращения беспризорников к жизни.

Конец двадцатого века в России - это не только “женские бои в грязи”. Это

еще и “Китеж”.

  Rambler's Top100