Поколение X.

Человеку всегда нужно оправдать своё существование.

Никакой экзистенциализм не отучит людей от этого .

вечно перед кем-то оправдываться. Все проявляют

бешеную активность только для того, чтобы потом в

разговоре небрежно обмолвиться: да, Мы такие, Мы не

дадим себя в обиду, у нас есть свои принципы, с

законной гордостью ощущая и себя вершителями истории.

Потому и я сейчас, приосанясь и прокашлявшись,

произнесу: “ Леди и джентльмены, на сцене Мое

поколение “. И теперь, немного переведя дух от такой

гениальной фразы, я нарисую вам портрет моего

поколения, а заодно попытаюсь оправдать и наше

существование.

Итак, это поколение (для краткости будем называть его

поколением X) появилось в начале и середине 80-ых и

начало формироваться с начала 90-ых, то есть аккурат к

свержению социализма, 70 лет топтавшего внутренней и

внешней цензурой культуру, и появлению того, что

экономисты называют .рыночными отношениями.. Осознав

все это, легко прийти к пониманию нашего тогдашнего

положения. Вместо ожидаемого нами (вспомним

Маяковского) черно-белого разделения на хорошее и

плохое на нас обрушилась глыба из альтернатив и

мнений. Предыдущие поколения четко знали, что им надо

и против чего бороться. Наши деды строили светлое

будущее, без устали осваивая целину и покоряя таежные

леса, втайне утешаясь тем, что уж дети их будут жить

счастливо. Их дети, а наши отцы счастье понимали по-

другому и принялись планомерно расшатывать систему. У

нас же на горизонте не видно ничего такого, что

заставило бы нас всерьез взбунтоваться. Это дает повод

повздыхать постаревшим шестидесятникам: “Да, были

люди в наше время.” Но, хотя мы не знаем, куда

тянуться, нам доподлинно известно другое: культура

отцов никак не может быть культурой и детей. Они

слушали английский рок, а мы слушаем русский рэп, они

пели в кружке песни Окуджавы под гитару, а мы

пропадаем ночами в дискоклубах, они отпускали волосы,

а мы стрижемся .под ноль.. Времена .Битлз. и

.Песняров. ушли безвозвратно, и сетовать по этому

поводу все равно, что сокрушаться о том, что нынешняя

молодежь не поет колядки под Рождество, не ходит в

лаптях и не водит по вечерам хороводы перед домом.

А теперь пора уже взяться и за сам портрет поколения

X. Прежде всего надо выявить наше главное отличие от

предыдущих поколений: мы быстрее перестраиваемся под

новые условия, мы гибче к переменам. Научно-

техническая революция сделала свое дело: мощные потоки

информации хлынули на общество, смывая дамбы

условностей. Из голов людей постепенно выветривались

различные догмы. Сейчас их осталось настолько мало,

что можно было бы наконец-то заговорить о по-

настоящему свободном человеке. Можно было бы потому,

что отличить моду от того, что нужно конкретно тебе,

могут лишь единицы. Это должно стать шагом, который

сделают следующие поколения. Стадность в поступках .

вот преграда, которую пока мы не можем перепрыгнуть.

Эта стадность проявляется во всем: от выбора одежды до

определения жизненной позиции. .Человек бежит от

свободы., . сказал кто-то и был тысячу раз прав:

удобнее улечься на плавательном матрасике и нестись

по течению. Вот и получается ситуация: выбор есть,

свобода выбора есть, но выбирать люди не хотят. Мне

это кажется главной бедой поколения X. Остальное же с

этой позиции выглядит уже не проблемами, а

проблемками. Взять хотя бы все те же противоречия

между .отцами. и .детьми.. Этот механизм работает, как

кварцевые часы: декабристы, нигилисты, .пощечина

общественному вкусу., диссиденты, .рассерженные

молодые люди. . все это уже сотни раз пройдено. В

действительности, это вопрос лишь взаимоуважения:

принимаешь ли ты право другого на собственное мнение и

на возможность достичь его своим путем или оголтело

претендуешь на исключительность.

Впрочем существует еще одна проблема, о которой много

говорят сейчас. Не пропадает ли в нас культура? Уж

слишком массовая культура заполнила собой сердца

людей. Но если вдуматься, то высокая культура,

духовная культура, мыслящая культура всегда была

элитарной. Во все времена существовало разделение на

низкие и высокие жанры, и во все времена низкие жанры

пользовались большей популярностью. Но в то же время в

истории остались лишь великие философы, великие

художники, великие артисты. А уж в том, что в нашем

поколении есть творческая элита, способная в будущем

именоваться с приставкой .великий., можно не

сомневаться.

И последнее: уже подходит время, когда именно наше

поколение будет основной двигающей силой общества и

именно мы должны будем сделать новый шаг к

освобождению общества, и, я уверен, у нас достаточно

возможностей и способностей для этого. А потом придут

новые поколения, для которых и наше поколение X станет

историей. Кстати, пора уже этот неопределенный .Икс.

перед поколением заменить на что-нибудь более звучное.

К примеру, .потерянное поколение. . это люди, выросшие

на Хемингуэе и Фолкнере, .разбитое поколение. . это

битники 60-ых годов, .поколение дворников и бродячих

собак., так сказал Гребенщиков об андеграунде 80-ых. А

как же назвать нас? Можно придумать нечто вроде

.пионеров беспионерья., но лучше сравнить нас с

золотоискателями. Мы перемываем тонны ила, не зная

точно, что нас ждет, найдем ли мы хоть горсточку

золотого песка. Но, в конце концов, кто-то из нас

найдет золотую жилу, и другие по живому следу пройдут

этот путь.

  Rambler's Top100