"Живая вода"

Водная проблема становится с каждым днем все актуальнее. Мы очень обеспокоены состоянием наших водных запасов, чистотой наших рек и озер, качеством воды, которую пьем. В нашем городе, к сожалению, эта проблема тоже выдвигается на первый план.

Славился раньше город Переславль своими чистыми прудами, речками да озером Плещеевым. Пили из них воду, поили скот, но оставалась вода чистой и прозрачной. Шли годы. На глазах нескольких поколений людей произошли значительные изменения в состоянии наших рек и озера. И сегодня ни для кого не секрет, что они нуждаются в срочной защите и помощи. Учащиеся школ города уже много лет занимаются изучением наших водных объектов. Итоги работы неоднократно освещались на конференциях туристско-краеведческого движения “Отечество” и Национального парка. Но велась эта работа разрозненно и без практического завершения. Поэтому когда весной 2000 года сотрудники института водных проблем РАН и Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева предложили педагогам города и района принять участие в Проекте Британского Совета “Изучим экологию малых рек и озер (Живая вода)”, откликнулись все. Базовой организацией для проведения проекта стал Переславский кино-фотохимический колледж, а пилотными объектами река Трубеж и озеро Плещеево. Это типичные для региона Верхней Волги водные объекты, находящиеся под антропогенным воздействием.

Главной целью проекта “Живая вода” является улучшение состояния малых водных объектов России путем вовлечения в природоохранную деятельность учащихся школ. Объектом проекта является Верхняя Волга - в Тверской, Московской, Владимирской, Рязанской, Ярославской. Вологодской, Костромской и Нижегородской областях.

В марте в колледже был проведен координатором проекта Венециановым Е.В, доктором физико-математических наук, заведующим лабораторией охраны вод Института водных проблем РАН, информационный семинар, на который были приглашены специалисты Национального парка, учителя городских и сельских школ, руководители экологических кружков и объединений, учреждений дополнительного образования.

Основная работа пришлась на июнь - июль - время работы пришкольных лагерей. К участию в проекте подключились студенты колледжа, учащиеся девятой, шестой, четвертой, седьмой школ города, Дубковской и Ивановской сельских школ, и, конечно, почти целиком коллектив Станции юных туристов. В течение лета школьники и студенты провели немало экспедиций с использованием полевых приборов для гидрологических измерений, контроля качества воды, экологического состояния водных объектов в соответствии с разработанными методиками.

Консультационную помощь в течение весны и лета проводили приезжавшие неоднократно координаторы проекта и сотрудник Национального парка “Плещеево озеро” Щербань Светлана Ивановна.

И теперь можно подвести некоторые итоги весенне-летней работы: студенты колледжа с Т. Н. Шутовой исследовали Галев поток, отряды СШ № 9 (Семенова Т.И., Колотилина Л.Н.) - Трубеж на всем протяжении, гимназии -родники (Житникова Л.П) и реку Ветлянку (Никанорова Т.В), шестой школы (Волкова Л.Н.) - речку Черноречку, экологический отряд Дубковской СОШ (Князева О.А.) - реку Трубеж до Кипсы.

А краеведы со станции юных туристов со своими педагогами Пряниниковым А.Д., Числавской О.Н., Числавской Н. С. и другими в течение лета занимались картографией неизвестных и известных водных объектов, впадающих в озеро Плещеево, встречались со старожилами края, записывали их воспоминания и легенды.Лни исследовали пять притоков Трубежа: Каменку, Соболку, Серокшу, Кипс и Мурмиш. По каждому их них составлены отчет и подробная карта.

Результаты наблюдений, отрядные дневники переданы специалистам для подтверждения необходимости дальнейших исследований. Они помогут составить практические рекомендации.

Участники проекта намерены продолжать работу. В октябре прошел замечательный Фестиваль по “Живой воде”: ребята подготовили свои “серьезные” отчеты, но на Фестивале пели песни и частушки, показывали спектакли о воде, говорили о том, что эту работу они будут продолжать. Не говоря об исследовательской стороне работы, уже можно считать, что проект работает.

Ведь главная задача - проекта - воспитательная. Здорово, что у детей появились собственные мысли и идеи. Прекрасно, если к проекту подключатся новые участники: школьные объединения, семьи. Тогда мы действительно сможем что-то изменить.

  Rambler's Top100