Социальный статус

Айвазова С. Г. Свобода и равенство советских женщин // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998. С. 66-99.
 
В начало документа
В конец документа

Айвазова С. Г.

Свобода и равенство советских женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Естественно, что такая позиция вызвала моментальную ответную реакцию властей. За каждой из издательниц пристально следили, их "опекали" круглые сутки. И вскоре после выхода первого номера журнала "Мария" им предложили покинуть страну. Отказ грозил длительным тюремным сроком. Ю. Вознесенская, Т. Горичева, Т. Мамонова, Н. Малаховская выехали из СССР, оставшиеся продолжали сбор материала и подготовку следующих номеров. Несмотря на их усилия, к концу 1982 года журнал "Мария" прекратил свое существование. По свидетельству Н. Малаховской, в самиздате появилось шесть номеров журнала. Три из них при поддержке западных феминисток были изданы за рубежом. И уцелели, дошли до нынешнего читателя. Где находятся остальные три, сказать трудно. Так же трудно, как проследить судьбу оставшихся в России членов клуба "Мария".

Судьба этих первых советских феминисток оказалась трагичной. Едва развернув свою деятельность, они столкнулись не только с гонениями со стороны властей, но и с неприязнью общественного мнения, которое видело в них лишь нелепых, скучных, неженственных неудачниц с несостоявшейся личной жизнью156.

Между тем, ленинградские феминистки подали пример сопротивления государственно-бюрократической эмансипации, превращавшей женщину в робота, лишенного признаков пола, в некий механизм, запрограммированный на выполнение производственных и воспроизводственных "социальных функций". Они говорили о живых конкретных людях, о повседневной жизни своих соотечественниц, чрезвычайно далекой от мифа о самых свободных и самых равноправных женщинах в мире.

Возрождение феминизма в стране можно считать свидетельством подспудно, несмотря ни на что шедшего процесса эмансипации женщин. Он с трудом пробивался сквозь железобетон официальной мифологии, сквозь навязываемые женщинам роли - "труженицы" и " продолжательницы рода".

Что вызывало этот процесс к жизни? Стремление женщин понять, как существовать в новом для них мире общественного труда, как отстаивать свое человеческое достоинство, как быть полноценным и полноправным человеком, субъектом, а не объектом истории. А вместе с этим, размышления над тем, как совместить работу и домашний труд, воспитание детей и продвижение по службе, как строить новые партнерские отношения с мужем и, наконец, как влиять на процесс принятия решений в обществе, изменять мир, в котором они живут. Это - основа для созревания нового женского сознания, социального сознания пола - единственной гарантии достижения реального равенства и свободы.

Новое женское сознание, возникавшее "из-под глыб" коммунистической идеологии, получало подпитку из источников неофициальной культуры и контркультуры, не исчезавших даже в самые страшные годы сталинского террора, отсюда - обращение к "традиционным" православным ценностям. С другой стороны, его появление по-своему стимулировали короткий период "оттепели", а вслед за ним годы поисков "социализма с человеческим лицом", поставившие вопрос о живом, конкретном человеке в качестве высшей ценности и главном критерии любой социальной системы. Изменились даже приемы официальной идеологии, которая в ответ на эти поиски все чаще стала использовать знаменитую формулу Ш. Фурье: "Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса". В ответ на это правозащитное женское движение заявило, что реализация равных прав невозможна без реализации равных возможностей. Таким был итог претворения в жизнь принципов свободы и равенства женщин с помощью методов государственного вмешательства в отношения между полами.

Подводя итоги просчетов и достижений этого периода, следует подчеркнуть, что именно женское образование и женский труд, как это ни парадоксально, были не только предпосылками повышения статуса женщины в обществе, но и источником несмотря ни на что продолжавшегося процесса женской эмансипации. Этот процесс, в числе прочих, готовил почву для перехода общества в другое состояние.

93. Коллонтай А.М. Труд женщины в эволюции народного хозяйства. М.; Пг., 1923. С. 110.

94. Там же. С. 3-4.

95. Там же. С. 22.

96. Там же. С. 109.

97. Там же. С. 106.

98. Там же. С. 191.

99. Там же.

100. Там же. С. 194.

101. Коллонтай А.М. Любовь трудовых пчел. М., 1924.

102. Коллонтай А.М. Труд женщины в эволюции хозяйства. С. 198.

103. Там же. С. 199.

104. Цит.по: Faure Ch. L'Utopie de la Femme Nouvelle dans l'oeuvre d'Alexandra Kollontai // Strategie des femmes. P., 1984. P. 494.

105. Kristeva J. "Unes" femmes // Les Cahiers du GRJF, 1975, № 7. P. 24.

106. Мандельштам О.Э. Гуманизм и современность: Избранное. Т. 2. М., 1991. С. 182.

107. Парамонов Б. Указ соч. С. 293.

108. Законодательство о правах женщин в СССР: Сборник нормативных актов. М., 1975. С. 13-14.

109. Там же. С. 19.

110. Поленина С.В. Советская женщина в обществе и семье // Роль женщины в современном обществе. К итогам 10-летия ООН: Сборник статей. Ч. II. М., 1985. С. 204, 206.

111. Цит. по: Куриг Херте. Формирование социалистических семейных отношений в ГДР // В.И. Ленин о роли женщины в обществе и опыт решения женского вопроса в социалистических странах. М., 1972. С. 309.

112. Законодательство о правах женщин в СССР. С. 36-37.

113. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977.

114. Там же.

115. Поленина С.В. Положение женщины в обществе и семье // Женщины в современном мире. М., 1989. С. 65.

116. Толкунова В.Н. Советское законодательство в период 10-летия женщины ООН // Роль женщины в современном обществе. С. 26.

117. Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. М., 1972. С. 44-45.

118. Народное хозяйство СССР за 60 лет: Статистический сборник. М., 1977. С. 469.

119. Женщины в СССР: Статистический сборник. М., 1975. С. 29, 32-33.

120. Груздева Е.Б., Чертихина Э.С. Профессиональная занятость женщин в СССР и оплата их труда // Рабочий класс и современный мир. М., 1986, № 3. С. 57-60.

121. Там же. С. 61.

122. Там же. С. 58-59.

123. Шинелева Л.Т. Женщина и общество. М., 1990. С. 38.

124. Там же. С. 48.

125. Там же. С. 58.

126. Вестник статистики. М., 1982, № 1. С. 72.

127. Женщины в СССР: Статистические материалы. М., 1989. С. 22-23.

128. Статистический справочник по Ленинграду. Л., 1930. С. 76.

129. Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. С. 55.

130. Чередниченко Г.А. Молодая женщина в социалистическом обществе: Образование, труд, материнство // Роль женщины в современном обществе. Ч. II. С. 171.

131. Там же. С. 178-180.

132. Вопросы оплаты труда и уровня жизни населения. М., 1978. С. 159.

133. Груздева Е.Б. Труд и быт советских женщин. М., 1983. С. 103.

134. В.И.Ленин о роли женщины в обществе и опыт решения женского вопроса в социалистических странах. С. 150.

135. Курганов А.И. Женщины и коммунизм. Нью-Йорк, 1968. С. 107.

136. Коммунист. 1963. № 9. С. 91.

137. Moyzesova D. Situation presente de la femme en Tchechoslovaquie: Intervention au Colloque international sur les femmes. UNESCO, Prague, 3-6. 12. 1991. P. 9.

138. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 165.

139. Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. С. 59.

140. Партийная жизнь. 1967. № 7. С. 8; Известия. 1966. 9 апреля.

141. Народное хозяйство СССР в 1965 году. М., 1966. С. 709-710.

142. Там же. С. 683.

143. Женщины и дети в СССР. М., 1963. С. 123.

144. Партийная жизнь. М., 1965, № 3. С. 10.

145. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 315; Т. 42. С. 368.

146. Хрущев Н.С. Речь на совещании работников сельского хозяйства Украины // Известия. 1961. 24 дек.

147. Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976. С. 85.

148. Мария. 1981. № 1. С. 83.

149. Там же. С. 7.

150. Там же. С. 17.

151. Там же.

152. Там же. С. 18.

153. Там же. С. 12.

154. Там же. С. 29.

155. Там же.

156. Маpия. 1982. № 3. С. 93-94.