Баскакова М. Е. Современные тенденции положения женщин в сфере занятости и на рынке труда // Материалы конференции "Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития" / МЦГИ. М., 1996. С. 65-69.
 
В начало документа
В конец документа

Баскакова М. Е.

Современные тенденции положения женщин в сфере занятости и на рынке труда


Смена направлений государственной социальной политики за последние 10 лет напоминает серпантин горных дорог: в середине 80-х годов - социальное развитие населения; начальный этап экономических реформ - отсутствие социальной компоненты в политике правительства; и, наконец, сегодня - стратегия на социальную безопасность членов российского общества. Надо признать, что реалии социально-экономического состояния России свидетельствуют о крайней своевременности такого поворота политики.

Среди множества составляющих социальной безопасности, важнейшей является экономическая безопасность, которая для большинства членов российского общества может быть обеспечена либо за счет оплачиваемого труда, либо за счет социальной защиты населения государством.

В нашей ситуации, когда уровень бедности подавляющего большинства населения таков, что временный перерыв в оплачиваемой работе, задержка заработной платы или вынужденный неоплачиваемый отпуск отбрасывают большинство занятых и членов их семей за грань физического выживания, экономическая безопасность подразумевает создание необходимых и достаточных условий для формирования цивилизованной и продуктивной занятости, способной обеспечить каждого устойчивым источником средств к существованию.

В первую очередь это касается женщин, поскольку сегодня, в ситуации крайней нестабильности, именно они составляют большинство "новых российских бедных", именно они в наибольшей степени подвергаются дискриминации в сфере занятости и на рынке труда и чаще, чем другие категории занятых, теряют свой социальный статус в сфере занятости. Однако в настоящее время, наши сведения о проблемах занятости женщин крайне мозаичны.

Следует признать, что в социалистический период, когда достаточно ровное функционирование экономики предопределяло и стабильность показателей занятости, государство уделяло внимание проблемам положения женщин в сфере труда, а подавляющее большинство исследований, посвященных положению женщин, касались проблем их положения в сфере занятости.

Изменение социально-экономической ситуации в России и, в первую очередь, структурные изменения в экономике и экономический кризис привели к стремительному изменению всей сферы занятости и рынка труда. В тоже время государство еще в начальный период проведения экономических реформ, практически отказалось от решения проблем профессиональной занятости женщин, переложив всю ответственность за адаптацию сферы занятости к новым экономическим условиям, а населения - к измененной сфере занятости и рынку труда, на рыночные отношения, или точнее на метод естественного отбора.

По сути дела в Российской Федерации сегодня не оказалось ни одного ведомства, заинтересованного в анализе положения женщин в сфере занятости, поскольку Федеральная Служба Занятости занимается проблемами положения безработных (в том числе безработных женщин), а Министерство труда РФ не имеет ни одного подразделения или группы сотрудников, в обязанности которых входило бы отслеживание и решение проблем профессионально занятых женщин. Более того, за последние два года Министерство труда РФ не финансировало ни одного исследования по женской тематике.

Особую тревогу вызывает тот факт, что существующая сегодня в России статистика труда не отражает реального положения женщин в сфере занятости, более того значительное число проблем работающих женщин вообще не находят своего отражения в государственных статистических данных, а те данные, которые все-таки разрабатываются, публикуются с большим опозданием.

Единственным исключением является статистика безработицы в РФ, которая в целом отвечает стандартам МОТ. Именно поэтому существует возможность четко и динамично отслеживать проблемы безработных женщин в' России. Вне всякого сомнения визуализация проблем безработных женщин, осуществленная в момент возникновения официальной безработицы, и специальные мероприятия, осуществляемые ФСЗ РФ на основе знания этих проблем, помогли их смягчить. Так по данным Комитета по статистике РФ, если в 1992 г. удельный вес женщин среди безработных составлял - 72%, то в 1993 году - 68%, в 1994 году - 64%, а в конце 1995 года - 62,5% . Сокращается разрыв между средней продолжительностью поиска работы у мужчин и женщин (в 1993 г. этот период составлял у мужчин: 5,2 месяца, у женщин - 6,5; в 1995 г.: 7,2 и 8,2 -соответственно). Таким образом, с определенной долей вероятности можно констатировать, что безработица постепенно теряет свое "женское лицо", которое она имела в начальный период реформирования экономики.

Проблемы безработицы не является единственно существующей проблемой положения российских женщин в сфере занятости и на рынке труда. На основе тех единичных исследований, которые все-таки ведутся, можно констатировать, что в период экономических реформ положение российских женщин в экономике существенно ухудшилось.

Назовем несколько проблем положения женщин в сфере занятости, о которых мы пока знаем крайне мало.

Во-первых, это быстрый рост занятости населения, и, в первую очередь, женщин в неофициальном (неформальном) секторе экономики страны. Этот сектор экономики существует в большинстве стран мира. Наибольшее распространение неофициальная занятость получила в наименее развитых странах. Так, в 1991 г. около 30% всех рабочих мест в Латинской Америке и 60% рабочих мест в Африке приходятся на неофициальный сектор*.

В России (после перерыва на социализм) он появился с началом перестройки, однако, в других странах он имеет долгую историю развития. Несмотря на это Международная организация труда только в 1993 году пришла к согласию относительно того, что собственно можно понимать под понятием "неформальный сектор". В соответствии с определением МОТ неформальное предприятие, существует за свой собственный счет как предприятие сектора домашних хозяйств, которым владеет и управляет лицо ненаемного труда, которое может использовать труд членов своей семьи и случайных работников, но не использует наемных работников на постоянной основе.

Как показывает мировая практика, возникновение и расширение неформальной занятости связаны в первую очередь с экономическими кризисами, сокращением числа рабочих мест в официальном секторе (в первую очередь, в промышленности), с невозможностью

* Отчет по человеческому развитию 1994 с.25

для части населения поддержания свой жизни и жизни членов своих семей за счет выполнения оплачиваемой работы по найму. В России это понятие вероятно в какой-то части придется дополнить, имея в виду то обстоятельство, что правовой нигилизм населения в сочетании с высоким уровнем налогообложения, привели к тому, что часть населения работает по найму, не оформляя официально каких-либо трудовых соглашений или оформляя их в искаженном виде.

Для занятости в неформальном секторе экономики характерным является низкий уровень надежности, социальной защищенности и стабильности труда, малая величина заработков, незначительность капиталовложений, использование простых технологий.

Остается добавить, что, по экспертным оценкам, доля женщин среди занятых в неформальном секторе экономики сегодня достаточно велика.

Второй важной проблемой современной профессиональной занятости женщин является усиление прямой и косвенной дискриминации женщин в сфере труда, чему несомненно способствует позиция "невмешательства", которую повсеместно демонстрируют общество и государство. Иллюстрацией этого тезиса могут стать объявления негосударственных служб занятости (государственные службы в этом смысле соблюдают этикет), в подавляющем большинстве из которых указывается пол, возраст работника, а иногда еще и требования к его внешности (последнее, как правило, печатается если работодатель стремится нанять на работу женщину). На наличие дискриминации женщин при увольнении указывает тот факт, женщины чаще, чем мужчины оказываются без работы в связи с высвобождением. Так по данным Госкомстата РФ в 1993 году среди безработных женщин 30,7% были уволены в связи с высвобождением, среди мужчин - только 20,2%. В то же время среди безработных женщин только 32,3% уволились по собственному желанию, среди мужчин - 43,4%*.

О масштабах распространения этого нового для нас явления говорят некоторые данные, которые были получены в ходе анкетного опроса, проведенного МЦГИ в 1995 г.. Факт наличия дискриминации женщин при приеме на работу на предприятии признали 25% опрошенных работников-мужчин и 16% женщин; наличие дискриминации при сокращении кадров отметили 30% мужчин и 27% женщин; дискриминации в оплате труда - 21% мужчин и 25% женщин; дискриминации в должностном продвижении - 32% мужчин и 36% женщин. Причем с дискриминацией по признаку пола женщины сталкиваются одинаково часто, как в частном, так и в государственном секторах экономики.

В рамках того же исследования было проведено интервьюирование руководителей предприятий различных форм собственности. По данных этих интервью: 80% опрошенных руководителей признали существование в России дискриминации женщин в сфере занятости и 20% признали ее существование на своем предприятии (при приеме на работу, при увольнении, при профессиональном продвижении, в оплате труда и так далее).

Следует напомнить, что Россия ратифицировала Конвенцию МОТ N 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" и N 111 "О дискриминации в области труда и занятий", что обозначает взятие на себя обязательств по их выполнению, однако, как мы видим, эти Конвенции не выполняются.

Основные показатели по статистике труда. М.: Госкомстат РФ, 1995, с.205.

Третья проблема - отставание феминизированных отраслей народного хозяйства по уровню оплаты труда. Несмотря на Указ Президента от 4 марта 1993г. ."О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин", где в качестве одной из главных задач было записано - "поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплате труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин", эта дифференциация практически не меняется (таблица 1). Более того, минимальная заработная плата для бюджетных организаций, лежащая в основе тарифной сетки оплаты труда в этой сфере, до сих пор составляет 1/5 официального прожиточного минимума в стране.

Таблица 1

Удельный вес женщин, в общей численности занятых по отраслям экономики и отношение средней заработной платы в отраслях экономики к ее среднероссийскому уровню (в%)**/

*/Данные за 1993 год.

**/0сновные показатели по статистике труда. М.: Госкомстат РФ, 1995, с.205. Социально-экономическое положение России в 1994г.,- М.: Госкомстат РФ, 1995, сс.149-150.

Еще одной важной проблемой занятости женщин остается сохранение и воспроизводство неэффективной профессиональной структуры работающих женщин. Женщины работали и работают преимущественно по тем профессиям, где малы перспективы профессионального роста, работа по которым плохо оплачивается. Более того, существует множество примеров, когда при повышении заработной платы на традиционно женских работах, происходит замещение женского труда - трудом мужчин. Наиболее ярким примером является сокращение удельного веса женщин в кредитной и банковской системе при резком возрастании уровня оплаты труда в ней (таблица 1). О "вымывании" женщин с позиций высококвалифицированного и творческого труда свидетельствует также и то, что среди безработных женщин 3% руководители (у мужчин 2,9, среди всех - 3); специалисты женщины составляют 30,3% (12,2 - среди мужчин, среди всех 21,1%), женщины- рабочие - 50,6% ( мужчины 71,6% все - 61,2%)* , что не соответствует их социально-профессиональному составу.

В данной работе обозначено лишь несколько проблем профессиональной занятости женщин, визуализировать которые еще предстоит не только путем проведения собственных исследований, но и, в первую очередь, добиваясь совершенствования и доступности статистики труда.

Необходимо добиваться также гласного обсуждения (с участием неправительственных женских организаций) докладов Правительства РФ по выполнению ратифицированных Россией Конвенций МОТ NN 100 и 111, которые должны посылаться в МОТ регулярно один раз в четыре года ( по примеру обсуждения доклада Правительства РФ О выполнении Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин").

* Основные показатели по статистике труда. М.: Госкомстат РФ, 1995, с, 143