Брандт Г. Феминизм и Российское сознание // Феминистская теория и практика: Восток-Запад. Материалы международной научно-практической конференции / ПЦГИ. СПб, 1996.
 
В начало документа
В конец документа

Брандт Г.

Феминизм и Российское сознание


Проникновению идей феминизма в российское сознание мешают по крайней мере два обстоятельства. Во-первых, псевдофеминизм советского периода: повсеместные декларации о равноправии, об освобождении и независимости женщины привели к тому, что "уставшая" от такого равноправия соотечественница сегодня с гораздо большим сочувствием думает и говорит о традиционно-женском предназначении и роли в обществе и семье. Тем более что - и это ни для кого не секрет, - современные средства массовой информации с большим энтузиазмом поддерживают и провоцируют подобные интенции.

Второе обстоятельство имеет более глубокие корни. Давно известно, что наше сознание представляет собой своего рода "летопись" национальной истории, что мы - осознавая это или нет - носители "культурных генов" прошлых эпох. На протяжении многовековой российской истории (по крайней мере со времени принятия христианства) в женщине формировалось чувство зависимости от мужчины как имманентное свойство женского бытия, формировалась установка на мужа как на высшую ценность жизни. В той или иной форме это было свойственно и пленницам допетровских теремов, и "развратницам" петровских ассамблей, и вольнодумкам екатерининской эпохи (малочисленность которых только подчеркивала безграничную застойность мышления основной массы); и декабристки своим замечательным подвигом показали, что даже утверждение своей свободы в российском женском сознании реализовалось через факт "следования за мужем". Не случайно уже и во второй половине XIX века В.Г.Белинский замечает: "русская девушка - не женщина в европейском значении этого слова, не человек,.. она ничто иное, как невеста". Удивительно ли в этом историческом контексте, что одна из самых острых психологических проблем у нас сегодня - комплекс незамужней женщины, и уже в двадцать с небольшим наши девочки начинают считать себя едва ли не "старыми девами".

Словом, думать о дискриминации, сексизме и прочих подобных вещах современная российская женщина не имеет потребности. Ее потребности лежат в иной плоскости. Так, подавляющее большинство хочет сегодня того, что называется "быть женщиной", не задумываясь при этом, что данное понятие в традиционном смысле с необходимостью включает в себя всестороннюю зависимость ее от мужчины, что многие наши женские проблемы имеют свои корни как раз в этой неосознанной и неосознаваемой пока зависимости. Само понятие "феминизм" вызывает негативную реакцию, что не располагает, конечно, к глубокому изучению этого разнообразного по своей идейной направленности явления. Как правило, о нем бытует упрощенно-одностороннее, почти карикатурное представление, в то время как даже при первом серьезном знакомстве с феминизмом становится ясно, что он не противостоит стремлению к женственности. По крайней мере, в одном из ведущих его направлений речь идет как раз о том, что современная женщина призвана вывести свою женственность за традиционно-узкие рамки спальни, гостиной и детской и провести во все сферы культуры и социальной практики. Иными словами, в политике и экономике, бизнесе и философии, журналистике и науке современная женщина должна искать свои пути, в сфере духовных и интеллектуальных исканий, морали, образования она должна утвердить наряду с мужским свой менталитет, - все это должно стать основой женской проекции культуры, которая обогатит не только мир современной женщины, но и всего человечества в целом.