Социальный статус


Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М., Политиздат, 1983. С. 11-145.
 
В начало документа
В конец документа

Груздева Е. Б., Чертихина Э. С.

Труд и быт советских женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

За десятилетие, прошедшее между двумя социологическими исследованиями, соотношение квалифицированных рабочих кадров среди женщин заметно изменялось. Доля квалифицированных и высококвалифицированных работниц увеличилась с 34% в 1968 г. до 60% в 1978 г. Однако у рабочих-мужчин этот показатель вырос за это время с 81 до 91%. Аналогичные данные получены и в ходе других социологических исследований. Так, обследование 11 тыс. человек на 22 промышленных предприятиях, проведенное в 70-х годах, показало, что на машиностроительных предприятиях средний уровень общеобразовательной подготовки у работниц был 7,8 класса, у рабочих-мужчин - 7,3 класса, на текстильных фабриках этот показатель был равен соответственно 6,8 и 6,4 класса, на хлебозаводах - 6,4 и 5,2 класса и т. д. Между тем квалификационный уровень работниц был ниже, чем у рабочих-мужчин: разница в средних тарифных разрядах составляла в машиностроении 1,4, в хлебопекарной промышленности - 0,6, и даже в текстильной, типично женской отрасли промышленности-0,11.

Наличие больших групп работниц с низким уровнем квалификации в известной мере определяется довольно широким использованием женской рабочей силы в массовых профессиях с невысокой сложностью труда, тарифицируемого низкими разрядами.

К сожалению, в статистической отчетности отсутствуют показатели уровня квалификации рабочих промышленности в зависимости от пола. Единственным источником, из которого можно почерпнуть данные, характеризующие уровень квалификации работников в зависимости от пола, являются материалы конкретных социологических исследований. Данные одного из них, уже упомянутого вы-

1 См.: Котляр А. Э., Турчанинова С. Я. Занятость женщин в производстве. М., 1975, с. 66-67.

ше, свидетельствуют, что низкий уровень квалификации работниц машиностроительных заводов в значительной степени обусловлен тем, что они сконцентрированы в таких массовых профессиях, как сборщики, сортировщики-сборщики и пр., тарифицируемые по I-III разрядам. Доля женщин среди сборщиков достигала 96%, а средний тарифный разряд составлял всего 1,9 разряда1.

Обследование, проведенное на предприятиях легкой и пищевой промышленности Украинской ССР, показало, что, например, на Киевской трикотажной фабрике большинство женщин работало мотальщицами, сновальщицами, швеями-мотористками, вязальщицами, упаковщицами, контролерами и т. д. Их работа тарифицировалась по III и IV разрядам. Мужчины же составляли большинство среди помощников мастеров и наладчиков, работа которых тарифицировалась по V и VI разрядам2.

Отставание в уровне квалификации работниц связано еще и с тем, что большое число женщин занято во вспомогательном производстве, где уровень механизации работ значительно ниже. Поэтому труд занятых здесь женщин чаще всего ручной по своему характеру и тарифицируется преимущественно низкими и средними разрядами.

Сегодня многие профессии вспомогательного производства стали почти чисто женскими.

1 См.; Котляр А. Э., Турчанинова С. Я. Занятость женщин в производстве, с. 68.

2 См.: Сахарова Н. А. Оптимальные возможности использования женского труда в сфере общественного производства. Киев, 1973, с. 29.

По данным всесоюзных переписей населения, па долго женщин среди кладовщиков, весовщиков, приемщиков, раздатчиков приходилось в 1970 г. 74% против 9% в 1926 г., а среди контролеров, браковщиков, сортировщиков-88% против 46%.

В то же самое время рост занятости женщин в квалифицированных и высококвалифицированных профессиях ручного труда, связанных с ремонтом и наладкой машин и механизмов, шел более медленными темпами. Так, доля женщин среди механиков (рабочих), наладчиков, настройщиков, регулировщиков оборудования в машиностроении и металлообработке достигла к 1970 г. лишь 7%.

Рассматривая отставание женщин от мужчин по уровню квалификации, нельзя обойти вниманием то обстоятельство, что пятая часть общего числа всех работниц работает в коммунальном, хозяйственном и бытовом обслуживании, а также в здравоохранении, где они составляют подавляющую часть численности младшего медицинского персонала. Эти области труда можно характеризовать как "женские". Между тем овладение профессиями в этих областях труда не требует специальной профессиональной подготовки. Оно достигается с помощью приобретения необходимых навыков в процессе работы. Профессии же в этих областях труда относятся к малоквалифицированным; образовательный уровень запятых в перечисленных сферах груда пока еще существенно ниже средних показателей, характеризующих уровень образования рабочих и работниц в целом.

Несмотря на некоторые происшедшие за 70-е годы сдвиги в уровне общеобразовательной подготовки работниц, занятых в коммунальном, хозяйственном и бытовом обслуживании и в здравоохранении, уровень образования занятых в этих сферах

Таблица 8

Уровень образования женщин-работниц в отдельных занятиях, по материала" всесоюзных переписей населенна*

%)

* См.: Вестник статистики, 1981, № 2, 5.

труда все еще недостаточен, тем более если принять во внимание те задачи, которые стоят перед всей сферой обслуживания населения в ближайшие годы.

Относительное отставание уровня квалификации части работниц, естественно, влечет за собой более низкие заработки. Так, среди обследованных таганрогских работниц среднемесячный заработок в конце 80-х годов составлял 80-90 руб., в то время как у мужчин, среди которых удельный вес малоквалифицированных рабочих был значительно меньше, оп равнялся 120-130 руб.1 Данные на конец 70-х годов показывают значительные позитивные

1 См.: Рабочий класс, производственный коллектив, научно-техническая революция. М., 1971, с. 47.

изменения в уровне квалификации работниц, но вместе с тем и сохраняющееся заметное отставание от мужчин в этой области. Отсюда и сохранение разрыва в размерах среднемесячного заработка. У женщин он составил 100-120 руб., у мужчин-160-170 руб. Примерно такую же картину дало социологическое обследование, проведенное на Киевской трикотажной фабрике, где средний заработок женщин-работниц в момент обследования составлял в основном производстве 86%, во вспомогательном - 67 %, в целом по фабрике - 83 % заработка мужчин1.

Различие в заработной плате женщин и мужчин в ряде отраслей и производств в значительной мере обусловлено относительно низкими темпами технического перевооружения тех отраслей, в которых преобладает женский труд. На тех предприятиях, где достигнут высокий уровень механизации и автоматизации производства и выше удельный вес квалифицированных работников, оплата труда мужчин и женщин не имеет существенных различий. Так, средний заработок женщин-работниц Киевской кондитерской фабрики, где уровень механизации выше, чем на Киевской трикотажной фабрике, о которой шла речь выше, составляет 90% заработка мужчин.

Более низкий уровень квалификации женщин-работниц, за которым кроется участие в менее сложном, менее содержательном труде, чреват в другими последствиями. От характера труда во многом зависит степень творческого отношения к нему, желание более активно участвовать в

1 См.: Сахарова Н. А. Оптимальные возможности использования женского труда в сфере общественного производства, с. 29.

развитии, совершенствовании производственного процесса. Подобное желание чаще всего реализуется в занятиях рационализацией и изобретательством. Отсюда вполне попятно, что при низком уровне квалификации женщин-работниц показатели их участия в рационализаторском движении весьма невысоки.

Данные ленинградских социологов свидетельствуют о том, что доля рационализаторов среди женщин заметно ниже, чем среди мужчин. Так, на одном из обследованных ленинградских заводов женщин было меньше, чем мужчин, на 14%, а участвовало в рационализаторском движении почти на 74% меньше. Объясняется это тем, что труд значительной части работниц, занятых на индивидуальных, полуавтоматических станках и на конвейере. штамповщиц, пропитчиц и других, состоит из однообразных, несложных операций. Поэтому и возможности для творческой деятельности у них ограниченны. Вместе с тем данные того же обследования показали, что по мере качественного изменения содержания труда доля женщин-рационализаторов среди слесарей-инструментальщиков в существенно повысилась (до 40-50%)1.

Данные таганрогского обследования 1978 г. также подтверждают это положение. На вопрос: "Занимаетесь ли Вы рационализацией и изобретательством?" - положительно ответили 3% малоквалифицированных работниц, 5% квалифицированных а высококвалифицированных работниц и 20% женщин-инженеров. Все это позволяет сделать вывод, что повышение квалификации женщин-работниц составляет одно из необходимых условий развития их творческого отношения к труду.

1 См.: Труд и развитие личности. Л., 1965, с. 54.

Различия в уровне квалификации труда мужчин и женщин, которые нередко ведут к использованию работниц в менее творческих, менее ответственных, а подчас и физически более трудоемких видах деятельности, естественно, сказываются на их производственной и социальной активности, что заносит ущерб и обществу в целом. Поэтому проблема дальнейшего повышения квалификации женщин, выравнивания профессионального уровня рабочих и работниц является на нынешнем этапе задачей большого экономического и социального значения.

Актуальность этой проблемы определяется еще и тем, что в результате всеобщего вовлечения женщин в общественное производство дополнительная потребность в женских рабочих кадрах в дальнейшем будет обеспечиваться главным образом за счет более рационального использования уже занятой в народном хозяйстве рабочей силы, а также за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Эффективное использование рабочей силы, в том числе и женской, является настоятельным требованием современного этапа развития. На XXVI съезде партии была поставлена задача бережного, экономного отношения к трудовым ресурсам. При этом подчеркивалась сложность этого дела, требующего решения многих задач экономического, технического, социального, воспитательного характера1. XXVI съезд КПСС, утвердив Основные направления экономического и социального развития страны на 1981-1985 годы и на период до 1990 года, выдвинул в качестве одного из них разработку и поэтапную реализацию целевой комплексной программы по сокращению ручного труда. Серьезное внимание партия уделяет также вопросу повышения технической вооруженности труда: всемерному внедрению комплексной механизации и автоматизация производственных процессов, неуклонному сокращению во всех отраслях численности работников, занятых ручным трудом, особенно на вспомогательных и подсобных работах2.

Проблема эффективного использования труда работников, занятых в народном хозяйстве, неразрывно связана с системой профессионально-квалификационной подготовки рабочих кадров. В чем же кроются причины относительно низкого уровня профессиональной подготовки женских рабочих кадров? Во многом это определяется самой сферой приложения труда женщин. Как уже подчеркивалось выше, работницы преимущественно заняты в массовых профессиях, где уровень сложности труда Относительно невысок. Широко распространенным путем овладения этими профессиями является ученичество, при котором усвоение необходимых профессиональных знаний и навыков происходит непосредственно на рабочем месте. Разумеется, подобным методом обучаются не только женщины, по и мужчины. Однако среди работниц им охвачено значительно большее число людей. По материалам таганрогского обследования 1978 г., была прослежена определенная зависимость между характером

1 См.: Материалы XXVI съезда КПСС, с. 41.

2 См. там же, с. 141.

труда и формой профессионального обучения. Было выявлено, что по мере усложнения характера труда увеличивается удельный вес работников, получивших профессиональную подготовку в системе ПТО или среднего специального образования. Между тем эти же данные показывают, что женщины в большей мере, чем мужчины, заняты такими видами труда, для освоения которых используется обучение непосредственно на производстве. Так, среди обследованных женщин получили профессиональную подготовку на рабочем месте 73% против 61 % среди мужчин.

Такое обучение происходит, как правило, в довольно сжатые сроки. В результате работник приобретает лишь низкий квалификационный разряд и не получает той теоретической подготовки, которая необходима для овладения наиболее высокими разрядами.

Вместе с тем в условиях научно-технической революции растут темпы обновления техники, исчезают старые и появляются новые профессии, возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обучения работников новым специальностям в процессе трудовой деятельности. Однако для женщины это довольно затруднительно, так как с появлением семьи и рождением ребенка она на длительный срок выбывает из сферы общественного производства, а в дальнейшем обязанности женщины-матери и хозяйки дома настолько заполняют ее время после работы, что повышение квалификации оказывается для нее делом гораздо более сложным, чем для мужчины.

В последние десятилетия, как уже отмечалось, наметилась тенденция к росту доли работниц, получающих первоначальную профессиональную подготовку в системе профтехобразования. Например, обследование, проведенное в 1976 г. на московской обувной фабрике "Парижская Коммуна", показало, что среди 20-летних и более молодых работниц удельный вес получивших профессиональную подготовку в системе профтехобразования составил 80%, в то время как среди работниц в возрасте 20-29 лет этот показатель равнялся 38%, среди работниц 30-49 лет-40%, 50-55 лет-8%. Вполне очевидно, что получение специальной подготовки облегчает последующее профессиональное совершенствование. Так, среди обследованных работниц "Парижской Коммуны", выполнявших работу, соответствующую V-VI разрядам, 71% работниц получили подготовку по специальности в системе ПТО, а 26% -непосредственно на предприятии; среди работающих по I-II разрядам обучались предварительно в профессионально-техническом училище 7% работниц, а непосредственно на рабочем месте - 93%.

Между тем доля юношей в общем числе обучающихся в профтехучилищах все еще заметно превышает долю девушек. Притом что женщины составляют примерно половину всех рабочих, доля девушек в общей численности учащихся системы ПТО не превышает трети.

Ликвидация недостатков в системе подготовки работниц квалифицированных профессий приведет к устранению несоответствия между относительно более высоким уровнем образования женщин в недостаточным уровнем их производственной квалификации.

Совершенствование системы подготовки квалифицированных рабочих кадров будет осуществляться в направлении дальнейшего развития системы профессионально-технического образования, увеличения числа учебных заведений как в тех отраслях и производствах, где широко распространен труд женщин, так и там, где он до сих пор использовался ограниченно, но где имеются условия для более широкого его применения в результате технического прогресса и изменения условий труда. Другое направление - создание специальной гибкой системы подготовки и переподготовки рабочих кадров на производстве1, которое осуществляется в рабочее время, благодаря чему становится возможным вовлечение в нее женщин-работниц - матерей семейств.

Определенные сдвиги в создании подобной системы уже произошли. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве" (1979 г.) женщинам-рабочим, имеющим детей в возрасте до 8 лет, предоставлено право проходить переподготовку и повышать квалификацию с отрывом от работы и сохранением на время обучения среднемесячной заработной платы.

С решением этих задач связано дальнейшее улучшение условий труда работниц и повышение их трудовой активности.

В настоящее время, когда XXVI съездом КПСС определен курс на дальнейшее усиление процесса механизации ручного труда в основном и вспомогательном производствах, проблема подготовки и переподготовки высвобождаемых в результате внедрения в производство соответствующих средств механизации рабочих кадров особенно актуальна.

1 Рекомендации о создании подобной системы обучения я повышения квалификации женщин-работниц содержатся к ряде работ (см., например; Михайлюк В. Б. Использование женского труда в народном хозяйстве. М., 1970, с. 83-86; Проблемы рационального использования трудовых ресурсов. М., 1973, с. 377, 398, и др.).

Курс Коммунистической партии и Советского государства на дальнейшее решение проблемы роста квалифицированных рабочих кадров, в том числе среди женщин-работниц, нашел отражение в Конституции СССР, где подчеркивается, что женщинам предоставлены равные с мужчинами возможности в получении образования и профессиональной подготовки1.

Проблема рационального использования рабочих кадров, в особенности женских, неразрывно связана с проведением специальных мероприятий по охране труда работающих женщин. Еще в 1920 г., выступая на I Всероссийском совещания по охране материнства и младенчества с программным докладом по этому вопросу, заведующая женским отделом ЦК РКП (б) А. М. Коллонтай говорила: "Было бы большой ошибкой подходить к женщине с узкой точки зрении формального уравнения мужчины и женщины перед лицом труда... Было бы величайшей ошибкой, если бы наша трудовая Советская республика рассматривала женщину только с точки зрения той пользы, которую она может принести народному хозяйству наличием своей трудовой силы.

Ставя вопрос... о вовлечении женщины во все отрасли народного хозяйства, следует дополнить этот вопрос широкой постановкой охраны материнства и младенчества и разумной в целесообразной постановкой охраны женского труда, начиная с труда молодых девушек..."2

1 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, ст. 35.

2 См.: Материалы I Всероссийского совещаний но охрана материнства и младенчества. Москва, 1-5 декабря 1420 г. М., 1921, с. 28.

Проявлением заботы партии и государства об охране труда женщин в развитом социалистическом обществе явилось утверждение первой сессией Верховного Совета СССР восьмого созыва 15 июля 1970 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.

Особенности правового регулирования труда женщин отражены в главе VIII Основ законодательства о труде "Труд женщин" и в аналогичных главах кодексов о труде союзных республик.

Нормы об охране труда всех работающих женщин включают в себя:

- запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах;

- установление предельных норм переноски и передвижения тяжестей;

- ограничение труда женщин на работах в ночное время;

- прием на работу с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей.

Охрана труда женщин-матерей заключается:

- в установлении облегченных условий труда (запрещение привлекать к работе в выходные дни, направлять в командировки и т. д.);

- в предоставлении дополнительных льгот в связи с материнством (отпуска и перерывы на кормление ребенка);

- в установлении повышенных гарантий при приеме на работу,

Большое значение в дальнейшем развитии системы охраны труда женщин имеет постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 25 апреля 1978 г. "О дополнительных мерах по улучшению труда женщин, занятых в народном хозяйстве".. Во исполнение этого постановления Госкомтруд СССР совместно с ВЦСПС и по согласованию с Министерством здравоохранения СССР 25 июня 1978 г. утвердили новый список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, В декабре 1981 г. было принято постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС "О введении новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную". В соответствии с этим постановлением Государственным комитетом но труду и социальным вопросам и президиумом ВЦСПС при согласовании с Министерством здравоохранения СССР было установлено, что предельно допустимая масса груза при подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой не должна превышать 15 кг; при подъеме на высоту более 1,5 м, а также при подъеме и перемещении тяжестей в течение рабочей смены - 10 кг.

Мы не случайно уделили так много внимания проблеме рационального использования женских рабочих кадров. Ведь от ее решения во многом зависит обеспеченность нашей страны трудовыми ресурсами. Однако было бы неправильным считать, что все нерешенные вопросы, связанные с участием женщин в общественном производстве, сосредоточены исключительно в сфере физического труда. Не менее актуальными являются проблемы, связанные с использованием женского труда в сфере преимущественно умственного труда. Казалось бы, что высокий уровень образования обеспечивает женщинам в сфере умственного труда равные шансы с мужчинами для успешного продвижения по службе, занятия руководящих должностей. На практике, однако, дело обстоит иначе. Приведем некоторые данные. Доля женщин среди учителей 1-10-х (11-х) классов страны составила в 1979/80 уч. г- 80%, тогда как среди директоров восьмилетних школ женщин было 37%, среди директоров средних школ-32 %1. Подобные примеры можно продолжить: в промышленности в 1973 г. в общей численности таких специалистов, как инженеры-экономисты, экономисты, плановики, статистики, техники, инженеры-нормировщики, техники-нормировщики, нормировщики, удельный вес женщин составлял от 86 до 75%, среди инженеров (исключая выше названных) -49%, а среди руководящих работников - директоров, их заместителей, главных инженеров, начальников цехов, смен и участков и др.-от 16 до 9%2. На XXVI съезде партии особое внимание было уделено вопросу использования женщин на руководящей работе, поскольку возможности для выдвижения женщин на ответственные посты реализуются еще не в полной мере.

Что же определяет темпы профессионального роста и служебного продвижения работников вообще и женщин в частности?

Существенное значение для продвижения по службе имеет, естественно, стаж работы, благодаря которому накапливаются необходимый опыт, профессиональная эрудиция, приобретаются навыки и знания в данной области. Как показали результаты комплексного обследования труда и досуга более 1000 ленинградских инженеров-конструкторов, проектировщиков, технологов проектных и научных учреждений, осуществленного под

1 См.: Женщины в СССР. Статистические материалы. М., 1981, с. 12.

2 См.: Женщины я СССР. Статистический сборник. М., 1975, с. 80.

руководством проф. В. А. Ядова, все деловые показатели работника (способность к творчеству, самостоятельность, ответственность, эффективность труда я др.) достигают высшей точки при 6-10-летнем стаже работы и после этого понижаются, стабильно сохраняются лишь исполнительские качества. Именно в этот период лучшие работники выдвигаются на должность руководителя группы. Исследователи предполагают, что не получившие продвижения по работе на этапе "расцвета" инженеры теряют перспективу, ослабляют требовательность к себе, перестают расти и начинают быстро отставать от более молодых, рассчитывающих на дальнейшее продвижение1.

Далее...