Социальный статус


Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М., Политиздат, 1983. С. 11-145.
 
В начало документа
В конец документа

Груздева Е. Б., Чертихина Э. С.

Труд и быт советских женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Между тем как раз первые годы трудовой деятельности у женщин чаще всего связаны с созданием семьи, рождением ребенка, т. е. с длительным перерывом в работе. Да и впоследствии заботы, связанные с уходом за болеющими детьми, нередко ставят женщину перед необходимостью пользоваться правом освобождения от работы. Таким образом, период профессионального становления, утверждения и подъема у женщин зачастую сопряжен с освоением отнюдь не легких обязанностей жены и матери. Подобное совмещение перечисленных обязанностей существенно снижает возможности профессионального и служебного роста женщин. Не случайно среди обследованных ленинградских инженеров женщины на три года отстают от мужчин при выдвижении на должность руководителя группы.

Вполне очевидно, что загруженность женщин домашней работой порой приводит и к их

1 См,: Социально-психологический портрет инженера. М., 1977, с. 78-80.

добровольному отказу от продвижения по службе. Об этом свидетельствуют высказывания самих женщин по этому поводу. При обследовании труда и досуга ленинградских инженеров нередко можно было услышать такого рода признания: "0т женщин трудно добиться высокой . инициативности. Ведь мы загружены семейными делами".

Между тем, как свидетельствуют ленинградские социологи, женщины, работающие на должности инженера, обнаруживая меньший уровень способностей к творчеству и самостоятельности, отнюдь не уступают мужчинам по своим организаторским, исполнительским качествам, ответственному отношению к делу. Что же касается женщин - руководителей групп, то они по всем данным превосходят представителей "сильного пола". Из этого следует, что из женщин на руководящую работу выдвигаются наиболее способные, энергичные и деловые, те, кто может успешно сочетать свои профессиональные и семейные функции.

Актуальна и другая проблема, связанная с рациональным использованием труда женщин-специалистов. Речь идет о необходимости создания "комбинированного коллектива" в сфере народного образования. Профессия учителя до сих пор является женской. В общей численности учителей дневных общеобразовательных школ женщины составляют подавляющее большинство - 71 %. Вопрос о феминизации педагогических коллективов и ее последствиях обсуждается давно, и мы не будем здесь подробно его раскрывать. Отметим лишь, что как семье необходимо воспитательное влияние не только матери, но и отца, так и в школе для создания оптимальных условий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, среди педагогов должно быть достаточное число мужчин.

Значительный выигрыш при этом получат не только ученики, но и женщины-учителя, которые сегодня вынуждены заменять отсутствующих мужчин в организации разного рода внеклассных мероприятий (идти в турпоход, "болеть" за хоккейную команду, сопровождать ребят в плавательный бассейн, отправляться с ними на лыжную прогулку и т. д.).

Как видим, решение проблем, связанных с деятельностью женщин-специалистов, требует приведения определенных преобразований в сфере их труда.

Подводя итоги, отметим, что возрастание уровня механизации и автоматизации производства, совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовка кадров, политика оптимального использования трудовых ресурсов со специальным - высшим и средним - образованием, дальнейшее развитие системы охраны труда и другие мероприятия, проводимые партией и правительством, призваны устранить существующий разрыв в уровне квалификации занятых в народном хозяйстве мужчин и женщин, существенно снизить, а впоследствии и ликвидировать занятость женщин тяжелым физическим трудом, повысить их удовлетворенность трудом, создать более благоприятные возможности для профессионального роста и служебного про движения.

Однако проблема более рационального использования женского труда не ограничивается только производственным аспектом. Отставание женщин-работниц по уровню квалификации от мужчин, более сдержанное продвижение женщин-специалистов по служебной лестнице и ограниченные возможности их профессионального совершенствования во многом определяются, как мы уже отмечали, трудностями совмещения интенсивной профессиональной деятельности и семейно-бытовых обязанностей. Следовательно, пути решения этих проблем надо искать не только в сфере производства. Эффективное использование труда женщин в решающей степени зависит сегодня от облегчения условий быта, т. е. от существенных преобразований в непроизводственной сфере.

ГЛАВА II РАВЕНСТВО И БЫТ

И мы можем теперь сказать с полной гордостью, без всякого преувеличения, что, кроме Советской России, нет ни одной страны т мире, где бы было полное равноправие женщин и где бы женщина не была поставлена в унизительное положение, которое особенно чувствительно в повседневной. семейной жизни.

В.И. Ленин

Мы покидаем область общественного труда, в которой женщины за годы Советской власти заняли достойное место рядом с мужчинами, я переходим в сферу быта. Посмотрим, какие перемены произошли в положении женщины в этой сфере. Какую бы ответственную должность ни занимала женщина на работе, как бы ни была велика ее роль в общественной жизни, какой бы самостоятельной и равноправной она себя ни чувствовала в производственной и общественной сфере, нельзя говорить о полном равенстве ее с мужчиной, если она задавлена домашним трудом и имеет практически весьма ограниченные возможности для культурного роста, занятий спортом, дружеского общения.

Равноправие а труде - это главное, но не единственное условие подлинного равенства женщины. Разработанный В. И. Лениным план освобождения женщины от векового порабощения наряду с равенством в труде предусматривает также полное равенство в сфере быта. Именно поэтому В. И. Ленин неоднократно указывал, что главной задачей Советской власти является не только "втянуть женщину в общественно-производительный труд", но и "вырвать ее из "домашнего рабства", освободить ее от подчинения - отупляющего и принижающего - вечной и исключительной обстановки кухни, детской..."1.

Таким образом, труд и быт - две стороны единого процесса: равенство не только в труде, но и в быту является обязательным условием становления подлинного равноправия женщины, достижения ее фактического равенства с мужчиной. Однако именно в области быта больше всего сказываются и пережитки прошлого, и нерешенные проблемы сегодняшнего дня, мешающие всестороннему развитию работающей женщины. При этом не надо забывать, что трудовая и внепроизводственная (бытовая) сферы жизни женщины, как и человеческой жизнедеятельности вообще, связаны между собой неразрывными узами. Как развитие материального производства и активное участие в нем женщины оказывают непосредственное и благоприятное влияние на бытовую сферу ее жизни, так и хорошо налаженный быт позволяет не только восстановить силы, затраченные в сфере производства, но и возвращает женщину в эту сферу духовно обогащенной, способной к творческому производительному и высокоэффективному труду, способствует гармоническому развитию ее личности. Именно внепроизводственная жизнедеятельность, в основе которой лежит свободное время (время, свободное от непреложных обязанностей и занятий), призвана служить не только восстановлению сил работающей женщины, но и создавать условия для роста ее трудовой активности, ибо свободное время "как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда"2. Приобретенные в свободное время знания, повышение

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 193. 2Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46. ч. II, с. 221.

общеобразовательного и культурного уровня реализуются в производственной деятельности работающей женщины, расширяют возможности ее участия в общем труде, способствуют овладению ею новой техникой и сложной технологией современного производства.

Давайте теперь рассмотрим особенности внепроизводственной сферы жизни наших современниц, тенденции и перспективы ее развития.

1. Социалистическое государство- женщине

Решив показать, что делает Советское государство для улучшения положения работающих женщин в области их непроизводственной жизни, мы поставили перед собой далеко не простую задачу. Попробуем прежде всего ответить на такие вопросы: Каковы особенности бытовой сферы жизни человека? Какие обстоятельства обусловили ее временное отставание от сферы производства? Каковы основные направления социальной политики, осуществляемой КПСС и Советским правительством по совершенствованию положения работающих женщин во в непроизводственной сфере их жизни?

В силу ряда объективных причин экономического и социального характера обе стороны единого процесса становления подлинного женского равенства развивались далеко не одинаковыми темпами. В результате этого существенные сдвиги в положении женщины в области быта произошли значительно позднее, чем в сфере труда в общественном производстве. Прежде всего, само преобразование вне производстве иной сферы жизни представляет собой чрезвычайно сложный и долговременный процесс. По своей природе эта область человеческой жизни более консервативна, чем сфера производства: ее характер обусловлен воздействием не только общества и его общественно-организованных институтов, но в большой мере зависит от индивидуальных вкусов и потребностей человека, его деятельности в области личных и семейных отношений. Поэтому непроизводственная сфера более подвержена относительно стойкому влиянию сложившихся традиций, нравов и обычаев, чем сфера производства. К тому же на первых этапах строительства социализма наша страна не имела экономических возможностей для быстрого осуществления всесторонних преобразований в сфере быта. Отсталая экономика - наследие царизма - и соответствующий ей нищенский быт огромного большинства населения России не могли служить базой для коренных преобразований в этой области. Однако главным препятствием на пути радикального совершенствования внепроизводственной сферы жизни трудящихся и выравнивания на этой основе положения мужчины и женщины в быту, несомненно, явились внутренние и внешние условия развития первого в мире социалистического государства.

Решение задач построения социализма, превращение страны из отсталой аграрной в передовую индустриальную державу, необходимость защиты социальных завоеваний, а затем участие в Великой Отечественной войне, навязанной нашему народу фашизмом, и необходимость восстановления разрушенной ею экономики - все это требовало огромного напряжения материальных и духовных сил всего советского народа, которому приходилось сосредоточивать свои ресурсы и усилия на решении самих первоочередных задач, на том, от чего зависело само существование нашего государства.

В этих условиях наша страна оказалась вынужденной сосредоточить максимум усилий на развитии прежде всего общественного производства, ограничиваясь самым необходимым в области обеспечения быта трудящихся. Но я в то тяжелое время Коммунистическая партия и Советское государство делали все возможное для улучшения социально-бытовых условий всех трудящихся, н том числе и работающих женщин. Уже в первые десятилетия социалистического строительства был достигнут громадный прогресс в деле улучшения бытовых условий жизни трудящихся, что в значительной мере облегчило положение женщин в семье. Однако коренные перемены в этой области произошли с построением в СССР зрелого социалистического общества, когда объективные условия развитая страны, возросший экономический потенциал, значительные количественные и качественные сдвиги в развитии общественного производства, а также необходимость решения более широкого спектра задач, стоящих перед обществом, сделали возможным и необходимым поворот всей экономики страны ко все более полному удовлетворению многообразных материальных и культурных потребностей людей. В результате были устранены препятствия, ограничивавшие темпы и масштабы преобразований во всей венной сфере жизнедеятельности советских людей, В период развитого социализма сложились, таким образом. благоприятные условия для всестороннего улучшения жизни трудящихся женщин, для достижения их подлинного равенства в быту.

Однако не только расширение возможностей зрелого социалистического общества делает задачи дальнейшего улучшения положения трудящихся женщин особенно актуальными. Не меньшее

значение имеет тот факт, что такое улучшение на нынешнем этапе диктуется общественными потребностями, представляет своего рода социально-экономическую необходимость.

Таким образом, в условиях развитого социалистического общества бытовая сфера играет особую и все возрастающую роль в жизни всех трудящихся, особенно работающих женщин.

Мы уже отмечали, что место и роль женщины в общественном производстве, уровень образования, степень профессионализма, творческой активности и многие другие параметры ее характеристики как участницы трудового процесса в значительной степени зависят от величины и структуры ее занятости в быту.

В предыдущей главе уже говорилось о том, что чрезмерная бытовая нагрузка составляет ныне главную причину отставания профессионального роста и квалификации работающих женщин от основной массы мужчин. Поэтому эффективное и качественное использование труда женщин в решающей степени зависит от облегчения и преобразования их быта.

Вместе с тем участие женщины в общественном производстве предъявляет повышенные требования к ее культурному и профессиональному уровню. рождает новые духовные потребности, способствует совершенствованию личности женщины, что существенно меняет размеры и характер ее культурной жизни и досуга. Да и сами традиционные формы бытовой жизнедеятельности под влиянием социальных преобразований, осуществляемых в стране, претерпевают серьезные изменения во многом за счет усиления в них духовного начала. Чисто физиологическое воспроизводство жизненных сил (сон, еда) все больше дополняется такими формами их восстановления, как спорт, туризм, различного рода культурные развлечения. Семенное воспитание детей в современных условиях превращается во все более осознанный процесс, направленный на всестороннее развитие подрастающего поколения. При этом развитие различных форм в непроизводственной жизнедеятельности осуществляется в их постоянном взаимодействии, взаимном переплетении. В этих условиях посещение кино, театра, различных выставок одновременно способствует и повышению культурного уровня трудящихся и восстановлению их физических сил. Точно так же занятия спортом, туризм не только развивают физические силы человека, но и существенно обогащают его духовный мир, расширяют кругозор, воспитывают любовь к природе и т. п.

Таким образом, в условиях зрелого социализма взаимосвязь и взаимозависимость производственной и бытовой сфер жизнедеятельности работающих женщин проявляется более рельефно. Именно поэтому борьба за подлинное равенство женщин на нынешнем этапе направлена на преодоление отставания внепроизводственной сферы их жизни. Сегодня с улучшением быта советских людей, с заботой об их здоровье и отдыхе оказывается связанной огромная область нашей социальной политики.

Особое значение совершенствования быта работающих женщин определяется не только общими гуманистическими целями, которые ставит социализм, решая женский вопрос. Несомненно, стремление обеспечить условия для всестороннего гармонического развития личности женщины и того подлинного ее социального освобождения, которое В. И. Ленин связывал с настоящим коммунизмом, неотделимо и от необходимости дальнейшей интенсификации народного хозяйства, и от реальных возможностей зрелого социалистического общества.

Важнейшие тенденция в развитии внепроизводственной жизнедеятельности трудящихся наглядно проявляются при анализе результатов социологических обследований, которые собраны и обобщены в приведенной таблице (см. табл. 9).

О чем говорит эта таблица? Размышляя над ее показателями, мы увидим, что за сухими колонками цифр скрываются те существенные перемены, которые произошли в бытовых условиях рабочих и работниц крупных городов европейской части СССР за более чем 50-летний период - с начала 20-х до конца 70-х годов.

Цифры красноречиво говорят о том, что одним и" важнейших сдвигов, существенно изменяющих всю структуру внепроизводственной жизнедеятельности людей, является происшедшее за годы Советской власти сокращение домашнего труда и расширение культурной жизни трудящихся. За период с начала 20-х годов до конца 70-х годов общий объем домашнего труда сократился у женщин в 2,2, а у мужчин-в 1,1 раза. Одновременно затраты временя на просмотр телевизионных передач и прослушивание радио, чтение, учебу, зрелищные мероприятия и пр., т. е. на все те занятия, которые составляют в совокупности повседневную культурную жизнь человека, увеличились у женщин из городской рабочей среды более чем в 5 раз, у мужчин - в 1,8 раза.

Итак, сокращение домашнего труда - основа перемен во всем внепроизводственном времяпрепровождении женщин. И действительно, в начале 20-х годов домашние заботы отнимали у женщины из рабочей среды более 95% ее активного внерабочего времени1. Через 55 лет удельный вес домашнего труда сократился до 58%.

Попробуем разобраться, в чем причины этого явления. Прежде всего сокращение домашнего труда связано с массовым вовлечением женщин в общественное производство. Ежедневная занятость на работе явилась одновременно и причиной и следствием сокращения домашнего труда женщин, существенного снижения его размеров и границ. Иначе и не могло быть. Каким же другим способом, как не за счет уменьшения домашних работ, могла совместить женщина свои трудовые обязанности на производстве и в быту? Да и разве смогла бы она встать к станку или пойти на строительство нового завода, если бы не решилась сознательно ограничить круг работ по дому? И если в начале 20-х годов, как это следует из таблицы, домашний труд составлял около 35% недельного фонда времени женщин, то к середине 30-х годов его доля снизилась до 22 %.

Итак, одна из важнейших причин сокращения домашнего труда кроется в приобщении женщины к общественному производству: на смену женщине-домохозяйке пришла работающая женщина, занимающаяся домашними делами после работы.

Сокращению домашнего труда способствовало и изменение демографической ситуации: снижение

1 Активное внерабочее время включает в себя домашний труд. общение с детьми по уходу за ними и их воспитанию, повседневные культурные нужды, семейное общение, досуговое общение и т. п. Таким образом, из общего объема внерабочего времени исключаются виды деятельности, непосредственно связанные с производством (дорога на работу и обратно и др.) и с удовлетворением повседневных физиологических нужд (сон, еда, уход за собой), а остаются лишь индивидуальные и семейно-организованные виды деятельности.

Таблица 9

Развитие внепроизводственной жизнедеятельности рабочих больших городов европейской части СССР

(часов в неделю в среднем на 1 человека)

 

* См.: Струмилин С. Г, Избранные произведения в пяти томах. М,. 1964, т. 3, с. 206, 207; 208-209; 210-211: 215-216; 221, 223, 226.

** Материалы обследования бюджетов времени рабочих, проведенного в 1936 г.. хранящиеся в ЦГА народного хозяйства СССР (обработаны Н. Г. Рогалиной под руководством проф. В. 3. Дробижева в 1967 г.).

*** Материалы социологических исследований, проводившихся в г- Таганроге " 1968 и 197Я гг. под руководством Л. А. Гордона и Э. В, Клопова при участии авторов.

рождаемости и последующее за ним уменьшение средних размеров городской семьи. Как показывают материалы всесоюзных переписей населения, городская семья, состоявшая в 1926 г. в среднем из 3,9 человека, в 1970 и 1979 гг. насчитывала соответственно 3,5 и 3,3 человека1. Сокращение рождаемости привело к тому, что подавляющее большинство городских семей (90%) имеют либо одного-двух детей, либо вовсе бездетны2. При этом тенденция рождаемости такова, что первые и вторые дети составляют более из всех родившихся. В 1979 г., например, на долю первых и вторых детей пришлось 77% новорожденных, третьих детей почти-10%, всех остальных-около 13 %3.

Разумеется, уменьшение числа детей в семье незамедлительно сказалось на затратах труда и времени, непосредственно связанных с уходом за ними (кормление, прогулки и пр.). Как видно из таблицы, с начала 20-х до конца 70-х годов время, уделяемое взрослыми членами рабочих семей уходу за подрастающим поколением, снизилось с 10,3 до 3 часов в неделю, или почти в 3,5 раза. При этом время по уходу за детьми у женщин уменьшилось с 10 до 2,3 часа в неделю, т. е. более чем в 4 раза, а у мужчин, наоборот, увеличилось - с 0,3 до 0,7 часа, или в 2,3 раза.

Однако заботы родителей и всех взрослых членов семьи о детях, об их всестороннем физическом и нравственном развитии столь велики и разнообразны, что оказывают существенное влияние на весь

1 Всесоюзная перепись населения 1926 г., т. 5, с. 132; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. М., 1974, т. VII, с- 253; Население СССР. М.. 1980, с. 17.

2 См.: Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года, т. VII, с. 250.

3 Рассчитано по данным журнала "Вестник статистики". 1980, № 11, с. 75.

уклад семейной жизни. Поэтому сокращение числа детей в семье отражается практически на всех видах домашнего труда- По данным международного сравнительного исследования бюджетов времени. проведенного в 1965 г., затраты времени на домашние дела у работающих замужних женщин г. Пскова, имеющих более трех детей, ежедневно составляли 5,9 часа, а у имеющих одного ребенка и двух-трех детей-соответственно 4,2 и 4,8 часа1. Значит, снижение числа детей в семье приводит к уменьшению времени и соответственно размеров домашнего труда. О том же говорят и материалы других социологических обследований.

На сокращение домашнего труда оказало влияние и перенесение в сферу общественного производства ряда занятий по бытовому обслуживанию семьи. Далеко в прошлое ушли такие домашние работы, как растопка печей, принос воды, выпечка хлеба, прядение - занятия, которые заполняли значительное время женщины. Ведь даже у работающих женщин из рабочих семей одна только выпечка хлеба, по данным академика С. Г. Струмилина, отнимала ежедневно 3 часа внерабочего времени2. а совокупные затраты времени, связанные с приготовлением пищи, составляли свыше 30 часов в неделю, или более 4 часов в день.

Развитие промышленности, особенно таких ее отраслей, как легкая и пищевая, расширение системы бытового обслуживания постепенно освобождали женщину от многих весьма трудоемких видов домашних работ. К тому же сокращению домашнего труда способствовало улучшение жилищных усло-

1 Бюджет времени городского населения. М., 1971, с. 73.

2 См.: Струмилин С. Г. Избранные произведения в пяти томах. М., 1964, т. 3, с. 218.

вии и постепенное оснащение жилья коммунальными удобствами.

В наследство от царской России Советское государство получило весьма убогий жилищный фонд. Городские жилища дореволюционной России большей частью представляли собой одноэтажные деревянные дома с печным отоплением. Что же касается каменных домов, то они составляли только пятую часть всех городских строений. Что уж тут говорить о коммунальных и бытовых удобствах! Они практически отсутствовали. В дореволюционной России водоснабжение имели лишь около 10%. а канализацию-2% домов. Даже в Москве более половины квартир не имели водопровода и канализации, лишь пятая их часть была снабжена центральным отоплением. В большей части домов не было электричества.

Далее...