Социальный статус

Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Проект). М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

В законодательстве Российской Федерации по-прежнему не определен процессуальный порядок осуществления эффективной защиты женщин от дискриминационных действий. Формирование механизма судебной и административной защиты прав женщин является проблемой для государственных органов, поскольку органы исполнительной власти не всегда в должной мере способны обеспечить права женщин при реализации их прав на труд, на охрану здоровья, на образование, отдых и социальное обеспечение. Наличие четко отлаженного механизма судебной и административной защиты прав женщин является одной из важнейших гарантий прав и свобод женщин.

Препятствием является перегруженность районных и городских судов, несоответствие числа судей потребностям общества, недостаточное финансирование процесса подготовки нового пополнения судей и увеличения количества судебных инстанций.

Не решен вопрос на государственном уровне о создании сети специализированных судов, занимающихся исключительно защитой социальных и трудовых прав граждан (например, ведущих дела о пенсиях, трудоустройстве, опеке и попечительстве).

В законодательстве Российской Федерации до введения нового уголовного законодательства были четко обозначены недопустимость и наказуемость сохраняющихся пережитков и обычаев, дискриминирующих женщин (ст. 232-235). В новом УК РФ уголовная ответственность за эти преступления не установлена.

В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации прорабатывается вопрос восстановления обычаев, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин. В частности, это касается законодательного разрешения многоженства. Однако до настоящего времени ни один подобный акт не был принят и прецедент не был создан.

Статья 3

Государства-участники принимают во всех областях и, в частности, в политической, социальной, экономической и культурной областях все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, с тем чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами.

 

С учетом необходимости приоритетного решения проблем, в наибольшей степени препятствующих прогрессу в положении женщин, Правительством Российской Федерации совместно с общественными неправительственными организациями разработана и утверждена Концепция улучшения положения женщин.

Концепция основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации.

Исходя из Концепции улучшения положения женщин, Правительство Российской Федерации сосредотачивает свое внимание на таких важнейших проблемах социально-экономического положения женщин, вызывающих особое беспокойство в условиях кардинальных реформ, происходящих в России, как невостребованность в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин.

Концепция улучшения положения женщин направлена на поиск реальных путей улучшения социально-экономического положения женщин, становления общества равных возможностей.

Подобные концепции и программы разработаны и утверждены органами исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации.

Так, в Московской области приняты на областной конференции женщин и утверждены постановлением губернатора области Концепция улучшения положения женщин в Московской области на 1997-2000 годы и План мероприятий по ее реализации.

В Республике Татарстан на съезде женщин выработана Платформа действий женщин Татарстана.

В целях усиления влияния женщин в принятии решений на всех уровнях в июне 1996 года принят Указ Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором, в частности, отмечается, что численность женщин на высших и главных должностях в системе органов власти не соответствует их роли в обществе, хотя их участие в принятии ответственных государственных решений способствовало бы повышению их качества и эффективности исполнения.

В развитие Указа Президента Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают соответствующие нормативные документы, способствующие повышению роли женщин в обществе.

В августе 1996 года вступил в силу закон Калининградской области "О государственной службе Калининградской области", обеспечивающий равные условия прохождения государственной службы как для мужчин, так и для женщин, а также большую социальную защищенность женщин, дающий им право выхода в отставку с государственной службы на 5 лет раньше. Кроме того, законодательно закреплено, что стаж государственной службы, дающий право на установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии, у женщин на 2,5 года меньше, чем у мужчин.

В целях реализации Указа Президента Республики Калмыкия "О программе Президента Республики Калмыкия "Молодые кадры" были проведены Дни молодежного самоуправления. Среди 52 дублеров, назначенных руководителями аппаратов администрации Президента, министерств, ведомств, было 17 женщин, что составило 32 процента. Данный факт говорит о том. что в будущем доля женщин в органах управления различного уровня увеличится.

1. Принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается, как это определяется настоящей Конвенцией, дискриминационным, однако оно ни в коей мере не должно влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов; эти меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения.

2. Принятие государствами-участниками специальных мер, направленных на охрану материнства, включая меры, содержащиеся в настоящей Конвенции, не считается дискриминационным.

С целью установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, а также придавая особое значение роли женщин в социальном и экономическом развитии страны, Правительством Российской Федерации а августе 1996 года разработало Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

В Национальном плане действий предусматриваются меры, направленные на:

расширение участия женщин в принятии решений на всех уровнях, формирование новых нравственных норм, направленных на широкое вовлечение женщин в общественное и партийное движение, влияния на кадровую политику государственных структур в направлении более пропорционального участия женщин в составе представительных органов власти всех уровней и в структуре исполнительных органов власти и управления;

установление фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;

укрепление здоровья женщин, создание условий для реализации женщинами репродуктивных прав, безопасного материнства, развития системы охраны репродуктивного здоровья женщин, первичного медико-санитарного обслуживания с учетом особенностей состояния здоровья женщин разных возрастов, расширения специализированной помощи женщинам и девочкам;

обеспечение предотвращения насилия в отношении женщин и защиты жертв преступлений.

В субъектах Российской Федерации ведется работа по разработке и реализации планов и программ действий по улучшению положения женщин в сфере занятости и повышению их роли в обществе.

В настоящее время реализуются региональные планы в Карачаево-Черкесской, Чувашской республиках, Республике Мордовия, Тамбовской, Владимирской, Брянской, Волгоградской, Саратовской, Липецкой, Вологодской, Свердловской, Ленинградской, Челябинской, Тульской, Пензенской, Псковской, Московской, Пермской, Курганской, Воронежской, Новосибирской, Курской, Ивановской областях, Чукотском, Коми-Пермяцком, Ямало-Ненецком автономных округах. Приморском крае, городе Санкт-Петербург и др.

В предыдущем докладе подробно рассмотрены меры, направленные на охрану материнства, включая те меры, которые закреплены в Кодексе законов о труде в качестве определенных льгот. Все эти меры действовали в отчетный период.

В 1997 году Правительством Российской Федерации предприняты дополнительные меры, направленные на охрану материнства. В частности, был увеличен до восьмидесяти шести (при рождении двух и более детей до сто десяти) календарных дней послеродовой оплачиваемый отпуск при осложненных родах.

Значительная работа, направленная на поддержку материнства, ведется в регионах Российской Федерации. В частности, в Кабардино-Балкарской. Республике принят закон "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства". Закон гарантирует сохранение всех действующих в Российской Федерации социальных выплат, а также устанавливает новые формы по дополнительной поддержке семей с детьми. В соответствии с законом, все виды поддержки женщин, установленные в Российской Федерации до достижении ребенком возраста полутора лет, в республике пролонгированы до 3-х-летнего возраста ребенка, а размер оплаты в период отпуска работающей (обучающейся) матери по уходу за ребенком увеличен до трехкратной минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации.

За период с 1994 года приняты дополнительные специальные меры, направленные на охрану материнства для женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

В соответствии со статьей 100 Уголовно-исправительного Кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), определены особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей. В частности, в этой статье установлено, что осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до 3-х лет, общаться с ними в свободное время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми.

Осужденные беременные женщины и осужденные кормящие матери могут получать дополнительные продовольственные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых медицинским заключением (статья 90 УИК РФ).

Часть 4 статьи 130 УИК РФ существенно расширила контингент осужденных беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до восьми лет, которые не могут содержаться на строгом режиме в тюрьме. Ранее эту льготу имели только осужденные женщины, имеющие при себе грудных детей, то есть детей в возрасте до одного года (статья 70 Исправительно-трудового Кодекса РСФСР.

Статья 177 УИК РФ предоставила возможность беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, отсрочить отбыванием наказания до достижения ребенком восьмилетнего возраста. Это положение существенно расширило права женщин-осужденных.

Статья 5

Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью:

а) изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.

Как уже отмечалось, в новом УК РФ отсутствуют статьи, предусматривающие наказание за сохранение обычаев и предрассудков, основанных на идее неполноценности или превосходстве одного из полов.

В связи с этим Правительство Российской Федерации видит сохранение возможности недопущения дискриминации женщин в изменении взглядов и стереотипных представлений на их роль и место в обществе, в том числе с помощью средств массовой информации.

Период с 1994 по 1997 год характеризуется почти двукратным увеличением числа специальных женских газет и журналов. К настоящему времени насчитывается более 150 изданий, которые можно условно отнести к "женской" прессе. Однако эти издания в основном посвящены моде и домоводству, организации досуга, культурной жизни, то есть носят так называемый "светский" характер.

Тема, связанная с положением женщин, в той или иной степени присутствует практически во всех изданиях общественно-политической и культурно-просветительской направленности. Находят отражение вопросы обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин в социальной, экономической жизни, охраны детства и материнства, здоровья женщин. В некоторых газетах и журналах для таких материалов отведены специальные рубрики.

Однако, по оценкам специалистов, публикации, касающиеся определения роли и места женщин в обществе, изменения стереотипных представлений о женщине, занимают не более 2 процентов общих материалов. Как правило, статьи и заметки о женщинах и для женщин, представленные в российской прессе, либо касаются криминальных ситуаций, связанных с насилием в отношении женщин, либо ограничиваются советами по домоводству.

За отчетный период наряду с журналами и газетами развлекательной тематики возник ряд серьезных изданий, освещающих актуальные вопросы развития женского движения, деятельности органов законодательной и исполнительной власти по реализации стратегий улучшения положения женщин и др. К таким изданиям можно отнести всероссийскую газеты "Женщины России", издаваемую с 1995 года, журнал "Ярославна" (Москва), созданный в 1996 году, газеты "Женщина" (Казань), "Оренбургская сударыня", всероссийский еженедельник, учрежденный правительством Москвы, "Москвичка" и ряд других.

Продолжает работать первая независимая женская радиостанция "Надежда", специализирующаяся на освещении проблем, с которыми сталкиваются женщины, и привлечении к ним внимания общественности.

Статья 6

Государства-участники принимают все соответствующие меры, включая , законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин.

В соответствии со статьей 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), несколько иначе рассматривается такое преступление, как понуждение женщины к вступлению в половую связь. В новом УК РФ расширено содержание "зависимости", которая включает теперь не только материальный и служебный аспекты, но и должностные, социальные и т.д.

Уголовная ответственность за нарушение прав гражданина в зависимости от его пола предусмотрена в статье 136 УК РФ. Данная статья существенно расширяет объект и объективную сторону посягательства по сравнению с прежним УК РФ (статья 134), речь в которой шла о воспрепятствовании осуществлению равноправия женщин. Если в прежнем кодексе ответственность за совершение преступления наступала в случаях, когда действия существенно нарушают равноправие женщины и соединены с насилием или угрозой применения насилия, то статья 136 нового УК РФ определяет объективную сторону, которая может быть выражена как в действиях, так и в бездействии.

Правительство Российской Федерации обеспокоено расширением такого негативного явления, как незаконный вывоз женщин за рубеж с целью торговли ими и сексуальной эксплуатации. В 1997 году данные вопросы рассматривались на заседаниях Комитета по безопасности Государственной Думы, проводились семинары и консультации с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, представителей заинтересованных органов законодательной и исполнительной власти, широкой общественности.

В настоящее время отсутствуют статистические данные, отражающие проблемы незаконной переправки за границы Российской Федерации женщин и девочек. По сведениям Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее ФПС России), за 1996 год и 7 месяцев 1997 года через государственную границу не пропущены почти 4,5 тысячи женщин, из которых 4,3 тысячи имели неисправные документы, 0,2 тысячи - проезжали по поддельным, чужим документам, или вообще без документов. Основными направлениями попыток их выезда являлись Турция, Италия, Германия, Болгария, Китай, Финляндия, Латвия и Эстония. Кроме того, в 30 случаях российские женщины и дети задерживались органами пограничного контроля ФПС России при попытке нелегального выезда из Российской Федерации, путем укрытия их в транспортных средствах и среди грузов заграничного следования. Однако, исходя из данного анализа, нельзя утверждать, что все не пропущенные через государственную границу женщины и дети имели намерение заниматься недозволенной деятельностью. Вероятнее всего, за границей эксплуатируются женщины и дети, которые в основной массе выехали из Российской Федерации на законных основаниях.

Существующие в действующем УК РФ статьи не охватывают всего комплекса отношений, связанных с работорговлей, а регулируют лишь отдельные стороны этого процесса, в основном касающиеся торговлей детьми.

В том, что касается уголовно-правовой борьбы с незаконным вывозом и эксплуатацией за рубежом женщин, связанной, в основном, с вовлечением в проституцию либо принуждением к ней, то следует отметить, что здесь уголовная ответственность установлена за сложные составы, в частности, ст. 126 "Похищение человека", ст.127 "Незаконное лишение свободы", ст.131 "Изнасилование", ст.132 "Насильственные действия сексуального характера", ст. 133 "Понуждение к действиям сексуального характера", ст.240 "Вовлечение в занятие проституцией", ст.241 "Организация или содержание притонов для занятий проституцией" и ст.322 "Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации".

В настоящее время Российская Федерация разрабатывает подходы к правовому регулированию уголовно-процессуальной деятельности при производстве предварительного судебного следствия по делам, связанным с незаконной торговлей российскими женщинами за рубежом. Проблема усугубляется тем, что сами преступления, как правило, совершаются на территории различных государств, что предполагает координацию международного сотрудничества в данной сфере.

 

Статья 7

Государства-участники принимают все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны и, частности, обеспечивают женщинам на равных условиях с мужчинами право:

a) голосовать на всех выборах и публичных референдумах и избираться на все публично избираемые органы;

b) участвовать в формировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления:

c)_принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и политическом жизни страны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации избирательные права граждан России не дифференцируются по признаку пола, национальной или расовой принадлежности и т.п.

В целях недопущения нарушения законодательства в ноябре 1996 года принят федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

Настоящий федеральный закон устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не осуществивших соответствующее законодательное регулирование, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с законом, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях соответствующих муниципальных образований, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.

Обеспечение достойного представительства женщин в формировании и осуществлении государственной политики нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Мероприятия, содержащиеся в указе, направлены на расширение участия женщин во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в управлении делами государства и принятии решений.

Принятие данного указа свидетельствует о признании Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации мер по улучшению положения российских женщин и повышению их роли в обществе.

На начало 1997 года в органах государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) на федеральном уровне работало более 15 тысяч женщин - государственных служащих (56,2 процента от общей численности государственных служащих). Однако анализ должностного распределения женщин свидетельствует о том,

что паритетного представительства мужчин и женщин в органах государственной власти Россия еще не достигла.

Женщины в основном заняты на должностях государственных служащих, требующих высокой квалификации, но не предполагающих принятие решений. В должностях начальников несамостоятельных структурных подразделений, их заместителей, консультантов, советников и главных специалистов 47 процентов женщин.

Анализ динамики показателей участия женщин в федеральных органах исполнительной власти показывает, что наметилась тенденция увеличения числа и доли женщин на постах руководителей и их заместителей. В настоящее время практически во всех министерствах и ведомствах в числе заместителей имеется хотя бы одна женщина, доля женщин в общей численности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти достигает 25 процентов. Продолжает сохраняться незначительной, хотя и возросла за 1996-1997 годы в два раза, доля женщин-руководителей федеральных органов исполнительной власти (2,4 процента).

Далее...