Жизнь женщин

Либоракина М. И. Обретение силы: российский опыт. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин (культурное измерение). М., ЧеРо, 1996.
 
В начало документа
В конец документа

Либоракина М. И.

Обретение силы: российский опыт. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин (культурное измерение)


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

НЕТ - НАСИЛИЮ!

За последние три года женское движение разбило стену молчания, за которой в нашем обществе скрывались боль, кровь, страх и унижение,- все то, что называется насилием над женщинами. Появились публикации о сексуальном насилии, об избиениях в семье, домогательствах на работе; стала более доступной статистика; начата разработка законопроекта о насилии в семье. Создаются убежища и кризисные центры для женщин (сейчас они объединены в Ассоциацию); проводятся различные кампании против насилия. Впервые пострадавшим стало доступно сострадательное консультирование, основанное на принципах феминистской психотерапии; проводятся тренинги уверенного поведения и самообороны.

Причины, по которым сложно достичь успеха в преодолении насилия, не только правового или организационного характера. Стереотипы и предрассудки, связанные с насилием, глубоко укоренены в культуре. Вот наши пословицы: "Бьет - значит любит," - и "невинные" анекдоты: "Грибник идет по лесу и встречает старушку с ружьем.

- Милок, ты наверное меня изнасиловать хочешь?

- Что ты, бабушка, помилуй Бог!

Старушка, наставляя на него ружье: "А придется, голубчик" [16, с. 177].

Миф о том, что женщины хотят быть изнасилованными и часто провоцируют насилие широко распространен не только среди насильников, но и среди тех, кто по долгу службы должен оказывать помощь пострадавшим. Не только работники милиции и суда, но и многие психотерапевты разделяют гендерные предубеждения. Советы на тему "как избежать насилия" во многом исходят из презумпции виновности самой женщины (именно ее "соблазняющее" или беспечное поведение считается первопричиной насилия). Эти советы являются способом контролировать поведение женщины: "Не носите вызывающей одежды", "Не ходите вечером одна" и т.д. Однако, затворнический образ жизни не может избавить от насилия.

Кризисные центры для женщин разрабатывают специальные образовательные программы, направленные против насилия. Так "центр "Сестры" разработал программу профилактики насилия, которая была опробована в одной из московских школ, в медучилище, Центре профтехобразования и пединституте. Первая ступень - развитие у девочек уверенности в себе. Если девочка не боится открыто выразить свое мнение, умеет постоять за себя, у нее меньше шансов оказаться вовлеченной в опасную ситуацию. На этой стадии работа ведется исключительно на позитивных установках, избегая по возможности даже самого слова "насилие". Вторая ступень - обсуждение проблемы насилия, дискуссия о поведенческих стереотипах. Например, многие девочки считают, что если жених сильно ревнует - значит, любит. На самом деле это означает, что после свадьбы он, скорее всего, будет смотреть на жену как на свою собственность, ограничивая ее свободу, а такие ситуации приводят и к насилию в семье. Третья ступень - это тренинг по самообороне [10, с. 49].

Существующая культура не только пропагандирует дозволенность насилия над женщинами, но и связывает насилие, секс и мужскую состоятельность. Способность изнасиловать рассматривается как доказательство мужественности: "Я хочу изнасиловать тебя. Потом ты будешь умолять меня еще, ведь я - настоящий мужчина." Культивируется презрение к жертве: "получила, что заслуживает". Если жертва - "плохая, непорядочная", то значит, насильник - уже и не насильник в собственных глазах. Такой поворот возможен только в общем контексте отношения к женщине как к объекту (в том числе сексуальному объекту), как к вещи, которой можно манипулировать, а не как к свободному человеку со своими мыслями и эмоциями. Порнографические изображения, конкурсы "Мисс Грудь" и "Мисс Зад" и призывы "вернуть женщину на кухню" роднит одно - отношение к женщине как к объекту
воздействия.

Чтобы преодолеть культурные предрассудки, связанные с насилием, необходима работа на уровне механизмов, делающих женщину "объектом". Почему феминистки выступают против порнографии и считают, что она провоцирует насилие? Дело не в том, что порнография возбуждает сексуальные желания, а в том, что она дегуманизирует женщину, представляя ее как совокупность ног, грудей, ягодиц. Порнография представляет женщину в позах подчинения, обслуживания, показывает кровь и жестокость в таком контексте, который делает эти условия сексуальными. Таким образом связываются боль и наслаждение; возникает миф о том, что женщина наслаждается унижением. Именно в этом, а отнюдь не в степени "раздевания" отличие порнографии и эротики. Порнография может быть и "одетой", и утонченно-интеллектуальной, что доказали недавние переиздания работ маркиза де Сада. В любом случае вопрос насилия над женщинами - это вопрос о власти, а не о сексе.

Эту символическую связь активно использует массовая культура. Одна из первых сцен насилия в отечественном кино представлена в фильме Сергея Снежкина "ЧП районного масштаба". Вполне положительный герой, можно сказать, будущий борец за перестройку, насилует женщину на кухне под аккомпанемент голоса Л.И. Брежнева, бубнящего очередную речь с телеэкрана. Вся сцена должна восприниматься как выражение протеста против "советского маразма". Камера "смотрит" глазами насильника, вдруг ставшего борцом против тоталитаризма. Зрителям гораздо легче отождествить себя с ним, чем с жертвой. Насилие не просто оправдывается, его как бы возводят на пьедестал демократии.

Действительную связь между насилием над женщинами и тоталитарной системой показывают воспоминания женщин - узниц советских концлагерей. Первыми бросили вызов Елена Глинка и Евгения Гинзбург. Посылая свой рассказ "Колымский трамвай средней тяжести" в редакцию журнала "Нева", Елена Глинка писала: "Мы много и долго, десятилетиями, молчали, мучились и уносили свою боль в могилу. Так дайте же тем, кто дожил, возможность сказать свое слово во благо будущего!" В этом документальном рассказе воссоздана одна из "рядовых" сцен массового изнасилования женщин в Бугучанском лагере - "колымский трамвай" - явления, "нередко возникавшего в сталинские времена и всегда проходившего, как в Бугучане: под государственным флагом, при потворстве конвоя и властей. ... Насиловали под команду трамвайного "вагоновожатого", который время от времени взмахивал руками и выкрикивал: "По коням!.." По команде "Кончай базар!"- отваливались, нехотя уступая место следующему. Мертвых женщин оттаскивали за ноги к двери и складывали штабелем у порога.

...За массовые изнасилования никто никогда не наказывался - ни сами насильники, ни те, кто способствовал этому изуверству. В мае 1951 г. на океанском теплоходе "Минск" (знаменитый, прогремевший на всю Колыму "Большой трамвай") трупы женщин сбрасывали за борт. Охрана даже не переписывала мертвых по фамилиям,- но по прибытии в бухту Нагаево конвоиры скрупулезно и неоднократно пересчитывали оставшихся в живых,- и этап как ни в чем не бывало погнали дальше" [12, с. 234-235].

Рассказ о трудной судьбе Елены Глинки, о ее удивительной силе, достоинстве и таланте прозвучал на одной из встреч, которые уже два года проводятся в Москве под девизом "Искусство против насилия"[[Это инициатива Феминистского ориентационного центра, которую поддержали Информационный центр Независимого женского форума и клуб "Преображение". Акции "Искусство против насилия" собирают вместе художников, музыкантов, творческих людей, социальных работников и психотерапевтов и активисток женского движения.]] [13, с. 90-91]. Так случилось, что эта встреча была назначена на 11 декабря 1994 г. - день начала военных действий в Чечне. Одной из центральных тем оказалась связь между насилием над женщинами и глобальной эскалацией насилия в мире. В тот день женщины отправили телеграмму в адрес Президента, Правительства и Федерального собрания:

"Мы, женщины, собравшиеся на акцию "Искусство против насилия", выражаем протест против ввода российских войск в Чечню. Мы настаиваем на невоенном, ненасильственном решении проблемы. Мы не хотим смертей ни чеченского населения, ни российских солдат - наших детей.

Мы требуем защитить женщин, детей, гражданское население в условиях конфликта и предотвратить нарушение прав человека, в том числе прав женщин.

Насилие и ложь не могут быть средством сохранения государственности.

Остановите войну!"

С тех пор в Петербурге, Москве и других городах прошло несколько акций "Женщины в черном против насилия" и акция "Белый платок", которые соединили антивоенную тему и тему предотвращения насилия над женщинами.

ЧТО МЫ ДУМАЕМ О ТОМ,
ЧТО О НАС ПИШУТ.
ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В СРЕДСТВАХ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

"Академик Т. Заславская на фоне самовара и домашних пирогов",- одна из типичных картинок в средствах массовой информации эпохи перестройки. Тотальное отождествление женщины с кухней, т.е. законным семейным очагом, парадоксальным образом сочеталось с красочным живописанием проституток, алкоголичек и других "язв общества" в женских лицах.[[В альбоме плакатов, посвященных перестройке, единственные женские образы - это образы проституток. На фоне обнаженного женского тела - иронические или морализаторские надписи "Спасибо сердце, что ты умеешь ТАК любить" на фоне таксомоторного счетчика, "Торг честью не обогащает" и призывы "Бойтесь СПИДА!"]] Такая парадоксальность, однако, закономерна. У традиционного женского образа две ипостаси - святая или блудница, мать или шлюха.

Негативный образ женщины как существа "второго сорта" создается и через прямые упреки в "излишней эмансипированности", и через приписывание качеств "неполноценности" традиционно женским чертам характера и занятиям. Особый прием - "вымывание" женщин из престижных сфер деятельности, находящихся в фокусе внимания, и их пародийная репрезентация. Конкурсы красоты справедливо критикуются российскими феминистками за навязывание женщине статуса сексуального объекта. Откровенно обезличивают женщину (в прямом и переносном смысле этого слова) конкурсы на лучшую часть тела - Мисс Бюст, Мисс Ноги, Мисс Зад и т.п.). Однако мало кто обратил внимание, что эпидемия конкурсов красоты развернулась почти одновременно с началом свободных выборов в Верховный Совет и местные Советы, выборов Президента. Эти два начинания конкурировали друг с другом на телеэкранах и страницах журналов. Конкурсы красоты - своеобразный вариант "демократии для женщин", распространявшийся параллельно с вымыванием женщин из реальной политики. М. Ямпольский описывал это так: группа девушек с достаточно низким социальным статусом проходит пародийную процедуру выборов, в результате которых одна из них становится Королевой (еще один уровень пародийности - королеву нельзя выбрать, "принцессой на горошине" можно только родиться) и получает баснословно дорогие подарки (эквивалент власти) за то, что в наибольшей степени соответствует некоторому "стандарту" (идеалу избирателей). В конкурсах красоты женщинам был отведен не только статус сексуального объекта, но и пародийный "кусочек" демократии. При этом средства массовой информации "подсказывали", что этой демократии вполне достаточно, и, будучи сексуальным объектом, женщина (или часть ее тела) выполняет важную социальную роль: когда Юлия Курочкина стала "Мисс Вселенной", газета "Правда" объявила девушку "самой большой патриоткой", особо отметив красоту ног.

За годы перестройки характеристики недееспособности, слабости, требующей опеки, "эмоциональности" (извинительной, но бестолковой) оказались приписанными к "женскому" полюсу, а характеристики рациональности, эффективности, общественной значимости, творческой энергии - к "мужскому". В этом контексте стали развиваться новые тенденции: использование социально-половых стереотипов в рекламе и политическом дискурсе. Вот как выглядела, например, реклама "Телемаркета": энергичный молодой человек объясняет хорошенькой и бестолковой девушке достоинства системы. Когда она, вся в слезах, на вопрос: "Ну теперь-то Вы поняли?",- отвечает "Не-а", на экране появляется заставка кампании "Телемаркет". Мужественный голос за кадром произносит: "Для тех, кто понял!"

В политике намек на отождествление власть имущих с "женским" началом означает снижение их статуса. Это касается как власти того или иного политического лидера, так и власти идеологемы. Несколько лет назад миф о "рынке" заместил миф о "светлом будущем коммунизма" в роли ведущего представления об обществе всеобщего благосостояния. Критикуя "книжных экономистов-реформистов", Г. Гачев находит очень сильную метафору: "Хватит показывать народу сексапильную кобылу рыночной экономики!". Казалось бы непоколебимая "рыночная мечта" была буквально повержена в грязь. Снижение статуса произошло за счет переноса на нее "женских" качеств, низость которых в свою очередь была удостоверена отождествлением с "грязными" половыми функциями. "Сексапильность" - это не только внешняя соблазнительность, но готовность угодить, продаться.

Реконструкция традиционных отношений между полами в средствах массовой информации была вкладом в изменение системы символической репрезентации власти. Раньше в роли "патриарха" по отношению к женщинам выступало тоталитарное государство. Его крах был "подтвержден" на уровне изменения образов мужского и женского (социально-половых стереотипов) в общественном сознании.

Уважаемые читательницы и читатели, представьте теперь, какие усилия должны прикладывать женщины в политике, чтобы просто профессионально работать в подобном культурном контексте...

Исследования

Первым ответом представительниц женского движения на рост негатива по отношению к женщинам в прессе были исследования, позволившие выявить, как "сконструирован" образ женщины в средствах массовой информации, какая идеология стоит за этим. Социальная роль исследований состояла в том, чтобы выявить "неназываемое", проанализировать культурные механизмы дискриминации и - через знание, которое действительно сила - способствовать ее ликвидации. Такие исследования проводил Московский центр гендерных исследований. Ольга Воронина выделила несколько тенденций в реконструкции традиционного понимания пола:

- определение женской роли как исключительно материнской (с помощью тезиса "семья - дело женское" ответственность за упущения в государственной социальной политике перекладываются на плечи "чересчур эмансипированной" женщины);

- представление женщины как существа неполноценного, второсортного (отрицательные черты характера приписываются преимущественно женщине);

- выдвижение в любой информации на первый план мужчин (женщины - либо помощницы, либо "украшение" передачи);

- создание резко негативных образов женщин (проститутки
и т.д.) [8, c. 243-254].

Осенью 1995 г. исследование образа женщин в средствах массовой информации эпохи "пост-перестройки" провела Ассоциация журналисток. Были проанализированы публикации газет "Известия", "Сегодня", "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", еженедельника "Я молодой". Выяснилось, что женщин в ряде изданий просто нет. Например, в "Известиях" им посвящен только 1% от опубликованных материалов. "Особо" нет самостоятельных, работающих женщин, представительниц среднего класса. Доминирующие образы - домохозяйка, советчица мужа-бизнесмена из российской элиты бизнеса ("Известия"), звезда эстрады и кино ("Аргументы и факты"), преступница, бомжиха и проститутка ("Московский комсомолец", "Аргументы и факты"), влюбчивая и по возможности раздетая "подружка" ("Я молодой").

Елена Забадыкина попыталась проанализировать не только сами стереотипы, но и механизмы их усвоения читателями и зрителями. Женщины и мужчины легко попадают под влияние идеологии сексизма,[[Сексизм - термин, введенный по аналогии с расизмом. Он означает дискриминацию или предубеждение по признаку пола.]] подаваемые средствами массовой информации в "ненавязчивой" форме. Эти идеи встречаются так часто, что на них уже не обращают внимания; они преподносятся в скрытой форме и передаются таким образом, что их не обсуждают. Сюда входят, например, все шутки, в которых женщина предстает как глупая и некомпетентная. Никто даже не пытается оспорить содержание таких шуток - это считается плохим тоном. Поэтому шутки, даже вполне невинные, становятся частью неосознанной идеологии, которая учит, что женщина ниже мужчины [16, с. 20-27].

Еще одна проблема - контекст, в котором подается материал о женщинах. Многие женщины-авторы имеют за плечами грустный опыт попыток опубликовать свою точку зрения БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ. Текст может быть сохранен, но контекст задается таким, что активистки женских организаций зачастую предстают особами, мягко говоря странными.

Как показало исследование Ассоциации журналисток, приятное исключение составляет газета "Сегодня". В абсолютном большинстве героини этой газеты - работающие и образованные, обладающие ярко выраженной гражданской и личностной позицией. Они предстают в активных социальных ролях, борясь за охрану животных, демократию и даже за права женщин. Авторы исследования отмечают, однако, что в авторитетной рубрике "Мнение" голос женщины не прозвучал ни разу - ни как автора, ни как собеседника.[[Приятно отметить позитивные изменения: в одном из номеров газеты в этой рубрике появилось сразу две женские статьи ("Сегодня", 26 октября 1995). Одна из них под рубрикой "Феминизм" представляла результаты Четвертой всемирной конференции по положению женщин в Пекине, а другая - результаты серьезного научного исследования.]] В ряде случаев газета "Сегодня" публикует сведения об открытой дискриминации в отношении женщин. Так в аналитической статье о фирмах, оказывающих услуги по подбору квалифицированных кадров, были выделены тенденции формирования рынка. Научная добросовестность не позволила "пройти мимо" вопроса о предпочтениях работодателей по признаку пола, включив этот параметр в общую совокупность признаков, значимых для выбора (образование, опыт работы за границей, специальные знания и т.д.). В результате выяснилось: "По-прежнему существует у работодателей дискриминация специалистов по половому признаку. Например, женщины принимаются в основном на должности секретарей-референтов, продавцов-консультантов, офис-менеджеров (попросту говоря завхозов), специалистов по кадрам, бухгалтеров... не слишком популярны женщины-юристы, маркетологи, менеджеры по продажам" [Розенберг]. Открытое признание дискриминации по признаку пола в средствах массовой информации - факт, безусловно, положительный.

В целом можно считать, что "брешь" пробита; положение сейчас лучше, чем несколько лет назад. Журналисты начали анализировать социальные и экономические причины ситуаций, в которых женщина раньше выступала только как жертва случайных обстоятельств (бедность, насилие, бездомность и т.д.). Восприятие темы насилия изменилось во многом благодаря "более реалистическим публикациям в прессе. Раньше встречались разве что ужасные истории о растерзанных трупах" [10, с. 49].

Еще несколько лет назад в средствах массовой информации практически не было позитивных образов женщин, воплощающих их успешную и активную интеграцию в развитие общества. Теперь только в ноябре 1995 г., например, появились серьезные, вдумчивые "женские полосы" в "Московской Правде", "Независимой газете", "Литературной газете", "Московских новостях"; усилиями Ассоциации журналисток выходили регулярные публикации в "Огоньке"; в "Независимой газете" открыта специальная рубрика "Женщины". Еженедельный "женский час" Елены Киселевой и другие передачи радио "Надежда", собирающие за круглым столом женщин-политиков, представительниц женских общественных и исследовательских организаций - серьезный вклад в формирование позитивного образа нашей современницы.

ЖЕНЩИНА В ИЗДАНИЯХ ДЛЯ ЖЕНЩИН.

Не касаясь иллюстрированных журналов для домохозяек, обратимся к традиционно популярным изданиям: "Работница", "Крестьянка", "Мир женщины" (бывшая "Советская женщина") и газете российских женщин "Женское счастье". Первое позитивное замечание - женщины здесь есть. Эти издания сохраняют общий тон женского достоинства и не отказываются от образа эмансипированной женщины; публикуют очерки об интересных женских судьбах, о женщинах, добившихся успеха в своей профессии, женские письма и т.д. В условиях дефицита "женской темы", когда создается впечатление, что мы просто не существуем в обществе, это уже не мало. Героини публикаций - обычные работающие женщины, сочетающие профессиональный труд и семейные обязанности, что считается нормой для этого круга изданий. Однако в большинстве публикаций акцент делается не на проблемы, надежды, успехи самих женщин, а на их взаимоотношения с мужчинами, их роль в семье: "Мы узнаем себя в нежных возлюбленных, верных женах, мудрых и бодрых хранительницах семейного очага. Все это укладывается в словосочетания "женщина и мужчина", "женщина и семья" ("Женское счастье"). В статье о президенте "Ордена милосердия и социальной защиты" Евгении Поплавской журналистка на трех страницах с уважением и любовью рассказывает о ее профессионализме и энтузиазме. В самом конце вдруг неожиданное добавление: "Она великолепная хозяйка, умеет все: готовить, печь, консервировать. Отлично вяжет. Преданная и самоотверженная жена". Как будто успехи в вязании нужны, чтобы общество "оправдало", приняло "черноглазого Гавроша на баррикадах милосердия" - героиню, которая по делам благотворительности "объехала, облетела, исходила десятки горячих точек" [23, с. 39-41]. Даже "звезд" в интервью обязательно спрашивают, как в их семье ведется домашнее хозяйство [30, с. 4]. Народная артистка России, всю жизнь отдававшая сцене (сына возила с собой на гастроли), утверждает: "Роль женщины - создать мужчину. А мы в последнее время сами норовим стать мужчинами. Мы стали зарабатывать больше, чем они, тем самым унижая их... Вот мой муж зарабатывал 90 рублей, а я - две тысячи. Но я не брала зарплату - получал ее он, все деньги лежали вместе в дома" [29, с. 4-5]. Правда, этот муж в какой-то момент предал женщину, заставив ее разочароваться в самой идее устройства "личной жизни"...

Одна из лучших подборок 1995 года в этих журналах - "50 лет ядерному комплексу России. На взгляд женщины" о роли женщин в развитии и обеспечении безопасности ядерных технологий. Доктор технических наук Галина Михайловна Дворина, председатель секции Ядерного общества "Женщина и ядерная энергия", отвечая на точные и корректные вопросы журналистки, объясняет нам, почему ядерная энергетика (в которой работает до 40% женщин) выглядит чисто мужской областью деятельности и каковы здесь перспективы женщин: "Ядерные технологии просто "обречены" на участие в них женщин, поскольку только они могут обеспечить их безопасную эксплуатацию. На заре развития атомной энергетики казалось, что все срывы в ней возможны, только если техника подведет. Обнаружилось другое: все идет от человека, от его способности неукоснительно соблюдать инструкции и правила эксплуатации. Тут просто незаменима женщина... У мужчины другое ощущение риска, он более бесстрашен, что в нашем деле уже обернулось трагедией в Чернобыле. Впрочем, и в других странах аварии имели в основе ту же природу - тот же "мужской фактор"'. Поэтому для общества в целом было бы гораздо спокойнее поручить управление атомными реакторами и АЭС женщинам. Меня могут упрекнуть в категоричности: мол, не каждый мужчина способен быть оператором, как и не каждая женщина. Верно. Но, по-моему, дать женщине доступ к управлению ядерной энергетикой" необходимо [55, с. 28]. Подборка сопровождается замечательными комиксами с вариациями на вечную тему Евы и Адама под заголовком "Мысли, помогающие ядерной энергетике выжить в России". Несколько таких мыслей:

- об альтернативных источниках энергии: "Огонь открыла Ева. Потом решила эта дева, Что он не отвечал Ее стремленьям к чистоте. Что есть еще в природе? Солнце? Ветер? Иль что-то есть в воде?"

- о безопасности: "Женщина, которая заняла прочное место у власти, быстро приходит к мысли, что в управлении техникой главное - безопасность, а не прогресс"; "Альтернативы женщинам в безопасности ядерной энергетики нет!"

- о бюджете: "Мы платим за ошибки наших мужчин. И вполне справедливо, что они должны оставлять нам на эти цели деньги".

Подруга подарила мне "Работницу" (ноябрь, 1995), в которой тщательно поменяла местами женские и мужские изображения. Под рубрикой "Домашний калейдоскоп. Большая стирка" Виктор Степанович Черномырдин вытирает пот со лба, склонившись над тазом.

Совершенно новое явление среди изданий для женщин - информационно-развлекательная газета "Амазонки". Она вполне соответствует заявленному названию и жанру, рисуя независимую, уважающую и ценящую себя женщину в мире моды, любви, секса, диеты - стандартный набор для женских журналов. Однако советы здесь даются иные, чем в многочисленных иллюстрированных изданиях. Это советы для женщин, которые обеспокоены не тем, "как Ему понравиться", а тем, "как установить партнерские отношения":

- "Звони ему. Времена, когда считалось неприличным, если женщина сама звонит мужчине, давно прошли. Однако выбирай для звонка удобные часы. Постарайся не беспокоить его в рабочее время".

Далее...