Жизнь женщин

Либоракина М. И. Обретение силы: российский опыт. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин (культурное измерение). М., ЧеРо, 1996.
 
В начало документа
В конец документа

Либоракина М. И.

Обретение силы: российский опыт. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин (культурное измерение)


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

- "Научись отказывать!"

- "Расплата за рабство в семейной жизни может настигнуть женщину самым неожиданным образом. Всякий раз, когда вы позволяете своему другу или мужу обращаться с вами неуважительно или недостойно, вы утрачиваете уважение к себе, своей личности... Женщины совершают одну из самых грубых ошибок, отвечая мужчинам нежностью и любовью на их грубое, нечуткое отношение... Всегда и везде сохраняйте свое достоинство! Напишите эту фразу на небольших листах бумаги и прикрепите к стенам по всему дому. Когда почувствуете, что готовы снова превратиться в мученицу ради любви, повторяйте эту фразу, стараясь, чтобы ее смысл глубоко проник в ваше сознание. Поверьте, это помогает. Вы вновь обретете чувство самоуважения... Однако не забудьте, что сохранять свое достоинство во взаимоотношениях с мужчиной не означает подавлять его" [4, с. 7-40].

Газета ставит целью представить "в зеркале психологического портрета образ новой женщины" и не боится говорить о пользе "женского эгоизма"(!!!). Для многих женщин назваться вслед за "Амазонками" "чувственной эгоисткой" будет, пожалуй, чересчур смело. Однако, "новый образ: очень женственный, хорошо знающий себе цену, свободный от предрассудков и комплексов" выглядит симпатичным. "Возможно, ...в нашем клубе ты почувствуешь себя более спокойной и уверенной, а может, даже более счастливой. Ведь это оченьважно - уметь защищать суверенные границы своей женственности" [4, с. 4].

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Женская тема традиционно была "не последней" в журналистике и впрямую зависела от идеологических установок. Концептуальный вакуум (в чем роль состоит роль женщины в современном обществе?) существовал всегда и стал явным, когда пресса стала работать "на потребу" публике при отсутствии идеологических директив. Одна из ключевых проблем здесь - во взаимодействии женского движения и средств массовой информации. Именно женская среда может и должна предложить собственную концепцию роли женщины в реформировании общества. Однако поиски в этой области еще далеко не завершены; концептуальный образ "новой женщины" эпохи реформ не сформирован.

Из достаточно аморфного поля публикаций и видеорядов можно выделить два идеальные типа, задающих разные грани этого образа. Один из них более традиционен, это женщина-помощница, работающая Хозяйка в Российском Доме. Она профессиональна, может решить множество проблем, в которых мужчины показали себя некомпетентными. Ее главная ориентация - социальные вопросы, стабильность, семья. Собственно "женский вопрос" она ставит достаточно редко; хотя может подчеркнуть, что мужчины уже показали свою несостоятельность в решении многих политических и военных проблем. Образ Хозяйки близок политическому движению "Женщины России", которое подчеркивало: "Мы работаем ДЛЯ России". Символически этот образ удачно представлен в песне с одноименным названием ("Женщины России...С вами все осилим, милые мои," - поется в ней мужским голосом).

Другой тип более феминистский, это женщина-лидер социальных перемен. Она самостоятельна и профессиональна, не только предлагает решения уже существующих проблем, но и формулирует новые стратегические постановки вопросов в самых различных областях: от глобальной конверсии и принципов формирования бюджета до экологически чистых технологий уборки мусора. Она не считает "женский вопрос" частной, узкой задачей хотя бы потому, что женщины составляют большинство населения. Она высоко ценит женщин, их интеллектуальный и нравственный потенциал и право быть СУБЪЕКТАМИ личной и общественной жизни, и поэтому не испытывает стеснения, идентифицируя себя как представительницу женского движения со своей собственной "повесткой дня". Часто она более терпима к мужчинам, чем женщины более традиционных взглядов, так как считает, что патриархат репрессивен по отношению к обоим полам. Этот образ воплощен, в основном, на страницах независимых женских изданий, а не в средствах массовой информации. Он представлен, скорее, внутри самого женского движения (где у многих есть свои личные персонифицированные представления о "новой женщине эпохи реформ"), чем на уровне общественного сознания. Его символическая репрезентация достаточно "размыта".

От того, сможет ли позитивной образ "новой женщины периода реформ" выйти на уровень социальной видимости, зависит очень многое: возможности полноценной самореализации женщин и общественного признания их инициатив. Это не только вопрос справедливости в обществе, признания вклада женщин в развитие и построение гуманной жизни. Это вопрос возможности и эффективности самого развития и демократии. Барьеров на этом пути достаточно. Это не только культурные предрассудки и стереотипы прессы, но и проблемы самосознания самих женщин. Даже успешно действующей, профессионально компетентной женщине трудно "быть женщиной", публично реализовывать и идентифицировать себя в этом качестве без страха спровоцировать предвзятое отношение к себе. Как отметила драматург Мария Арбатова: "У нас обычно декларируют: я не поэтесса, я поэт. До недавнего времени ...существовало табу на творческую состоятельность одновременно с полом" [1, с. 23]. Сказать "Я - женщина, горжусь этим и горжусь своими профессиональными успехами" гораздо труднее, чем просто поделиться своими мыслями на ту или иную "профессиональную" тему. Это означает признать наличие дискриминации и, в то же время, уникальность и ценность собственно женского, обычно "невидимого" жизненного опыта; высказать решимость к преодолению дискриминации.

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ И СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Без поддержки женского сообщества, круга подруг и единомышленниц, без внимательного и понимающего отношения со стороны журналистов такой шаг самоопределения трудно представим. Пока же взаимодействие женских организаций и средств массовой информации оставляет желать лучшего. Ситуация более благоприятна в небольших городах, где многие женские группы добились выпуска "женской страницы" в местной прессе. В целом регулярный и систематический диалог между независимыми женскими организациями и прессой пока не налажен. Обе стороны подустали от взаимных упреков: "Опять вы о нас какую-то гадость написали!" - "Опять вы нам такую скучищу о себе рассказали, что ни один наш читатель газету не купит!" и т.д. Безусловно, необходима взаимная просветительская работа; бережное "собирание" всех заинтересованных в проблематике, регулярная работа женских организаций со "своими" журналистками, налаживание рабочих сетей и так далее. Ключ к взаимодействию - это взаимное просвещение, проведение совместных семинаров, тренингов и т.д. С одной стороны, журналистам полезно узнать, что такое - права женщин, равные права, феминизм и т.д. С другой стороны, женские организации должны научиться грамотно проводить пресс-конференции, презентации, писать пресс-релизы и т.д. Это движение навстречу друг другу только началось и у него большие перспективы.

Журналистка Маша Гессен предложила женским организациям несколько простых правил "Как ладить с журналистами":

- Сообщая о намеченном мероприятии в газету, переговорите с тем журналистом, которого вы лично знаете или который уже писал о вашей организации;

- Старайтесь сформулировать идею вашего мероприятия так, чтобы она звучала интригующе;

- Дружите с журналистами, не забывайте звонить и благодарить тех, кто о вас написал, сообщайте новости, приглашайте;

- Не обижайтесь на журналиста. Если он не написал, хотя вы и рассчитывали - не беда. Напомните о себе;

- Помните - журналисту очень важны подробности и конкретные живые факты;

- Не сердитесь, если интервью или вашу собственную заметку сократили или сильно отредактировали. Помните, что ваше право - попросить окончательный текст гранок перед сдачей в типографию.

Подробнее с советами Маши Гессен можно познакомиться в журнале "Вы и Мы" №12. Этот выпуск журнала почти весь посвящен теме "Женщины и средства массовой информации"; в нем опубликована Кальмарская Декларация - манифест женщин, работающих в масс-медиа и выступающих против дискриминации (летом 1995 г. в Центре журналистики шведского города Кальмар состоялся международный семинар "Женщины и масс-медиа").

Со своей стороны хочу добавить:

- Запаситесь чувством юмора и будьте готовы ко всему. Если Вашу статью о Конференции ООН по положению женщин поместят рядом с рекламой колготок, соответствующими изображениями стройных ног и "исповедью тринадцатилетней проститутки", напишите а) научный отчет о развитии филологической герменевтики и изменяющейся роли концепта "текст-контекст" в эпоху пост-модернизма; б) заметки к Альтернативному V периодическому Докладу ООН о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; в) письмо редактору.

НЕЗАВИСИМАЯ ЖЕНСКАЯ ПРЕССА

История

Независимая женская пресса - это издания, которые выпускают различные общественные организации и группы женщин.

Ее истоки в самиздате: альманах "Женщина и Россия" и журнал "Мария" конца 70-х годов (Ленинград), позже - "Женское чтение" (Ленинград), бюллетень "ФемИнф" (Москва) и многие другие "листовки и листочки", подчас безымянные. Анна Наталия Малаховская, редактор первых российских феминистских изданий, вспоминает: "В Ленинграде в середине 70-х годов существовали так называемые нонконформистские издания,- так, например, журнал "37" и альманах "Часы". В них работали как мужчины, так и женщины, зачастую в довольно опасных условиях... С течением времени женская часть редакции журнала "37" начала чувствовать себя как бы нонконформистами среди нонконформистов: материалы, которые стремились опубликовать женщины, мужчинам казались слишком острыми, слишком социально направленными,- одним словом, слишком опасными.

Как раз в то время, когда эта неудовлетворенность ощущалась нами все больше, к нам, то есть ко мне и к Татьяне Горичевой, обратилась художница Татьяна Мамонова с предложением создать журнал для женщин. Это предложение было высказано в августе 1979 года, а ровно через месяц журнал был полностью готов: и написан, и перепечатан, и переплетен. Журнал, а точнее альманах, был назван "Женщина и Россия".

Я должна сказать, что работа над этим изданием принесла мне, как одному из трех его редакторов и издателей, огромную радость. Впервые мы могли свободно, не боясь ни насмешек, ни ущемлений со стороны всезнающей мужской части редакции, писать о самом наболевшем. Создание этого альманаха было праздничным событием для всех его участниц, оно было прорывом сквозь тьму неосознанного и тем самым еще более опасного угнетения, в котором мы все до сир пор жили, даже не понимая, что мы в нем живем... Мы как будто разорвали ту свинцовую мерзость, в которой мы годами прозябали, не зная ей даже названия. Мы прорвали ее и создали другой мир внутри того безнадежного мира, что окружал нас тогда".

"Об этом альманахе можно сказать многое, но я хочу сейчас подчеркнуть, в чем был наш пафос. Мы открыли для себя и хотели открыть для окружающих нас женщин, что причина несчастий каждой из нас не в том, что каждая уж невезучая или неумелая, не в ее личной так называемой судьбе, а в каких-то гораздо более широких, всеохватывающих законах, по которым живет наш мир. Как мы узнали позднее, в этом же пафос у многих других женских зданий во многих странах мира" (Малаховская, опубликовано в ФемИнф, № 1/92).

Особую роль сыграл журнал "Вы и Мы". Он был первым достаточно массовым зданием независимого женского движения и за четыре года (1991-1995) во многом способствовал налаживанию взаимодействия. Женщины передавали "Вы и Мы" из рук в руки, собирались, чтобы обсудить какие-то статьи вместе. Независимые женские издания распространяются в основном по почтовой рассылке и "из рук в руки" на семинарах и конференциях. Сети распространения журналов и информационных бюллетеней - это сети женских дружб, встреч, заботы друг о друге. Представьте, какая гора получилась бы из сумок с журналами и материалами, которые за последние годы женщины везли из города в город или "передавали к поезду" (уходящему обычно в двенадцать ночи или в семь утра...).

Пользуясь случаем, хочу на этих страницах сказать от имени многих - "спасибо!" всем нашим подругам - распространительницам.

Современные издания

Сегодня к независимой женской прессе Москвы и Петербурга, которая открыто выступает против дискриминации в отношении женщин, относятся издания различных жанров. Это периодические "тонкие" журналы: "Женщина Плюс" (Женский Инновационный Фонд), "Вы и Мы. Диалог женщин" (журнал выпускается в США, но сейчас в редакцию входят и американки, и русские), "Атлантида" (Информационное содружество "Атлантида"). Это информационные бюллетени" "Вестник" (Информационный Центр Независимого Женского Форума), бюллетень Консорциума женских организаций СНГ - США; ФемИнф (Феминистская Альтернатива); тематические бюллетени Информационного проекта для женщин "Архив. База данных. Библиотека", выпускаемые в сотрудничестве с Информационным Центром и Проектом образовательной и культурной поддержки женщин города Жуковского и другие. Это "толстые" журналы культурной направленности "Преображение" и "Идиома"; бюллетень-альманах "Все люди - сестры" Санкт-Петербургского Центра Гендерных Проблем, который можно отнести к научно-популярному жанру.

Независимые женские издания отличаются и по заявляемым проблемам (от порядка правоприменения международного законодательства по защите прав женщин в "Вестнике" до анализа "женского опыта" абортов, родов, менструаций в "Преображении"), и по стилистике (от сухости статистических данных по демографии в "Женщине Плюс" до изысканности "тайноведения" "Идиомы"). По меткому замечанию журналистки Ларисы Кузнецовой некоторые из них выпускаются "для чтения" ("Вы и Мы"), а другие "для изучения" ("Вестник"). Можно добавить, что все эти издания предназначены "для обсуждения". Независимая женская пресса - нить, связующая женщин между собой.

Независимые женские издания выпускаются общественнымиорганизациями и в той или иной степени сохраняют пафос "прорыва", о котором говорила Анна Мария Малаховская. Эти издания объединены желанием ДАТЬ ЖЕНЩИНЕ ГОЛОС, предоставить ей свободную трибуну, на которой можно высказаться "не боясь насмешек со стороны всезнающей мужской части редакции" и собственной неуверенности (неужели про аборты - это важно?..) Независимая женская пресса - ответ на невозможность адекватно представить проблемы женщин в "обычных" средствах массовой информации или научных журналах. Эти издания свободны от стереотипов мужских и женских ролей; они подчеркивают свою независимость от так называемых "журналов для женщин". "На страницах нашего журнала вы не найдете: кулинарных рецептов; советов по шитью и вязанию; гороскопов; способов привораживания и сглаза, а также рекомендаций, как в течение двух недель похудеть, помолодеть, поумнеть и увеличить бюст на два дюйма." (Обращение к читателю, Женщина Плюс, 1/94).

Независимая женская пресса ориентирована, прежде всего, на женское движение, на людей заинтересованных и социально активных. "Наше издание предназначено для того, чтобы мы все вместе попытались осмыслить свою жизнь... мы бы хотели, чтобы наш журнал стал средством борьбы с социальной пассивностью. Мы предназначаем его тем читателям, кто уже понял необходимость собственного участия в решении социальных, экономических, политических, экологических и прочих острых проблем современности",- вот кредо журнала "Женщина Плюс" (Обращение к читателю, "Женщина Плюс", № 1/94).

Независимые издания, особенно тематические бюллетени, выпускаемые по результатам семинаров и конференций (например, "Реформы в России - женский взгляд" и "Стратегии взаимодействия", Информационный проект для женщин и Информационный Центр Независимого Женского Форума, 1995) демонстрируют глубокий уровень анализа обсуждаемых проблем. Это показатель профессионализма, которого сегодня достигли женские общественные организации. Касается ли это ответственности государства за уровень жизни граждан (Приложение к "Вестнику", № 2&3) и роли неправительственных организаций в обществе и системе власти (Приложение к "Вестнику", № 4), дискриминации по отношению к женщинам в культуре ("Преображение", № 2, "Идиома"), этнических конфликтов ("Женщина Плюс, № 2/95) и многих других вопросов, дискуссия идет не на уровне "называния" негативных явлений, а на уровне выявления их причин. Читатели наглядно видят, как "женский вопрос" заставляет задуматься о способах принципиальной реорганизации общественной системы, переосмыслить понятия "власть", "политика", "демократия", "права человека".

Публикация результатов научных исследований помогает развенчать опасные стереотипы, в том числе о насилии по отношению к женщинам и демографическом кризисе. Например, миф о том, что "женщины перестали рожать" стал основой демагогических рассуждений о кризисе рождаемости, который требует запрещения абортов. На деле демографический кризис вызван, в первую очередь, резким снижением продолжительности жизни и ростом смертности. "Демографическую политику надо, насколько это позволяют устойчивые клише общественного мнения, освободить от стимулирования рождаемости и сосредоточить на реальной помощи тем семьям, матерям и уже рожденным детям, которые в ней нуждаются",- говорится в докладе "О положении семей в Российской Федерации" ("Думайте сами, решайте сами" - рожать или не рожать", "Женщина Плюс", № 2/95).

Распространяя позитивный опыт

Для независимых изданий характерен позитивный настрой. "Мы считаем своей задачей содействовать распространению ПОЗИТИВНОГО опыта ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО решения ...проблем",- пишет о себе "Женщина Плюс" ("Женщина Плюс", № 1/94). Эти слова справедливы и для других независимых женских изданий. Например, "Вестник" рассказывает об опыте женской социально-экологической инициативы горола Жуковского по внедрению в городе новой технологии уборки мусора, о ее работе с горожанами, дворниками, администрацией города и учителями ("Вестник", № 4).

Независимая женская пресса рассказывает об успехах, которых женщины добились в борьбе за свои права. Большую роль здесь сыграл журнал "Вы и Мы", постоянно рассказывающий о достижениях американского женского движения. Создание убежищ для женщин, переживших насилие, центров здоровья женщин, управляемых женщинами; организация городских программ по стимулированию женского бизнеса - с этими и другими успехами женских организаций в Америке мы впервые познакомились на страницах "Вы и Мы". Сейчас журнал приобрел более "русское лицо". Начиная с 1992 г. (большая подборка о Втором Независимом Женском Форуме в Дубне), он постоянно рассказывает о российских женских организациях и удачных примерах американско-российского сотрудничества. Таким примером были семинары по подготовке к избирательной кампании (Женщины и политика. Наука слушать и договариваться, или как Сара нашла нас, а мы ее" Л. Кузнецовой, "Вы и Мы", № 12).

Независимые издания показывают, что нет "маленьких" дел в кропотливой работе по повышению статуса женщин, которой занимаются женские организации. Значение имеет каждое достижение, такое, например, как поздравление фронтовичек к 9 мая в городской газете, которого добилась воронежская организация "НЕ ЖДИ". Ее активистки бережно собрали беседы с женщинами, которые, "надев на хрупкие плечики тяжелые солдатские шинели, пятьдесят с лишним лет назад шагнули под пули, презрев и страх, и смерть!..." Каждой женщине-ветерану войны "НЕ ЖДИ" подарила фотографию, специальное поздравление и эту газету с полосой "Фронтовички". "Газета попадает в руки близким людям, и те начинают по-другому смотреть на своих родных героических женщин" ("Вестник", № 2&3). Журналы знакомят не только с успехами отдельных организаций, но и с концептуальными феминистскими достижениями: например, как воспитывать детей, свободных от социально-половых стереотипов ("Гендер - сила, гендер - власть" Е. Забадыкиной и Н. Ходыревой, "Все люди _- сестры", № 3; "Дочки-матери" А. Моргун, "Вы и Мы", № 11/95).

Важнейшая функция независимой женской прессы - представление положительных примеров, новых образцов "нестереотипной" самореализации и партнерских отношений. Редакция журнала "Атлантида" специально подбирала для своего первого номера материалы, в которых "некоторые образцы - с трудом сегодня найденные воплощения гармонии в самовыражении личности, в любви, деловых отношениях, творчестве". Концепция номера представлена публикацией отрывков из блестящей книги Риан Айслер "Чаша и Клинок", недавно переведенной на русский язык. "Новая парадигма ПАРТНЕРСТВА должна прийти на смену ГОСПОДСТВУ, царящему в мире. Современное движение за права человека выросло из противостояния древним идеям господства. Первая стадия этого движения, представленная капитализмом, социализмом и пацифизмом, бросила вызов господству одного мужчины над другим. Вторая стадия бросила вызов господству мужчины над женщиной, господству одной нации над другой, господству человека над природой. Теперь мы стоим на пороге третьей, объединительной стадии, которая обещает коренную перестройку системы в целом... В обществе ПАРТНЕРСТВА ни одна половина человечества не ставится выше другой, и различие не тождественно неполноценности и превосходству". ("Чаша и Клинок" Р.Айслер, "Атлантида", № 1/94). В номере - стихи и очень личные счастливые истории о преодолении предрассудков: о праве на любовь, в котором общество традиционно отказывает пожилым женщинам ("Возраст любви" Т.Завьяловой, "Атлантида", № 1/94) и женщинам - инвалидам ("Семья на фоне нашего времени" Э. Щербаненко, "Атлантида", № 1/94); о разлуке с любимым, которая стала позитивным опытом личностного взросления ("Чтобы вместе остаться? Расстаться..." Р. Казаковой, "Атлантида", № 1/94).

"Я стою на своей земле. Радуясь чувству личной автономии, неподчиненности, неподопечности. Тверже стою двумя ногами" (Ирина Кошелева, "Атлантида", № 1).

На страницах независимых изданий мы встречаемся с женщинами - личностями, чей девиз: "Я собираюсь жить с достоинством!" Это исторические персонажи и наши современницы.

Вот некоторые имена:

Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская, основательница партии эсеров, "бабушка русской революции" ("Вы и Мы", № 2/91);

Татьяна Федоровна Кондырева-Прончишина - первая в мире полярная путешественница, именем которой в 1913 г. были названы бухта и полуостров в море Лаптевых ("Женщина и Земля", № 1/92, с.16]

Мария Васильевна Трубникова, Надежда Васильевна Стасова, Анна Павловна Философова - знаменитый в конце прошлого века "феминистский триумвират" ("Все люди - сестры", № 2/94) - Александра Корсакова, художница, чьи рисунки по Достоевскому названы непревзойденными ("Идиома", № 1/92).

Далее...