Успенская В. И. Женские гендерные иследования в системе университетского образования // Управление качеством подготовки специалистов. Тезисы научной конференции в ТвГУ. Апрель 1997 г. Тверь, 1997.
 
В начало документа
В конец документа

Успенская В. И.

Женские гендерные иследования в системе университетского образования


В журнале "Социологические исследования", N5 за 1992 год впервые в нашей стране были представлены материалы о женских/

гендерных исследованиях как особом этапе в развитии женского движения второй половины XX в., а также в развитии науки и образования.

Я остановлюсь на самом понятии женских/гендерных исследований и

проблеме интеграции их как учебной дисциплины в систему университетского

знания.

Хотя трудно дать простое определение, в общем, это - исследование

и изучение отношений власти и гендера (социально и культурно конструируемых представлениях о ролях полов) в обществах. "Женщиной не рождаются, ею становятся" - к такому выводу пришла Симон де Бовуар в своей знаменитой книге "Второй пол". Позже одна из первых идеологов "второй волны" феминизма, Суламифь Файерстоун, в книге "Диалектика пола" уточнит эту мысль: "Природа сотворила женщину отличной от мужчины. Общество сделало ее отличной от человека". Мотивом многих женских/гендерных исследований было и есть изучение исторических и общественных причин неравенства полов, сексизма (т.е., дискриминации на основе половых характеристик человека) в обществе и его сдерживающего воздействия на человеческое развитие.

Различают женские/гендерные исследования и традиционные работы по женскому вопросу (они были и есть и в нашей стране), в которых женщины выступают лишь в роли объектов исследований в контексте традиционного - мужцентричного - взгляда на женский вопрос как дополнительный, второстепенный. Различия и неравенство между полами в обществе рассматриваются при таком подходе только как выводимые из биологических

различий, а не создаваемые культурно. Напротив, "женские/гендерные исследования - это образовательная и исследовательская сфера, в которой:

- отрицается биодетерминизм в объяснении различий между полами в обществе, и провозглашается неинструментальный подход при рассмотрении проблем женщин;

- вскрывается гендерное измерение всех сфер социальной жизни;

- выявляется ограниченность методологии, методов и результатов традиционной науки о человеке и обществе" (А.Посадская).

Термины "женские исследования", "гендерные исследования", а также "феминистские исследования" весьма популярны сегодня в гуманитарных и социальных науках, часто употребляются взаимозаменяемо, но надо отметить, что есть дискуссии по поводу этих терминов. Зародившись в США, понятие "женские исследования" довольно быстро распространилось в англоязычных странах. Понятие "феминистские исследования" появилось в Дании и популярно в Скандинавских странах как своеобразный протест против "американского культурного империализма", оно используется также с целью сделать акцент на политическом значении борьбы феминистов за новое научное

знание о человеке и обществе.

С 80-х годов активно используется термин "гендерные исследования":

иногда как более приемлемый вместо термина "женские исследования", ибо подчеркивается необходимость изучения социальной проблематики обоих полов. Термин "гендер" ввела в социологию Энн Окли: в 1972 году вышла ее книга "Sex, Gender and Society". Гендер как социологическое понятие понадобилось ввести для того, чтобы показать различие между биологическим

полом (полом как "естеством") и полом как набором социально сконструированных ожиданий по поводу поведения, стремлений и желаний, которые, будучи порождены обществом и вложены в индивидуумов, могут быть изменены.

Считается, что понятие "женские исследования" ввела в научный оборот историк из США Мэри Бирд (автор книг "Женщина как сила в истории" (1946),

"Америка и женщины глазами женщин" (1933). В 1934 году она разработала 56-страничную учебную программу курса "Влияние изменений в политической экономии на женщин". Но создание курсов по женским исследованиям и программ аспирантур на степень магистра социальных и гуманитарных наук стало частью образовательных программ в университетах США и Европы лишь с конца 60-х - начала 70-х гг. Это происходило в условиях роста женских движений во многих западных странах. Женщины-студентки требовали от учебных программ включения научных знаний о женской проблематике, о женщинах в прошлом и в различных культурах. Отделения социологии, истории, литературы, антропологии были пионерами в чтении новых курсов на феминистской основе для студенческой молодежи.

Первая официальная программа по женским исследованиям была утверждена в университете штата Сан-Диего в 1970 году. С той поры в большинстве университетов США и Европы созданы самостоятельные отделения или центры, или программы по женским/гендерным исследованиям, которые предлагают лекции, семинары, темы курсовых и дипломных работ для студентов обоих полов, а также курсы в сфере повышения квалификации и взрослого образования за стенами университетов. (В Швеции, например, существует программа изучения феминистской проблематики для членов правительства). Преподавание женских/гендерных исследований во многом способствует формированию нового общественного сознания, свободного от стереотипных представлений о господстве и подчиненности одного пола по отношению к другому, и равноправных партнерских отношений между полами во всех сферах общественной и семейной жизни.

Несмотря на развивающуюся интеллектуальную мощь женских исследований с конца 80-х гг. у нас в стране, они весьма слабо интегрированы в систему высшего образования (вовсе отсутствуют в сфере начального, среднего, а также в системе образования для взрослых). Тем не менее, в России в начале 90-х гг. быстро стал проявляться интерес к курсам по женской/гендерной проблематике как со стороны преподавателей социальных и гуманитарных наук, так и студентов. Первый опыт введения этого курса в учебные программы и проблемы преподавания его в российских вузах обсуждались в начале 1996 года на научной конференции "Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы

развития", организованной Московским центром гендерных исследований. В июле 1996 г. МЦГИ и кафедра социологии и политологии Тверского государственного университета организовали и провели первую Всероссийскую летнюю школу по женским/гендерным исследованиям.

Отмечу некоторые проблемы, которые предстоит решать в процессе интеграции курса по женским/гендерным исследованиям в систему университетского образования в России и которые обсуждаются сегодня в научном сообществе:

- "узаконивание" гендерных исследований как дисциплины в учебном расписании;

- разработка учебных программ и междисциплинарных курсов по гендерным исследованиям;

- создание учебных пособий по теории гендера (прежде всего на отечественном материале);

- создание понятийного аппарата, адекватный перевод на русский язык многих терминов;

- учет общего и особенного в гендерной проблематике западной и российской культурах;

- одновременное бытие внутри традиционных дисциплин и вне их;

- переход от простой "добавки" женского/гендерного аспекта к традиционной дисциплине (хотя это тоже важно) к переосмыслению многих привычных понятий

и категорий, трансформированию учебных курсов и университетов на основе изучения и учета женского опыта как общечеловеческого.

 

 

Литература

Кандиотти Д. Эволюция гендерных исследований: обзор. //Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М.,1992, 156-164.

Посадская А. Женские исследования в России: перспективы феминистского

видения. // Женские региональные инициативы: их политическая судьба после

выборов. Материалы к семинару, г.Жуковский, 1994, с.54-73.

Социологические исследования, 1992, N 5, с.38-59.

Stimpson C., Cobb N. Women's Studies in the United States. New York,1986.

Marshall G. The Concise Oxford Dictionary of Sociology. New York, 1994, p.196.