Женское движение, социальная активность

Юкина И. И. Ольга Шапир - идеолог российского феминизма // "Ей не дано прокладывать новые пути...?" Из истории женского движения России. Вып. 2. Спб, Дорн 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Юкина И. И.

Ольга Шапир - идеолог российского феминизма


Перед всеми исследователями общественных движений, в равной степени как перед историками, так и социологами, встает проблема воссоздания идеологии движения, как одного из главных ресурсов движения, важнейшего фактора его существования и развития.

По определению, феминизм первой волны (конец XIX- начало ХХ вв.) - либеральный феминизм. Однако, хотелось бы отойти от хрестоматийных определений, рассмотреть первичные источники - тексты, фиксирующие требования, предлагаемую стратегию изменений. То есть, убедиться не столько в верности определения, сколько в том, что феминистская практика, достаточно прописанная в российской историографии, не экстраполируется на идеологию.

Следует заметить, как бы это не показалось странным, что до сегодняшнего дня вопрос о русской версии феминизма весьма политически ангажирован. Речь идет не о современниках описываемых событий, в работах которых[[См., например: Страхов Н. Женский вопрос. // Заря, 1870. Т. 1, № 2. Отд. "Критика".]] утверждается, что российское женское движение/ феминизм не есть сколь либо значимое явление в силу отсутствия идеологии, философии движения, что цели его не проговорены, не прописаны, не ясны, скорее всего, отсутствуют, как и, естественно, стратегия. Организационно оно размыто, аморфно... Дополняются эти рассуждения риторикой, что феминизм не есть явление русское и чужд русской женщине. Наличествует некий славянофильский контекст.

Но и в работах современных историков также утверждается, что феминизм не был характерен для России. Представляется, что поводами для подобных заявлений служат все же причины не идеологического порядка, во всяком случае сегодня, а во все те же славянофильские настроения присутствующие в отечественной исторической науке.

Складывается странная ситуация - женские движения Европы и России, совпадающее по времени, причинам возникновения, целям, социальному составу участниц, формам активизма и, что крайне важно, с одинаковым идеологическим обоснованием, маркируются в отечественной историографии как, соответственно, феминизм и женское движение.

Что касается терминов, то мысль, высказанная С.Г.Айвазовой[[Айвазова С.Г. Идейные истоки женского движения в России. // Общественные науки и современность. 1991, № 4, с. 126.]], что женская эмансипация, женский вопрос, женское дело, женское движение, феминизм в исторической ретроспективе есть синонимы - справедлива. На мой взгляд, этот период завершается в начале ХХ века, а именно в 1905 г., когда Избирательный закон 1905 г. провел демаркационную линию между женским и мужским сообществом, нарушив баланс всеобщего гражданского неравенства. Женщинам было отказано в избирательном праве и теперь их требования равных прав с мужчинами в труде и образовании пополнились еще одним - требованием права голоса, что есть общепризнанный определяющий знак феминизма и суфражизма. Эти требования, как и формирование протестной идеологии, позволяют развести понятия "женское движение" и "феминизм". Появляется возможность выделить в палитре женского движения феминистские, антифеминистские, благотворительные женские организации. Сами же активистки движения использовали эти понятия как синонимы и много позднее[[См. Философова А.П. Женский вопрос в России.// Первый женский календарь на 1904 год, с. 44.]]

Вторая проблема - лидеры движения. Кто разрабатывал идеологию, определял тактику, формулировал стратегические задачи, как их популяризировал? Кто эти люди? Каковы их мотивы, судьбы? Чтобы понять инновационность женского поведения, может быть даже его девиантность, необходимо знание гендерной идеологии того времени, т.е. расхожих представлений о женщинах, описание норм - ролевых предписаний и ограничений, ожиданий, предпочтительных моделей/образцов женского поведения.

Корни этих норм лежат в православных представлениях о "доброй жене", воспринятых православными россиянами еще в ХII-ХYIII вв.[[Пушкарева Н.Л. Семья, женщина, сексуальная этика в православии и католицизме: перспективы сравнительного анализа. // Этнографическое обозрение, 1995, № 3, с.61.]] В соответствии с ними, идеал русской женщины базировался на таких качествах как жертвенность, верность, смирение, что не подразумевало определения и отстаивания собственных интересов, социальной активности. Этот идеал был популяризирован русской литературой и воплотился в тезисе о существовании национального женского характера, доминантами которого обозначены "высота самоотречения", "покорность воле Божией" и "смирение" как "одна из лучших черт в русской женщине"[[Русский вестник. 1898, т. 256, № 7, с. 294.]]. Роль русской литературы, как практически единственного канала распространения информации, как и роль, и авторитет русских писателей в формировании общественного мнения трудно переоценить.

В результате полемики 1830-40-х гг., общенациональной дискуссии конца 1850-70-х гг. по поводу "женского вопроса" идея женской эмансипации была понята как часть общей проблемы эмансипации - освобождения личности, в данном случае женской, от ига авторитарной, патриархатной власти. Женщина, как существо угнетенное, была признана объектом, подлежащим эмансипации. Понималась эта проблема как реализация женской личности в интересах общества. Это определило широкое звучание темы и общественную поддержку идеи, в таком виде она вошла в общественное сознание, стала частью движения за гражданские права, за демократическое переустройство России.

Вопрос об интересах женщины как личности не ставился. Отсутствие дихотомии частного и публичного, неразделенность этих сфер, их переплетение всегда означал приоритет интересов сообщества: семьи, рода, общины над индивидуальным и в принципе затруднял артикулировать интересы личности.

Дебаты 1850-70-х шли вокруг вовлечения женщины в публичную сферу, вокруг определения ее статуса в ней, ориентируясь на ее "природные качества", "естественное предназначение". Вне своих женских функций женщина, естественно, не рассматривалась - имеются ввиду споры о праве женщин на высшее образование в целях осознанного и просвещенного материнства как общественного блага, о создании Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, принимавших участие в Крымской войне как применение женских качеств "на нужды общества". Подобная постановка вопроса встретила широчайшую поддержку женщин. Свидетельством тому может служить восторженное принятие статьи Н.И.Пирогова "Вопросы жизни"[[Пирогов Н.И. Вопросы жизни. // Морской сборник. 1856, № 9 (июль), с. 559-597; Н.Л. Несколько слов о воспитании. По поводу "Вопросы жизни" г. Пирогова. // Современник. 1857, № 5, с. 43; См. также Кацнельбоген А.Г. Неопубликованная работа Н.И.Пирогова. // Советское здравоохранение. 1982, № 11, с. 61.]], ставящие проблему именно в этой плоскости.

Но даже этот взгляд на женщину как на гражданку, каким бы он ни был, был прорывом, социальной инновацией. Идея, что без участия женщин существование современного цивилизованного общества затруднено, воздействовал на женщин, привел к росту женской активности и, в последствии, к становлению женского движения как такового.

Начался процесс выделения публичного в жизни женского сообщества как формирование сферы женской активности, женской публичной жизни, отличной от мужской. Появились легитимные женские организации, которые зафиксировали это процесс. Идеология первых женских организаций - это трансформация идеала, даже архетипа женщины традиционной русской, то есть материнской культуры в идею благотворительности и социального материнства.

Вся оценочная система женской нравственности строилась на соответствии идеалу как норме. Если консервативный лагерь положительно оценивал женскую нравственность по признаку соблюдения традиционных норм поведения, отсутствия каких-либо инноваций в поведении женщины, то другой - радикальный, признавая за женщиной право на социальную активность, приветствуя ее, ограничивал тем не менее проявление этой активности рамками все тех же женских качеств (преданность, ответственность, самопожертвование...) Более того, именно в этой радикальной среде - народнической, начала формироваться концепция женской жертвенности во имя социальных идеалов, позднее активно воспринятая общественным сознанием.

Политические процессы 1870-х гг., продемонстрировавшие общественности массовое участие женщин в радикальном движении[[Из 52-х подсудимых "Процесса 50-ти" 1877 г. 18 были женщины.]], их трагические судьбы - вот пограничный знак, обозначивший начало новой традиции, трансформировавшей идеал "доброй жены" в новый социальный контекст, зафиксированный и опоэтизированный русской литературой.[[Тургенев, чутко реагирующий на социальные изменения и новшества, зафиксировал этот жертвенный образ русской девушки в стихотворении в прозе "Порог" (май 1878 г.), внеся тем самым свою лепту в его популяризацию.

"... Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка...

- О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?

- Знаю, - отвечает девушка.

- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и сама смерть?

- Знаю.

- Отчуждение полное, одиночество?

- Знаю...Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

- Не только от врагов - но и от родных, от друзей?

- Да... и от них

- Хорошо. Ты готова на жертву?

- Да.

............

- Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.

- Дура! - проскрежетал кто-то сзади.

- Святая! - пронеслось откуда-то в ответ.

Тургенев И.С. Собр. соч. в 12 т. Т. 8, М., 1956, с. 478-479.]]

Анализ текстов деятельниц российского феминизма первой волны подтвердил его становление как критической теории в рамках либеральной идеологии. По мнению идеологов движения, основной конфликт общества лежит в сфере гендерной стратификации; патриархат - вот основная причина и система угнетения женщины. Поэтому выдвигалась идея юридического и фактического равноправия полов как путь реального выхода общества из кризиса и его дальнейшей эволюции. Третьей составляющей идеологии либерального феминизма является вера в возможность реформирования патриархатной модели общества через разного рода легальную социальную активность - изменение законодательства в сфере образования, труда, семейно-брачных отношений, избирательных прав. Конкретные задачи движения позднее диктовались конкретными условиями.

Значимым моментом феминизма как критической теории, как теории действия, явилось критика общества, в первую очередь, через выявления представлений, стереотипов, принижающих роль женщины в обществе, обнаружения дискриминации женщины в сферах образования и труда и определение общества как мужского. Носительницами подобных представлений выступила определенная группа женщин - образованных и профессионально активных.

Между тем российский феминизм выказал неоднородность в идеологии, определении целей, оценки движения и даже путей достижения поставленных задач. Все ли разновидности/течения российского феминизма можно определить как либеральные - это еще вопрос.

Не все участницы движения понимали равенство как минимизацию различий между полами, что есть общепринятый знак феминизма первой волны, хотя, надо полагать, этот взгляд был достоянием широких женских масс.

Одной из лидеров движения - лидером идеологическим, интеллектуальным, даже символическим, учитывая личные достижения и личную популярность была писательница Ольга Андреевна Шапир. Она обозначила тенденцию в российском феминизме, которую, перефразируя саму Шапир, можно назвать "феминизмом при различии".[[Шапир О.А. Идеалы будущего. // Труды Первого женского съезда. СПб., 1909, с. 895-898.]]

Феминистская мысль в изложении Шапир обнаружила следующие доминанты:

  • Идеи либерализма о ценности и суверенности человеческой личности были экстраполированы на женщину, со смысловым ударением не только на "равноправности", но и на "равноценности" полов. Поэтому достижение юридического равноправия не могло быть конечной целью движения, а всего лишь первым, но необходимым шагом: - "... я давно непоколебимо убеждена, что раскрепощение женщины не может свершиться одной политической победой. Но в этой победе я вижу главный шаг, потому что это - победа принципиальная. "[[Там же, с. 896.]]
  • Основной конфликт общества объясняется результатом гендерной стратификации: "Рабство социальное выросло из рабства полового"[[Женское бесправие (ОР РНБ. Ф. 844. Архив Шапир О.А. Док. 188)]], "Бесправие женщины есть первоисточник всякого бесправия".[[Там же.]] Поэтому институциональное неравенство женщины - следствие патриархатной системы мироустройства и угнетения: "Распоряжаясь единолично судьбами мира, мужчина, естественно, установил всюду свои законы, понятия, обычаи и вкусы, обеспечивающие это господство."[[Там же.]]
  • Подвергается сомнению гендерная система общества, положение женщины в ней оценивается как отклонение от нормы, как искажение в "развитии женских сил от естественного роста".[[Шапир О. Идеалы будущего. Труды первого Всероссийского женского съезда, Спб, 1909, с. 896.]]
  • Пол - вот главный конструирующий элемент социальной иерархии: - "... если женская духовная сила не могла развиваться нормально...то ведь и свободная мужская сила пошла по пути одностороеннему: в этом состоит второй результат нарушенного равновесия"[[Там же, с. 897.]] и как результат - "...мы имеем только культуру силы... Это культура, опирающаяся на рабство пола и рабство труда".[[Там же.]]
  • Пол - главная определяющая статуса. Более весомая, чем такая ключевая позиция социальной детерминации как класс.
  • Главное различие между полами Шапир видела в "связанности сил женщины повинностью деторождения", "принудительным служением роду"[[Женское бесправие (ОР РНБ. Ф. 844. Архив Шапир О.А. Док. 188)]]
  • Артикулируется скрытая дискриминация, антиженская заданность мужского общества, подчиненность женщины "власти рода" : "Бесправие лежит не только в правовых понятиях, но и в неосознаваемой основе всякого быта. Личных интересов, навыков, привычек... "[[Обращение к члену Государственной Думы Л.И.Петражицкому. (ОР РНБ. Ф. 844. Архив Шапир О.А. Док. 186).]], "Он (мужчина - И.Ю.) систематически сковывал запретами закона, давлением обычая и общественного мнения естественный духовный рост женщины, чтобы культивировать в ней вторичные свойства и особенности, связанные с полом".[[Шапир О.А. Идеалы будущего. // Труды Первого женского съезда. СПб., 1909, с. 897.]]
  • Обнаруживает нормативный код в понятии "женская честь"[[В противовес мужскому, выраженному в понятиях "чести" и "достоинства"]], его контроль над поведение женщины - женщина вынуждена подчиняться "специфической женской чести, не совпадающей с честью человеческой и составляющей собственность ее господина! Существо, предназначенное жить для одной только любви, до для низменного труда... Чья любовь, свободная всюду и во все времена, ей вменялась в преступление. Мать, не имеющая права свободного материнства и обязанная материнством принудительным в нерасторжимом браке... "".[[Шапир О. Идеалы будущего. // Труды Первого женского съезда. СПб., 1909, с. 897.]]
  • Определение "отличности", "разности" женщины: - "Пора нам перестать стыдиться самое себя. Это было понятно, пока борьба велась за случайные, частичные уступки от непоколебимых еще мужских монополий... Пора перестать доказывать, что она может быть совершенно такой же как он: нет! Прежде всего она должна быть сама собой и должна приложить все силы к тому, чтобы развивать собственные индивидуальные возможности. "[[Женское бесправие (ОР РНБ. Ф. 844. Архив Шапир О.А. Док. 188)]], "...женщины должны уже теперь осознавать, что слепое следование по следам мужчины потребует от них и одинаковых свойств. Для всего ли найдутся в нас эти свойства? Можем ли мы их развить в себе - захотим ли мы этого? ... Вот в чем вопрос: несет ли свободная женщина новому миру задатки иных, еще незнакомых возможностей, скованных ее историческим порабощением? "[[Шапир О. Идеалы будущего. // Труды Первого женского съезда. СПб., 1909, с. 898.]] "Равенство при различии"[[Там же, с. 897.]] - вот путь человечества в разрешении конфликта полов.

Предположение, что глобальная эволюция человечества идет в направлении установления равноправия полов: "все яснее намечается назревание глубочайшей по своему значению эволюции уравнения полов... "[[Женское бесправие (ОР РНБ. Ф. 844. Архив Шапир О.А. Док. 188).]], необратимости процесса: "...невозможно удержать женскую душу в ребяческих свивальниках, сотканных для нее мировой историей"[[Шапир О. Женский съезд. Впечатления и итоги.// Русские ведомости. 1908, № 295, 20 декабря.]], "Будущее покажет, что даст человечеству просвещенная, равноправная и духовно свободная женщина. "[[Шапир О. Идеалы будущего. // Труды Первого женского съезда. СПб., 1909, с. 897.]].

  • Осознание неизбежности женского движения: "... современное мировое женское движение не есть явление преходящего характера... ручательством служит то, что, мы имеем перед собой совпадение двух могущественных факторов: идея человеческого равенства поднимает, объединяет, сближает женщин всех культурных стран с быстротой, присущих только идейным подъемам. Фактор же экономической необходимости парализует сопротивление господствующего пола со всей неумолимости экономики".[[Там же, с. 896.]]
  • Поддержка и признание неизбежности сепаратизма женского движения: "Раскрепощение женщины должно и может совершиться только ее собственными силами - ее натиском"[[Там же, с. 895.]], "Мы давно чувствуем себя товарищами (с мужчинами - И.Ю.). Этого было почти достаточно еще не так давно, - но этого совершенно недостаточно сегодня. Надо взять собственное дело в свои руки, вот что всячески несомненно. Ребячество требовать, чтобы другой с таким же жаром стремился к уменьшению собственных монополий, с каким нам естественно стремиться к получению наших прав"[[Шапир О. Женский съезд. Впечатления и итоги. // Русские ведомости, 1908, № 295, 20 декабря.]].

***

В своих работах Шапир продемонстрировала развитие теории либерального феминизма, выход из парадигмы "равности полов". Это привело ее к корректировке целей движения - не только изменение политических институтов, институтов социального контроля, в том виде, в котором понимало его большинство - норм права, законодательства, легального доступа к власти, но и изменение самой культурной традиции, самосознания женщин, гендерного сознания общества. Она отошла от уже апробированных методов действия - легальных, социально-видимых и предложила другие, по ее мнению не менее важные: принятие на себя ответственности: "Нет сомнения, что женщина разделит с мужчиной все социальные обязанности и вытекающие из них права - но для этого далеко недостаточно добиться права на одинаковое образование... ".[[Шапир О. Идеалы будущего. // Труды Первого женского съезда. СПб., 1909, с. 896.]] Другой путь - рост самосознания женщин: "Нужны интимные победы над препонами внутренними для того. Чтобы совершалось высвобождение душевных сил женщины из той связанности специальными целями физической природы, которая восторжествовала некогда..."[[Там же, с. 898.]] и потому - "перед современной женщиной в ее великой борьбе намечается двойственная цель. Нужно все напряжение воли, ума и труда для того, чтобы двигаться по пути частичных реальных завоеваний - но еще больше сознательных усилий требует работа над духовным раскрепощением ..."[[Там же.]]

Безусловно, что этот эгалитарный феминизм различий был уделом интеллектуалок. Далеко не все понимали, то, о чем говорила и писала Шапир. Ее речь на Первом женском съезде сильно отличалась как по стилистике, так и по проникновению в проблему. Большинство ее коллег не разделяло ее взглядов. Так, в российской феминистской среде было весьма популярно мнение, что женское движение/феминизм отомрет за ненадобностью по достижению юридического равноправия.

Провозглашенный ею принцип "равенства при различии" был открыт феминистками уже второй волны, в 60-х гг. нашего столетия.

В своих статьях Шапир демонстрирует рациональное, можно сказать инструментальное отношение к проблеме. Интерпретируя положение женщин в терминах "дискриминация", "подчинение", "неравноправие", она не драматизирует ситуацию, объясняя ее "ходом исторической жизни", не объявляет войну полов. Демонстрирует позитивное отношение к мужчинам, как к коллегам и товарищам. Но при этом пытается рационально определить пути решения проблемы. Принимает и активно использует термин "феминизм". Свою функцию интеллектуального лидера - артикуляция недовольства определенной социальной группы, формулирование мировоззрения протеста, пропаганду идей движения и привлечения союзников, она выполняла не только в своих теоретических статьях и речах, известных, надо полагать, узкому кругу профессиональных российских феминисток. В ее распоряжении был такой мощный канал трансляции идей как беллетристика. О.А.Шапир была очень популярной писательницей 1880-90-х гг. прошлого века. Именно в своем творчестве она предпринимает изменить культурные стереотипы в отношении женщин, противодействовать воспроизводству идеала пассивности и покорности, как ограничивающего свободу самовыражения женщины, что по ней есть суть феминизма. Она признает наличие коллективного "женского опыта" своего времени.

Ее творчество зафиксировало в литературе коллективное психологическое переживание общества начала века по поводу обнаружения факта особой специфики женщины, ее отличности от мужчины.

В своих художественных произведениях Шапир демонстрировала еще один путь достижения эмансипации - самоопределение, самореализация женщины. Самореализация как эмансипация. Ее творчество - поиск нового идеала русской женщины, попытка поколебать, изменить идеал женщины/ женственности, в контексте жертвенности. По сути, ее творчество - не артикулированный социальный заказ "новых женщин" 1860-х гг. на собственный идеологический продукт.

Продолжая традицию Ж.Санд, на право выбора женщины в сфере чувств, О.А. Шапир обосновывала "принцип удовольствия" в жизни женщины, утверждала право женщины на счастье в любой приемлемой форме - будь то брак без любви или любовь без брака, отказ от семейно-брачных отношений как таковых. В своем литературном творчестве она дает примеры обретения женщинами иного, нетрадиционного смысла жизни, примеры активности, самостоятельности, опоры на себя. Ее положительные героини демонстрируют социальные притязания и интеллектуальные потенции. Тип женщины, приверженной традиционным идеалам, служению семье, роду, Шапир рисует как страдальческий тип. Родовой знак этих женщин - абсолютный отказ от себя. В ее творчестве их жизненная стратегия заведомо обречена на неудачу. Она пропагандирует идеи служения себе. Ее героини испытывают такое неведомое русской женщине чувство как "горечь вины перед собой". Безоговорочному осуждению подвергаются обычные женские жизненные практики - поиск опоры в муже. семье; подмена собственных интересов интересами близких, духовная и житейская несамостоятельность; пассивность и бездеятельность в решении собственной судьбы. Она протестует против феномена женского самопожертвования как нормы женской жизни. Здоровый эгоизм - вот выход из положения. Шапир утверждала безусловное право женщин на участие в общественной жизни. Рассматривала женскую социальную активность не только с точки зрения общественной пользы, но и как необходимую составляющую женской жизни, как путь самореализации, самоуважения. Обретение собственных убеждений - труд души, путь к высотам духа, который изменяет и женщину, и общество. Результатом явятся требования отношения к себе как к личности, но не как к эстетическому и сексуальному объекту. Подобными идеями она ломала не только иерархии женского-мужского, но также поло-ролевые стереотипы и предпочтения.

Женские положительные качества, артикулируемые Шапир, диаметрально расходились со всеми составляющими традиционного женского идеала. Отстраненность от сферы чувств, прагматизм, чувство собственного достоинства, профессионализм, самодостаточность - вот новые женские добродетели. Впервые расчетливые женщины, ориентированные на успех в публичной сфере, обеспокоенные собственной судьбой были выведены на страницы русской литературы как положительные героини. Это были образцы для подражания.

В общественно значимом, социальном контексте интересны ее мысли о хищническом отношении "общественности" к новой социальной силе - женщинам, циничному расточению их.

Влияние феминистской идеи на современниц через литературные персонажи, безусловно, имели место, как и на формирование общественных взглядов и - в целом - общественного мнения.

Краткая биографическая справка.

Ольга Андреевна Шапир родилась 10 (22) сентября 1850 г. в Оранпиенбауме, в семье военного чиновника А.П.Кислякова. Ее отец - выходец из крестьян, помещик и дворянин, был личностью незаурядной. Его бешенная работоспособность, необузданный нрав, страсть к самоопределению позднее позволили Шапир заметить, что "безудержное самоопределение"[[Шапир О.А.Автобиография. // Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей. Собрал Ф.Ф.Фидлер. М., 1911, с. 50.]] - качество более пригодное к жизни, чем прививаемые традиционным воспитанием добродетели. Мать Ольги - Луиза (Лизавета) Абрамовна - дворянка шведско-немецкого происхождения - была женщиной тихой и добродетельной. Большую роль в развитии девочки сыграла бабушка - "бабинька" - по линии матери, почитательница русской и германской словесности.

В 1865 г. Ольга Андреевна закончила с золотой медалью Александровскую женскую гимназию, посещала Вадимирские публичные курсы. Ее самоопределение шло через нарушение поведенческих норм, определенных обществом для женщин ее круга. Она стремилась к экономической независимости - постоянно находилась в поиске работы, хотя острой нужды в том не было. Работала переводчицей, была заведующей Василеостровским отделением библиотеки А.В.Черкесова, вошла в специфический круг молодежи - разночинное. Внеклассовое, внесословное общество.

В этой среде "прогрессистов" она познакомилась с Лазарем Марковичем Шапир, студентом, изгнанным из Медико-хирургической академии за причастность к Нечаевскому делу. В 1872 г. вышла за него замуж, добилась разрешения на возвращение мужа из Новгорода в Петербург для завершения курса, взяла на себя содержание семьи, давая возможность мужу закончить образование.

Идеи равноправности/ равноответственности женщины, опоры на собственные силы были практикой ее личной жизни. Первые литературные пробы относятся еще к началу 1870-х гг., но становление Шапир как писательницы произошло в провинции, в Саратовской губернии, куда она уехала с мужем, получившим должность земского врача.

Ее первая публикация - повесть "На пороге жизни", появившаяся на страницах "Журнала романов и повестей" (издание газеты "Неделя" в январе 1879 г.) - сразу же привлекли внимание публики. С этого времени Шапир постоянно печатается в лучших литературных журналах: "Вестнике Европы", "Русской мысли", "Отечественных записках", "Северном вестнике", "Русском богатстве" и др. Писала она легко и быстро. Тема, заявленная ею, - женский мир глазами женщины - была актуальна. Это было время. Когда российское общество мучительно пыталось разобраться с "женским вопросом", открыв настоящую национальную дискуссию на страницах, в первую очередь, художественных произведений. Борьба идей развернулась на литературно-критическом поле. Как и литературная борьба эпохи, она была сильно окрашена идеологическими предпочтениями. Связь борьбы общественных идей и течений с литературой, которая была практически единственной возможностью презентовать свои идеи/ взгляды, свое понимание проблемы широкой публики - особенность России, обусловленная отсутствием свободы слова, жесткими цензурными установками.

Взгляд Шапир на проблему был острым и неожиданным для общественного сознания, что в купе с несомненным литературным дарованием обеспечило ей читательский успех и не менее шумный успех у критиков. Каждое произведение Шапир становилось объектом повышенного внимания критики, чаще - неблагожелательной.[[Протопопов М. Женское творчество. (г-жи Смирнова и О.Шапир) // Русская мысль. 1891, № 4, с. 123-138; Без подписи. Не поверили. Повесть О.Шапир. // Русский вестник. 1989, № 9, с. 300-303; Надеждин Н. Женщины в изображении современных русских женских писательниц. // Новый мир. 1902, № 92, с. 291; Ю-н (Венцель Н.) Книги за неделю. (О.Шапир. Без любви. Роман. Изд. 2-е. СПб., 1903) // Новое время. 1903, № 9877, 3 сент., с. 10.]] Проблема отношения "мужской критики" к женскому творчеству остро воспринималась Ольгой Андреевной и была поднята ею в статье "Вопреки обычаю".[[Шапир О.А. Вопреки обычаю. // Новости и Биржевая газета. 1891, № 132, с. 2-4.]]

В начале 1880-х гг. известной писательницей Ольга Андреевна вернулась в Петербург. Активно включилась в общественную жизнь столицы: с 1890 г. работает в Кассе взаимопомощи писателей, с 1895 г. - в Русском Женском Взаимно-благотворительном Обществе, с 1898 - в Союзе писателей. Она олицетворяла собой женский успех, была признанной общественной деятельницей. Женская общественность высоко оценила ее вклад в борьбу с самым "унизительным и прочным видом рабства - рабства полового".[[Чебышева-Дмитриева Е. Ольга Андреевна Шапир. Ее жизнь и деятельность. // Вестник Европы. 1916, Кн. 10, с. 386.]]

Понимая, что творчество писательницы - производное "идейной эпохи русской общественности",[[Там же, с. 387.]] российские "равноправки" ставили в заслугу Ольге Андреевне то, что основной целью ее творчества была "борьба за женскую личность".

Скончалась Ольга Андреевна Шапир 13 (26) июля 1916 г. в Петербурге, похоронена на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. Могила ее сохранилась.