Политика

Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти // Общественные науки и современность, 1999, № 1, С.173-183.
 
В начало документа
В конец документа

Кочкина Е. В.

Женщины в российских органах власти


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Возможности политической трансформации гендерных пирамид

Проблемы представленности женщин в сфере государственной власти признаются правительством РФ: "Фактически женщины крайне незначительно представлены в высших эшелонах государственной власти" [39]. В том же документе, однако, утверждается: "В соответствии с законодательством Российской Федерации женщинам обеспечен равный с мужчинами доступ к государственной службе и участию во внешнеполитической деятельности".

Однако гендерная пирамида власти в российском обществе воспроизводится ценностями общества, процессом социализации, системой "гендерно нейтрального права" и институционализируется правом и самим государством. Таким образом, право граждан избирать и быть избранными в государственные органы власти, которое гарантируется статьей 32 Конституции РФ и регламентируется электоральным законодательством, осуществляется в условиях разных возможностей его реализации.

Для разрушения этих гендерных пирамид существуют крайне малые политическо-правовые средства: статья 19.3 Конституции "О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин" и фактически не применяющиеся нормы международного права. Инициативы женского движения властью не поддерживаются, хотя она и декларировала необходимость этой поддержки в разных государственных документах - начиная с Конституции РФ и кончая целым рядом законов, постановлений, указов (Указы Президента Российской Федерации № 337 от 04.03.1993 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин"; № 932 от 18.06.1996 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года"; № 1005 от 30.06.1996 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; постановления правительства Российской Федерации № 6 от 08.01.1996 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации"; № 1014 от 26.08.1996 "Об одобрении и внесении на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями"; № 1032 от 29.08.1996 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года").

В западных исследованиях, посвященных политическому участию женщин в законодательных органах власти, считается общим местом утверждение, что пропорциональная система по сравнению с мажоритарной создает больше возможностей для женщин. Однако эта аксиома гендерной политики предполагает наличие определенных факторов, таких как развитое женское движение, система позитивной дискриминации при формировании партийных списков, отлаженная и равноправная система проведения выборов, регламентация порядка освещения выборов в СМИ и пр. То есть всего того, чего в России 1998 года не существует. В данной ситуации очень сложно оценить перспективы женщин-кандидаток в России. В каждой из систем заложены "гендерные барьеры для женщин". По моим расчетам, возможности женщин выше при выборах в мажоритарных округах, чем при выборах по пропорциональным спискам, хотя большая часть женщин в 1995 году прошла в Государственную Думу по партийным спискам КПРФ. В ходе выборов по одномандатным округам при составлении избирательных списков работает принцип гендерного ценза, механизмы которого различны: партийный отбор, системы контроля за финансированием в одномандатных округах, доступ к СМИ, использование гендерных традиционных стереотипов против женщин-кандидаток, фактическая преимущественная поддержка властями кандидатов-мужчин и т.п.

Действующий же закон РФ "О выборах", как и многие другие законы, срабатывает как дискриминационный ровно настолько, насколько его нормы не элиминируют дискриминационных предпосылок. Это в первую очередь регламентация объема и порядка финансирования избирательных кампаний, регламентация законодательства о ведении избирательной агитации в СМИ.

Один из вариантов разворачивания инициатив по продвижению женщин во власть находится на уровне партийных механизмов; возможно также законодательное принятие рекомендательных принципов по привлечению женщин в партии. Государство в таком случае могло бы оказывать целенаправленную поддержку тем партиям, которые этим принципам следуют. При дальнейшей разработке закона "О политических партиях" внесение рекомендательной нормы принципов позитивной дискриминации расширило бы возможности участия в выборах для женщин. Именно эта мера наиболее распространена и используется в странах западной демократии. Однако российские партии в основном играют незначительную роль в политике. Лишь несколько партий можно рассматривать как перспективные для женщин, желающих связать свою политическую карьеру с партийной.

Еще один вариант - введение мер позитивной дискриминации в собственно электоральное законодательство, как предлагается в Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: "Включение определенного числа женщин в списки избирательных объединений (в том числе в круг первых 12 кандидатов) в качестве необходимого условия его регистрации избирательными комиссиями" [40]. Пропорции соотношения мужчин и женщин - 50:50 или 70:30 - дело обеспеченности ресурсами групп интересов. Радикальность этого предложения (квоты в избирательных объединениях) с точки зрения продвижения политики гендерного равенства, с одной стороны, революционна, с другой, однако, сомнительна. Подобное предложение может быть принято рабочей группой, Центризбиркомом и даже Государственной Думой при внесении поправок в избирательное законодательство только в том случае, если роль общественно-политического движения "Женщины России" (существует с 1993 года) или "Движения женщин России" (образовано осенью 1996 года) будет пересмотрена в группе ведущих политических интересов. Все зависит от решения политиков: нужен ли им женский блок для привлечения женского электората или этот электорат может быть "собран" другими партиями. Ведь при введении гендерных квот название "Женщины России" может перестать быть привлекательным для какой-то группы электората, которая голосовала именно за женщин-политиков и будет не готова поддерживать смешанный по гендерному составу блок. Очевидно также, что подобная поправка может привести в российскую политику женщин (из числа знакомых, членов семей и пр.), которые станут экстренно приглашаться партиями "для участия в выборах", а не для политической деятельности и, возможно, не будут вообще обладать политическим опытом. В этом случае женское представительство окажется, скорее, компрометацией, нежели продвижением женщин во власть.

Видимо, необходимы иные варианты внесения в избирательное законодательство норм, в соответствии с которыми станет осуществляться символическая финансовая поддержка государством тех избирательных объединений, которые будут использовать гендерные квоты.

Введение действенной регламентации соблюдения прав женщин средствами массовой информации в ходе избирательной кампании также могло бы сделать многое для женщин-кандидатов.

Вопрос о механизмах формирования Совета Федерации теперь перенесен в плоскость региональных выборов и должен быть рассмотрен в рамках регионального законодательства о выборах. Пока же при мажоритарной системе региональные выборы и возможности для женщин быть избранными главами представительной или законодательной власти - абсолютно закрытый канал. Появление значительного числа женщин-лидеров в региональных органах власти возможно лишь с внесением поправок в региональное законодательство, что создаст больше преимуществ для доступа их в Совет Федерации.

Что касается российских перспектив повышения представленности женщин в органах исполнительной власти, то здесь на символическом уровне согласие достигнуто, однако к реализации этого политического согласия путь долог: по истечении почти двух лет реальных изменений в политических назначениях и процедурах их проведения не произошло.

Я глубоко убеждена, что главным барьером на пути российских женщин в сфере политических назначений является не форма избирательной системы, а форма правления российского государства, где большинство назначений на высшие должности зависит от Президента и его окружения. Как уже отмечалось, все "феминистские" Указы Президента остались на бумаге. Смены и назначения в правительстве формируются согласно логике обеспечения представительства отдельных сфер экономики и финансово-промышленных групп, которые могли бы отстаивать интересы своей отрасли [34]. Едва ли этот порядок будет в скором времени изменен, хотя идея внесения корректив могла бы объединить разные группы интересов. При назначениях отдается предпочтение мужчинам. Этот принцип имеет глубокие корни в российской традиционной культуре, успешно сохранялся в советской политической практике и унаследован ныне российскими властями.

Разговор о гендерных квотах в российской политике считается наиболее принципиальным в преодолении дискриминационных практик, в то время как иные вопросы из набора политики гендерного равенства артикулируются гораздо слабее. Подобная социально-политическая изолированность ограничивает возможности продвижения женщин в политику. Гораздо выгоднее было бы развивать "пакет" требуемых реформ и идти по пути гендерной экспертизы всех социальных сфер реформ [41].

Сама по себе вероятность принятия квот для избирательных объединений крайне мала из-за того, что законодательство в части регистрации списков избирательных объединений ЦИКом относится к разряду реально действующего. Именно поэтому здесь необходимо политическое решение. Понятно, что введение подобных мер будет способствовать политическому обновлению депутатского корпуса. Предпринимательские круги обратятся к этому вопросу лишь в момент расширения рынка труда и роста производства в России, когда гендерное равенство станет фактором социальной стабильности при планировании долгосрочных инвестиций.

Независимое женское движение, гендерное экспертное сообщество, политические "Движения женщин России" и часть женщин-кандидатов в данный момент составляют социальную силу, которая заинтересована в немедленном продвижении законодательства по вопросу о доступе женщин к российской власти.

(Статья подготовлена в июле 1998 года)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Посадская А.И. Введение // Женщины и социальная политика: гендерный аспект. М., 1992.

2. Мезенцева E.Б. Равенство возможностей в занятости или "защитные меры": женщины перед лицом выбора // Женщины и социальная политика: гендерный аспект. М., 1992.

3. Воронина O.A. Женщина и социализм; опыт феминистского анализа // Феминизм: Восток, Запад, Россия. М., 1993.

4. Константинова В.H. Пути обеспечения равных возможностей политического участия мужчин и женщин // Научный отчет ЦГИ ИСЭПН РАН. М., 1991.

5. Константинова В.H. Женщины и проблемы политического лидерства // Научный отчет ЦГИ ИСЭПН РАН. М., 1992.

6. Поленина C.B. Женщина и государство: правовой аспект // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы международной конференции 1993 г. М., 1994.

7.Айвазова С.Г. История женского движения России // Общественные науки и современность. 1995. № 4.

8. Константинова В.H. Женщина и проблемы политического лидерства // Женщину и социальная политика: гендерный аспект. М„ 1992.

9. Краац С. Взгляд женщин-парламентариев России на "женский вопрос" // Женщины и социальная политика: гендерный аспект. М., 1992.

10. Марченко Т. Женщины в-новой элите России // Социальная трансформация российского общества. М„ 1995.

11. Lapidus G. Women in Soviet Society. California, 1978.

12. Buckely M. Women and Ideology in the Soviel Union. Harvester Whesheaf, 1989.

  1. Lovenduski J. Chapter on USSR in The Politics of Second Electorate. London, 1981.

l4:Nechemias C. Women's Participation: From Lenin to Gorbachev in Russian Women in Politics and Society. Greenwood Press, 1996.

15. Бриджер С. Язык дискриминации - наследие перестройки российским женщинам // Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.

16. Лапидус Г. Гендер и перестройка: влияние перестройки и ее последствий на советских женщин // Семья, гендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 годов. М„ 1997.

17. Кочкина E.B. Опыт качественного социологического анализа функционирования национального механизма по повышению социального статуса женщин // Научный отчет ЦГИ ИСЭПН РАН. М„ 1992.

18. Доклад о правовом статусе женщин. Составитель Кочкина Е.В. М., МЦГИ и Сеть женщин Восток-Запад, 1996 г. (в печати).

19. Посадская А.И. Гендерные аспекты изменения законодательства в области социальной защиты материнства // Женщины и социальная политика: гендерный аспект. М., 1992.

20. Stetson D. Law and Policy: Women's Human Rights in Russia in Russian Women in Politics and Society. Greenwood Press, 1996.

21. Иванова Э.И. О семинаре "Представительство интересов в демократическом обществе" // Информационный листок ИЦ НЖФ "АСИ-дайджест". 1998. 11(66). 2 апреля.

22. Поленина C.B. Участие женщин в государственной и общественной жизни // Труд, семья и быт советской женщины. М„ 1990.

23. Материал "Об итогах выборов 1993 года в Государственную Думу РФ" Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ. 1994. Январь.

24. Гельман В.Я. Создавая правила игры: Российское избирательное законодательство переходного периода // Политические исследования. 1997. № 4.

25. Кочкина Е.В. Представленность женщин в Государственной Думе второго созыва // "Круглый стол", организованный Ассоциацией женщин-журналистов. М.: Фонд МакАртуров, 1996. Январь.

26. Депутаты Совета Федерации // Федеральное собрание первого созыва: Совет Федерации, Государственная Дума, 1993-1995 гг. Изд. 6-е. М., 1996; Выборы глав исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в 1996 г. М., 1997; Состав Совета Федерации, 1996-1997 гг. // Справочник "Федеральное Собрание. 1998" (электронная версия).

27. Справочник "Правительство России и Федеральные органы исполнительной власти". М„ 1995.

28. Российская Федерация: органы власти России и субъектов Российской Федерации. М. 1997. 24 октября.

29. Россия: исполнительная власть. Справочник. М., 1995.

30. Вся Юридическая Россия. Справочник // Юрист. 1995. № 3/4. Справочник "Конституционный Суд". М., 1995.

31. Занятость населения. Справочник Госкомстата. М., 1995.

32. Lentini P. Women in the CPSU Central Committee, 1990 // Research Note and Statistical Data on Women in the USSR Congress of People's Deputies and, CPSU Central Committee, Presented on Workshop of CREES, Birmingham, February 1993.

33. Чернев А.Д- 229 кремлевских вождей: Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК // Коммунистическая партия в лицах и цифрах. М., 1996.

34. Правительство России // Сборник авторизованных биографий. М., 1997.

35. Совет Министров СССР: Серия "Кто есть кто". Справочник. М., 1990.

36. Константинова В.К. Гендер и политика. Механизмы продвижения женщин на высшие посты в общественной жизни // Отчет российской части международного сравнительного исследования. М., 1997.

37. Женщины мира, 1995 г. Тенденции и статистика. Нью-Йорк, 1995.

38. Степанова Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Запада. Институт сравнительной политологии. Неопубликованный материал.

39. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года № 6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации". М., 1996.

40. Постановление Государственной Думы от 19 ноября 1998 года и Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. М., 1998.

41. Письма-ответы из аппарата вице-премьера О. Сысуева и Министерства труда и социального развития о создании группы гендерной экспертизы при Комиссии по положению женщин // Информационный листок ИЦ НЖФ. 1998. Апрель-май.