Насилие

Гайдаренко Н. Индивидуальное консультирование // Как создать кризисный центр для женщин. М., Пресс-Соло, 1995. С. 55-61.
 
В начало документа
В конец документа

Гайдаренко Н.

Индивидуальное консультирование


При проведении индивидуального консультирования следует придерживаться общих принципов и соблюдать нормы этики. Можно предложить две модели индивидуальной психотерапии жертв

сексуального насилия, разработанные в Центре помощи изнасилованным г.Санта-Моника, США: модель кризисной интервенции и модель краткосрочной психотерапии,

Кризисная интервенция

Эта модель используется в тех случаях, когда число встреч консультанта с потерпевшей заранее оговорено.

Главная цель кризисной интервенции - помочь женщине эффективно справиться с травмой насилия. Для этого в процессе консультирования ставятся три задачи, разрешаемые с помощью психотерапевта:

1. Адекватное и ясное представление о происшедшем.

2. Управление своими чувствами и реакциями, преодоление аффекта.

3. Формирование поведенческих моделей, позволяющих преодолеть последствия травмы.

Психолог из США Гейл Абарбанел предложила следующую схему кризисной интервенции:

1. Представьтесь пострадавшей и объясните, как вы связаны с кризисной службой для женщин.

2. Разъясните свою роль и задачи. Расскажите о той помощи, которую вы можете оказать пострадавшей.

3. Признайте тяжесть происшедшего.

4. Побудите пострадавшую говорить с вами о случившемся. Будьте терпеливы, дайте ей время для ответа на ваши вопросы.

5. Помогите пострадавшей выразить чувства, возникшие в связи с насилием.

6. Объясните, что многие жертвы сексуального насилия испытывают подобные чувства и подвержены сходным реакциям.

7. Выясните представления женщины о травматическом влиянии сексуального насилия. Узнайте, что она думает о своих действиях перед и во время насилия. Объясните, что многие из жертв имеют неверное представление о мере своей ответственности за случившееся: на самом деле пережившая насилие не может быть виновата в том, что она оказалась жертвой.

8. Резюмируйте высказанное и переходите к фазе разрешения проблем.

9. Помогите пострадавшей определить отдельные переживания и установить приоритеты, то есть отметить то, что ее больше всего беспокоит и чем нужно заняться в первую очередь.

10. Вместе составьте план действий по разрешению важнейших проблем, вызванных насилием. Для каждой из тем обсуждения предложите альтернативные решения. Укрепите появившееся у женщины ощущение, что она контролирует ситуацию и свою жизнь, подчеркивая, что это она принимает решения и будет их реализовать так, как считает нужным.

11. Оцените способность пострадавшей справиться с последствиями насилия. Узнайте, кто из ее близких или друзей может оказать ей поддержку.

12. Подготовьте жертву насилия к возможным реакциям на травму.

Описанная схема собеседования используется и как вступительная фаза для краткосрочной психотерапии.

Краткосрочная психотерапия

Более продолжительная процедура кризисной интервенции обусловливается исключительно сильным травматическим влиянием сексуального насилия на личность жертвы. Ее отношение к миру, окружающим и себе подвергнуто сомнению.

Чувство безопасности и контроля над своей судьбой уничтожено, способность доверять другим людям поколеблена, а самооценке нанесен огромный ущерб. Реакции на травму и порожденные ею внутренние конфликты существенно изменяют личность и поведение пострадавшей, особенно в том случае, если она предпочитает молчать и не обращаться за чьей-либо помощью.

Задача программы краткосрочной психотерапии - помочь пострадавшей осмыслить травматическое событие. Эта модель, рассчитанная примерно на 16 терапевтических сеансов, предназначена исключительно для терапии жертв сексуального насилия. Модель включает в себя теоретическое обоснование кризисной интервенции, психодинамическую концепцию и принципы краткосрочного психотерапевтического воздействия.

Такой подход предполагает сосредоточение на центральной, ключевой проблеме пациента, а временные ограничения модели определяют постановку специфических целей с использованием для их достижения суггестии* и просвещения пациента.

Весь терапевтический процесс распадается на три последовательные фазы: начальную, среднюю и завершающую.

Начальная фаза обычно включает в себя два сеанса, в ходе которых терапевт: а) активно, вовлекает женщину в терапевтический процесс, помогает ей понять суть пережитой ею психологической травмы и выявить точки приложения усилий для преодоления ее последствий; б) заключает с пациенткой "терапевтический контракт"; в) оценивает вероятность развития депрессивных состояний и суицидальных тенденций; г) индивидуализирует терапевтическую процедуру сообразно потребностям обратившейся.

В начале терапевтического процесса пострадавшая находится в состоянии острого кризиса. Для ее подготовки к полноценной терапии используются описанные ранее приемы кризисной интервенции. Терапевт в этой ситуации активен, готов к эмоциональной поддержке, демонстрирует компетентность в вопросе и понимание природы травмы насилия. Он помогает прояснить ситуацию, установить связь между состоянием потерпевшей и характером травматического события, информирует, подсказывает возможные варианты действий в целях преодоления последствий травмы и помогает составить их план.

___________________________________________________

* Суггестия - внушение.

 

Цели краткосрочной психотерапии и временные ограничения процесса обсуждаются с пациенткой во время подготовки "терапевтического контракта". Определение временных границ укрепляет надежду на излечение, снижает зависимость потерпевшей от терапевта, мобилизует ее на участие в терапевтическом процессе.

В первые сеансы терапевт проводит психодиагностику, позволяющую индивидуализировать психотерапевтический процесс. С этой целью оцениваются: характер и выраженность посттравматических симптомов; проявления психологической защиты; уровень общего развития; усвоенные культурные нормы и установки, имеющие отношение к сексуальному насилию; возможность поддержки со стороны окружения; предшествующий травматический опыт; наличие неразрешенных конфликтов.

Работа во второй фазе терапевтического процесса сводится к тому, чтобы дать пострадавшей возможность свободно рассказывать о происшедшем насилии, понять и проработать все его аспекты. Цель терапии - интеграция опыта насилия в общую систему жизненного опыта пострадавшей и развитие адаптивных стратегий преодоления последствий травмы.

Ключевой момент во взаимодействии терапевта и пациентки - полная откровенность пострадавшей и возможность для нее раскрыть все обстоятельства и детали насилия. Не исключено, что терапевту будет трудно выслушивать подробности случившегося, однако в этом случае ему придется преодолеть себя, так как недоверие или нежелание слушать препятствует эффективности терапии. Важно помнить, что пределов жестокости насильников не существует. Возможность рассказывать о травматических событиях и связанных с ними переживаниях способствует снижению у пострадавшей чувства беспомощности, изоляции и стыда. Терапевт помогает пострадавшей установить связь ее реакций с произошедшим травматическим событием.

Параллельно вырабатываются соответствующие стратегии (поведенческие и когнитивные) и происходит обучение управлению симптомами посттравматического синдрома (ПТС). Для этого используются различные терапевтические приемы, такие, как релаксация (расслабление) и редукция (снижение) стресса, физические упражнения, снижение сенситивности (чувствительности) и когнитивное переформирование (изменение точки зрения).

Как только пострадавшая начинает осваивать травматический опыт на когнитивном уровне, у нее появляется способность контролировать себя и свои реакции, что помогает ей возвратиться к привычному образу жизни и повышает уверенность в себе. Просвещение и защита интересов пострадавшей - важная часть терапевтического процесса.

Терапевту необходимо понимать существующие в обществе предрассудки в отношении сексуального насилия и уметь им противостоять. Можно говорить о вторичном (уже социальном) преследовании жертвы, которое выражается в высказываниях и действиях, подразумевающих ее ответственность за случившееся или недооценивающих тяжесть психологической травмы. В некоторых ситуациях терапевт выступает защитником интересов пострадавшей с целью решения конкретных проблем, порождаемых вторичным преследованием. Оно нередко проявляется в отношениях медицинских работников и работников правоохранительных органов с жертвами сексуального насилия.

Планируя завершение терапевтического процесса, терапевт напоминает женщине, что их совместная работа подходит к концу. Обычно это происходит во время одиннадцатого сеанса и позволяет ей заблаговременно подготовиться к потере связи с терапевтом, отработать запланированное прекращение отношений в рамках психотерапевтического процесса. В течение завершающей фазы терапии проводится обзор результатов и достижений терапевтической деятельности, намечаются цели на будущее.

В особом подходе нуждаются женщины, пережившие сексуальное насилие в детстве. Они могут обратиться за помощью спустя многие годы, когда вдруг понимают, что травма, полученная в детстве, не утихла с годами и мешает им нормально жить: "Не знаю, почему мне это так мешает жить сейчас. Многие годы я даже не вспоминала об этом. Иногда я сомневаюсь, было ли это на самом деле. Я выросла, и теперь у меня есть собственная семья. Почему же сейчас мне снятся кошмары и преследует страх?", - подобные вопросы часто звучат в беседах с психотерапевтом.

Женщины могут прийти с жалобой на недостаток тепла в семье, дисгармонию в супружеских отношениях или испытывая сильный страх за безопасность своего ребенка. Иногда детские травматические воспоминания оказываются блокированными на многие годы и пережившая даже не подозревает о том, что было в ее детстве. Бывает и так, что женщина помнит о факте насилия, но не связывает трудности своей взрослой жизни с этим событием.

В любом случае

сексуальное насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно и может вызвать во взрослой жизни следующие проблемы:

заниженная самооценка;

трудности в выражении эмоций;

сложности во взаимоотношениях с людьми;

дефицит доверия и сексуальные проблемы;

различные заболевания, вызванные психологическими причинами.

В процессе исцеления взрослых женщин, переживших сексуальное насилие в детстве, психотерапевт ставит следующие цели:

1. Полное осознание женщиной того, что случилось в детстве. Оно происходит в результате освобождения от ужасной тайны, которая хранилась многие годы. Обычно для обратившихся за помощью разговор с психотерапевтом становится первой в жизни возможностью открыто говорить и вспоминать о пережитой травме.

2. Разрушение чувства одиночества и изоляции вследствие раскрытия секрета.

3. Оказание помощи потерпевшей в понимании и выражении своих чувств.

4. Принятие решения об ответственности за себя.

5. Открытие себя заново и самопрощение.

6. Формирование нового образа жизни.

Сначала следует помочь женщине принять обязательство полностью выполнить работу, необходимую для реабилитации. Для этого целесообразно составить список ответов на вопрос: "Почему я хочу выздороветь?"

Женщины, вступившие на путь исцеления, проходят в процессе психотерапии следующие этапы:

1. "Перед лицом правды". Для освобождения необходимо понять, что же в действительности произошло в прошлом. Некоторые жертвы не помнят, что конкретно с ними было, другие просто не позволяют себе оценить значение этой травмы и всего, что с ней связано, ограждают себя от боли.

2. Осознание и выражение чувств. Взглянув в лицо правде, женщины испытывают все эмоции, от которых они себя защищали: ненависть к насильнику, чувства печали и потери. Психотерапевт помогает данному процессу.

3. Противостояние (прямое или косвенное) насильнику и другим людям, так или иначе связанным с происшедшим. Бросить вызов можно в письме (допускается, что письмо будет адресовано и уже умершему человеку), в семейных разговорах, начатых по требованию пострадавшей, в личной беседе.

4. Изменение отношений с другими людьми. Женщина учится более объективно смотреть на существующие отношения и понимать, какие из них можно считать здоровыми, а какие - нет. Здесь происходит выбор: как жить дальше, изменить ли что-либо в семейной жизни.

5. Открытие себя заново. Это ощущение своей уникальности и появление готовности к дальнейшему росту. -

6. Забота о себе. Женщина учится получать то, чего была лишена в детстве.

7. Прощение себя. Поняв, что с ней произошло, женщина освобождается от чувства вины.