Право

Коршунова Е. Н. Международное правовое регулирование положения женщин. Изменение в национальном законодательстве в течение десятилетия женщины Организации Объединенных Наций (1976-1985): проблемы и перспективы // Роль женщины в современном обществе (К итогам Х-летия женщины ООН). Сб. статей. Ч. II. М., 1985. С. 7-25.
 
В начало документа
В конец документа

Коршунова Е. Н.

Международно-правовое регулирование положения женщин. Изменения в национальном законодательстве в течение десятилетия женщины Организации Объединенных Наций (1976-1985) проблемы и перспективы


1. Международный год женщины (1975 г.), объявленный ООН по инициативе МДФЖ, и последующее Десятилетие женщины ООН способствовали улучшению положения женщин во многих странах мира. Главным итогом Десятилетия, однако, явился рост самосознания женщин, зрелое понимание ими своей действительной роли в жизни общества; активизация их участия в общеполитических акциях. Все больше и больше женщин включаются повсюду в борьбу за мир, против гонки вооружений, размещения американских ракет в Европе, за демилитаризацию космоса, мирное сотрудничество между государствами различных социально-экономических систем, за мирное сосуществование, развитие торговых, экономических, научных и культурных связей, укрепление обстановки доверия, взаимного уважения между государствами и народами.

2. Определенное значение в процессе возрастания сознания самими женщинами своей роли в жизни общества сыграло международное сообщество, определение им задач, стоящих на пути улучшения положения женщин, постановка в рамках этого сообщества на обсуждение актуальных проблем, в результате чего происходит обмен опытом между странами с различным общественно-политическим строем и социально-экономическим уровнем развития; вырабатываются согласованные решения в форме конвенций, рекомендаций, резолюций, значение которых трудно переоценить. Они играют роль международных стандартов при определении принципов регулирования положения женщин на уровне национального законодательства и практики. Большую роль в формировании прогрессивных принципов развития международного права, проблем прав человека, прав женщин сыграл Советский Союз и другие социалистические страны. Они являлись инициаторами постановки и разработки в рамках международного сообщества основных политических и социально-экономических документов, составивших хорошую основу международно-правового регулирования этих вопросов; эти нормы являются в известной степени опосредствованным опытом решения социально-экономических проблем в СССР и других социалистических странах.

3. Ко времени начала Десятилетия женщины ООН, а точнее к началу Международного года женщины (1975 г.), ООН и ее специализированные учреждения уже выработали основные принципы международно-правового регулирования положения женщин. В основу этого комплекса норм был положен Устав ООН, в Преамбуле которого ясно и четко сформулировано положение о равенстве прав мужчин и женщин: "Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций..." Устав ООН явился и до сих пор остается основополагающим документом международного сотрудничества по многим проблемам, в том числе и относительно формирования принципа равенства прав мужчин и женщин. Немало статей Устава ООН развивают и конкретизируют роль этой организации в выработке международных принципов и норм, направленных на улучшение положения женщин (см. ст.ст.1, п. З, 8, 13, 55, 62, п. 2, 68, 76 и др. Устава ООН).

Принятые в последующем на основе Устава ООН важнейшие международно-правовые документы, такие как Всеобщая Декларация прав человека, конвенции и рекомендации по конкретным аспектам положения женщин, Международные пакты о правах человека (1866г.) завершились в период Десятилетия женщины ООН принятием Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин (I979 г.). Весь этот огромный по своей значимости и объему арсенал правовых средств международной защиты прав женщин предполагает то, что эта защита является внутренним делом государств и осуществляется через внутреннюю компетенцию государств (Устав ООН не дает права на какое-либо вмешательство во внутренние дела государств. Непосредственная регламентация этих прав относится к внутренней компетенции государств. Этот принцип невмешательства во внутренние дела государств был еще раз подтвержден в Международных пактах). Право на защиту, согласно ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах, устанавливается "компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства".

Выполнение обязательств "по международным документам, после их ратификации, осуществляется законодательном путем в каждой из стран. Это создает возможность пользоваться этими правами, что реально в определенных условиях, являющихся гарантиями этих прав.

4. Говоря о международно-правовом регулировании прав женщин на современном этапе, следует напомнить, что на базе Устава ООН в 50-х - 60-х годах были разработаны важные документы - Конвенции и рекомендации по отдельным аспектам положения женщин. К их числу относятся:

- Конвенция ООН о политических правах женщин (1952 г);

- Конвенция ООН о гражданстве замужних женщин (1957 г.);

- Конвенция и Рекомендация ООН о согласии за вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (1962 и 1965 гг.);

- Конвенция МОТ № 100 о равном вознаграждении (1951 г.);

- Конвенция МОТ № 103 об охране материнства (1952 г.);

- Конвенция ЮНЕСКО о дискриминации в образовании (I960 г.);

- Конвенция МОТ № III о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.).

Все эти конвенции были ратифицированы многими государствами. Механизм ООН и ее спецучреждения позволял следить за претворением в национальном законодательстве принципов, сформулированных в этих международных инструментах.

Эти международные акты сыграли большую роль в формировании принципов равноправия женщин с мужчинами в различных областях жизни, что было особенно важно на том этапе, когда прогрессивное движение выступало против различных форм юридической (не говоря уже о фактической) дискриминации женщин, существовавшей во многих капиталистических странах. Международные стандарты положения женщин имеют большое значение также для становления прогрессивных норм национального законодательства молодых развивающихся стран, освободившихся от колониальной зависимости, в которых идет процесс формирования нового права.

Предложения о разработке многих из этих и других международных документов ООН, МОТ, ЮНЕСКО вносились, как правило, делегациями СССР и других социалистических стран, они отражали требования трудящихся масс и их прогрессивных профсоюзных, женских и других организаций. Так, делегация ЧССР в ЭКОСОС в первой половине 60-х годов внесла предложение о подготовке Декларации ООН о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин, которая после нескольких лет разработки проекта Декларации была принята. Позже, по инициативе СССР, началась подготовка соответствующей Конвенции того же названия, разработка которой заняла многие годы, проходила в большой борьбе и закончилась в 1979 г.

5. С принятием Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин международное регулирование всех аспектов положения женщин обрело новую солидную юридическую базу. С принятием нового всеобъемлющего международного документа для правительств возникло новое обязательство ратифицировать Конвенцию и принять в осуществление провозглашенных в ней принципов соответствующее законодательство. СССР был одним из первых государств, подписавших в Копенгагене в I960 г. в ходе Всемирной конференции в рамках Десятилетия женщины ООН: равенство, развитие и мир, - эту Конвенции и позже - ратифицировал ее, а нормы, действовавшие к этому времени в СССР в отношении женщин, значительно превосходили по своему содержанию, а главное - по своим материальным и иным гарантиям положения, сформулированные в Конвенции 1979 г. Другое дело США, которые из всего комплекса международных норм относительно женщин ратифицировали только одну Конвенцию ООН о политических правах женщин (1952 г.) и до сих пор в стране идет борьба за отражение принципа равноправия женщин в Конституции США.

6. В связи с принятием и ратификацией многими государствами новой Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, естественно возник вопрос о судьбе конвенций, принятых ранее в системе ООН по отдельным аспектам положения женщин. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на этот счет говорится: "ничто в настоящей Конвенции не затрагивает какие-либо более способствующие достижению равноправия между мужчинами и женщинами положения, которые могут содержаться

а) в законодательстве государства-участника или

б) в какой-либо другой международной Конвенции, Договоре или Соглашении, имеющих силу для такого государства (ст. 23).

Конвенции по положению женщин, принятые ранее ООН, МОТ и ЮНЕСКО, продолжают действовать. Немало государств ратифицировали их и применяют эти принципы в законодательстве и практике своих стран. Продолжает действовать и соответствующий контрольный механизм, предусмотренный в каждой Конвенции. Некоторые из этих государств не сочли для себя подходящим ратифицировать новую всеобъемлющую Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин или еще продолжают рассматривать этот вопрос в своих органах. Конвенция 1979 г. собрала на 9 марта 1984 г. 56 ратификаций. Этот процесс продолжается, и задача увеличения числа ратификаций Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин остается одним из настоятельных требований Десятилетия женщины ООН и последующего за ним периода.

Созданный в силу ст.17 Конвенции Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин состоит из 23 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией, - к концу 1984г. рассмотрел 7 докладов, представленных правительствами. Он вправе через ЭКОСОС вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на изучении докладов и информации, полученных от государств-участников, которые включаются в доклад Комитета наряду с замечаниями экспертов государств-участников, если таковые имеются. Анализ документов о работе Комитета экспертов не вселяет оптимистической надежды на то, что именно таким путем можно добиться улучшения положения женщин в странах и соблюдения на практике весьма категоричных положений Конвенции. Совершенно очевидно, что в рамках ООН следует изыскать более действенные средства активизации общественного мнения для того, чтобы вынудить правительства проводить в своих странах планомерную социально-экономическую политику, направленную на улучшение положения женщин.

7. Десятилетие женщины ознаменовалось, помимо упомянутой Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятием в рамках ООН и ее спецучреждений (еще в 1975 г.) глобальных основополагающих документов. Большое общественно-политическое значение имеет Мексиканская Декларация о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир (1975 г.). В Декларации впервые в истории ООН был сформулирован тезис о неразрывной связи проблем положения женщин с острыми проблемами современности, показана необходимость борьбы женщин против таких позорных явлений, как колониализм, неоколониализм, расизм и расовая дискриминация, сионизм, являющийся формой расизма. Принятый в Мехико при активном участии советской делегации Всемирный план действий представляет собой, по оценке ООН, "глобальное осознание того, что должно быть сделано в каждой сфере общественной жизни для улучшения положения женщин". Обзор и оценка прогресса, достигнутого к середине Десятилетия, были сформулированы в Программе действий (г. Копенгаген, 1980 г.), основным достоинством которой были дифференцированные обзор и оценка достигнутого прогресса. Именно такой дифференцированный подход к оценке достигнутого прогресса в странах с различными политическими и социально-экономическими структурами позволил относительно правильно, хотя и не в равной мере достаточно полно и всесторонне показать итоги усилий, имевших место в странах. Глобальная оценка изменений в положении женщин ведет нередко к чрезмерным обобщениям и искажению действительного положения женщин в конкретных странах и группах их, препятствует выявлению характерных черт для каждой группы стран, показу опыта решения проблем положения женщин, используя характерные черты социально-экономической структуры, свойственной именно этой группе стран. Прием глобальной (обычно огульной) оценки, нередко преднамеренно используется буржуазными учеными, которых приглашает Секретариат ООН для составления докладов по отдельным проблемам положения женщин.

В 1980 г. в Копенгагене была принята Программа действий на вторую половину Десятилетия женщины ООН (I98I-I985 гг.) с учетом результатов применения Всемирного плана действий (1975 г.) и региональных планов. Основными проблемами, к которым было привлечено внимание в Программе действий 1980 г., стали:

-- участие женщин в борьбе за мир и национальную независимость; участие в других формах политической жизни: на уровне принятия решений; проблема выдвижения женщин;

-- условия жизни развивающихся стран в свете нового международного экономического порядка;

-- проблемы сельских женщин, включая их право на землю и учет их труда в сельском хозяйстве и дома, достойные условия жизни, детские учреждения, доступная медицинская помощь. Проблемы борьбы о бедностью, засухой и другими явлениями. Мобилизация усилий всех прогрессивных сил против вредных вековых традиций и отсталости, которые стоят на пути развития женщин во многих странах.

Основными итогами Десятилетия женщины Организации Объединенных Наций, как отмечалось на региональных конференциях, проходивших в I984-I985 гг. в канун Всемирной конференции в Найроби, являются:

1) рост самосознания женщин и их действительной роли в жизни общества. Активизация женщин в борьбе за мир как главнее условие социального прогресса;

2) Десятилетие женщины позволило привлечь внимание правительств к проблемам женщин, побудить их к проведению специальных мероприятий по улучшению их положения;

3) в период Десятилетия женщины усиленно развивалось законодательство, стимулированное многими факторами международного, регионального и национального плана. Изданные в странах в этот период акты следовало бы проанализировать по трем группам стран:

-- страны с рыночной экономикой,

-- страны с плановой экономикой и

-- развивающиеся страны.

При этом в последней группе необходимо также различать страны с планируемой и рыночной экономикой (или, точнее, страны капиталистической и страны социалистической ориентации). Давая общую характеристику изменений законодательного порядка, следует отметить особенно те из них, которые произошли в странах, где еще сохранилась дискриминация де-юре и де-факто.

В период Десятилетия во многих из этих стран законодательство было направлено на:

- отмену дискриминационных положений в законодательстве;

- предоставление льгот, в том числе налоговых, там где это вызывалось необходимостью, - в связи с уходом за ребенком;

- обеспечение выполнения законов, касающихся материального обеспечения детей;

- отмену налогов на наследство, которые ухудшают положение вдов;

- сокращение налогов на доходы работающих супружеских пар;

- льготы сельским женщинам.

Принятие новых законов в странах в ходе Десятилетия вызвало новую проблему, которая заключается в том, что усилился разрыв между содержанием закона и практикой его применения. В этой связи особую значимость приобрели материальные, процессуальные и многие другие гарантии, которые во многих странах все еще не предусматриваются в законах и не обеспечивают их реальное осуществление. В условиях ухудшения экономических факторов, новые законы, касающиеся работающих женщин, изданные в период Десятилетия женщины ООН, остались практически на бумаге. Еще раз наглядно подтвердилась справедливость ленинского тезиса о том, что равенство по закону еще не есть равенство в жизни. Равенство по закону - это необходимый, но еще недостаточный фактор действительного равенства полов в жизни.

4) Определенным положительным результатом Десятилетия явилось то, что во многих странах появились или окрепли национальные механизмы по улучшению положения женщин. В период I970-I980 гг. национальные механизмы во многих странах стали неразрывной частью политики и законодательства, относящихся к условиям труда и жизни женщин. В 1978 г. Международное Бюро разослало вопросник министерствам труда и получило ответы от 28 стран, которые установили женские бюро (комиссии), комитеты по содействию равенству женщин. Информация 1983 г. свидетельствует о том, что уже более чем в 90 странах созданы соответствующие бюро в рамках исполнительных, законодательных или консультативных органов. Эти бюро были созданы главным образом в рамках таких министерств, как по вопросам образования или социальных дел; в других странах - на более высоком уровне как Межведомственные комиссии, действующие в качестве координаторов различных проектов, программ и политики в отношении женщин, включая деятельность неправительственных женских организаций. Интересно отметить, что в этот период были учреждены и укрепились также консультативные органы, действующие между правительствами и женскими организациями. В США, например, в рамках 4-х-летней программы увеличена помощь неправительственным организациям с 3,5 до 15,3 млн. долларов.

Нередко задают вопрос, нужны ли в системе государственных органов специальные подразделения, занимающиеся проблемами трудящихся женщин. MБT дает ряд примеров стран с различным уровнем экономического и социального развития (Австралия, Барбадос, Бельгия, Коста-Рика, Монголия, Шри Ланка, Свазиленд, Венесуэла, Зимбабве), практика которых подтверждает пользу создания и деятельности таких бюро.

9. Большое значение в формировании международных норм, касающихся женщин, имеют региональные конференции, созываемые в канун Всемирных конференций в рамках Десятилетие женщины ООН экономическими комиссиями Организации Объединенных Наций в отдельных районах мира: Европы (ЭКЕ), Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Африки (ЭКА), Латинской Америки (ЭКЛА) и Западной Азии (ЭКСА). Обычно им предшествуют (или происходят одновременно с конференцией) форумы неправительственных организаций. Так было в 1979-80 гг., а также в 1984-85.гг.

На этих региональных конференциях после обсуждения положения женщин в регионе и оценки изменений, которые имели место, обычно принимается план действий или рекомендации на перспективный период. Эти ценные документы являются основой для работы Всемирной конференции и форума неправительственных организаций. В Европе роль таких конференций играют семинары (1979 г., Париж; 1984 г., Вена). Их решения приравниваются по своемy значению к рекомендациям региональных конференции. В начале Десятилетия, а также к его середине в регионах были приняты региональные планы и программы действий: Всемирный план действий (1975 г.) и Всемирная программа действий (1980 г.) воплотили идеи региональных документов. В этом значение последних для формирования международных норм.

Далее...