Семья, планирование семьи

Курганов И. А. Женщины в семье // Женщины и коммунизм. Нью-Йорк. 1968 С. 139-215.
 
В начало документа
В конец документа

Курганов И. А.

Женщины в семье


Глава 15

ЛЮБОВЬ, БРАК И СЕМЬЯ

История, современное положение и перспективы семьи изложены в книге "Семья в СССР 1917-1967". Здесь будет речь лишь о положении женщины в семье и тех проблемах, которые связаны со свободой и равноправием женщины.

Любовь. Актом, образующим семью, является брак, который в современной семье основывается, как правило, на взаимной любви. Но всегда ли брак заключается на основе взаимной любви?

Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" неоднократно подчеркивал, что впервые любовь, как страсть, как высшая степень полового влечения, возникла в рыцарские времена средних веков.

"До средних веков, говорил Энгельс, не могло быть и речи об индивидуальной половой любви. Само собою разумеется, что физическая красота, близкие отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей различного пола стремление к половому общению, что для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в эти интимнейшие отношения. Но от этого до настоящей половой любви еще бесконечно далеко".1

Это положение Энгельса советские авторы повторяют в своих работах с исключительной настойчивостью. Оно обосновывается иногда тем, что в средние века возникли элементы частной капиталистической собственности на средства производства, и принцип частной собственности овладел всеми помыслами людей; любовь и ревность стали одной из форм выражения этой частной собственности и в человеческих отношениях. Поэтому и СССР говорят, что

"Нашим идеологам надо бороться с ревностью как с проявлением частнособственнического инстинкта".2

В действительности любовь существует не со средних веков, а с незапамятных времен. Конечно, по мере изменения и развития самого человека, изменялась и любовь, развиваясь от примитивного инстинкта размножения до наивысшей формы выражения человеческой близости. Но, говоря о семье, необходимо иметь в виду, что любовь и брак не всегда совпадали. Брак зависел от отца, от брата, от семьи, от общественного мнения и не всегда заключался на основе взаимной любви брачующихся. Это широко известное положение отражено и во многих источниках древности. Так, например, в древнейшем китайском литературном памятнике народного творчества, являющемся одним из самых ранних и самых замечательных памятников мировой литературы - "Шицзин" - говорится о девичьей любви, оказавшейся в противоречии с расчетами отца и братьев на ее брак.

"Чжуна просила я слово мне дать

Не приходить к нам в деревню опять,

Веток на ивах моих не ломать.

Как я посмею его полюбить?

Страшно прогневать отца мне и мать!

Чжуна могла б я любить и теперь.

Только суровых родительских слов

Девушке нужно бояться, поверь!

Чжуна просила я слово мне дать

К нам не взбираться опять на забор,

Тутов моих не ломать на позор.

Как я посмею его полюбить?

Страшен мне братьев суровый укор.

Чжуна могла б я любить и теперь,

Только вот братьев суровых речей

Девушке надо бояться, поверь.!"3

"Шицзин" - книга песен - относится не к средним векам, а к эпохе, отстоящей, примерно, на тысячу лет от нашей эры (1122-770). Как видим, любовь не только существовала, но и поэтически воспета народом еще три тысячи лет тому назад.

Возьмем авторитетнейший источник древности - Библию. Библия говорит, например:

"Иаков полюбил Рахиль и сказал (ее отцу Левану - И. К.): я буду служить тебе семь лет за Рахиль... И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее".4

Возьмем "Повесть о любви Херея и Каллирой, относящуюся уже к началу нашей эры. Девушка любила прекрасного юношу и вдруг слышит голос няни:

"- Дитятко встань! Наступил всем нам желанный день; за тобой пришел город вести тебя к жениху!

Дрогнули ноги тогда у нее и сердце застыло. Не ведала ведь она, за кого выдают ее замуж. Пропал у нее тотчас же голос, перед глазами разлился мрак, и она почти что лишилась жизни".5

О том, любит ли девушка кого-нибудь и желает ли она выходить замуж за того, кого избрал ее отец - тогда не интересовались. Наконец, возьмем еще "Византийскую эпическую поэму" - выдающийся после Гомера литературный памятник на греческом языке, относящийся уже к 9-10 вв. нашей эры:

"Напрасно взгляд свой отвести от юноши старалась. -

Расстаться дева не могла с красою Дигениса,

И побежденный взор ее к нему тянулся снова.

И вот служанке на ухо она сказала тихо:

В окошко выглянь, милая, - вот юноша приятный,

Ты видишь, как прекрасен он и как сложен на диво!

В зятья бы если взял его отец мой, повелитель,

Поверь мне, - зятя бы имел он лучшего на свете".6

Для девушки ясно, что только отец - повелитель решает ее судьбу, а она в решении своей собственной судьбы голоса не имеет. И как бы ни приглянулся ей молодой человек, как бы она ни полюбила его - для отца это не имеет никакого значения.

Любовь - чувство личное, интимно-индивидуальное, а брак - дело семейное и в патриархальной семье целиком относящееся к прерогативам отца. Любовь существует с незапамятных времен, но на протяжении тысячелетий любовь и брак могли не совпадать и чаще всего не совпадали. Материалистическое утверждение, что любовь и ревность существуют прежде всего как высшая форма проявления частнособственнического инстинкта в человеческих отношениях несостоятельно хотя бы потому, что в СССР частной собственности на средства производства давно нет, а любовь в СССР существует, существует и ревность и даже убийства на почве ревности.

Ссылка на авторитет Энгельса, утверждавшего, что любовь впервые появилась только у рыцарей средневековья, а до этого времени о настоящей любви не могло быть и речи, в свете приведенных материалов совершенно не убедительна. Энгельс - мог ошибаться, и в данном случае он либо ошибся, либо допустил нечеткость в формулировке. Внимательное изучение его работ приводит к выводу, что по всей видимости Энгельс здесь имел в виду не вообще любовь, а любовь между супругами, В прошлом любовь между супругами очень часто действительно отсутствовала, поскольку браки заключались отцом независимо от любви брачующихся. В древней Греции мужчины даже стыдились обнаруживать чувство любви к своим женам, так как это чувство в определенных кругах считалось слишком примитивным и даже неприличным. Но и в древней Греции и в древнем Риме любовь существовала, нередко существовала она и между супругами.

Брак. Приведенные выше материалы относятся к патриархальной семье. В патриархальной семье вопросы брака решал отец, учитывая, прежде всего, интересы всей семьи в целом. Дети считали это нормальным и подчинялись решению отца беспрекословно. Для иллюстрации таких обычаев в книге Энгельса делается ссылка на "Песнь о Нибелунгах"

"...мы находим в "Песне о Нибелунгах", что Кримгильда, хотя она втайне влюблена в Зигфрида не меньше, чем он в нее, однако на слова Гунтера, что он просватал ее за рыцаря, имени которого он не называет, она отвечает просто: "Вам не нужно меня просить; как вы мне прикажете, так я всегда и буду поступать; кого вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь". Ей даже в голову не приходит, что здесь вообще может быть принята во внимание ее любовь".7

Так было не только в древние и средние века, но так было и в новые века, всюду, где сохранилась патриархальная семья и ее обычаи. Так было, в частности, вплоть до первой мировой войны и среди крестьян России, составлявших 82% ее населения. Потрясающую покорность русской молодежи, особенно крестьянских девушек обрисовал писатель-народник Г. И. Успенский.8 Не только покорность, но и сознательную жертвенность своим личным счастьем во имя интересов всей семьи.

На протяжении тысячелетий семья строилась, как правило, не на основе любви, а на основе материальных и прочих расчетов, связанных с интересами семейного коллектива. И если любовь между супругами развивалась, то не как предпосылка и основа брака, а как счастливое дополнение к браку и интересам семьи.

Но семья менялась в связи с изменением общества. На смену патриархальной семье в демократическом обществе индустриальных стран приходит родительская или, как мы ее называем, демократическая семья, и от брака по расчету совершается переход к браку по любви. Брак по любви признается уже неотъемлемым правом человека и без добровольного согласия брачующихся брак не оформляется. Это не значит, что в демократическом обществе все браки без всякого исключения заключаются только по любви. В демократическом обществе экономического равенства людей нет, и поэтому браки по расчету еще происходят, особенно в кругах наиболее богатых людей, где по словам Хемингуэя, в ряде случаев неизвестно, кто на чьих деньгах женится. Но объективность требует отметить, что молодежь меняется и в этой среде, и в этой среде молодежь решает свою судьбу самостоятельно, причем во многих случаях и здесь браки заключаются без всяких материальных расчетов, а только по любви. Что касается рабочих и служащих, у которых нет особых богатств и нет особых поводов исходить при заключении брака из материальных расчетов, то здесь браки заключаются уже главным образом по любви. Можно поэтому сказать вообще, что в демократической семье браки заключаются главным образом по любви. Перейдем к советскому социалистическому обществу.

СССР - страна в национальном отношении более или менее пестрая. В разных районах и областях быт населения содержит еще разные пережитки патриархальной семьи, а в некоторых районах пережитки прошлого встречаются еще довольно часто. В советской печати отмечаются, например, случаи, когда отцы выдают замуж своих дочерей, совершенно не интересуясь их мнением. Больше того, в Средней Азии отцы нередко выдают замуж даже малолетних дочерей, хотя существует закон, запрещающий этот обычай. За выдаваемых замуж дочерей отцы берут иногда особую плату или калым9 и т. д. Все такого рода явления советской печатью относятся исключительно к пережиткам прошлого. Конечно, говоря словами Анны Ахматовой

"Как б прошлом грядущее зреет

так в грядущем прошлое тлеет".

Прошлое еще тлеет в СССР - в одних районах больше, в других меньше, но оно тлеет, и тлеющие пережитки уже не характерны для современного СССР. Но в современном СССР, наряду с пережитками прошлого, существуют и свои собственные советские браки по расчету. Правда, Энгельс подчеркивал, что

"Полная свобода при заключении браков может, таким образом, стать общим достоянием только после того, как уничтожение капиталистического производства и созданных им отношений собственности устранит все побочные, экономические соображения, оказывающие еще в настоящее время столь громадное влияние на выбор супруга. Тогда уже не останется больше никакого другого мотива, кроме взаимной склонности" 10

В СССР капиталистическое производство со всеми сопутствующими ему отношениями собственности уничтожено, и значит никаких иных мотивов для заключения брака, кроме мотива взаимной склонности и любви, не должно быть, Это теоретическое положение в СССР подчеркивается очень часто. Один из советских авторов говорит, например, что

"С победой социализма в нашей стране возникла качественно новая семья - социалистическая семья, противоположная по своим основам семье собственнической и, в частности, буржуазной. Основу социалистической семьи составляет взаимная любовь и уважение супругов".11

Однако во всех этих утверждениях теория выдается за действительность. В действительности побочные мотивы при заключении браков в СССР играют очень большую роль и любовь отнюдь не стала единственным мотивом брака. Жизнь показала, что уничтожение частной капиталистической собственности на средства производства еще далеко не устраняет браков по расчету. И это понятно. Чтобы заключение брака было свободным от материальных расчетов и происходило только в силу взаимной любви, необходимо прежде всего общественно-экономическое равенство людей, между тем социализм развивается по формуле; "от каждого по способностям - каждому по труду", то есть по формуле, предполагающей экономическое неравенство людей. Люди в СССР занимают неравное положение в обществе, получают неравную заработную плату и имеют неравные бытовые условия, поэтому "побочные" соображения при заключении браков неизбежны. И они существуют. В советской печати приводится немало соответствующих фактов. Скажем, "Литературная газета" пишет:

"Ведь приходится и теперь встречать такой паршивенький анахронизм: какой-нибудь дряхлый, чуть ли не столетний стиляга "при деньгах", а рядом - молоденькая девушка в качестве его очередной, притом добровольной жены".12

Одной из таких добровольных жен оказывается, например, немолодая коммунистка

"Елена Васильевна К., которая оставила мужа и двоих детей. К этому ее толкнула вдруг вспыхнувшая "любовь" к человеку в возрасте семидесяти лет, крупному специалисту. с хорошим окладом, машиной и дачей".12

Браки по расчету сейчас несколько расширили свой диапазон. Если раньше богатство принадлежало главным образом мужчинам и выгодными партнерами были главным образом мужчины, выбиравшие себе в жены юных девушек, то теперь во многих случаях выгодными партнерами являются и женщины, занимающие соответствующее общественное положение и имеющие поэтому материальные преимущества. Жениться в СССР на женщине-враче, женщине-инженере, женщине-директоре, женщине-профессоре и т. д. очень выгодно, и браки по расчету отнюдь не исчезают.

Но с СССР получили известное распространение не только обычные браки по расчету. Неравные бытовые условия, особенно трудности с жилищем, породили в СССР и свои особые полуфиктивные и фиктивные браки. Эти браки стали тревожным явлением, и о них появляется в печати немало сообщений. Приведем для пояснения этих браков такой пример. Комсомолец Р. только что устроившийся в Москве, пишет своему приятелю в Тулу:

"Москва встретила меня не очень то приветливо. Обегал все учреждения, везде получал один ответ: не можем прописать, так как прибыл из Тулы. Крутился, вертелся. Пришлось пойти по линии женитьбы. За два дня намел девицу. На третий день предложил ей пойти в ЗАГС. Она согласилась. Теперь я женат, но думаю, что долго с ней не проживу. Не подходит ни по характеру, ни по интеллекту и вообще.."13

Как видим, брак заключен без всякой любви. Человек женился только для того, чтобы получить право жительства в Москве (прописку).

Таким образом утверждение Энгельса, что в социалистическом обществе для брака и семьи "не останется больше никакого другого мотива, кроме взаимной склонности" оказывается неправильным. Об этом говорит и советская статистика. Скажем, Ленинградский институт социологических исследований провел анкету среди 500 супружеских пар, которые на вопрос: "Что Вы считали для себя решающим при вступлении в брак?" ответили:14

Следовательно, взаимная склонность или любовь является главным, но отнюдь не единственным мотивом брака. И это понятно. В социалистическом обществе нет социально-экономического равенства людей и поэтому браки по расчету неизбежны, Тем не менее с СССР так же, как и на Западе браки заключаются в наше время главным образом по любви.

 

Глава 16

ТРУДОВОЕ НЕРАВЕНСТВО В СЕМЬЕ

Брак кладет начало семейной жизни. К характеристике некоторых (но только некоторых) сторон семейной жизни, связанных с проблемой равноправия, мы и переходим. Так как жизнь людей протекает, главным образом в труде, перемежающемся отдыхом, и проблема равноправия во многом представляет собою проблему равного права на труд и отдых, с этой проблемы мы и начнем. Характеристику трудовой нагрузки женщины мы уже имеем в предыдущих главах: здесь речь будет только о распределении трудовой нагрузки между мужем и женой в их домашнем или семейном хозяйстве.

Положение в прошлом. В прошлом огромное большинство семей были сельскими семьями. В сельских семьях исторически сложилось определенное, связанное с условиями сельского хозяйства, деление хозяйственных работ на три категории; мужские, женские и общие. К мужским работам относилась пахота, посев, бороньба, заготовка дров, строительство, ремонт помещений, уход за лошадью и сельскохозяйственным инвентарем. К женским работам: уход за детьми, приготовление пищи, уход за жильем, ткачество, шитье, стирка, починка одежды, уход за огородом, и уход за домашним скотом. К общим работам: жатва, косьба, молотьба, вывозка навоза и уборка овощей. Примерно такое деление работ существовало столетиями и прочно вошло в сознание народа как нормальное разделение труда, и нарушение этого разделения труда вызывало, как правило, общественное осуждение. Поэтому женщины никогда без крайней к тому необходимости (напр. отсутствие в доме мужчин) не брались за мужскую работу, а мужчины считали ниже своего достоинства заниматься женской или "бабьей" работой. Они никогда не доили коров, не стирали белье, не месили тесто, не варили кашу... всё это они считали для себя унизительным.

Однако в связи с возникновением и развитием промышленности, ростом городов и городских поселков численность сельских семей начала относительно сокращаться, а городских семей быстро увеличиваться. Сейчас в некоторых странах численность сельских семей превратилась уже в небольшую величину; основную массу семей стали составлять городские семьи. Но в городской семье все мужские работы, которые были связаны с сельским хозяйством, полностью отпали, тогда как все или почти все женские работы сохранились и именно они образовали в городе домашнее хозяйство. Мужчина пошел на работу в народное хозяйство, а женщина осталась работницей домашнего хозяйства и, таким образом, сложилось новое разделение труда. Мужчина работал в народном хозяйстве, женщина в домашнем хозяйстве. Это разделение труда не было вполне справедливым, так как домашнее хозяйство всегда требовало от женщины больше времени, чем рабочий день мужчины в народном хозяйстве, но оно всё же имело свою логику. Однако обстановка продолжала меняться. Наступил такой момент, когда на работу в народном хозяйстве пошли и женщины. Между тем домашнее хозяйство по-прежнему считалось женским делом, в которое мужчины по-прежнему не "вмешивались". У женщин, работающих в народном хозяйстве, получилась двойная нагрузка, и уже не только справедливость, но и логика оказались явно нарушенными. В последние годы на Западе наметился уже новый этап в разделении труда в домашнем хозяйстве. В связи с машинизацией и рационализацией количество необходимого в домашнем хозяйстве труда сократилось, а сохраняющийся труд начинает распределяться между мужем и женой уже более справедливо. Постепенно и прежде всего в тех семьях, где женщины работают в народном хозяйстве. мужчины начинают сами включаться в домашнее хозяйство, принимая на себя сначала такие работы, как ремонт многочисленной домашней аппаратуры, которые и по прежним понятиям относились бы к мужским работам, а затем и обычные домашние работы, которыми перегружены женщины. Правда, это еще только тенденция, но тенденция, ставшая настолько заметной, что можно говорить уже о начале нового разделения труда, приближающего женщин к равенству в труде и отдыхе.

Положение в современном СССР. Если на Западе в общей численности рабочих и служащих женщины составляют, скажем, в США - 33%, в Германии - 33%, в Италии - 26 %, то в СССР - 49 %, и это не считая женщин, работающих в колхозах.

По переписи населения 1959 года общее количество женщин в возрасте от 20 до 55 лет составляло в СССР 57,4 млн. чел. Женщин, работающих в народном хозяйстве и имеющих самостоятельные заработки (рабочие, служащие, колхозницы и работницы подсобных хозяйств) было 56,8 млн. чел. Таким образом, почти все женщины этого возраста заняты не только в домашнем, но и в народном хозяйстве. Но это значит, что по сравнению с мужчинами они имеют двойной рабочий день. Этот факт отмечается и советскими социологами, установившими, что

"при семичасовом рабочем дне общие трудовые затраты времени... составляют у семейной женщины почти шестнадцать часов".15

Значит женщины в СССР работают 7 часов в народном хозяйстве и 9 часов в домашнем хозяйстве. Работа в домашнем хозяйстве требует несколько больше времени, но и в СССР происходит включение мужчин в домашнее хозяйство, хотя и более медленно, чем на Западе. Поэтому "Партийная жизнь" отмечает, что на домашнее хозяйство у женщин

"...затраты времени почти втрое больше, чем у мужчин. Практически там, где складывается такое положение, оно лишает многих женщин возможности интенсивного духовного развития".16

О несправедливом разделении труда в домашнем хозяйстве и неизбежности вследствие этого отставании женщин в культурном развитии говорят все социологические обследования. В большом труде "Народы Европейской части СССР" говорится, например:

"повседневная трудовая нагрузка городской женщины в домашнем хозяйстве остается большой, что оставляет ей по сравнению с мужчиной меньше свободного времени для культурного отдыха и повышения своего образования".17

О том же говорит и статистика. В 1963 году был произведен специальный опрос 160 ленинградских рабочих, в результате которого выяснилось, что в 160 рабочих семьях домашним хозяйством занимаются:18

Таким образом во всех 160 семьях домашнее хозяйство ведут женщины и только в 48 семьях (меньше одной трети) женщинам помогают мужчины. Обследование не выяснило насколько существенна эта помощь, но по всей видимости помощь эта незначительна. Можно поэтому сказать, что в двух третях семей мужчины не оказывают никакой помощи, а в одной трети оказывают лишь незначительную помощь.

Казалось бы, что если жена работает в народном хозяйстве так же, как муж - семь часов и устает на работе не меньше, а чаще всего больше, чем муж, неравномерное распределение работы по домашнему хозяйству уже не имеет никакого морального оправдания. И тем не менее, возвратившись домой жена напряженно работает по домашнему хозяйству, а муж лежит на диване или сидит в пивной. Скажем, в газете "Красная Звезда" напечатано в декабре 1966 года следующее письмо женщины М. Б.:

"Прихожу с работы. В доме холодно, неубрано, воды нет, есть нечего. Не знаю за что приниматься: то ли еду готовить, то ли порядок наводить, то ли печку топить. Муж лежит в кровати в меховой куртке, читает газету. Сердит, не разговаривает. Спрашиваю, в чем дело? Отвечает: - Почему печку не растопила? Говорю: - Почему ты не растопил? Ведь ты же раньше пришел со службы, - Я не для того женился, чтобы печку топить!"19

Выходит, что он женился для того, чтобы жена и печку топила и воду носила и комнату убирала и обед готовила и белье стирала и вообще его обслуживала, хотя она так же, как и он работает в народном хозяйстве. Приведем пример из газеты "Известия" за 17 ноября 1967 г. В зале народного суда слушается дело о разводе молодых супругов.

"Казалось бы, все у этих молодых людей хорошо: оба окончили институты, работа у того и другого интересная, есть и отдельная квартира, оба красивы и здоровы.

Что же заставляет их разводиться меньше чем через год после свадьбы? Сначала они твердили известную формулу:

"Не сошлись характерами". И вдруг молодой супруг бросает:

- Она виновата! Гоняет меня то в магазин, то на базар. Я врач, на каждом шагу могу встретить своих пациентов! Что же это такое? Врач - с картошкой, врач - в роли домашней хозяйки? И вообще это ниже моего достоинства - думать о хлебе, который она забыла купить... Что я ей, слуга?

- А я тебе слуга? Я изучала два иностранных языка, чтобы убирать твои окурки, мыть посуду, штопать твои носки?- прерывает его жена".19

Как видим, трудовое неравенство в семье вызывает иногда конфликты, кончающиеся разводом. Но чаще всего женщины мирятся с несправедливостью во имя сохранения семьи.

Далее...