Мониторинг социального самочувствия и ценностных ориентаций российских женщин. Сборник научно-методических материалов. Иваново, Юнона, 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Мониторинг социального самочувствия и ценностных ориентаций российских женщин. Сборник научно-методических материалов


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

 

 

 

 

РАБОТА В ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ (% по массиву, 1997 г.)

Более 15 % респонденток пользуется материальной помощью родственников, 22,4 % экономят на расходах, связанных с отдыхом и духовным развитием.

ЭКОНОМИЯ НА РАСХОДАХ, СВЯЗАННЫХ С ОТДЫХОМ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ (% по массиву, 1997 г.)

В перечне средств адаптации к новым жизненным условиям респонденткам было предложено "не иметь детей". В целом по массиву данную ориентацию имеют 11,2 % респонденток. По территориям эта тенденция формируется следующим образом (% по массиву, 1997 г.):

Намерение отказаться от рождения детей в большей степени выявлено у замужних женщин в возрасте 30-40 лет (свыше 50 %), в возрастной группе 25-30 лет (17,2 %). В меньшей степени оно выражено у молодежи в возрасте до 25 лет (8 %). Среди женщин, имеющих высокие доходы, процент женщин, не планирующих иметь детей, во всех возрастных группах невелик - от 2 до 7 %. В то же время среди безработных женщин от возможности иметь желанного ребенка отказывается каждая шестая респондентка.

Получение второй профессии как способ самореализации выбрали для себя около 19 % респонденток, на образование, смену сферы деятельности указало не более 6 %. Однако изменение ситуации в сфере трудовых отношений, рост безработицы активизируют мотивы, нацеленные на мобилизацию индивидуальных усилий. Среди безработных более 60 % готовы освоить новую профессию.

Различия выбранных мер выживания и развития обусловлены уровнем дохода, перспективностью избранной профессии и возрастом. Данная зависимость характерна для всех регионов. Так, на самые примитивные способы выживания ориентируются, прежде всего, низкооплачиваемые профессиональные группы. Женщины, занятые в госбюджетной сфере, осознают свою полную зависимость от государственной политики в сфере оплаты труда, отсутствие перспектив роста доходов в обозримом будущем. Работницы предприятий, хотя и не относятся к категории высокооплачиваемого персонала, наряду с экономией выбирают интенсивный труд на предприятии (33,2 %).

Более благополучная в материальном положении группа респонденток (предпринимательницы и высокооплачиваемые служащие) в значительно меньшей степени прибегают к режиму экономии, основным способом адаптации они выбирают активный труд по месту основной работы.

У всех профессиональных групп респондентки в возрасте до 30 лет в большей степени ориентируются на активную трудовую деятельность, чем женщины более старшего возраста.

Исследование показывает, что в процессе социальной адаптации женщины менее всего ориентируются на индивидуальную трудовую деятельность. Можно предположить, что развитие индивидуального бизнеса сдерживается несколькими факторами, прежде всего, психологической неготовностью личности к кардинальной смене деятельности. 41,1 % женщин выделили отсутствие деловой хватки в качестве препятствия при включении в сферу предпринимательства. Значительная часть респонденток (37,3 %) считают, что в нашем государстве невозможно честными методами заниматься предпринимательством. Данная тенденция просматривается по всем регионам.

20 % респонденток в качестве главного социально-психологического фактора, мешающего им в преодолении трудностей, назвали отсутствие ориентаций на денежный успех (среди рабочих примерно 30 %, безработных - 23 %, врачей - 42 %, продавцов - 17 %). Традиционно философский склад ума у большинства российских женщин позволил им выдвинуть в качестве препятствия устаревшие стереотипы мышления ( в среднем 15 % по всем регионам). В качестве причины названо и отсутствие уверенности в себе. В среднем 10% опрошенных женщин отметили у себя это качество, как явно мешающее им на настоящем этапе (преимущественно представительницы интеллигентных профессий). Среди молодежи этот показатель составил 19 %.

При выборе ориентиров на будущее приоритеты вновь отданы экономии на всех расходах (37,8 % по всему массиву):

Недоверие экономическим преобразованиям и возможностям эффективного использования своего трудового потенциала приводит к тому, что, применяемые в развитых странах способы выживания в кризисные моменты, не воспринимаются российскими респондентками. Никто из опрошенных женщин не собирается занимать деньги под процент ни у физических или юридических лиц, ни у банковских или финансовых структур. Результатом жесткой элитарной концентрации финансовой власти в руках государства, краха ряда инвестиционных компаний, типа МММ, стал тот факт, что индивиды снимают с себя ответственность за принимаемые ими экономические решения и рассчитывают в этой области исключительно на помощь государства.

Значительная часть женщин (32,7 % по всему массиву) в качестве средства улучшения своего положения отмечает повышение заработной платы мужа. В условиях низкого жизненного уровня населения эта мера представляется вполне оправданной.

ПОВЫШЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ МУЖЬЯМ КАК МЕРА УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН (% по массиву, 1997 г.)

Вместе с тем, на необходимость повышения заработной платы мужьям указали и представительницы высокооплачиваемых профессий. Это можно объяснить тем, что респондентки во всех ситуациях продолжают идентифицировать себя с социумом женщин, ориентирующихся на семью и домашнее хозяйство.

Следующей по значимости мерой улучшения положения женщин является, по данным мониторинга, сокращение их рабочего времени (28 % по всему массиву).

СОКРАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЖЕНЩИН КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ИХ ПОЛОЖЕНИЯ (% по массиву, 1997 г.)

При выборе данного пути улучшения своего положения женщины руководствовались, по нашему мнению, несколькими мотивами. Во-первых, сложившимся за годы советской власти ложным убеждением, что сокращение рабочего времени - это проявление заботы государства, помогающего женщине совмещать профессиональную и семейную роли. В действительности эта мера лишь закрепляет гендерную асимметрию в профессиональной сфере, выступая препятствием в карьерном продвижении женщин. Во-вторых, высокой бытовой загруженностью женщин, слабым участием мужчин в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Перегрузки в бытовой сфере и по месту работы создают иллюзию, что неполный рабочий день - это способ решения проблемы. Не случайно самый высокий процент положительно ответивших наблюдается среди профессий с высокой степенью интенсивности труда: у бухгалтеров - 55 %, продавцов - 66 %. Меньше всего данной точки зрения придерживается молодежь в возрасте 25 лет (14 %), не обремененная домашними заботами.

На третьем месте расположилась такая мера, как создание новых рабочих мест для женщин (17,1 % по массиву). На это рассчитывают около 50 % безработных женщин, каждая третья молодая женщина в возрасте до 25 лет.

СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ КАК СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН (% по массиву, 1997 г.)

Рост квалификации в качестве способа улучшения своего положения отметили 24 % студенток, 25 % представительниц интеллигенции.

 

 

 

 

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН

Общеизвестно, что ценности выступают мотивом сознательного поведения индивида. На их основе складываются социокультурные типы отношения граждан к процессам, происходящим в обществе. В ходе мониторинга был выявлен набор ценностей, которым женщины отдают предпочтение. Это, прежде всего, ряд базовых ценностей, которые присущи всем профессиональным, образовательным и возрастным группам.

Первое место в шкале жизненных ценностей занимает здоровье (более 38,5 % опрошенных по всему массиву).

ЗДОРОВЬЕ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ (%, по массиву, 1997 г.)

На втором месте в шкале ценностей - семейное счастье (31,1 % по всему массиву).

СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ (% по массиву, 1997 г.)

Третье место по степени значимости занимает материальное благополучие (33,3 % по всему массиву).

МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ

(% по массиву, 1997 г.)

При сравнении данных мониторингового исследования в Иванове и Ярославле (1991, 1995, 1997 годы) выявлена следующая тенденция. Во все периоды в шкале ценностей женщины ведущее место отвели здоровью. В то же время в 10 раз выросло число респонденток, назвавших в качестве базовых ценностей материальную обеспеченность и семейное счастье. Думается, что в условиях экономической, социальной нестабильности это закономерный процесс. Лишившись точек опоры по многим направлениям, женщины ищут нравственные ориентиры в семье. Сужение границ социума, где женщины ощущают себя психологически комфортно, приводит к тому, что свои коммуникативные потребности они могут реализовать в основном в семье.

Что касается материального благополучия, то здесь целесообразно обратить внимание на два обстоятельства. С одной стороны, выдвижение материального благополучия в число первоочередных ценностей обусловлено снижением жизненного уровня населения, нерегулярной выплатой заработной платы, пособий по безработице и на воспитание детей. С другой, несоответствие социальных ожиданий и реальных результатов осуществления реформ для каждого индивида приводит к повышению рейтинга уровня благосостояния. Анализ анкет свидетельствует, что уровень дохода оценивается респондентками прежде всего с психологической стороны, то есть с сопоставлением его с расходами. Закон повышающихся потребностей, действующий в экономике, экстрапалируется и на социальные процессы. Поэтому субъективный характер оценки уровня и качества жизни нередко приводит к занижению действительного показателя уровня жизни.

Выбор ценностей, связанных с профессиональной деятельностью (интересная работа, профессионализм, трудолюбие, обязательность в деловых отношениях), обусловлен содержанием профессии и возрастом респонденток. Данные ценности указали в числе приоритетных представительницы высокооплачиваемых профессий, предпринимательницы. Среди работниц, служащих бюджетной сферы, интеллигенции данные ценности присутствуют в основном у возрастной группы до 30 лет.

Молодое поколение женщин в целом более ориентировано и на такие ценности, как независимость и свобода.

Женщины, имеющие высшее образование, выдвинули в число важных ценностей образование. Любовь в качестве значимой ценности выделили респондентки в возрасте до 30 лет во всех профессиональных группах.

Самый низкий рейтинг в списке жизненных ценностей у таких качеств, как предприимчивость (в среднем по регионам 8 %), творчество (6% по массиву). Это еще раз свидетельствует о том, что психологически большинство женщин не готово не только к лидирующему положению, но даже к равноправию, и потому считают формирование у себя подобных качеств делом второстепенным.

Крайне низок процент женщин, считающих важным для себя уважение окружающих. На стремление к успеху как самостоятельную ценность ориентируются 7 % опрошенных. Ориентация на продвижение по службе (карьеру) не выявлена.

Полученные результаты свидетельствуют о существовании в массовом сознании устойчивого стереотипа, согласно которому карьера является прерогативой мужчин.

Следует иметь в виду, что ценностные ориентации способны выстраиваться в достаточно жесткую иерархию, оптимальную с точки зрения индивида в новой социальной ситуации. Рассмотрение проблемы в данном ракурсе приводит к выводу, что сформировавшаяся в женском социуме шкала ценностей мало способствует выработке новой жизненной стратегии на самореализацию, суверенность и развитие.

Далее...