Булавина Т. Ничего, кроме счастья // Новый образ / ХЦГИ. Харьков, 1998. №2. С. 17-18.
 
В начало документа
В конец документа

Булавина Т.

Ничего, кроме счастья


Всё-таки редкое изобретение феминизм. Столько в нём сказано о женщинах и женщинами разного и непохожего, которое, тем не менее, не является взаимоисключающим и с равным успехом принадлежит этому направлению. И всё-таки в него не входит всё сказанное о женщинах.

Речь пойдет о психологии, потому что её деятельность проходит на территории наиболее острых и наиболее важных "жизненных" проблем.

Психокультура - явление в наших краях достаточно новое и по-настоящему не нашедшее свою нишу. Показательно, что практика психотерапии начиналась с психоанализа, где идентичность пола считалась очевидной. Сегодня у нас, насколько я могу судить по своему опыту проведения тренингов, даже в таких группах, как, например, гештальт-терапия, которые заведомо не ориентированы на рассмотрение проблематики пола, эта проблематика всё равно возникает постоянно.

Приведу пример обсуждения моделей мужественности и женственности в смешанных тренинговых группах. Например, группа приходит к выводу, что ум для "мужественности" обязателен, для "женственности" - нет, и выполнение этого условия требует "надмирных зусыль". Для понятия "мужское" репертуар сильно расширился: корреляция с "армией" перестала быть неизбежной, появились корреляции с "экономикой" и "политикой" как областями занятости прежде всего для мужчин. В случае женщин "брачный статус" как был, так и остаётся существенной характеристикой женской успешности. Женщина-политик, по данным группового обсуждения, сильно выиграет, если её образ будет дополнен качествами хорошей хозяйки, жены и матери, причем, последние показатели являются более значимыми, чем профессиональные качества. В случае оценки параметров мужской карьеры такой самодовлеющей роли брачного статуса не наблюдается.

Позволю себе остановиться на одном очень показательном событии.

Речь пойдет о "психологических тренингах для женщин", причём рассчитанных на коммерческий успех. Неужели развитие понимания женского уже достигло того уровня, что хотя бы профессионалы-психологи признают специфичность женского опыта и необходимость с ним работать, удивлялась я? В то же время настораживала эзотерическая направленность тренингов, маркированная в названии.

Мне повезло, и я познакомилась с руководительницами этой программы. Они же представляют одну из женских организаций Харькова, что делает этот пример ещё более показательным.

Итак, содержательные стратегии тренингов создавали картину поразительную: женщина-руководительница, конечно, не мыслящая себя без семьи и 25 способов рукоделия, которыми она должна владеть обязательно, любое женское недовольство в процессе треннинга маркирует как проявление комплекса неполноценности. Для его преодоления рекомендуется йога и прочие способы ухода в запредельное, которые дополняются женской сексуальной безотказностью в супружестве. Нарушение последней, по мнению руководительницы, - вполне оправданный мотив для проявления насилия со стороны мужа. Ну и, конечно, пресловутое: только будучи женственной, женщина способна пробудить в мужчине мужественность. (Хорошая идея! если ты не видишь в мужчине мужественности - читай платёжеспособности, поскольку именно это часто имеется в виду - значит, в тебе нет женственности, и нужно её срочно создавать).

Об эзотерике и сексуальности нужно сказать особо.

Сначала об эзотерике. Ничего не имею против восточных психотехник самих по себе, но то, в каком контексте они используются в "психологических треннингах для женщин", настораживает. Почти всё, издаваемое сейчас на Украине и связанное с психологией, в каталогах оптовых продаж проходит под рубрикой "эзотерика". Чтобы справляться с возникающими проблемами, необходимо вмешательство потусторонних сил, поскольку обычные средства либо недоступны, либо неэффективны. Вероятно поэтому сейчас в цене гадалки, астрологи и экстрасенсы.

По этому поводу вспоминается недавно перечитанная повесть Хелики Зандер "3 дамы К. рассказывают свои истории" и возникшая в связи с чтением провокативная мысль. Может быть, одно из самых естественных состояний для женщины в этой культуре - чувствовать себя несчастливыми, сохраняя адекватность происходящему, и не испытывать в связи с этим вины за то, что недостаточно женственна, уважая себя за то, что ещё способна чувствовать? А счастье часто оказывается или мимолетным, или результатом тщательно спланированной манипуляции. И если задача психологии - помочь принять себя такой, какая ты есть, то очень может быть, что это означает принимать себя страдающей и не имеющей возможности быть счастливой?...

В связи с сексуальностью нужно сказать следующее. То, что происходит сейчас в этой сфере, очень показательно. Из советской викторианской эпохи постсоветское общество перенеслось в культуру эксплуатации сексуальности как наиболее простого и прямого источника наслаждения. Ну кто же сегодня отказывается от наслаждения? Только какие-нибудь злобные или психически аномальные существа. Однако за этим перемещением обнаруживаются замечательные явления.

В связи с советским викторианством вспоминается невольно услышанный несколько лет назад (до сексуального переворота) разговор пожилых женщин между собой. Одна говорила, и остальные с ней соглашались, что "если мужу откажешь, он потом и воды не принесёт". Не хочу сказать, что это явление было распространено повсеместно, но даже если оно было немногочисленным, это не снижает его важности. Женская сексуальность в супружестве тогда была предметом торга, она обменивалась на более-менее аккуратное исполнение мужской социальной роли в семье. (Заметим, что мужская сексуальность ни в эту роль, ни в процесс обмена не втягивается.) Теперь, когда сексуальные отношения закрепились как жизнеобеспечивающая стратегия удовольствия, альтернативы которой нет, отказ от сексуальных отношений в супружестве расценивается как подрыв оснований социальных отношений вообще. Причём, не допустим он как для мужчин, так и для женщин (я сужу по впечатлениям от тренингов). Но если женщина за это может наказывать обидой, то мужчине позволительно насилие - исходя из принятого репертуара реакций для каждой гендерной роли. То, что так считают прежде всего женщины, и не только студентки-психологи, которые о супружестве знают прежде всего по СМИ, но и те, кто имеет сексуально-супружеский опыт, призывает заботиться о женском здоровье и ведет женские психологические группы - симптом очень тревожный.

Большая работа, проделанная западными феминистками, позволила пересмотреть жесткие представления, окружавшие женскую сексуальность и семейный статус. У нас они пребывают в первозданном виде и активно взаимодействуют между собой. В результате и без того жесткий императив для женской гендерной роли в институте брака оказывается усугубленным ещё более жёстким требованием сексуальной безотказности в браке.

Как показала Карен Хорни, невроз - неизбежный симптом функционирования культуры западного типа. Основной его источник - постоянное соперничество, пронизывающее не только сферу экономики: она, скорее, лишь конечный продукт этой культуры. Соперничество же предполагает победивших и проигравших. Для последних проблема невроза стоит наиболее остро, да и победа - это огромные психологические затраты. Я надеюсь, не нужно доказывать, что для женщин статус проигрывающих гарантирован.

Психология в варианте психотерапии возникает для того, чтобы корректировать сбои социальных практик, и работает прежде всего с теми, кто ощущает диссонанс с этой культурой. Психологические проблемы - это прежде всего симптом невозможности вписаться и успешно функционировать по канонам этих практик. Здесь обнаруживается возможность выбора: либо психокультура работает как дополнение к существующей культуре и изобретает способы, как можно восстановить с ней гармонию, либо - как альтернатива им. Последняя задача может быть решена успешно в той мере, в какой психотерапия сможет противостоять остальным микрокультурам как средство подтверждения отклонений, совершаемых индивидуально.

Наш пример с "психологическими тренингами для женщин" можно проинтерпретировать следующим образом. Гендерная тематика - особенно для нашей культуры, по крайней мере в области психологии, - запретная тема, и обнаружение этого - шаг решительный. К тому же "тренинги для женщин" - это более корректное название для тренингов вообще, поскольку женщины ещё не перестали больше лечиться, в том числе, и у психологов. И то, что женская проблематика признается для тренингов центральной, - это также действие значительное. Это означает снятие маски с культуры, которая тщательно следит за различиями и несмешением полов, а когда дело доходит до признания этого в важных областях жизни, культура тушуется и начинает эти различия затирать.

Однако значительный радикализм в заявке "треннинги для женщин" был компенсирован поразительным рвением тренеров привести женщину в соответствие с формирующейся неопатриархатной культурой. Поэтому радикальность заявки не выдерживается, и в результате оказывается исполнением социального заказа по формированию женщины не просто чувствующей, но чувствующей правильно: "женское счастье" в должном месте и в должном объёме.

Психотерапия по замыслу оказывается на территории, где функционирующая культура даёт сбои или демонстрирует свою негативную сторону. В силу этого, у неё есть реальный шанс оказаться реальной силой по формированию альтернативной (например, женской) практики, как это было в случае западного феминизма, когда появились группы роста женского самосознания. Но пресловутая "власть специалистов" в этой области оказывается скорее желаемой: на самом деле они оказываются в жестком подчинении у существующих практик и выполняют заказ по возврату в русло традиционной культуры.

Кто сможет создать альтернативные формы существования для женщин на Украине - это женское движение. И тогда либо психотерапия сможет работать в новом направлении, либо она сама сделает это изобретение без всякой помощи со стороны женского движения - остаётся пока неясным и в равной степени проблематичным.