Социальный статус

Новикова Э. С., Языкова В. С., Янкова З. Л. Женщина. Труд. Семья (социологический очерк). М., Профиздат 1978.
 
В начало документа
В конец документа

Новикова Э. С., Языкова В. С., Янкова З. Л.

Женщина. Труд. Семья


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Новой социально значимой формой трудового воспитания в сельской местности оказалась так называемая ученическая производственная бригада. Как свидетельствует практика, работа в бригаде-это не игра в труд, а реальное дело, конкретная форма участия школьников в осуществлении государственных планов сельскохозяйственного производства. Она воспитывает у ребят чувство ответственности, стимулирует проявление самостоятельности и инициативы, формирует потребность в приобретении новых знаний и трудовых навыков, способствует продуманной профессиональной ориентации [27].

С каждым годом возникают новые формы и методы работы с детьми по месту жительства, что очень помогает семье, в первую очередь, конечно, женщине, в воспитании детей. Организованные при клубах кружки "Умелые руки", домоводства, кройки и шитья, юных натуралистов, авиамоделистов и другие способствуют углублению знаний, полученных в школе, развивают творческое мышление ребят, обеспечивают им интересный досуг.

В нашей стране сотни тысяч людей с готовностью отдают свои таланты и свободное время детям. Среди них и любители техники, и натуралисты, и музыканты, и знатоки художественных ремесел, и коллекционеры, молодые и пожилые, мужчины и женщины. Местные Советы народных депутатов, партийные, комсомольские, профсоюзные организации стараются направить их кипучую энергию, знания и богатейшую фантазию на работу с детьми в клубах. Дворцах пионеров, кружках при домоуправлениях, на станциях юных техников и т. д.

Государство и общество, помогая семье в воспитании детей, способствуют процессу формирования нового человека. Вместе с тем, всемерно совершенствуя содержание и формы воспитания в детских учреждениях, добиваясь научной организации воспитания, физического и духовного развития детей, государство снимает с женщины значительную часть нагрузки, связанной с уходом за детьми, организацией их досуга, контролем за успеваемостью и т. п.

Далеко не однозначное влияние на семейное воспитание и осуществление женщиной воспитательных функций оказывает тенденция к сокращению числа детей в семье.

С одной стороны, при небольшом количестве детей в семье родители, казалось бы, могут уделять их воспитанию больше внимания, обеспечить им лучшие условия, дать больше и материальных, и духовных благ, но, с другой стороны, многовековая практика, последние данные педагогики и психологии свидетельствуют о том, что воспитание в семье одного ребенка-процесс очень сложный и противоречивый. Ребенок постоянно чувствует себя центром внимания старших членов семьи, объектом их любви и восхищения, что часто ведет к эгоцентризму, завышенной самооценке, иждивенческим настроениям. Единственный ребенок лишен возможности вступать в относительно равные отношения с другими детьми, заботиться о младших, чувствовать ответственность за них. На плечи матери при этом ложится дополнительная нагрузка-восполнить дефицит такого общения усиленными контактами с ребенком. Но даже в этом случае формирование таких черт характера, как коллективизм, самостоятельность, ответственность за порученное дело, ограничено спецификой отношений "мать-ребенок".

Большинство женщин теоретически понимает все негативные последствия наличия единственного ребенка, но на практике продолжает придерживаться установки на малодетную семью. Обследования, проведенные ЦСУ СССР и охватившие более 33 тысяч женщин (во всех союзных республиках), показали, в частности, что доля женщин, выразивших желание иметь одного ребенка, составила 1,5 процента, двоих-42, троих-39,4, четверых-11,7, пятерых, и более - 6 процентов.

Идеальное число детей в семье в среднем по СССР-2,9 [28]. Близкие к этим результаты были получены при опросе работниц одиннадцати предприятий Москвы. Большинство опрошенных (60 процентов) считает, что лучше всего иметь двоих детей, 36 процентов-трех и только 3 процента женщин считали идеальной семью с одним ребенком. Фактически же 17 процентов из них вообще не имели детей (собирались вскоре обзавестись), 64 процента имели одного ребенка и 18 процентов-двоих детей.

В выборочном обследовании 70 московских семей со средней продолжительностью брака 11,2 года 61 процент имело по одному ребенку, 30 процентов-двоих, 4 процента -троих и только 0,5 процента опрошенных- .четверых. Среднее число детей в семье составило, таким образом, 1,4 [26, с. 101].

Нравственно-воспитательная необходимость увеличения числа детей в семье настоятельно требует не только материального поощрения рождения второго и последующего ребенка (включая обеспечение жильем, детскими учреждениями и пр.), но и удовлетворения целого комплекса духовных потребностей женщины, оказывающих как прямое, так и косвенное влияние па ее желание иметь детей (рост объема и изменение структуры свободного времени и т. д.).

Усиление "автономности" подрастающего поколения, утрата семьей монопольного влияния на детей, высокая степень информированности ребенка, во-первых, по-новому ставят проблему родительского авторитета, во-вторых, дают право ребенку рассчитывать на более активное участие в семейных делах.

Для воспитания детей в семье огромное значение имеет пример родителей и близких, общение с ними. "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь,- обращался А. С. Макаренко к родителям,- Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету,-все это имеет для ребенка большое значение.

Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут" [29, с. 347].

Иначе говоря, на формирование личности ребенка в семье особое влияние оказывает система ценностных ориентации и норм поведения родителей. В советской семье именно укрепившаяся связь семьи и общества оказывает главное воздействие на сознание и характер детей, на их образ жизни и поведение.

Сплоченная семья с высоким уровнем социального взаимодействия формирует у подростка и способность легко включаться в жизнь школьного коллектива, устанавливать дружеские контакты со сверстниками. У таких детей развито чувство собственного достоинства, коллективизма, умение постоять за себя и отстоять интересы товарищей.

Прямая связь обнаруживается между системой социальных ценностей родителей и уровнем познавательных потребностей ребенка, так как родители, ориентированные на высокие, социально значимые цели и нравственные идеалы, уделяют ребенку гораздо больше внимания, чем родители, для которых на первом месте стоят потребительские интересы. Дети, растущие в семьях с высокими общественными идеалами, обычно стремятся к реальным достижениям в учебе и труде, а не к формальным символам успеха. В семьях же с низким уровнем социального .и эмоционального воздействия, особенно в так называемых "неблагополучных", "проблемных" семьях, больше оснований для формирования нравственно ущербной личности. Возможность негативного влияния на такого ребенка особенно возрастает в переходный для него период, период полового созревания. Переходный возраст сам по себе часто порождает различные эксцессы в связи с тем, что подросток не в состоянии самостоятельно решить многие сложные нравственные проблемы. Но положение еще больше осложняется, когда родители своим примером или советом не могут подсказать ему правильное решение.

Наиболее эффективно домашнее воспитание детей в таких семьях, которые ориентированы на содержательный профессиональный труд, активную общественную деятельность, на гармоническое сочетание семейных и общественных форм культурно-бытового обслуживания и досуга, на такое распределение обязанностей в семье, при котором главной целью становится формирование и развитие личности всех ее членов. Именно в таких семьях осуществляется подлинное равенство, рациональное разделение и кооперация труда, что, повторяем, непосредственно отражается на характере и содержании семейно-бытовых ролей и функций женщины, и особенно функции воспитания детей, которую следует рассматривать как важнейший критерий прогресса семьи и общества.

Свободное время и развитие личности женщины

Изменения, происходящие в общественном производстве и социальной жизни советского общества, предопределили рост объема и изменение структуры свободного времени профессионально занятой женщины. Расчеты показывают, что за последние 30-40 лет затраты времени на домашние нужды сократились примерно на 20 процентов, что дало дополнительно мужчинам 2,5 и женщинам 6,8 часа свободного времени в неделю [30, с. 51].

Объем времени, затрачиваемого на ведение домашнего хозяйства, и его структура у мужчины и женщины все больше сближаются, что свидетельствует о развитии отношений фактического равенства между ними. В городах, например, разрыв во времени, используемом на домашний труд мужчинами и женщинами, работающими в общественном производстве, сократился примерно в 1,3-1,5 раза.

Свободное время - могучий фактор и условие социального прогресса и духовного роста каждого труженика. Его образно называют "пространством для развития личности". С расширением этого "пространства" возрастают возможности формирования личности. "Свободное время, являющееся как временем досуга, так и временем для осуществления более возвышенной деятельности, конечно, превращает того, кто им располагает,- писал К. Маркс,-в иного субъекта, и как иной субъект он и вступает в непосредственный процесс производства" [2, с. 65].

Значение свободного времени для человека, для его развития трудно переоценить. В то же время трудно переоценить и его значение для общества в целом. Общество заинтересовано в том, чтобы свободное время использовалось с максимальной эффективностью. Безусловно, здесь многое зависит от самого человека: широты и направленности его потребностей, интересов. творческой активности. Однако решающее значение имеют социальные гарантии, условия, которые общество создает для развития личности.

Данные о бюджете времени - убедительное свидетельство развитости духовных потребностей, интересов, ценностных ориентации современной женщины.

Процесс выравнивания уровня культуры женщины и мужчины, формирования личности женщины социалистического типа, по своим духовным потребностям и способам их удовлетворения мало чем отличающейся от мужчины, может быть проиллюстрирован результатами многочисленных социологических исследований, проводившихся в нашей стране в последние годы, в том числе и исследований бюджета времени. Согласно данным этих исследований, больше всего увеличилась доля времени, затрачиваемого женщиной на общественную деятельность и учебу. Сейчас общественной работой занято более двух третей населения-как мужчин, так и женщин. Исключение составляют лишь домохозяйки и пенсионеры, у которых общественная активность сокращается. Но и у них она по сравнению с прошлым занимает сравнительно большое место в структуре свободного времени. Если в 1922 году общественной деятельностью занималось всего 4,4 процента домохозяек и то лишь в единственной форме (участие в демонстрациях), то сейчас уже 22,3 процента неработающих женщин ведут воспитательную и организаторскую работу по месту жительства.

Затраты времени на общественную работу за годы социалистического строительства в целом увеличились примерно в 5-6 раз, а набор видов этой деятельности - на 6-10 единиц [31, с. 194].

В бюджете свободного времени женщины все большее место отводится занятиям, повышающим уровень ее общих и специальных знаний: систематическому чтению, посещению музеев, клубов, лекционных циклов, освоению культурного наследия, изучению иностранных языков и др.

Время, затрачиваемое на учебу и образование, за последние 30 лет увеличилось в три-четыре раза. В 20-е годы, по данным академика С. Г. Струмилина, свое образование в свободное время повышали в кружках, школах и на курсах лишь 6,9 процента членов семей рабочих, причем только в крупных городах. По данным опроса, проведенного в масштабах всей страны, в настоящее время в крупных, средних и малых городах политическим образованием занимается 46,9 процента мужчин и 36,8 процента женщин, самообразованием - 41 процент мужчин и 32,9 процента женщин [31.с. 194].

Исследования свободного времени, проведенные в середине 20-х годов, показали, что женщины тратят на чтение газет в четыре раза, а на чтение книг в два раза меньше времени, чем мужчины.

По данным исследования, проведенного в шестидесятых годах советским социологом Б.А. Грушиным, регулярно читают газеты 86,8 процента мужчин и 77,2 процента женщин. Среди домохозяек удельный вес регулярно читающих газеты достиг 71 процента. Несколько раз в неделю читают книги 73,8 процента мужчин и 65,9 процента женщин [30, с. 80-82].

Исследования свидетельствуют о том, что женщины и сейчас менее регулярно обращаются к газетам и журналам. Однако они в равной с мужчинами степени интересуются событиями экономической, политической и социальной жизни как внутри страны, так и за рубежом, о которых сообщается по радио и телевидению (табл. 13).

Осуществление культурной революции способствовало вовлечению женщины в новый для нее мир познания, поиска, непосредственно общественной деятельности, творчества.

Таблица 13

Интерес к политике у мужчин и женщин* (в % к общему числу)

* Иконникова С. Н., Лисовский В. Г. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Л., Лениздат, 1969, с. 58.

Изменился и сам масштаб требований, предъявляемых к духовной культуре женщины. Если 35-40 лет назад Советское государство заботилось о том, чтобы вовлечь женщину в производственную и общественную деятельность, научить основную массу женского населения писать и читать, то сегодня речь идет о гармоничном развитии всех ее духовных потенций, об удовлетворении высших потребностей-в творческом труде, в образовании, в различных формах общения по интересам, в воспитании и обучении детей, в возвышенной деятельности в свободное время.

Один из главных путей решения этой проблемы- повышение образовательного уровня женщины. С его ростом сближаются объем и структура использования свободного времени у мужчин и женщин. По данным обследования, проведенного в Красноярском крае, например, в группе рабочих с образованием до 4 классов свободного времени у мужчин на 74 процента больше, чем у женщин, у рабочих с образованием от 5 до 9 классов- на 37, а со средним и незаконченным высшим образованием-только на 27 процентов. На чтение газет, журналов. книг в первой группе мужчины затрачивают в 2,8 раза больше времени, чем женщины, а во второй группе-в 1,8 раза больше.

В группе со средним и незаконченным высшим образованием структура свободного времени, мужчин и женщин мало чем различается. Правда, мужчины меньше посещают учебные заведения (женщины-8,2 часа, мужчины-7,6 часа в неделю), зато они больше занимаются самообразованием (мужчины-8,3, женщины-5,3 часа в неделю) [31, с. 239].

Осуществление обязательного десятилетнего образования создает условия для дальнейшего улучшения структуры свободного времени всех социально-демографических групп всех регионов, городов, сел и населенных пунктов.

Исследования установили зависимость структуры свободного времени женщины от таких факторов, как характер и содержание труда, семейное положение, этап развития семьи, ее состав.

Данные социологических исследований, и частности, позволяют прийти к заключению, что чем более содержателен профессиональный труд женщины, чем более творческий характер носит ее общественно-производительная деятельность, тем выше ее духовные запросы в свободное время ( она чаще читает литературу по специальности, слушает передачи по радио и телевидению, посвященные новостям науки и техники, посещает выставки, занимается рационализаторством и т. д.). Эти же данные позволяют установить непосредственную зависимость не только объема, но и видов деятельности женщины в свободное время от наличия или отсутствия маленьких детей, от степени семейной кооперации труда. В одном случае женщина неизбежно отдает все свое свободное время без остатка дому, обслуживанию детей, мужа, других членов семьи, в другом случае гармонически сочетает функции обслуживания и воспитания, организации досуга и творчества.

Зависимость духовных потребностей от содержания труда легко прослеживается при анализе читательских интересов мужчин и женщин. С этой целью было проанализировано 840 формуляров читателей библиотеки 1-го Государственного подшипникового завода (Москва). Анализ показал, что читательские интересы работниц и рабочих в основном зависят не от пола, а от содержания их труда и уровня культуры. Вместе с тем результаты исследования убедительно свидетельствовали о том, что под влиянием научно-технического прогресса развиваются и формируются научно-познавательные интересы женщин, относящихся ко всем социальным группам.

На характер использования свободного времени значительно влияет и совершенствование системы информации, Большую роль играют здесь общественные народные университеты. Такие учреждения самого различного профиля (литература, музыка, искусство, наука, технический прогресс, атеизм, правовые знания, семейно-бытовая культура) одинаково доступны для инженера и для рабочего, для мужчины и для женщины, для пожилых и для молодежи. В яркой популярной форме слушатели этих своеобразных учебных заведений получают знания в различных областях человеческой культуры. В стране насчитывается 38 тысяч народных университетов. Число их слушателей превышает четыре миллиона человек, причем больше половины из них - женщины.

Постепенное выравнивание духовных интересов всех групп населения-объективная тенденция развития социалистического общества. Подобная же тенденция выявляется при анализе частоты посещений кино, театров, клубов. В отличие от книжной продукции, интерес к которой появился у подавляющего большинства населения лишь с ликвидацией неграмотности и малограмотности, кино практически сразу же приобрело массовую аудиторию. В настоящее время все группы населения активно пользуются и многими другими видами информации.

Если сегодня сравнить досуг мужчин и женщин, то окажется, что по набору видов, деятельности он не различается совсем, а по структуре различается незначительно. Женщины по сравнению с мужчинами меньше времени проводят у телевизора, но чаще бывают и театре, кино, музеях, они меньше читают газеты, но больше художественную литературу.

Высокая культура досуга, таким образом, присуща подавляющему большинству рабочих, инженеров и служащих-как мужчинам, так и женщинам [32].

Культурная революция привела к тому, что участие не только в потреблении, но и в создании культурных ценностей стало необходимым элементом жизни всех советских людей.

По данным многих исследований, женщины-работницы крупных городов значительную часть свободного времени используют для удовлетворения духовных потребностей. Все большее распространение при этом получают те важные для формирования человеческой личности виды деятельности, которые связаны с активным освоением и созданием новых духовных ценностей.

Достаточно отметить, что в коллективах художественной самодеятельности участвует в настоящее время около четырех миллионов женщин. Многие из них достигли высокого профессионального уровня. Среди них - народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии Людмила Зыкина, Александра Стрельченко, Евгения Мирошниченко и многие другие прославленные мастера советского искусства.

Особую роль в развитии творческих потенций человека играют народные театры, студни, объединения. Только в ведении советских профсоюзов находится около трех тысяч самодеятельных киностудий и художественных кружков, объединяющих лиц разного пола, образования и профессий. Десятки тысяч женщин участвуют в проводимых ВЦСПС совместно с творческими союзами всесоюзных смотрах художественной самодеятельности, различных конкурсах.

Все эти факты свидетельствуют об успешном решении поставленной в свое время Лениным задачи приблизить искусство к народу.

В то же время социологические данные свидетельствуют о все еще сохраняющемся различии в степени удовлетворения духовных потребностей мужчины и женщины, особенно замужней женщины, имеющей несовершеннолетних детей.

В частности, проведенное в Эстонской ССР исследование, в ходе которого было опрошено 100 мужчин и женщин в возрасте от 26 до 40 лет, показало, что объективные условия для приобщения к культуре женщин, имеющих хотя бы одного ребенка и не имеющих детей, значительно различаются (табл. 14).

Таблица 14

Частота посещения культурных мероприятий (на 100 человек) в зависимости от наличия детей*

* Динамика изменения положения женщины и семья, М., 1972(ИСИ АН СССР), с. 16.

Из таблицы видно, что бездетные женщины активнее потребляют духовные ценности, чем женщины с детьми. Мужчинам же наличие детей не мешает удовлетворять их культурные потребности. Наоборот, как видим, эти потребности продолжают развиваться и удовлетворяться с большей интенсивностью.

Более низкие показатели посещения культурных мероприятий у женщин с детьми объясняются отнюдь не их индифферентностью или недостаточным интересом к духовным ценностям, а именно отсутствием свободного времени. Эти выводы были подтверждены опросом посетителей Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Среди посетителей музея преобладают женщины (56 процентов). Больше всего музей посещают молодые женщины в возрасте до 25 лет. В возрасте 25-30 лет число посетителей мужчин и женщин уравнивается, а в возрасте 31-40 лет женщин оказывается меньше. Надо полагать, что семейные заботы. воспитание детей начинает на определенном этапе поглощать почти все свободное время женщины, и она уже не может посещать учреждения культуры так же чаете как делала это раньше. Однако, как показывает исследование, вырастив детей, женщина снова начинает актив но приобщаться к культурным ценностям. Дальнейший рост свободного времени, совершенствование его структуры, улучшение условий труда и быта советской женщины - важнейший резерв формирования ее личности и достижения фактического равенства с мужчиной.

 

Глава III

ЗАБОТА ПРОФСОЮЗОВ О ЖЕНЩИНЕ И СЕМЬЕ

Большую работу по дальнейшему развитию трудовой и общественно-политической активности женщин, по созданию условий, позволяющих им наилучшим образом сочетать профессиональные, общественные и семейно бытовые обязанности, ведут советские профсоюзы. Эта работа прямо связана с осуществлением одной из важнейших задач профессиональных союзов-заботой о правах и интересах трудящихся, об условиях их труда и быта.

Выше уже говорилось о многоплановой и целенаправленной деятельности профсоюзов по организации социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду среди женщин, по широкому привлечению их к управлению производством, к работе творческих объединений трудящихся.

Профсоюзные организации предприятий заботятся о повышении профессионального мастерства работниц, создают необходимые условия для сочетания учебы с профессиональным трудом, ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Об этом, в частности, свидетельствуют планы социального развития предприятий.

На Уральском заводе тяжелого машиностроения имени С. Орджоникидзе, например, в комплексном плане по работе с кадрами специальный раздел посвящен женщинам. В нем содержатся данные о том, где и сколько женщин будет обучено новым профессиям, намечены мероприятия по изучению и анализу деловых качеств женщин-специалистов с целью выдвижения их на руководящие должности.

Такая организация профессиональной учебы приносит хорошие результаты-все большее число работниц завода повышает свой профессиональный уровень, овладевает смежными профессиями, занимается в школах передового опыта и на курсах.

Профессиональное и социальное продвижение женщины имеет важное морально-психологическое значение. Если работница постоянно повышает уровень общих и профессиональных знаний, квалификацию, то это положительно влияет на ее настроение, вселяет в нее уверенность в своих силах, повышает ее общественную активность, побуждает к поиску новых резервов производства.

Своевременное продвижение от низшего разряда к высшему означает и повышение материального благосостояния семьи. Оно создает дополнительные возможности для дальнейшего повышения культурно-технического уровня женщины, что в конечном счете сказывается на росте производительности ее труда. Большая работа в этом направлении ведется в производственном объединении "Минский тракторный завод". Здесь активно используются все формы производственного обучения. Пункт о необходимости профессионального роста женщин включен в план социального развития коллектива. Чтобы вызвать у женщин желание повысить квалификацию, проводятся специальные лекции, занятия, на которых работниц знакомят с новинками науки а техники по их специальности, с передовым опытом других предприятий. Организуют такие занятия инженерно-технические работники, служба технической информации, советы новаторов, общественное бюро технической информации, техническая библиотека.

Ответы работниц на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что женщины тракторного объединения понимают значение постоянного повышения квалификации. На вопрос "Ваши мотивы повышения квалификации?" 34,9 процента женщин ответили, что учеба необходима им для овладения специальностью, 23,2 процента-что она способствует повышению производительности их труда, 21.5 процента подчеркнули влияние повышения квалификации на улучшение качества продукции [34, с, 159-160]. Приведенные результаты опроса свидетельствуют о высокой социальной активности женщин, об их сознательности, развитом чувстве гражданского долги и ответственности за результаты своего труда перед коллективом.

Предметом постоянной заботы профсоюзов является охрана труда женщин, контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении работниц. Как известно, правовое регулирование труда женщин в нашей стране строится с учетом их психофизиологических особенностей, интересов охраны материнства и детства, роли женщин в семье. В законодательстве наряду с общими предусмотрены специальные правила и нормы, охраняющие труд женщин. Такая структура правового регулирования отражает гуманистические принципы социалистического уклада жизни, организации народного хозяйства.

Далее...