Политика

Парахонская Г. А. Электоральное поведение пожилых женщин // Женщины. История. Общество / ТвГУ. Тверь, 1999. С. 176-185.
 
В начало документа
В конец документа

Парахонская Г. А.

Электоральное поведение пожилых женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Таблица 4. Распределение ответов о готовности участвовать в выборах по возрастным группам на втором этапе, % от численности группы

 

Склонны проголосовать 52% опрошенных (ответы "Буду" и "Скорее, буду") и еще 14% допускают возможность своего участия в выборах (ответы "Скорее, не буду"). В сумме это две трети опрошенных.

Но среди пожилых женщин, количество респондентов, склонных проголосовать, 71% и еще 6% тех, кто допускает, что будет голосовать, - в сумме это 77%. Среди пожилых мужчин склонны проголосовать 57% и еще 21% допускает возможность прийти на избирательный участок. В сумме - 78%.

Среди трудоспособных женщин в той или иной степени допускают свое участие в выборах 62%, а среди трудоспособных мужчин - 61%.

Итак, можно заключить, что норма участия в выборах сильнее всего поддерживается пожилыми людьми. 70% пожилых женщин склонны участвовать в голосовании. Но насколько они готовы сделать осознанный выбор? Что им известно о кандидатах, их деятельности и программе?

Чтобы иметь возможность собрать информацию о кандидатах и их программах, избиратель должен, по крайней мере, знать, кто выдвигается по его округу. В одном из вопросов анкеты респондентов просили назвать фамилии кандидатов по своему избирательному округу. В табл.5 приводятся данные о распределении избирателей, знающих имя хотя бы одного кандидата по своему округу по готовности участвовать в выборах на каждом этапе.

Имя хотя бы одного кандидата по своему округу знают 25% всех опрошенных, из которых склонны проголосовать 22% (дают ответы "Буду" и "Скорее, буду" на вопрос об участии в голосовании). Еще 30% избирателей склонно проголосовать, не зная имен кандидатов.

Таблица 5. Распределение в половозрастной группе знающих и не знающих имена кандидатов с разной степенью готовности участвовать в выборах, % от численности половозрастной группы опрошенных

 

Среди пожилых женщин 32% знают своего кандидата, и все они намерены проголосовать. Еще 39% пожилых женщин склонно проголосовать, не зная имен кандидатов, надеясь, видимо, сориентироваться в момент голосования.

Среди трудоспособных женщин кандидатов знают 28%, но голосовать склонны 21% из этого числа. Намереваются проголосовать, не зная даже имен кандидатов 25% трудоспособных женщин.

Мужчины информированы о списке выдвинутых кандидатов несколько хуже женщин - на уровне 22-23%, и только 18% из них готово оказать поддержку известным им кандидатам. Не зная кандидата, намереваются прийти на выборы 39% пожилых мужчин и 29% мужчин трудоспособного возраста.

Таким образом, пожилые женщины лучше всех проинформированы о списке кандидатов и наиболее активно готовы участвовать в голосовании.

Посмотрим, насколько информированность о личности кандидатов влияет на намерение участвовать в выборах. В табл.6 представлены данные о том, как намерены участвовать в голосовании информированные и не информированные о деятельности кандидата респонденты в каждой половозрастной группе.

Таблица 6. Распределение половозрастных групп по сочетанию признаков информированности о деятельности кандидатов намерения участвовать в голосовании, % от половозрастной группы

 

О деятельности кандидата информированы в сумме 24% общего числа опрошенных, но участвовать в голосовании собираются 41% опрошенных: 19% из информированных о деятельности кандидата, но и еще 32%, ничего о кандидатах не знающих.

Из пожилых женщин намерены проголосовать 71%, хотя только 22% осведомлены о деятельности кандидатов, 10% знают только имя кандидата, а почти 40% женщин старшего возраста собирается голосовать, не зная о личности кандидатов ровно ничего.

Может быть, эти женщины ориентируются на программу кандидата. В табл.7 показано, как информированность о программе кандидата влияет на готовность различных половозрастных групп участвовать в выборах.

Таблица 7. Распределение половозрастных групп по сочетанию признаков информированности о программе кандидатов намерения участвовать в голосовании, % от половозрастной группы

 

 

С программами кандидатов знакомы 22% опрошенных, 19% из них намерены голосовать и еще 33% намерены голосовать, несмотря на то что программа им неизвестна.

Женщины пожилого возраста с программами кандидатов знакомы лучше, чем с их деятельностью. Возможно, это связано с партийной принадлежностью некоторых кандидатов. Все пожилые женщины, знающие программу кандидата, намерены участвовать в голосовании. Еще 44% той же половозрастной группы о программе не знают, но также склонны участвовать в голосовании.

Таким образом, все пожилые женщины, знающие хотя бы имя кандидата, не говоря уже о личности или программе хотя бы одного кандидата, собираются пойти голосовать. Но, кроме того, минимум 40% пожилых женщин собираются проголосовать, не зная даже имен выдвинутых кандидатов.

Как мы видим, почти все избиратели, информированные о кандидатах и их программах, собираются пойти голосовать. Этих избирателей можно считать ориентированными на результат. Таких 22% в общем числе избирателей и 30% среди пожилых женщин.

Другой тип избирателей собирается голосовать, но ни личностью, ни программами не интересуется. Это избиратель, ориентированный на участие в выборах. К такой ориентации мы можем отнести 30% всех опрошенных, а среди пожилых женщин - 40%. Следует учитывать, что, возможно, какая-то часть из этих избирателей еще не сумели получить информацию о кандидатах и их программах и рассчитывают ее получить до начала голосования. Но несомненно, что значительная часть пожилых женщин ориентирована именно на участие в выборах, независимо от того, какие кандидаты выдвинуты от их округа.

В табл.8 приведен удельный вес в общем составе опрошенных, в зависимости от намерения голосовать, информированности о деятельности или программе кандидата и половозрастной группы.

Таблица 8. Распределение опрошенных в зависимости от информированности о деятельности и/или программе кандидата и половозрастной принадлежности, % от общего числа опрошенных

 

 

Всего проявляют намерение участвовать в голосовании 52% опрошенных, в том числе 12% пожилых женщин. Таким образом, удельный вес этой группы в числе склонных принять участие в выборах составляет почти 23%, хотя в общем составе населения на их долю приходится 16%. Таким образом, высокая активность группы пожилых женщин значительно повышает ее электоральный вес.

Рассмотрим, как информированность о личности или программе влияет на способность избирателя проголосовать. В анкете предусмотрен вопрос: "Если бы выборы состоялись сегодня, кому вы предпочли бы отдать свой голос?". Во время анкетирования респонденту предъявлялся список кандидатов по округу, идентичный тому, что напечатан в избирательном бюллетене.

Таблица 9. Распределение сумевших и не сумевших выбрать кандидата, за которого можно отдать голос, в зависимости от информированности о личности и/ или программе кандидатов, % от половозрастной группы

 

Как видно из табл.9, приблизительно две трети информированных о личности или программе кандидатов смогли сделать выбор для голосования. Из тех, кто не информирован, выбор сделал только каждый седьмой. В группе пожилых женщин способность сделать выбор выше - три четверти информированных избирательниц пожилого возраста могут решить, за кого проголосуют. Среди неинформированных это смогла сделать тоже только каждая седьмая избирательница.

Как мы видели, значительная часть потенциальных избирателей очень плохо информирована о ходе предвыборной кампании, о кандидатах, выдвинутых по своему округу, и их программах.

Наиболее эффективный источник информации о выборах - телевидение (на втором этапе исследования 27% опрошенных указали этот источник), затем с небольшим отрывом идут радио и газеты (21% и 20%), наконец, каналы личного общения (9%).

Различия в использовании тех или иных каналов по возрастным группам представлены в табл.10.

Таблица 10. Значимость каналов информации для информирования населения о выборах для возрастных групп на втором этапе, количество упоминаний

Наибольший объем информации о деятельности и программе кандидата избиратели получили из листовок и плакатов кандидатов, затем - по телевидению, от знакомых, по радио. Среди аутсайдеров избирательной кампании - печать и устная агитация кандидатов.

Для пожилых женщин среди каналов информации о кандидатах однозначный лидер - телевидение, затем идут листовки, радио и общение с окружающими. Печать и устная агитация почти не упоминаются.

Итак, подводя итоги, можно отметить следующее.

Пожилые люди находятся в бедственном материальном положении - 70% относят себя к нуждающимся и остро нуждающимся (трудоспособные - 30%). Наиболее острые проблемы пожилых людей, в том числе пожилых женщин, - невыплата пенсий и рост цен. По официальным данным на 1 января 1998 г. средний размер пенсии обеспечивал полтора прожиточных минимума пенсионера. Но задержки с выплатой пенсии вместе с резким ростом цен в сентябре-октябре 1998 г. обусловили катастрофически низкую оценку пенсионерами своего жизненного уровня.

Пожилых женщин отличает высокая степень ориентации на участие в выборах - 71% готовы принять участие в голосовании (все опрошенные - 51%), только 10% отвергают участие в выборах в принципе. Такая высокая активность значительно повышает электоральный вес этой группы (23% активных избирателей, тогда как в составе населения 16%). Несмотря на это, их жизненный опыт, приобретенный в условиях иной социальной системы, не востребуется в новой социально-экономической и политической реальности. Учитывая их менталитет и нарастающий процесс отчуждения от общественной жизни, можно утверждать, что пожилые женщины могут стать электоратом обратных перемен.

Для агитации кандидатов среди пожилых женщин большое значение имеют каналы, доставляющие информацию на дом - телевидение и радио (особенно телевидение). Листовки и плакаты, как канал информации о деятельности и программе кандидата по значимости не отстают от радио.

При агитации за того или иного кандидата, необходимо прежде всего добиваться узнаваемости его имени. Учитывая низкую мобильность пожилых людей, эффективными каналами агитации на местных выборах могут стать листовки в почтовом ящике и устная агитация на дому (посещение избирателей кандидатом или его доверенным лицом).