Женское движение, социальная активность

Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер. М., Мысль, 1988. С. 1-272.
 
В начало документа
В конец документа

Павлюченко Э. А.

Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Чаще всего женщина, получившая образование, не могла реализовать его в общественной деятельности, после окончания курсов у нее начиналась "тусклая будничная жизнь". Так, муж московской курсистки Тимоновой, "невзирая на Спенсера", который их "сосватал", "пришел к приятному заключению, что истинное назначение женщины быть матерью, женой, превыше всего, конечно, женой". Поэтому, когда жена "слегка заикнулась", не поехать ли ей в Париж на юридический факультет, он "сделал большие глаза и рассмеялся громким, обидным смехом: "Брось ты, матушка все эти авантюры""94

 

Однако бросали "авантюры" далеко не все женщины: наиболее целеустремленные, волевые и жизнеспособные продолжали борьбу, но уже на новом уровне. Добившись права учиться, реализовав его и достигнув частичной самостоятельности, они столкнулись с новыми преградами, поставленными российским законодательством, ограничивавшим гражданские права женщин и вовсе лишавшим их политических прав. Поэтому борьба женщин за высшее образование сменилась борьбой за гражданские и политические права. Примером такой эволюции является жизненный путь М. К. Цебриковой.

Мария Константиновна Цебрикова

(1835 -1917 гг.)

"Мария Цебрикова была одной из наиболее героических личностей, которых я когда-либо видела"95 (Э. Л. Войнич).

"Цебрикова занимает влиятельное положение в среде молодежи как писательница в нигилистическом направлении"96 (из агентурного донесения в III отделение).

"Она высока ростом, крупна, некрасива и женских радостей, должно быть, никогда не знавала. Очень добрая женщина. В Петербурге ее зовут полицеймейстером от нравственности"97 (Е. С. Некрасова).

"На южном берегу Черного моря, в Симеизе, в марте, умерла Мария Константиновна Цебрикова, чье имя в 90-х годах также произносилось шепотом, как в 70-х годах называлось имя Чернышевского, а еще раньше Герцена... Весьма многим обязано женское профессиональное движение в России Цебриковой, чье имя, по количеству и значению совершенной в той области работы, должно быть поставлено наряду с именами Стасовой, Философовой, Конради и других поборниц женского равноправия"98(из некролога 1917 г.).

Так и такой воспринимали Цебрикову - ныне практически забытую и известную лишь узкому кругу исследователей - ее современники.

Она родилась в Кронштадте в семье флотского офицера и "институтки старого типа". Получила домашнее воспитание, обычное для "благородной девицы" того времени: иностранные языки, рисование, музыка, танцы.

 

Отец обучил начаткам наук, "дядя - декабрист дал политическое образование, но философию пришлось вырабатывать самоучкой". Дядя Марии Константиновны - Н. Р. Цебриков - оказал на нее исключительное влияние, был "вполне отцом"99, подспорьем же для "выработки" философии стали труды Спенсера, Копта, Милля, Дарвина, которые она штудировала в подлинниках.

Воодушевленная новыми идеями, рожденными общественным подъемом начала 60-х годов, Цебрикова приехала в Петербург, где начала трудовую жизнь журналистки ("право писательства пришлось брать с бою"100).

Печататься М. К. Цебрикова начала в 1860 г. Она занималась переводами, беллетристикой, литературной критикой, завоевала широкую известность как критик-публицист "Отечественных записок": уже первые ее выступления в революционно-демократическом журнале Н. А. Некрасова вызвали интерес читающей публики и настороженное отношение цензуры101. В ее статьях не было особого блеска, однако, широкая эрудиция, знакомство с современными проблемами литературы, эстетики, науки, идейная убежденность шестидесятницы делали творчество Цебриковой заметным общественно-литературным явлением. До нее в России не было женщины- публициста подобного масштаба.

В центре внимания Цебриковой-литератора находился "новый герой", "человек будущего". При этом ее, как активную участницу женского движения, привлекали, прежде всего, женские образы. Уже первая критическая статья Цебриковой в "Отечественных записках" о романе "Война и мир" ("Наши бабушки") строилась на анализе женских характеров в этом произведении Л. Н. Толстого, а заключение статьи соответствовало боевым настроениям женщин 60-х годов: отстаивать своими силами право на место в обществе103.

Широкий отклик встретила статья Цебриковой "Гуманный защитник женских прав" - о пасквильном романе А. Ф. Писемского "Взбаламученное море": "Каждое море, взбаламученное бурей, выкинет много ила и тины на берег, но вместе с тем оно выкинет много целебных трав и драгоценных остатков, которые дают кусок хлеба прибрежным беднякам... Сколько пищи для мыслителя и сколько богатых образов для писателя, имеющего глаза, чтобы видеть, что могла дать эта буря.

 

Но устройство глаз г. Писемского позволило ему видеть только мутную пену, кипевшую на поверхности"103

Разбираемые Цебриковой романы И. Гончарова, Ф. Решетникова, П. Боборыкина и других писателей давали ей повод для обращения к действительности, позволяли высказать публично мнение о "новом герое", его предназначении. Обращение на страницах печати к "новому герою", напоминания о борцах, отдавших жизни за дело народа, и о тех, кто еще ждет случая проявить себя, было особенно важно и злободневно в обстановке реакции в стране после выстрела Каракозова, в условиях спада революционной борьбы, разочарований среди передовой интеллигенции.

Известность Цебриковой принесла статья о романах Ф. Шпильгагена ("Герои молодой Германии"), в которой автор активно отстаивала принципы революционно-демократической эстетики, ставила литературу в прямую связь с политикой. "Наше время - время борьбы,- было написано в статье,- оно говорит: кто не за меня, тот против меня; оно требует от писателя служения жизни"104.

Статья привлекла внимание цензуры. 16 июня 1870 г. на заседании совета Главного управления по делам печати со специальным заявлением по поводу литературных работ М. К. Цебриковой выступил Ф. Толстой. "В последних номерах "Отечественных записок" появилась новая писательница г. Цебрикова,- сказал он.- Статьи ее по методу и приемам напоминают манеру покойного Писарева, который в рецензиях своих, как известно, более занимался развитием собственных своих философских воззрений, чем разбором, оценками критикуемого им произведения. Г-жа Цебрикова поступает почти так же. Так, например, в статье "Герои молодой Германий", написанной по поводу двух романов Шпильгагена, она вдается в длинное рассуждение о теории "искусства для искусства". В качестве сотрудницы обновленных "Отечественных записок" г-жа Цебрикова выступает, конечно, против теории "искусства для искусства". Она требует от писателей "слова и дела", вот почему идеалом писателя она почитает Герцена"105.

Враг самодержавия, деспотизма, произвола, М. К. Цебрикова в своих публицистических работах выступила продолжателем лучших традиций "Современника"106, но это и не понравилось властям.

 

В 1872 г. по постановлению комитета министров была уничтожена переведенная и изданная Цебриковой книга Мальвиды Мейзенбуг (друга Герцена, воспитательницы его детей) "Записки идеалистки". В письме к М. М. Стасюлевичу (ноябрь 1874 г.) Мария Константиновна жаловалась на непрекращающиеся цензурные притеснения: "Отечественные записки" второй год уже печатают мои статьи без подписи ради этой причины... 3 отделение также удостаивает меня своим вниманием"107.

Советские исследователи установили прямую связь Цебриковой с революционными народниками: ее популярнейший в то время рассказ "Дедушка Егор" (1870 г.) был напечатан революционерами и использовался для пропаганды в народе. Отзывы крестьян и фабричных ("словно про нас написано") свидетельствуют о том, что рассказ доходил до их сознания108. В начале 70-х годов М. К. Цебрикова ездила за границу, где познакомилась с русскими революционными эмигрантами М. Бакуниным и II. Лавровым, сблизилась (по ее словам, "близко знала") с группой "фричей" - русских студенток, составивших костяк Всероссийской социально-революционной организации109. В департамент полиции неоднократно поступали донесения о связи Цебриковой с революционерами, поручения которых она выполняла. За ней установили негласный надзор.

М. К. Цебрикова главным в своей жизни считала "женское дело". В центре ее литературных интересов - положение русской женщины в обществе, борьба за ее освобождение, за высшее женское образование. Деятельная участница создания Высших женских курсов, Цебрикова много писала об их бедственном положении. К решению женского вопроса Мария Константиновна подходила с революционно-демократических позиций. В силу этого ее воспоминания "Двадцатипятилетие женского вопроса. 1861-1886 гг.", напечатанные в "Русской старине" в марте 1888 г., были вырезаны цензурой в тот момент, когда книжку уже сброшюровали. Сохранилось всего лишь несколько экземпляров журнала с воспоминаниями Цебриковой. Один из них с помощью издателя и редактора "Русской старины" М. И. Семевского оказался в распоряжении В. Л. Мануйлова, который и опубликовал воспоминания М. К. Цебриковой в 1935 г.110

 

В архиве Е. С. Некрасовой сохранилось письмо М. К. Цебриковой (1883 г.), свидетельствующее об осмыслении его автором женских проблем в традициях Н. Г. Чернышевского. Речь в письме шла об известной издательнице и жене банкира А. И. Волковой. "Барыня эта,- писала Цебрикова,- искренно хочет двинуть женский вопрос и боится тоже разом пустить весь капитал в спекуляцию... и в то же время боится, чтобы не сочли, что она скупится. Волкова, дура, по-моему, воображает, что женский вопрос есть общее связующее женщин убеждение, и дело в том, чтобы женщина училась и имела заработок. Я ей толкую, что выучится, заработок найдет, а потом что - чему служить будет, что внесет в общество"111. В понимании Марии Константиновны образование, труд, заработок, несущие женщине экономическую независимость, еще только половина свободы...

Наибольшую известность М. К. Цебрикокой принес мужественный гражданский поступок - публикация "Письма к Александру III", написанного в конце 1889 г.,- и последовавшие за ним преследования правительства. Подробности этого дела рассказаны самой Цебриковой в ее автобиографии и письмах: "Всю свою сознательную жизнь я удерживала молодежь от красноты и конечно теряла 50 пр[оцентов], если не более, популярности. Меня гнело, что я будто заодно с гасителями. Но и теперь скажу: Россия слишком дорого платится гибелью наиболее энергической части молодежи, и сколько в этой молодежи талантов. Наконец, я почувствовала, что не могу далее тащить клячей свой воз по болоту. Видя все, что творилось, я чувствовала бы себя опозоренной, если бы дольше молчала"112. Она объяснила свой поступок: "Я - не революционерка. Но я хотела, наконец, сделать что-нибудь для моего народа... Я в долгу перед моим народом, и я плачу этот долг, говоря слово в его защиту, нанося моральный удар в лицо деспотизму"113

Письмо прозвучало в годы реакции. Это был открытый протест против деспотизма и произвола, предсказание неизбежности революции: "Там, где гибнут тысячами жертвы произвола, где народ безнаказанно грабится и засекается, там жгучее чувство жалости будет всегда поднимать мстителей... придет пора, когда гонение на право мыслить и веровать по совести будет казаться страшным сном: гонение ведет к тому, что пора эта придет в зареве пожаров и дымящейся крови"114.

 

Свое письмо Цебрикова напечатала, приехав в Женеву, но в России в целях конспирации распустила слух, будто направляется в Америку* ("Америкой надула всех"115), так как ей, находившейся на подозрении у властей, не хотели давать заграничный паспорт. Напечатанное письмо она привезла на родину и попыталась его распространить. Письмо в многочисленных списках ходило по рукам, как некогда "Что делать?" Чернышевского. Среди заграничных адресатов Цебриковой оказался американец Дж. Кеннан, автор известной книги "Сибирь и ссылка"

Кара последовала незамедлительно: Цебрикову выслали на три года в Вологодскую губернию (заметим, ей тогда уже было 54 года). Ссылка сменилась изоляцией в Смоленской губернии, в имении приятельницы, известной издательницы О. И. Поповой, в доме которой в свое время годами находил приют гонимый Н. В. Шелгунов. Здесь Мария Константиновна продолжала писать воспоминания, вела обширную переписку. В числе ее корреспондентов были такие выдающиеся люди, как Сергей Степняк-Кравчинский, В. В. Стасов, В. Д. Бонч-Бруевич, Э. Л. Войнич, Н. В. Шелгунов. С последним ее связывала многолетняя дружба, хотя Шелгунова тяготили "ее постоянные попытки садиться в... душу и производить в ней шум, пыль и беспорядок".117 Несмотря на это, Цебрикова как верный товарищ не покидала его и в изгнании: писала письма, навещала в ссылке, в Петербурге бегала по начальству, чтобы испросить свидания, когда он находился в доме предварительного заключения. "С Шелгуновым видаюсь по понедельникам,- сообщала она Е. С. Некрасовой в 1884 г.- Там наш клуб теперь. Годами не встречавшихся встретишь. Вы к кому? а вы? Разве он или она сидит? - Сидит - вот что слышишь".118

Мария Константиновна Цебрикова умерла 82 лет в Крыму, где жила у родственников. Дожив до революции 1905 года, она имела удовольствие видеть напечатанным в России свое "Письмо к Александру III" (это сделал С. А. Венгеров в 1906 г.), а также убедиться, что и "рядовой работник", каковым она себя считала, может оставить заметный след в общественной жизни страны. Цебрикова была из числа тех женщин, которые не замкнулись в рамках чисто женских проблем, справедливо считая их общечеловеческими. Участие в женском движении приводило многих из них в революцию.

Глава седьмая

"КРАЙНОСТИ ПОРОЖДАЮТ КРАЙНОСТЬ"

ПЕРВЫЕ ШАГИ

На первом, дворянском этапе русского освободительного движения женщины еще не были его непосредственными участницами. Декабристки "благословили" революционеров, они стали предтечами женщин следующего поколения, выдвинувшего и в своих рядов революционных борцов. Одна из особенностей второго, разночинского этапа освободительного движения в России - активное участие в нем женщин.

Обратимся к био-библиографическому словарю "Деятели революционного движения в России", который уже не раз становился источником для анализа возрастного, социального и численного состава участников освободительной борьбы1. В его первом томе (ч. 1. М., 1927), охватившем период от времени, предшествовавшего движению декабристов, до 50-х годов XIX в., значатся только две женщины - Корнелия и Ксаверия Рукевич, сестры М. И. Рукевича, руководителя "Общества военных друзей" (1825 г.), приговоренные за прикосновенность к этому обществу к содержанию в монастыре соответственно на 6 месяцев и на один год.

Во вторую часть первого тома (М., 1928), охватившую шестидесятые годы, включены заметки о 94 женщинах, но эти цифры сильно занижены: за годы, прошедшие с момента издания словаря, советские ученые выявили много новых имен революционеров, в том числе и женских. Однако и эти цифры свидетельствуют о том, что женщины наряду с мужчинами включились в революционный процесс. И хотя они исчислялись тогда десятками и составляли всего лишь 5% от числа всех шестидесятников, важен сам факт, первый шаг и тенденция к дальнейшему развитию.

Кто же они, революционерки 60-х годов? В их рядах существенно преобладали представительницы разночинской среды: дочери священников, жены и вдовы мелких чиновников, титулярных и надворных советников, коллежских асессоров, отставных поручиков, домашние учительницы, акушерки.

 

Отец сестер Сусловых - бывший крепостной, вольноотпущенный, Н. И. Корсини - дочь архитектора. Были, конечно, и дворянки: Л. П. Михаэлис, А. Н. Шабанова, сестры Засулич и др., но жили они, как правило, собственным трудом, главным образом переводами. Из богатой аристократической семьи происходила Ольга Степановна Левашова (урожденная Зиновьева) - она привлекалась к дознанию как участница переплетной и швейной мастерских ишутинцев, а когда в конце 60-х годов эмигрировала и стала членом Русской секции Первого Интернационала, отдала свои средства на издание "Народного дела" в Женеве2.

Н. Г. Чернышевский, рассуждая об особенном человеке - Рахметове, писал в журнальном варианте "Что делать?": "Я встретил до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)". С. А. Рейсер, комментируя роман, справедливо считает, что "подходящих кандидаток" среди женщин надо искать в кругу первых студенток-вольнослушательниц Петербургского университета - Богдановой, Блюммер, Боковой, Коркуновой, Корсини, Сусловой и других, "возглавивших борьбу за право на образование, за свободное устройство своей личной жизни и за многое другое, далеко выходившее за пределы только женских интересов"3.

Авторитетный свидетель эпохи 60-х годов и активный участник освободительного движения той поры Л. Ф. Пантелеев, отвечая на вопрос, в какой степени русские женщины принимали участие в первой "Земле и воле", писал: "В моей памяти сохранилось до десятка фамилий лично знакомых мне женщин (конечно, из числа живших в Петербурге), которые стояли близко к "Земле и воле", по меньшей мере, так или иначе, соприкасались с тогдашним политическим движением"4. И затем давал все тот же перечень уже знакомых читателю имен.

Когда в 1881 г. начались волнения в Петербургском университете, женщины участвовали в них вместе с мужчинами. В полицейских документах говорится, что "при бывших беспорядках в университете в числе подстрекателей были замечены М. Богданова, Н. Корсини, Н. Суслова, сия последняя слушает лекции в Медико-хирургической академии и принимает живое участие в студенческом деле, ездила из университета передавать в академию, что делается на университетском дворе во время сходок"5.

М. А. Богданова (в замужестве Быкова, 1841- 1907 гг.), ставшая впоследствии известной деятельницей народного образования и детской писательницей, в разгар студенческих волнений (27 сентября 1861 г.) произнесла перед студентами речь, которая советским исследователем Г. А. Тишкиным справедливо названа "первым выступлением женщины на сходке в качестве агитатора"6. А. М. Скабичевский вспоминал: "Видел студентку Богданову, говорившую с вершины дров"7. Богданова призывала собравшихся разойтись под угрозой применения военной силы, ибо студентов ожидала не "геройская смерть", а "позорное избиение". Ее послушали8 .28 сентября студенты составили адрес министру просвещения, под которым поставили свои подписи семьсот человек, в том числе М. Л. Богданова, М. М. Коркунова и А. Н. Энгельгардт9. За все эти "провинности" Богданова долгие годы находилась под надзором полиции. В Павловском женском институте, который она кончила с медалью, ее имя было стерто с мраморной доски10. И в дальнейшем власти преследовали Богданову: в 1870 г. не допустили к руководству женской гимназией в Петербурге, запретили заниматься преподаванием в Сочи. В этом городе прошли последние годы жизни М. А. Богдановой, и в нем она умерла11.

Передовая студенческая молодежь Петербурга в начале 60-х годов группировалась вокруг Блюммер, Корсини, Сусловой. Л. Ф. Пантелеев вспоминал о вечерах у двух "студенток" - Н. И. Корсини и А. П. Блюммер, которые начались в 1861 г. и продолжались у Блюммер до ее ареста весной 1862 г., а у Корсини-до весны 1863 г., когда она уехала за границу12.

Н. И. Корсини за активное участие в студенческих выступлениях была арестована и содержалась в III отделении. С ее именем связан несколько комичный и типично дамский эпизод: по ее инициативе разрабатывался план освобождения арестованных студентов, согласно которому "хотели отправиться только дамы, хорошенькие впереди, к государю, когда он гуляет по набережной, и подать ему адрес"13.

 

(Как тут не вспомнить, что через 20 лет Софья Перовская тоже выслеживала царя на набережной, но уже совсем с другой целью!)

В связи с петербургскими событиями А. И. Герцен в 112-м листе "Колокола" (от 15 ноября 1861 г.) поместил редакционную заметку под названием "Секли или не секли?", касавшуюся непосредственно женщин - участниц студенческих беспорядков. Пораженный сообщениями ряда европейских газет о том, что Корсини и Блюммер заключены в крепость, а Богданова телесно наказана, Герцен писал: "Мы не верим этому и убедительнейше просим написать нам, неужели николаевские сечения восстановлены для дам?"

Слух о телесных наказаниях вскоре был опровергнут, а Корсини выпустили из крепости. С 1863 г. вместе с мужем Н. И. Утиным, одним из создателей Русской секции Первого Интернационала, она жила в эмиграции. В 1872 г. Русская секция прекратила свое существование, но супруги Утины до конца их пребывания в Западной Европе поддерживали отношения с К. Марксом (вели переписку, встречались). С начала 1878 г. она в Петербурге: Утин покаялся в революционном прошлом и получил высочайшее разрешение на возвращение домой. Бурная молодость его супруги также осталась в прошлом. Она стала писательницей, ее произведения печатались в "Вестнике Европы", "Деле", "Северном вестнике". Скандальный успех имел роман Н. И. Корсини "Жизнь за жизнь", напечатанный в 1885 г. в "Вестнике Европы", в котором в искаженной форме излагалась личная драма А. И. Герцена14.

Наиболее значительные кружки студенческой молодежи в 1861-1862 гг. собирались не только у Корсини, но и на квартирах Надежды Сусловой и Антонины (Антониды) Блюммер. В кружок Сусловой входили Н. Кудинович, В. Глушановская (по мужу Печаткина)- в дальнейшем организатор женской переплетной артели, М. Кучук, А. Киселев и др. У Блюммер бывали та же Глушановская, М. Богданова, сестры Корсини, Д. Писарев, Н. Серно-Соловьевич, Н. Утин - люди достаточно хорошо известные в истории русского освободительного движения15.

А. П. Блюммер (1836-после 1916 г.), дочь воронежского дворянина, отставного штабс-капитана, приехала в Петербург, подхваченная мощным освободительным потоком на рубеже 50-60-х годов, с идеями служения народу, его просвещения и освобождения.

Окруженная радикальной молодежью (чему обязана была, вероятно, своему брату Л. П. Блюммеру, известному литератору-шестидесятнику), она познакомилась с М. Л. Михайловым, П. Л. Лавровым, Н. Г. Чернышевским, посещала Шахматный клуб-легальный радикально-политический центр петербургской интеллигенции. В числе первых А. П. Блюммер появилась на лекциях в Петербургском университете, в числе первых пошла преподавать в Василеостровскую воскресную школу. При этом она не только преподавала, но и была одним из руководителей "Общества петербургских воскресных школ", вела (вместе с П. А. Гайдебуровым и И. И. Аверкиевым) отдел в журнале "Вестник воскресных школ".

Образ жизни нигилистки, круг знакомых Блюммер - а в него, кроме перечисленных, входили П. Г. Заичневский и П. Э. Аргиропуло, представлявшие наиболее левое, экстремистское направление в революционном движении,- привлекли внимание полиции. По сведениям Ш отделения, квартира Блюммер на Садовой улице являлась местом собраний "всех тех лиц, которых можно было более или менее подозревать в распространении революционных идей" 17. Власти подозревали Антонину Петровну в причастности к составлению и распространению листовок. Когда возникли слухи об аресте Михайлова, она приехала к нему (накануне ареста) и предложила спрятать в своей квартире, а затем "выпроводить за границу"18.

Антонину Петровну арестовали в мае 1862 г., а 22 июня того же года в отделе "Смесь" журнала "Колокол" было отмечено: "Между прочим, не пощажен и прекрасный пол (обыски у госпож Александровской и Блюммер)". В этот раз информаторы Герцена недооценили строгость репрессий в отношении Блюммер. За революционную пропаганду (по данным следствия, она распространила 200 - 300 экземпляров подпольного печатного листка "Великорусс"19) ее выслали в Воронеж под строгий надзор полиции на поруки отца.

В ссылке А. П. Блюммер не рассталась со своими убеждениями, собрала вокруг себя передовую молодежь. По возвращении в Петербург она вновь оказалась под арестом (в 1866 г.) за участие в студенческих волнениях. По освобождении над Антониной Петровной был установлен полицейский надзор, который временно сняли с нее в связи с выходом замуж за ветеринара Г. Л. Кравцова (1870 г.).

Петербургская квартира Кравцовых стала местом, где собирались писатели и общественные деятели, среди которых С. А. Венгеров, Г. А. Лопатин, П. Ф. Якубович...20

После смерти мужа, в 70-х годах, Антонина Петровна с малолетней дочерью возвратилась в Воронеж, где вокруг нее образовался центр умственной жизни города, передовых настроений. Верная идеалам молодости, Блюммер-Кравцова все свои силы отдавала народному просвещению. Но не были ею забыты и революционные увлечения. Дом Кравцовой называли "штаб-квартирой" высланных студентов. В нем бывали и находили приют все гонимые царизмом: вначале народовольцы (в числе которых была Вера Фигнер), затем большевики. Естественно, что "неблагонамеренная" хозяйка дома находилась под бдительным надзором полиции, у нее устраивались обыски. В. И. Дмитриева, член петербургской организации "Молодая партия Народной воли", писательница, вспоминала, как однажды зашла в "ковчег" Кравцовой после проведенного там обыска: "Антонина Петровна сидит, как всегда, в корсете, в полном порядке, среди груды каких-то бумажек, кружев, тряпочек, разбирает их и говорит: "...а эти обыски иногда очень полезны; вот я совсем забыла, куда я девала счет печника, который печи поправлял зимой, а вот они его нашли..."21.

Земляки-воронежцы запомнили ее "высокой, всегда прямо державшейся женщиной, с определенными мужскими ухватками, по натуре своей открытой, прямой и чрезвычайно доброй". Старый большевик И. В. Шауров называл ее "неутомимым борцом за дело освобождения России от гнета царизма", именем которого могут гордиться земляки. Сама Антонина Петровна была "очень довольна" своей неблагонадежностью, считая ее синонимом порядочности. "Я им (властям - Э. П.) очень не нравлюсь - писала она П. Н. Пыпиной, - чем я очень довольна. Делать не так, как делают подлые, мерзкие люди есть уже своего рода достоинство"22.

Как известно, наиболее крупной революционной организацией начала 60-х годов была "Земля и воля"23. По сведениям словаря "Деятели революционного движения в России, к "Земле и воле" оказались причастными прямо или косвенно - 18 женщин, которые подвергались репрессиям властей наравне с мужчинами. Аресты, высылки на родину, "строгие внушения" с последующим полицейским надзором - гласным или негласным-следовали за "связь с лондонскими пропагандистами", "порицание правительства", "деятельное сочувствие" М. Л. Михайлову, "особое сочувствие" студентам, участвовавшим в "беспорядках" 1861 г., за переписку "преступного содержания". Таковую переписку обнаружили, например, у Екатерины Степановны Гаршиной (1828-1897 гг.), матери будущего писателя. "Неужели ты не понял,- писала она П. В. Завадскому, арестованному вместе с Н. А. Серно-Соловьевичем,- по какой дороге я пошла. У меня есть дети, и я люблю их больше жизни своей, но еще выше детей есть что-то другое. Я теперь не мать, не жена, не сестра, а гражданка своей родины и буду счастлива выше всякого земного счастья, если хоть одну свою лепту душевную принесу на общее дело. Может быть, не для меня, так для них, для моих детей, наступит пора лучшая, и порадуются тогда мои косточки"24.

Уже тогда, в начале 60-х годов, у женщин, вступавших на путь освободительной борьбы, проявлялась самоотверженная одержимость, которая нарастала, по мере того как возрастал революционный накал. И зачастую такая одержимость приводила к "перегибанию палки" самими женщинами, недостаточно политически зрелыми, для того чтобы выбрать правильный метод борьбы.

Кроме упомянутых женщин, привлекших внимание полиции в тот период, четыре обвинялись в революционной пропаганде в воскресных школах, три - в участии в не разрешенных властями ассоциациях "на коммунистических началах" (в том числе Е. А. Макулова и А. Г. Маркелова, знакомые нам по "Знаменской коммуне"). Наконец, за шестью женщинами с 1865 г. установили негласный надзор по поводу "заявления учения своего о нигилизме". Эта полицейская формула была распространена, в частности, на Марию Федоровну Зайцеву, по тем временам уже старую женщину (она родилась в 1815 г.), жену статского советника, мать известного публициста "Русского слова" Варфоломея Зайцева и шестидесятницы Варвары Зайцевой, о которой уже шла речь.

Во второй половине 60-х годов число женщин, участвовавших в революционном движении, по сравнению с началом десятилетия увеличилось вдвое. Изменился и характер "преступлений". Пропаганда в воскресных школах, порицание правительства и другие аналогичный отступления от официально установленных норм ушли в прошлое. Обвинения и приговоры теперь были связаны с двумя стержневыми событиями освободительной борьбы той поры: покушением Дмитрия Каракозова 4 апреля 1860 г. на Александра II (к этому были причастны 39 женщин) и деятельностью нечаевских организаций (к ней были причастны 30 женщин)*.

Далее...