Труд, образование, здоровье

Поддержка женских предпринимательских инициатив в малом бизнесе. По материалам заседания Комиссии по вопросам улучшения положения женщин от 18 июня. 1997 г.
 
В начало документа
В конец документа

Поддержка женских предпринимательских инициатив в малом бизнесе. По материалам заседания Комиссии


ИНФОРМАЦИЯ

о состоянии поддержки женских предпринимательских инициатив в малом бизнесе

Актуальность государственной поддержки женского предпринимательства определяется социальным положением женщин в обществе и их численностью в незанятой экономически активной части населения.

Справочно: На 1.01.96. женщины составляли около 4млн. человек или 63 % от общей численности незанятых граждан в трудоспособном возрасте.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в 1996-1997 годы предусматривает повышенное внимание к этой категории населения в области изучения рыночной экономики и овладения навыками организации собственного дела, приоритетность в кредитовании инвестиционных проектов малых предприятий с преимущественным женским трудом, а также разнообразную поддержку женских социальных технологий, в том числе и благотворительную помощь.

Во многих субъектах Российской Федерации уже накоплен разнообразный опыт взаимодействия органов исполнительной власти с общественными организациями по содействию занятости, социальной поддержке и адаптации женщин в сложных условиях, создаются социально-деловые центры поддержки женщин и семьи, бизнес-инкубаторы.

Центр социальной поддержки женщин и семьи в городе Иванове открыт в 1994 году с целью профессиональной переподготовки безработных женщин, создания для них новых рабочих мест и повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда. За период работы Центр обучил 250 женщин, из которых до 90%, в зависимости от специальности, получили работу или оформили патент на трудовую деятельность. В связи с сокращением средств на обучение по линии службы занятости, в текущем году ГКРП России за счет средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства выделил Центру 210млн.рублей для обучения женщин специальностям в сфере бытового обслуживания населения.

Социально-деловой центр в г.Шлиссельбург Ленинградской облает, осуществляет социально-психологическую реабилитацию жителей города, особенно женщин, исследует их возможности участия в малом предпринимательстве в качестве организаторов, лидеров или исполнителей и дает рекомендации по организации своего дела или участию в работе малых предприятий. Центр разработал и реализует программу занятости безработных женщин. В 1997 году ею будет охвачено более 600 женщин.

Расширяется сеть, бизнес-инкубаторов в регионах.

Специальный проект создания бизнес-инкубаторов для женщин-предпринимателей предложен Краснодарским институтом международного бизнеса. Реализация проекта начинает осуществляться в текущем году.

Во многих городах (Москве, Иванове и др.) проводятся межрегиональные ярмарки, отражающие женское творчество и способствующие включению женщин в предпринимательскую деятельность, развитию российских традиционных промыслов и ремесел, насыщению рынка отечественными конкурентоспособными товарами и услугами.

В региональные программы развития и поддержки малого предпринимательства внесены подпрограммы переподготовки женщин в Республиках Бурятия, Чувашия, Калмыкия, Адыгея, Краснодарском крае. Магаданской, Волгоградской, Ульяновской, Смоленской, Ивановской, Нижегородской областях, Коми-Пермяцком АО и Еврейской автономной области и других, которые предусматривают также меры по повышению занятости женщин, в частности, по льготному кредитованию малых предприятий, организации выставок по пропаганде выпускаемой ими продукции, налоговым льготам и др.

В региональную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Новгородской облает включен проект программы "Женщины Новгорода - деловой старт!", разработанный Общественным региональным движением "Новгородский женский парламент". Его цель - реальная помощь новгородским женщинам в формировании активного экономического мировоззрения, получение ими доступа к обучению основам малого предпринимательства, оказание финансовой поддержки в решении вопросов малого предпринимательства путем самозанятости. Проект предусматривает обучение различным специальностям, что позволит обеспечить занятость около 400 женщин.

Расширяются рамки женской предпринимательской инициативы и за пределы Российской Федерации. Создается немало совместных предприятий, возглавляемых женщинами в сфере оказания туристических услуг, в организации проведения международных конкурсов сотрудничества в области малого предпринимательства, выставок, ярмарок, смотров, благотворительных акций.

Женщины-предприниматели участвуют в международных симпозиумах и конференциях.

В феврале 1997 года при участии ГКРП России состоялся первый международный форум делового партнерства малого предпринимательства государств-участников СНГ - "СНГ-Партенариат", в котором приняли активное участие женщины-предприниматели. В основном женщины-предприниматели представляли продукцию текстильной, швейной и трикотажной отраслей промышленности.

В апреле 1997 года ГКРП России совместно с представителями Центра делового сотрудничества принял участие в международной конференции "Женское предпринимательство в малом и среднем бизнесе - главная сила в инновациях и получении работы", проводившейся под эгидой Организации экономического сотрудничества и развитая. Рекомендации конференции используются ГКРП России и общественными объединениями предпринимателей при подготовке мероприятий по подожке малого бизнеса.

В марте 1997 года ГКРП России оказал содействие спортивному обществу "Спартак" и принял участие в культурно-спортивном мероприятии "Деловая женщина". В соревнованиях по лыжам, плаванию, волейболу приняли участие 200 представительниц малого бизнеса из разных регионов России.

ГКРП России считает, что положительную роль в поддержке малого женского предпринимательства могут и должны сыграть уже существующие женские организации:

центры социальной поддержки женщин и семьи, социально-предпринимательские центры, центры надомного труда, клубы ищущих работу и др., но работающих не "на себя", а реально помогающих женщинам приспособиться к новым условиям. В настоящее время ГКРП России вырабатывает необходимые приемы работы с этими организациями.

Выполняя решение Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам от 21.02.97., ГКРП России и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства осуществляют поддержку Ивановской областной программы развития женских социальных технологий, которой охвачены пятнадцать наиболее социально значимых малых предприятий и их общественных объединений, использующих эти технологии.

Сумма финансовой поддержки вместе со средствами областного бюджета составляет 3,285 млрд. рублей, в том числе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства - 2,0 млрд. рублей. Использование этих средств позволит обучил? более 200 человек умению организовать свое дело или выполнять работу по новой специальности, расширить сферу услуг, художественных промыслов, производство различных швейных изделий, создать 470 новых рабочих мест для женщин.

В проекте разработанной Федеральной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999гг. значительно расширяются рамки поддержки женского предпринимательства. Мероприятиями по обучению населения малому предпринимательству предполагается охватить до 160 тыс. женщин, или более 50 % от общего количества обучаемых. Особое внимание будет уделено развитию женского предпринимательства в подпрограммах поддержки производств по переработке сельскохозяйственного сырья, организации малых предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ремесел и народных промыслов и др. Отдельным мероприятием в программе намечены меры по созданию эффективных малых производств на базе бездействующих текстильных и других предприятий лепкой промышленности в регионах с наибольшей незанятостью населения, особенно женщин. На эти цели выделены 15,5 млрд. рублей средств федерального бюджета, привлекается более 20 млрд. рублей из бюджетов субъектов РФ. Конечным результатом этой работы должно быть создание более 1,5 тыс. рабочих мест для женщин.

Значительное внимание уделяется социальной защищенности труда и женской занятости за счет совершенствования трудового законодательства и усиления ответственности работодателя за неэффективное использование женского труда, ущемление прав женщин. Проектом программы определены мероприятия по выработке коллективно-договорного взаимодействия работодателей и наемных работников, изучению социальных результатов развития малого предпринимательства, на основе которых будут внесены предложения по совершенствованию трудового законодательства в области социальной защищенности женщин.

ГКРП России стремится усилить свою координирующую роль в организации поддержки женского предпринимательства федеральными органами, имеющими свои программы развития предпринимательства. Торгово-промышленной палатой и различными объединениями малых предприятий. В этих целях производится согласование программ, создание совместных рабочих групп с Минтрудом России, Минобразования России, Российской ассоциацией малых предприятий и др.

Такая совместная работа будет способствовать усилению внимания к вопросам занятости женщин, принятию оперативных мер по снижению социальной напряженности в Российской Федерации.

Заместитель председателя

Государственного комитета

Российской Федерации

по поддержке и развитию

малого предпринимательства А.В. Орлов

 

 

К заседанию Комиссии по вопросам улучшения положения женщин

ЖЕНСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ:

ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аналитическая справка по материалам Круглого стола женских общественных объединений и некоммерческих организаций, 9 июня 1997, Минтруд России

Женское предпринимательство - одна из форм самозанятости, семейного и домашнего бизнеса, кооперативного движения. Среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска по безработице). Можно выделить четыре основные типа женских предпринимательских инициатив:

1. Малое и среднее предпринимательство.

Фирма "Ольга" ( руководитель - доктор медицинских наук О.А. Ромашко) выпускает 15 видов российской лечебной косметики. По оценкам специалистов Академии им. Сеченова кремы "Ольга" являются уникальными для пациентов с аллергией.

Высшие женские курсы "Россиянка" (директор А. И. Лаврикова) - учебное заведение, которое помогает малообеспеченным женщинам, женщинам из отдаленных регионов приобрести необходимую подготовку по специальностям "экономика", "юриспруденция", "социальная работа" и др. "Россиянка" не только дает знания, но и оказывает содействие в трудоустройстве, открытии собственного дела. В городе Урай Ханты-Мансийского национального округа, выпускницы курсов открыли Центр социальных услуг, Центр по созданию рабочих мест для пенсионеров, юридическую консультацию.

2. "Большой" бизнес.

Женщин - владельцев или руководителей акционерных предприятий крайне мало. Однако, они активно осваивают позиции "вторых лиц" в фирмах (вице-президенты, главные управляющие), принимая на себя тяжесть внутреннего управления производством и персоналом. Интеграция женщин в высший менеджмент способствует росту эффективности бизнеса.

Среди 200 фирм Москвы, вошедших в список "Золотого бизнеса", 20% предприятий возглавляли женщины (или женщины занимали две-три руководящие позиции в фирме).

3. Женские инициативы в области социальной экономики,

Многие предпринимательские инициативы в социальной сфере (особенно в экономически депрессивных регионах), где отсутствует платежеспособный спрос, осуществляются на принципах самопомощи и взаимной поддержки отдельных групп населения (например, многодетные семьи), без получения прибыли, с широким привлечением неоплачиваемого труда.

В частности, некоммерческие организации Иркутска, Москвы, Набережных Челнов, Петрозаводска и других городов, входящие Ассоциацию независимых женских объединений, проводят работу в области обслуживания населения, оказания социально-психологических и образовательных услуг, создания новых видов социальных технологий. Ими создаются общественные центры социальной поддержки населения (Псков), центры поддержки женских инициатив (Воронеж, Жуковский), кризисные центры для женщин (Петрозаводск, Санкт-Петербург, Москва), информационно-образовательные центры (Мирный, Москва, Снежинок), оказываются консультации по налогообложению (Москва, Петрозаводск), использованию компьютеров, средств телекоммуникации (Москва), создана женская информационная сеть (20 городов). Активно развивается издательская деятельность, выпускаются новые виды научно-популярных журналов и информационных бюллетеней для женщин (Воронеж, Набережные Челны, Псков, Москва и другие), созданы общественные библиотеки, видеоцентры, видеотеки и т.д. За два последних года 28 организаций Ассоциации в 16 регионах России создали более 200 оплачиваемых полностью или частично рабочих мест. Около 500 женщин (в основном, безработных) прошли обучение на курсах и семинарах по таким актуальным темам, как компьютерная грамотность, в том числе и современные графические редакторы, телекоммуникации, бухгалтерский учет, предоставление услуг населению, менеджмент, маркетинг и др. Важно отметить, что все курсы проводились по доступным ценам или бесплатно.

Подобные инициативы - это способ экономической самодеятельности населения в условиях, когда рыночные механизмы не могут заработать из-за неплатежеспособности населения.

4. "Бизнес нищеты", или торговля с рук - массовая вынужденная мера борьбы с бедностью, к которой приходится прибегать, прежде всего, женщинам предпенсионного и пенсионного возрастов.

Ведущие мотивы открытия собственного дела - самореализация; интерес:

материальная надежность, деньги; ответственность за коллектив, за сотрудников;

профессиональный рост: самоутверждение и карьера. Среди предпринимателей женщины отличаются законопослушностью, надежностью, ответственностью, они охотно используют советы более опытных коллег, легче вписываются в незнакомую среду, придают большее значение межличностным отношениям, за счет чего выигрывают в освоении новых "узких" ниш рынка.

Многие предпринимательницы показывают пример успешного социально ответственного бизнеса.

Клуб "Деловая женщина" - объединение предпринимательниц и женщин-руководителей Ивановской области - взял на себя ответственность за сохранение творческого потенциала ивановских текстильщиков и народных промыслов, В условиях кризиса отрасли клуб организует ежегодные ярмарки "Женское творчество и предпринимательство" (около трети участниц - многодетные матери, студентки, инвалиды, выпускницы курсов начинающих предпринимательниц и другие малообеспеченные - выставляют свою продукцию бесплатно), конкурсы ивановских тканей и моделей одежды, творческие семинары с художниками текстильного рисунка и модельерами.

Ассоциация "Женщины и бизнес в России" совместно со Всемирной ассоциацией предпринимательниц провела в г. Санкт-Петербурге презентацию проектов для партнерских инвестиций. Среди проектов - Европейская торговая миссия (торговый центр, предоставляющий информацию о товарах и услугах и консультации по подготовке бизнес-планов в соответствии с мировыми стандартами, по организации международных выставок), частный пансион для пожилых людей. Центр русского языка и образования с дополнительными курсами по истории и литературе, рекламное агентство, специализирующееся на организации конференций и продвижении российских товаров.

Женское предпринимательство осваивает такие сферы, как легкая промышленность, ремесла и промыслы, народная медицина, сервис (косметология, салоны мод и т.п.), консультативные услуги, образование, социальная работа, торговля, рекламное дело, туризм.

Бытует упрощенное представление о женском предпринимательстве, ограничивающее эту сферу деятельности мелкорозничной торговлей, различными видами рукоделия и т.п.. В то же время в России активно развиваются женские инициативы в области современных информационных технологий, образования, формирования новых видов социальных услуг. Это предпринимательство современного типа - требующее высокой квалификации, ориентированное на рынок социальных, информационных, образовательных и других услуг. Оно создает новые высококвалифицированные рабочие места для женщин, помогает решать многие социальные проблемы семьи и общества, пробуждает инициативу и выступает в роли своеобразного "инкубатора идей" для развития рынка в целом.

Основные проблемы и резервы. Женский и семейный малый бизнес является средой для развития конкурентного рынка отечественных товаров и услуг для населения. Однако, несмотря на высокий образовательный и деловой потенциал российских женщин, без государственной поддержки достичь успеха в развитии массового женского предпринимательства не удастся..

Общие проблемы малого и среднего бизнеса:

• негибкая, чересчур усложненная система налогообложения, лицензирования и отчетности, коррупция и бюрократизм;

• отсутствие дешевых кредитов для социально значимых коммерческих проектов;

сложности в нахождении гарантий для получения кредитов;

• отсутствие эффективной системы страхования рисков;

• невозможность приобретения новых производственных технологий в лизинг; -систематические неплатежи по контрактам;

• недостаточная поддержка отечественного производителя. Нельзя говорить о нормальной конкуренции, когда российским предпринимателям, пусть и выпускающим высококачественную продукцию, противостоят зарубежные фирмы с 50-ти и 100-летним опытом и высокопрофессиональным штатом научных консультантов и специалистов по рекламе.

Глобальная проблема - крайняя ограниченность платежеспособного спроса населения. Политика замораживания доходов населения - средство борьбы с инфляцией - привела к

тому, что имеющийся значительный спрос на социальные услуги и товары не может быть оплачен.

Многие общественно полезные женские предпринимательские инициативы в социальной сфере осуществляются на началах взаимной поддержки. С прекращением политики замораживания доходов этот потенциал воплотится в деятельности многочисленных успешных и прибыльных предприятий.

Специфические проблемы женского предпринимательства:

• низкий статус женщин в политике, обществе и культуре и связанные с этим ограниченные возможности;

• неравный доступ к кредитным и финансовым ресурсам.

Во многих странах (Франция, США, Юго-Восточная Азия) эти специфические проблемы решаются за счет государственной поддержки женского предпринимательства, что обеспечивает не только рост занятости, но и развитие современного высокотехнологического производства.

В России государственная поддержка женского предпринимательства крайне ограничена по масштабам и видам:

нет льготных кредитов и гарантий по кредитам, страхования рисков:

• финансируется очень мало обучающих программ для предпринимательниц, в основном эти программы вынуждены ограничиваться обучением менеджменту и т.п. и не предусматривают практическую помощь в организации собственного дела;

• бизнес-инкубаторы, создаваемые вне рамок международных программ, насчитываются буквально единицами;

• не развиваются центры поддержки малого бизнеса, которые могли бы предоставлять необходимую инфраструктуру (автоматизированные системы бухгалтерского учета, информационный обмен, консультации по налогообложению, маркетингу и т.п., социально-психологическая поддержка).

Несмотря на отдельные успехи программ поддержки предпринимательства федеральных и региональных внебюджетных фондов, в том числе ГКРП, отсутствие конкурсного принципа распределения средств, недостаток гласности и открытости привели к тому, что эти программы женщины считают для себя недоступными.

Пути решения проблем и перспективы. Необходима государственная политика стимулирования и поддержки социально ответственного малого и среднего предпринимательства, в том числе женского и семейного:

• гибкая налоговая и инвестиционная политика; льготы мелким товаропроизводителям;

• упрощение отчетности (налоговая инспекция и внебюджетные фонды должны принимать отчеты по почте или факсу),

• предоставление дешевых кредитов и гарантий по кредитам для социально значимых коммерческих проектов; содействие в страховании рисков; содействие развитию кредитных союзов;

• содействие в лизинге новых производственных технологий;

• содействие в рекламе товаров и услуг отечественных производителей, содействие мелким отечественным производителям в льготной аренде помещений.

Необходимо стимулировать рост доходов населения, чтобы создать платежеспособный спрос.

Должны быть предусмотрены специальные меры по выравниванию возможностей женщин на рынке:

обязательное включение специальных разделов по развитию женского предпринимательства во все федеральные и региональные программы:

• обязательное отслеживание участия женщин во всех мероприятиях по поддержке предпринимательства от международного до местного уровня, в обучающих программах, в деятельности центров содействия бизнесу.

• открытие женщинам доступа к кредитам, гарантиям и страхованию рисков: создание системы бизнес-инкубаторов, развитие курсов для предпринимательниц с обязательной поддержкой их проектов на этапе становления;

• поддержка женских инициатив в перспективных отраслях -информационный бизнес, оценка имущества, оценка рисков и другие виды оценки, аудит, риэлтерство и др.

Женские предпринимательские инициативы смогут внести значительный вклад в реализацию новых приоритетов социально-экономического развития, в частности, при проведение жилищно-коммунальной реформы и реформы управления городским хозяйством. Для этого сейчас необходимы специальные образовательные программы для женщин, которые сориентируют их на разработку бизнес-проектов по введению новых экологически чистых и экономичных технологий водоснабжения, отопления, уборки мусора, сохранения и ремонта жилого фонда.

Далее...