Образ женщины в культуре

Попова Л. В. Отношение к социальным ролям женщин: кросс-культурное исследование // Гендерные аспекты социальной трансформации / Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. М., 1996. С. 161-174.
 
В начало документа
В конец документа

Попова Л. В.

Отношение к социальным ролям женщин: кросскультурное исследование


В ходе исследования социально-психологических факторов реализации одаренности женщин встала задача изучения отношения ближайшего окружения к роли женщин в обществе. Развитие способностей личности зависит от ожиданий людей, значимых для той личности, ценностных ориентаций и полоролевых установок окружения. На разных этапах социализации эти факторы отличаются для девочек и мальчиков, мужчин и женщин, создавая различные условия для их личностного развития и реализации способностей. Будучи сформированными под воздействием полоролевых стереотипов, имеющих хождение в обществе, ценностные ориентации и ожидания несут на себе отпечаток

сексизма.

Сексизм определяется как "позиции или действия, которые принижают, исключают, недооценивают и стереотипизируют людей по признаку пола" [5. С. 19]. Одна из функций сексизма - оправдание и защита существующего фактического неравенства между полами [l, 11]. Сексизм также рассматривается как форма психопатологии, обусловленная развитием всего общества, а не только индивида [11].

Традиционные взгляды на роли мужчины и женщины в обществе сопровождают весь процесс социализации индивида [2, 3. 6]. Специфике проявлений и воздействий полоролевых стереотипов в таких институтах социализации, как семья, школа, средства массовой информации посвящены многочисленные исследования за рубежом [10, 14]. Как особая проблема рассматривается влияние сексизма на реализацию способностей одаренных девочек и мальков [6, 10, 13, 15].

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ грант N94-06-19753.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В отечественной науке полоролевые стереотипы не исследовались с точки зрения влияния на развитие способностей женщин и возможности их самореализации. Один из существенных факторов социализации, влияющих на самореализацию - сверстники, ориентация на мнение которых в определенные возрастные период становится решающей для выбора жизненного пути, стиля жизни. Потребность быть похожими на них - может толкать индивида и отказ от своих способностей, на изменение жизненных ценностей и планов. По оценке возможного вклада основных факторов в интеллектуальную продуктивность, сделанной Дж. Галлагером [15] 30-50% приходится на такой фактор, как способности к овладение абстрактной системой символов, а 15-20% - на влияние сверстников. Эти усредненные показатели даны без учета половозрастных особенностей, тогда как известно, что с раннего детства девочек ориентируют на межличностные отношения, на связь с другими людьми [16]. Отечественные исследователи также отмечают, что "для женщин в большей степени, .чем для мужчин, характерны аффилиация... и радикализм" [4. С.145]. Более того, вследствие повышенной чувствительности одаренные девочки рано интериоризуют эти установки и демонстрируют высокую социальную адаптированность, которая зачастую заставляет их маскировать свои умственные способности. Можно предположить, что для девочек/женщин влияние, сверстников более значимо и превышает вышеприведенный показатель.

Основная цель нашего исследования:

выявить полоролевые стереотипы студентов университетов в. зависимости от социально-культурных особенностей общества как одну из характеристик окружения одаренных девушек.

Социально-культурные особенности общества оказывают сильное влияние на отношение к социальным ролям женщин. Нами сравнивались студенты России и США. Особенностями американского общества является следующее: женщины долгое время отстаивали свое равноправие и добились его сами: в стране действуют федеральные законы о сексуальных домогательствах и защите прав женщин при приеме на работу: в большинстве американских университетов активно действуют центры по изучению и помощи женнам (women's study centers): ведутся исследования по проблем психологии женщин и мужчин; внимание к проблемам женщин постоянно поддерживается многочисленными женскими организациями (например, доклад Американской ассоциации женщин с университетским образованием о недостатках обучения девочек в шкоде - AAUW Report. 1992).

В нашей стране равноправие было дано сверху как воспроизведение патриархальных взаимоотношений, где все вершится главой семьи, то есть женщины не воспринимают его как свое завоевание. Для поддержания равноправия использовалась политика государственного протекционизма, например, существовали определенные квоты для женщин при выборах в законодательные и исполнительные органы власти. Феминистские движения за рубежом представлялись в отечественных средствах массовой информации только в крайних вариантах, обессмысливающих суть их деятельности. С другой стороны, большие бытовые трудности стали материальным препятствием для самоактуализации многих женщин в России. Долгое время их жизнь проходила в постоянных усилиях добиться соответствия тем требованиям, которые предъявляло к ним общество: как можно лучше работать и полностью обслуживать сенью. Под влиянием этой двойной нагрузки (а с общественной работой - тройной!) немногие женщины были в состоянии реализовать свои способности. Сейчас дочери этих женщин задумываются о том, стоит ли повторять жизненный путь своих матерей, разрываясь между семьей и работой.

В настоящий момент общество готово объявить дом и семью единственными сферами приложения способностей женщин. Оценка Результатов широкомасштабного "эксперимента" по переориентации женщин на домашнее хозяйство уже имеется в мировой практике [9]. Исследования в США показали, что, в то время как часть женщин находит удовлетворение в роли домохозяек, в целом, удовлетворенность жизнью, включая самооценку и чувство собственной компетенции, выше у работающих женщин [13]. Те же женщины, которые видят себя только в роли жены и матери, часто испытывают так называемый синдром домохозяйки. Он проявляется в чувстве беспомощности и безнадежности, в частых депрессиях низкой самооценке [9,12]. Как показал американский опыт, годы, посвященные только заботам о семье, лишают женщин ощущений самостоятельности и компетентности, приводят, как правило, к потере собственного "Я", могут вести к алкоголизации, психическим и

сексуальным расстройствам, к суициду.

Респонденты

Объектами нашего исследования стали студенты (74 человека) одного из педагогических университетов г. Москвы и студенты (77 человек) одного из университетов Техаса. Большинство американских студентов специализировались в образовании, однако находились на разных курсах в силу особенностей американской системы образования. Российские студенты заканчивали третий курс факультета иностранных языков и были выбраны для участия в исследовании, так как хорошо владели английским языком и могли работать с тем же англоязычным вариантом, что и американские студенты.

Обе группы несколько различались по возрасту: в группе 1 (российские студенты) все респонденты, кроме одного, были младше 25 лет, тогда как в группе 2 (американские студенты) были респонденты старше 25 (19 человек) и 29 лет (16 человек). Детство почти 4736 американских респондентов прошло в сельской местности или маленьких городках. Напротив, в группе 1 около 87% выросли в больших городах. Социологические исследования говорят о том, что люди, выросшие в провинции, склонны к более традиционным взглядам.

Методика исследования:

Нами был использован опросник "Отношение к социальным ролям женщин", разработанный П.Слейдом и Ф. Дженнером в Великобритании [18]. Он состоит из 25 утверждений и описывается авторами как "простой опросник для выявления отношения к социальным ролям женщин" [18.С.351]. С его помощью исследуются мнения о "подходящих" ролях женщины дома и при уходе за ребенком, восприятие способностей, женщин в сравнении Мужчинами, "истинный" статус мужа и жены в супружестве и cтатус женщин на работе. Валидность и надежность опросника были подтверждены в исследовании голландских ученых [17].

Респондентам было предложено оценить утверждения, исходя из четырех вариантов: "полностью согласна", "пожалуй, согласна". "пожалуй, не согласна", "полностью не согласна". Нейтральный ответ типа "не знаю" не включался для того, чтобы стимулировать выражение мнения. Как американская, так и российская группы оценивали утверждения опросника в оригинальном варианте - на английском языке.

Обработка результатов. Полученным ответам были приписаны веса - 4, 2, 1 и 0, где максимальный вес давался ответу, полностью совпадающему с ключом. Значимость различий определялась по критерию Манна-Уитни по компьютерной программе Statlstlca.

Результаты и обсуждение. Полученные данные представлены в таблице 1, из которой видно, что значимые различия на уровне р < 0,05 отмечаются в ответах русских и американских студентов на четыре утверждения: 2. 15, 18 и 19. Менее значимые различия получены в ответах на утверждения 3, 10. 13, 14, 20.

Ответы на утверждение 18 хорошо демонстрируют, как. влияет давно действующий законодательный акт на отношение российских респондентов к возрасту ухода на пенсию ("Возраст, когда женщина может уйти на пенсию, должен быть такой же, как и у мужчины"). подавляющее большинство, 75.7%. полностью не согласились с этим утверждением, то есть убеждены, что женщины должны уходить на пенсию раньше мужчин. Большая часть американцев (89,6%) согласились с этим утверждением. Следует отметить, что и в той и в другой выборке было очень мало мужчин. Это означает, что женщины двух стран придерживаются противоположных взглядов на этот вопрос и воспринимают его по-разному. Молодые женщины России не осознают, что этим законом общество как бы пытается компенсировать то двойное/тройное бремя, которое вынуждена нести женщина в нашей стране, и снять тем самым с себя ответствен-

Таблица 1. Cредние значения (М) и стандартное отклонение от среднего значения (SD) по опроснику "Отношение к социальным ролям женщин"

 

ность за недореализацию их способностей. Это "социальное завоевание" лишь закрепляет полоролевое разделение общества. Анализ показывает, что различия в ответах двух групп относится прежде всего к ролям женщины в семье и ее "предназначается " в жизни (утверждения 2, 3. 10, 13, 14). Так, в утверждении 2 говорится, что "жена и мать - это единственные действительно приносящие удовлетворение роли женщины". Лишь 5.2% американских респондента выразили согласие с ним в мягкой форме - "полностью согласен", а "пожалуй, согласен". Причем половица из согласившихся с этим утверждением были мужчины. В российской выборке 2736 с ним согласились, среди них большинство предпочло вариант "полностью согласны". Полученный результат, возможно, является следствием "повышения ценности семьи в массовом сознании женщин за последние 4 года" [7. С.91]. Положительные ответы на утверждение 10 - "главная задача женщин -ухаживать за мужем и детьми" (р=0,11) - являются частью тенденции восприятия женщинами своей жизни сквозь призму полоролевых стереотипов: 43,2% российской выборки согласились с ним, тогда как среди американцев согласие выразили 13% опрошенных. Ответы на утверждение 3 - "Уход за детьми - это обязанность в равной степени как отца, так и матери", - продемонстрировали высокую степень согласия респондентов обеих групп: соответственно 83,8% и 94,8% ответили положительно, тем самым проясняя отношение к распределению родительских обязанностей в семье. Однако это мнение расходится с ответами российской группы на утверждение 10, которые представлены чуть выше.

Противоположные отношения были выражены двумя группами к утверждению 14 - "Ситуация, когда жена работает, а муж остается дома присматривать за детьми, неправильная". Ответы 90,9% американцев выражали несогласие с этим, тогда как почти 73% российских опрошенных были вполне с этим согласны. Некоторые различия наблюдаются (на уровне р<0,2) в ответах на схожий Утверждения 11 и 12 - "Женщине следует позволять мужу чувствовать его превосходство даже путем принижения самой себя" и "Женщины должны быть счастливы тем, что занимают в семье в рое место после мужа". Американские респонденты почти единодушно не согласились с этими утверждениями (96.1% и 88,3%). Российская группа не была столь однородна - соответствен 31,1% и 28,4% опрошенных выразили согласие с этими утверждениями, тем самым продемонстрировав желание следовать сексистским установкам.

Далее...