Посадская А. И. Женские исследования в России: перспективы нового видения // Гендерные аспекты социальной трансформации / ИСЭПН РАН. М., 1996 С. 11-24.
 
В начало документа
В конец документа

Посадская А. И.

Женские исследования в России: перспективы нового видения


Социальные условия развития "women's studies" в постсосоциа-листической России настолько отличаются от условий возникновения этих исследований на Западе (где они явились результатом женского движения), что в первую очередь приходится отвечать на вопросы: "Почему женские исследования?" и "О чем могут быть женские исследования в стране, которая имела официальную линию на эмансипацию женщин в течение 70 лет?"

Действительно, при социализме мы имели достаточно много исследований по проблемам репродуктивного поведения женщин, сочетания занятости и материнства, условиям труда и т.д. Но эти работы не могут быть названы "women's studies", потому что последние являются одновременными исследовательской и образовательной сферой. в которой отрицается биодетерминизм в объяснении различий между мужчиной и женщиной в обществе и провозглашается неинструментальный подход при рассмотрении женских проблем; вскрывается гендерное измерение всех сфер социальной жизни; выявляется ограниченность методологии, методов и результатов традиционной науки, развивавшейся преимущественно в рамках функционалистской парадигмы.

Образовательная задача women's studies состоит в том, чтобы поднять уровень общественного осознания тендерных проблем и сделать их частью основного образовательного курса гуманитарных отделений институтов и университетов. Политическая цель заключается в том, чтобы через гендерное видение положения женщин в обществе способствовать включению женских интересов в политическую повестку дня.

Поэтому работа по развитию женских исследований не является и не может быть "чисто" академической. Чтобы достигнуть любого видимого успеха, должна быть разработана особая стратегия, объединяющая исследовательскую, образовательную, институциональную и общественную активность. Поэтому, чтобы оценить основные достижения женских исследований, мы должны принять во внимание все измерения этой стратегии.

Феминистская критика женского содержания основных социальных проектов (социализм, перестройка, постперестроечный переход)

Как только появились возможности для открытого социологического анализа советской системы, были опубликованы результаты исследования, представляющее феминистский подход к "решению женского вопроса" при социализме [1]. В статье утверждалось, что социалистическая программа гендерной эмансипации имела как концептуальные, так и практические проблемы. Как концепция, она была основана на идее "женской эмансипации сверху" и недооценивала необходимость эмансипировать другой пол - мужской. На практике многие позитивные стороны этой программы - общественное воспитание детей, широкий доступ женщин к производству и образованию - были реализованы на таком качественно низком уровне, что породили глубокий скептицизм относительно идеи женской эмансипации как таковой.

Было показано, что женщины продолжают концентрироваться в низкооплачиваемых, мало престижных секторах экономики, что у них гораздо меньше возможностей для продвижения, чем у мужчин. Исследование на тракторном заводе КАМАЗ (1988/1989 г.) выявило сильное негативное отношение к женщинам-управленцам и женщинам - предполагаемым кандидатам на руководящие посты. Благодаря этому исследованию стало очевидно, насколько далеки мы от реальной гендерной эмансипации.

Критика эмансипации женщин при социализме была привязана к критике официального и научного рассмотрения женских проблем в период перестройки. Призыв М.Горбачева "Вернуть женщин к их истинному предназначению" был охарактеризован как оправдание официальной линии решения бесчисленных экономических, социальных, политических проблем за счет женщин. Было показано, что женские проблемы воспринимались как инструментальные не только политиками и идеологами, но также рядом экономистов, демографов, писателей, журналистов. Как альтернатива такой тенденции была предложена программа, ориентированная на активную интеграцию женщин в социальную жизнь. Парадоксально, что она была заказана "переформировывавшимся" советским правительством для написания Концепции Государственной программы по защите семьи, материнства и детства (1990г.).

В настоящее время феминистская критика сфокусирована на постперестроечном развитии. Она показывает, как негативные со-цильные проблемы современного переходного периода всесторонне воздействуют на женщин. Оказалось, что и политики демократической ориентации продолжают рассматривать женщин с традиционных и инструментальных позиций, а старая политика коммунистической партии выглядит даже более "доброжелательной" к женщинам. "Демократия без женщин" породила, с одной стороны, глубокий скептицизм относительно возможностей любой политической системы "решить женский вопрос", с другой - попытку переоценить содержание и практику эмансипации женщин при социализме t5]. Для анализа гендерных аспектов социального развития в переходный период была предложена концепция "постсоциолистичес-кого патриархального ренессанса" [20. 28].

Новым шагом феминистского макросоциального анализа стаж концепция переходного периода в России как гендерная проблема [8] и формулирование концепции демократии с точки зрения ее отношения к понятию гендерной эмансипации. Вопрос в том, что если все так называемые "достижения" демократии (политическая и экономическая либерализация) имеют "Гендерное отклонение," не означает ли это, что мы должны кардинально пересмотреть наше отношение к демократии как таковой?

Феминистская критика проблем экономики и занятости

Ортодоксальные теории политической экономии социализма были основаны на разделении между "производительным" и "непроизводительным" типами труда и "производственными" и "непроизводственными" секторами экономики. В соответствии с этой точкой зрения весь труд в сфере здравоохранения, образования, .услуг, культуры, туризма считался непроизводительным, потребительским, не приносящим национального дохода. Так как основная часть работающих (от 60 до 89%) в этих секторах были и остаются женщины, то они составили большинство "непроизводительных" рабочих. Более того, труд вне сферы производства не рассматривался политическими экономистами как труд вообще, поскольку он не создавал прибавочную стоимость [9]. В Проекте Закона Российской Федерации о семье, материнстве, отцовстве и детстве (1992, ст.15) предлагалось, чтобы "детское воспитание в сочетании с домашней работой были признаны как социально полезный труд".

В качестве меры реализации этой статьи Проект Закона предусматривал, что "неработающие родители троих и более детей.... которые также выполняют домашнюю работу, будут получать ежемесячное государственное пособие в размере не менее, чем официальная минимальная заработная плата..." (ст. 28).Хотя эта статья не адресует такое обеспечение непосредственно женщинам, на практике большинство тех, кого ждет опыт "родительства как занятости". - это женщины.

Сегодня средняя заработная плата в феминизированных секторах экономики составляет по расчетам автора около 1/3 от уровня секторов с доминирующей занятостью мужчин (до перехода к рынку это соотношение составляло около 70%). В связи с этим феминистская критика так называемых "трудовых привилегий" для женщин более чем актуальна. Положение женщин в сфере производства и воспроизводства тесно взаимосвязано и взаимообусловлено. Когда государство провозглашает "больший выбор занятий для женщин в доме", это неизбежно означает меньший выбор сфер занятости на производстве. Не осознавая данной корреляции, женщины потеряют не только как работники, но и как матери, поскольку окажутся экономически зависимы от государства или воли мужа [17].

Рынок труд" и женщины

Формирование рынка труда привело к возникновению принципиально нового феномена в сфере занятости [5]:

серьезному подрыву роли общественного сектора как монопольного нанимателя;

перемещению рабочей силы из общественного сектора экономики в новые сектора (частные компании, малый бизнес, совместные предприятия);

официальной регистрации безработных после принятия Закона

Российской Федерации о занятости и реорганизации службы занятости;

образованию так называемых "латентных безработных", находящихся в длительных неоплачиваемых (или частично оплачиваемых) отпусках; большой доли женщин, частично занятых;

созданию "неформальных" секторов экономики, которые при впекают :преимущественно социально незащищенную женскую рабочую силу;

возникновению и активному развитию новых экономических секторов, тем не менее открывающих узкие рамки для участия в них женщин. Самые распространенные "женские" профессии в этих секторах - уборщицы, секретари, неквалифицированные вспомогательные рабочие, в то же самое время большинство женщин, ищущих работу в таких секторах, имеют высшее или среднее специальное образование;

растущему отстранению женщин от работы, требующей высокой профессиональной квалификации и знаний [20].

Прогноз больших потерь, которые должны были понести женщины в сфере занятости в период реформ, оправдался [1].

Гендерный анализ рынка труда приводит к выводу о том, что существует явно выраженная тенденция формирования специфического рынка венской рабочей силы, характеризующегося ограниченными видами занятий, низким статусом работы и низкой оплатой труда, нестабильной занятостью и заниженными возможностями для карьеры и профессионального продвижения[5]. Отсутствие на сегодняшний день общенациональной статистики по зарплате мужчин и женщин вынуждает постоянно прибегать для подобных выводов к результатам отдельных выборочных обследований.

Отход от коммунистической ортодоксальной доктрины открывает новую область анализа постсоциалистической экономики- стратификационно-ориентированные гендерные исследования, изучающие экономическое положение женщин, принадлежащих к вновь возникающим социальным классам.

Феминистская критика участия женщин в политике

Она была начата с анализа тех способов, которыми женщины вовлекались в эту сферу при социализме [3]. Было показано, что их участие имело по большей части символический характер, особенно на общегосударственном уровне, и женщины были практически отстранены от реального принятия решений. Квотная система обеспечивала сохранность женского представительства в структуре советов (до 33% в парламенте России); но в то же время создавала негативное отношение людей к женщинам в политике, поскольку они рассматривались как "послушные последователи" настоящих партийных руководителей. В результате, с одной стороны, особенно в начале "перестройки", женщины были совсем непопулярны как кандидаты на пост политических лидеров, а, с другой - они сами часто считают политику неподходящей сферой их деятельности [21].

Анализ женского участия в новых политических движениях, партиях показал, что женщины не чувствуют удовлетворения ни от способов обретения политических навыков, ни от их собственного положения в этих организациях [22]. Женщины верят, что политика должна быть "чистой, моральной, более ориентированной на конкретные человеческие нужды". Женщины часто отвергают "политику ради политики". Однако было обнаружено, что они "не видят женского вопроса" или даже рассматривают его как идеологическую концепцию, используемую советским государством для манипуляции женщинами. Желая отойти от негативного опыта коммунистических времен, женщины склонны отвергать политику позитивного действия вообще (квотную систему), утверждая, что <<"женщина - действительно хороший политик выиграет без всякой квоты. Мы не инвалиды, чтобы идти к власти через "привилегии">>.

Это исследование показывает проблематичность возможностей женского политического видения при отсутствии специальных обучающих программ для женщин-политиков.

Труд, семейное законодательство и политика

С самого начала правила, регулирующие участие женщин в экономике были в центре феминистской критики, основные направления которой следующие:

если понимание гендерного равенства принимается официальной политикой серьезно, то условия "сочетания работы и родительства" должны быть на равных основаниях доступны и мужчинам;

официальное признание гендерного равенства не означает

равенства в реальной жизни. Чтобы достичь этого, необходимо выработать целую систему мер, которые должны быть ориентированы на достижение именно гендерного равенства, а не на сохранение гендерной дискриминации;

в период демократизации и перехода к рынку очень важен перенос акцента в социальной политике с "защиты материнства" ( и даже "родительства") на политику .равных возможностей во всех сферах жизни;

так называемая "защита труда женщин" (специальные стандарты условий труда, право на неполную занятость и т.д.), которая была основной сферой регулирования труда женщин при социализме и преимущественно выполнялась только на бумаге, а на самом деле удерживала женщин на вторичных, низкооплачиваемых, низкостатусных местах и способствовала профессиональной сегрегации;

"активная демографическая политика", ставившая своей целью стимулировать рождение третьего или четвертого ребенка, фактически являлась дискриминационной по отношению к семьям с другим числом детей и людям, не имеющим семьи, и следовательно, -формой нарушения прав человека.

Кризис многих сфер социальной завиты создал ситуацию, когда потери подаются как "достижения" новой социальной системы. Один из наиболее явных примеров -ситуация с дошкольным воспитанием детей. Под предлогом низкого качества услуг в детских садах и яслях (что в определенной мере- справедливо), цены на эти услуги безмерно вздорожали, даже более того, здания детских садов и яслей стада продаваться или использоваться по другому назначению. Теперь женщинам предоставляется маленькое пособие - "компенсация за неиспользование общественного ухода за детьми".

Исследователи феминистской ориентации считают. Что государство должно сохранять возможности общественного воспитания детей; это необходимо для поддержания тендерного равенства в сфере занятости и семьи. Тем более это .необходимо в условиях обнищания значительной части населения, размер заработной платы которой приближается по своим размерам к оплате месячного пребывания ребенка в .детском саду. Еще важнее пользоваться услугами детского сада больным и беженцам, которым просто нечем платить за воспитание своих детей. Государство не может сложить с себя ответственность за будущее подрастающих поколений, уповая исключительно на инициативность родителей. Деньги должны выделяться ,из федеральных средств [1;3;18;20].

Дает ли. эта феминистская критика практические результаты?

Можно сказать, что " на бумаге" есть реакция на эту критику. Так, в результате рекомендаций, предложенных в Концепции государственной программы о статусе женщин, защите семьи, материнства и детства, с апреля 1991 г. трехлетний родительский отпуск также предоставляется отцу, если он осуществляет уход за ребенком. Отцам предоставлены и некоторые другие условия для "сочетания работы и отцовства",.:. т.е. они могут иметь очередной отпуск сразу после рождения ребенка. Однако без идеологической поддержки со стороны средств массовой информации и государства.очень немногие отцы воспользуются этими правами. В то же самое время проект Закона о защите семьи, материнства, отцовства и детства очень хорошо показывает, что кооптация отцовства в родительство вовсе не означает введения феминистской концепции в закон.

Тем не менее критические нападки на этот закон, после того как он провел первые чтения в парламенте, заставили сторонников этого закона сделать несколько важных изменений. Так, статья, предписывающая всем женщинам .у которых есть дети до 14 лет, иметь 35-часовую сокращенную рабочую неделю, была отменена. Статья 33, которая утверждает. что дети находятся под защитой государства не о момента зачатия, а только после рождения детей. Таким образом, удалось освободиться от риска запрета права на аборт. Есть также некоторые другие позитивные изменения, которые, однако, не стоит переоценивать, потому что в целом .это просто поправки к плохому закону, где принятие современной политики продвижения женщин маловероятно.

Тем не менее

гендерный анализ текущей политики и закона является постоянным содержанием женских исследований в России.

Далее...