Женская пресса

Ровенская Т. А. О чем до сих пор молчали женщины или прогулки по страницам независимой женской прессы. Обзор некоммерческой женской прессы. 1999.
 
В начало документа
В конец документа

Ровенская Т. А.

О чем до сих пор молчали женщины или прогулки по страницам независимой женской прессы


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Женщины и война

Американки представили российским читательницам материал, который по "счастливому" стечению исторических обстоятельств до последнего времени находился не только вне поля их зрения, но и вне поля разумения. В связи с военными действиями в Чечне они приобретают особую страшную актуальность. С проблемой насилия над женщинами в ходе боевых действий в Югославии знакомила российских женщин Катрина Ванден Хувел в публикации "Изнасилования... изнасилования...". "Из бывшей Югославии поступают известия, которые не укладываются в уме, - пишет журналистка - изнасилования, принудительная беременность, пытки, убийства - вот неполный список злодеяний, творимых в этой несчастной стране. Ежедневно становятся жертвами насилия тысячи женщин, большинство из них - мусульманки, но жертвы есть и среди славянского населения Боснии, Сербии и Хорватии. Еще одна ужасающая подробность: те, кто уцелел, перенеся все пытки и унижения, становятся отверженными в своих семьях, в своей общине. Многие из них сейчас находятся в лагерях для беженцев. 80% содержащихся в этих лагерях - женщины и дети"[[Катарина ванден Хувел Изнасилования... изнасилования...//Вы и Мы. 1993.№7.С.26.]].

То, что женщины в очередной раз выбираются жертвой и орудием для осуществления национальной политики власти подтверждают слова Словенки Дракулич: "Сербские солдаты насилуют женщин организованно и систематически. Эти преступления заранее спланированы, чтобы уничтожить мусульманское население, погубить традиционную культурную и религиозную целостность мусульманского сообщества". Вот как классифицирует эту проблему Дороти К.Томас, возглавляющая Комиссию по правам женщин при Комитете надзора за соблюдением прав человека, международной организации, штаб-квартира которой находится в США: "Изнасилование - это путь к власти, эффективное средство устрашения, чтобы покорить чужой народ"[[Интервью Мэри Гордон с Дороти К.Томас// Вы и Мы. 1993.№8.С.13.]].

Коалиция против военных преступлений, Союз женских американских групп поддержки, группы в защиту гражданских прав призывают оказать немедленную помощь женщинам бывшей Югославии и потребовать, чтобы изнасилования преследовались как военные преступления. "Массовые изнасилования - это особый вид геноцида, который должен быть квалифицирован как военное преступление и поставлен вне закона во всех международных конвенциях"[[Катарина ванден Хувел Изнасилования... изнасилования...//Вы и Мы. 1993.№7.С.26.]], - призывает С. Дракулич.

Здоровье

Рубрика "Здоровье" имеет особое значение в настоящем издании, так как она стремится привить российской читательнице культуру внимательного и бережного отношения к собственному телу и собственной телесности, успешно практикуемую многие годы на Западе и отсутствующую в современной России. Так, например, публикация в седьмом номере за 1993 год посвящена менопаузе - теме нескольких книг и многих журнальных статей, опубликованных за последнее время в Америке. Практика показала, что знание теоретических основ о физиологических и психологических функциях организма позволяет женщине вступить в этот переломный этап своей жизни не чувствуя страха, неуверенности и одиночества.

Проблеме репродуктивных прав посвящен обширный материал одиннадцатого номера журнала "Вы и Мы" за 1995 г. В сентябре 1994 г. в Каире состоялась конференция "Народонаселение и развитие", проводимая под эгидой ООН. В ней приняли участие около 20 тысяч человек из десятков стран мира. В центре многих дискуссий оказывался вопрос о репродуктивных правах, в том числе - о праве женщины на выбор. Журнал предлагает интервью с двумя участниками этой конференции, с депутатом Государственной Думы, председателем парламентской фракции "Женщины России", руководителем Комиссии по делам женщин и демографии при президенте Российской Федерации Екатериной Лаховой и Андреем Поповым, представлявшим на конференции Институт международных исследований семьи. По их оценкам работа Каирской конференции оказалась более чем конструктивной, так как аборт был признан в качестве полноправного метода регулирования рождаемости, этим было "подтверждено право на ответственный и свободный репродуктивный выбор"[[Репродукция и выбор: Российский вариант// Вы и Мы. 1995.№11.С.13.]].

В том же номере журналистки помещают рубрику "Социологический ликбез", в котором дается правовое разъяснение таким понятиям, как "репродуктивная автономия", "репродуктивные права", "охрана здоровья женщины". Согласно приведенным определениям, репродуктивные права - это "юридические категории, отражающие тот принцип, что женщины, а также мужчины должны сами распоряжаться репродуктивными аспектами своей жизни"[[Социологический ликбез// Вы и Мы. 1995.№11.С.16.]]. Репродуктивное право родилось в недрах двух международных движений - демографического и в защиту прав и здоровья женщины.

Репродуктивная автономия означает "принцип, лежащий в основе присущего отдельному индивидууму прав самому принимать решения в вопросах сексуальности, беременности, прерывания беременности, планирования семьи. ...Репродуктивная автономия осуществляется в рамках законов и подзаконных актов, обязательных для отдельных граждан, семьи, сообщества, например, семейное право, правовой статус женщин (право иметь кредитную карточку, право собственности и т.п.), правила применения контрацептивов, производство абортов".

Охрана здоровья женщины рассматривается при этом как неотъемлемая часть охраны здоровья вообще. "Охрана здоровья женщины включает беременность, роды послеродовой период, противозачаточные средства, аборт, бесплодие, лечение болезней половых органов, - каковые являются главными причинами бесплодия и злокачественных опухолей"[[Там же.]]. "На женщинах, - говорится в статье, - лежит ответственность за воспроизводство рода человеческого и связанные с этим тяготы в силу определенных биологических свойств (детородная функция) и социально закрепленных ролей (хранительница устоев общества и домашнего очага). При этом женщин зачастую не признают способными принимать решения в репродуктивной сфере. Женской репродуктивной жизнью распоряжается не только партнер-мужчина, семья, но и государство. Сторонники и противники ограничения рождаемости ведут полемику, делая ставку на жизнь женщины"[[Там же.]].

Важность и своевременность разговора о репродуктивных правах подтверждается тем, что Парламентом Польши был одобрен законопроект о запрещении абортов. "Борьба с правом на аборт идет в широких масштабах, наступление ведется не только против абортов, но и против контрацептивов и сексуального просвещения"[[Новаковская У. Борьба за свободу выбора в Польше// Вы и Мы. 1995.№11.С.15.]], - рассказывает активистка движения за легализацию абортов в Польше Урсула Новаковская. О проблемах, стоящих сегодня перед польскими женщинами и о репрессивной роли государства и церкви в их судьбе идет речь в ее статье.

Номер десять за 1995 г. предлагал читательницам краткий обзор современных репродуктивных технологий, позволяющих женщине искусственно зачать и выносить здорового ребенка. Однако, предупреждают авторы, эти технологии не всегда гарантируют удачный результат. Отрывок из книги Энн Тэйлор Флеминг "Отверженное материнство: путь одной женщины", опубликованный в 11 номере, рассказывает о личном опыте автора, увы, не увенчавшемся успехом.

Факт привлечения личного опыта характеризует не только данную рубрику, он является отличительной четой женской независимой прессы. Личный опыт, к которому апеллируют авторы статей, с одной стороны, и читатели в своих письмах, с другой, позволяют шире взглянуть на проблему, выявить ее присутствие не de jury, а de facto. Это также рождает особый тип своеобразной субъективистской объективности, настроение интимности и искренности, и способствует открытому и партнерскому диалогу. В результате рождается атмосфера женской взаимоподдержки и солидарности, новый стиль делового и эмоционального взаимодействия женщин.

Женщина и средства массовой информации

Интересный и злободневный разговор о проблемах женщины и средств массовой информации начала в двенадцатом номере (№12) издания журналистка Надежда Ажгихина. В подборку вошли ее собственные размышления о месте и роли женских объединений в современной российской прессе. Редактор журнала говорит о невольной вине самих женских организаций, оградившихся в начале 90-х годов от общения с прессой и популяризаторской деятельности. По ее мнению, своей "тактикой изоляционизма" они способствовали тому, что в средствах массовой информации не наметился серьезный подход к обсуждению проблем женщин, но, напротив, сложился крайне негативный образ феминистки и вообще любой активной женщины, а встречи женских объединений получали интерпретацию как "демонстрации возбужденных лесбиянок". Женщины возложили вину за искажение понятий на журналистов, чем еще больше осложнили общение. Наряду с этим она приводит и примеры сотрудничества женских инициатив и прессы, "одна за другой по стране возникают новые женские полосы и приложения в городских газетах".

В номере рассказывается о работе семинара "Женщины и масс-медиа", прошедшем в Центре журналистики ФОЙО в Кальмаре, Швеция, в июне 1995 г. в рамках подготовки к Пекинскому Форуму. В декларации, принятой участниками семинара в частности говорилось: "Образы женщин в мировых СМИ в основном состоят из нескольких базовых стереотипов: это жертва и вьючное животное, сексуальный объект, жадная потребительница, домохозяйка, защитница традиционных ценностей и гендерных ролей, а также "супер-женщина", разрывающаяся между карьерой и домашней работой. Беды, которые происходят с женщинами, оцениваются часто как "ничья вина", и они сами предстают просто как "жертвы обстоятельств"; эти образы-стереотипы имеют мало общего с реальной жизнью.

Когда женщина предстает как жертва, для нас, женщин из сферы медиа, первая задача - показать причины и корни ситуации, особенно те, которые так или иначе связаны с несправедливостью и насилием по отношению к женщине. Помимо того, мы подтверждаем наше намерение создать такие образы женщин, которые отразили бы их вклад, стратегию и деятельность в построении справедливой, гуманной и стабильной жизни на всей планете"[[Кальмарская декларация// Вы и Мы. 1995.№12.С.8.]].

Если раньше об этой проблеме говорили исключительно представительницы женского движения, то теперь сами читательницы просят открыть дискуссию на страницах журнала по данному вопросу: "Я не являюсь вашей постоянной читательницей, но вот в руки попал номер журнала, посвященные репродуктивным правам (очень дельный), и захотелось вам написать. Скорее всего от безысходности, просто нужно было поделиться. Честно говоря, я не думаю, что что-то удастся изменить вам или мне. Но все-таки не дает покоя мысль - почему женщине на Руси стало так неуютно жить? Даже не дороговизна, не бедность больше всего угнетает. А скорее то, как окружающие стали относиться к женщине. Если молодая - как к игрушке, а постарше - так просто смотрят как на надоедливое недоразумение. Может быть я преувеличиваю, но замечаю и по себе, и по сослуживцам: как-то походка у людей изменилась, взгляд стал потухший, настроения - никакого. Почему? Думаю, в этом виновата, как ни покажется странным, реклама. Да, да! Хотя ее, кажется, никто и не смотрит, а все смеются - мол, какая пустота. Тем не менее - как выглядит женщина в рекламе? То-то. Они ослепительно красивые и молодые (и при этом раздеваются по поводу и без повода, демонстрируя фигуру) или невероятно глупые, которых учат уму-разуму уставшие от их недоразумения мужчины. Ну и какое же может сложиться ощущение через год такой рекламы?

Разумеется, если ты не Софи Лорен, начинается настоящая депрессия. Не хочу сказать, что раньше по телевизору не показывали красавиц - но это было как-то не агрессивно. Сегодня же тебе буквально навязывают: будь такой или уходи с праздника жизни. Заметно, что и сами дикторы, и женщины-телеведущие начинают принимать эти "правила игры" - и макияж стал ярче, и всем обликом хотят "дотянуть" до фотомоделей. Мне кажется, это все-таки не справедливо, но как быть, честное слово, не знаю. Может стоит начать разговор? Хотя бы со страниц вашего журнала?

В.Черных, Челябинск"[[Наша почта// Вы и Мы. 1995.№12.С.3.]].

В связи с этим большое место в номере уделяется дискуссии по данному вопросу, имевшей место в Америке на симпозиуме на тему "Не устарели ли американские стандарты красоты". Широко растиражированное представление о стандартах женской красоты, определенном сконструированном образе, которому все женщины должны стремиться соответствовать, встречает острую критику в женских средствах массовой информации. Бетти Фридан, в частности, отмечала, что "наши СМИ в долгу перед женщинами всех поколений, они просто обязаны откликнуться на веяние времени, изменив стратегию формирования вкусов и отразить чудесное многообразие красоты и стремление к самоутверждению, характерные для американских женщин, если они не задавлены гнетом действительных проблем - нищетой, страхом перед насилием"[[Репортаж симпозиума на тему "Не устарели ли американские стандарты красоты"// Вы и Мы. 1995.№12.С.11.]].

Вторая жизнь журнала

В 1995 году в редакцию журнала вошла российская журналистку Надежда Ажгихина, это постепенно привело как к изменению обложки, так и к расширению перспективы журнала. В 1997 г. она стала главным редактором издания, а Колетт Шульман - редактором его "американской части". И главное - журнал переехал в Россию. Основное направление журнала по-прежнему осталось информационно-просветительским, он освещает широкий круг тем и проблем, волнующих наших современниц по разные стороны океана. В редакции журнала помимо Надежды Ажгихиной и Колетт Шульман в настоящее время работают Елена Черкасова, Ирина Савельева бессменный переводчик Мария Литвинова, и др. В его редакционный совет вошли также Елена Кочкина, Ольга Липовская, Анастасия Посадская, Марион Чамберлен и некоторые другие известные феминистки. С журналом работают замечательные авторы, помимо уже упомянутых хочется назвать Ларису Бойченко, Юлию Жукову, Наташу Кигай, Марину Либоракину, Андрея Синельникова, Ольгу Шнырову, Ирину Юкину.

Журнал продолжил разговор на темы феминизма, насилия, социального и физического здоровья женщины, женщины и войны. В нем появились новые рубрики "Гендерные исследования", "Гендерное образование", "Психология", "Книжный шкаф" и др. Тема женщины и СМИ, обсуждавшаяся на страницах двенадцатого номера за 1995 г. воплотилась в рубрике "Масс-медиа", тема женщины и войны получила новое развитие в рубрике "Женщина и армия".

Часть IV

Женщина Плюс

Первый номер журнала "Женщина Плюс" увидел свет в 1993 г. Журнал издается Женским Инновационным Фондом "Восток-Запад", первоначально в рамках совместного проекта над ним работали два редактора Ю. Качалова и Ш. Энгерт. В 1997 г. главным редактором стала Юлия Качалова, работать над выпусками ей помогает Елена Черномазова. Журнал ставит перед собой в первую очередь социально-просветительские задачи. Несмотря на то, что номера журнала выходили регулярно, он довольно долго искал своих авторов и свое лицо. Он представляет собой пример женского издания, процесс роста и взросления которого происходил совместно с аналогичным процессом роста самосознания его собственных читательниц. Он ориентировался на ту, которая только делала первые шаги к осознанию себя в качестве самостоятельной и самоценной личности. Этим объясняется его неровность и непоследовательность. Редакция ставила своей задачей предоставить женщинам площадку, где они могли бы высказаться и, проговорив свои мысли вслух и изложив их на бумаге, сформировать свои взгляды и позицию. Это принципиально важно, женщины в своей массе не имеют практики высказывать собственные взгляды публично, их сценическая площадка - кухня, посиделки в тесному кругу друзей и подруг, телефонные разговоры, общение с коллегами и с близкими. Вытеснение женщины из публичной сферы в сферу частную, где она также часто оказывалась на вторичных ролях, не могло способствовать развитию у женщины способности мыслить самостоятельно, иметь собственную позицию и уметь ее излагать. Редкий мужчина приходит в восторг, когда его жена "устраивает митинг". Язык фиксирует культурную норму: женщина "болтает", а мужчина "говорит по существу". Независимая женская пресса и журнал "Женщина Плюс" заняли принципиальную позицию, что, каким бы языком женщина не говорила о своих проблемах, она "говорит по существу". Умение приходит с опытом, опыт необходимо где-то приобретать, это и происходит на страницах настоящего издания. В процессе работы нащупывались острые и волнующие редакторов и читательниц темы, которые в последствии разрабатывались на самых разных уровнях. Редакция призывала читательниц к активному взаимодействию: "Давая оценку своему двухлетнему существованию, - писали редакторы в 1995 г. - мы никак не можем обойтись без вашей помощи. Что вам нравится? Над чем стоит еще поработать? Какие из затрагиваемых проблем вам наиболее близки? Чем из своего опыта вы хотели бы поделиться? Мы надеемся, что вы ответите на эти вопросы. Желание это обусловлено не праздным любопытством, а стремлением сделать "Женщину Плюс..." вашим рупором, вашей трибуной, вашим изданием.

Свобода от засилья рекламных текстов, от однобокости партийных подходов определяет нашу читательскую аудиторию. В отличие от большинства изданий, она детерминирована не профессией, возрастом, полом, политическими пристрастиями или уровнем дохода, а личностными качествами человека. Нашего читателя отличает озабоченность болезнями общества и конструктивный подход к их лечению; способность мыслить и широта восприятия; готовность к изменению себя и действительности. Если вы обладаете этими качествами, значит "Женщина Плюс..." - ваше издание. Большинство статей в журнале написаны не штатным персоналом. Их авторы - сами читатели.

Хотя журнал "Женщина Плюс..." открыт для всех, приоритетное право высказаться предоставляется женщинам. Это неудивительно - нашим современницам есть, что сказать не только в контексте той проблематики, которая считается традиционно женской, но сделать это им удается крайне редко. Итак, если вам есть, что сказать; если ваша личная история отражает общую проблему; если вы обладаете информацией или опытом, полезным для остальных - пишите! Мы с радостью опубликуем статьи, включающие ваше мнение или материалы, и постараемся учесть комментарии и предложения".[[Женщина Плюс. 1995. №7-8. С.1.]]

Стратегию своего издания редакторы видели, и это очень важно в разговоре о независимой женской прессе, в "распространении позитивного опыта демократического решения проблем": "одна из главных задач нашего журнала заключается в том, чтобы рассказывать о позитивном опыте женских организаций в России и за рубежом, помогая остальным женщинам тоже поверить в свои силы"[[Женщина Плюс...1994. №2. С.12.]].

Как и многие другие издания, журнал "Женщина Плюс" начал с концептуализации своего понимания феминизма, ключевого понятия для всех женских общественных организаций: "Феминизм - это принцип взаимодополнения вместо иерархии и подчинения, основанный на формировании ЛИЧНОСТИ, ощущающей, в первую очередь, потребность в самореализации, а уж потом выполняющей задачи рода или государства"[[Айвазова С. Краткий экскурс в историю феминизма//Женщина Плюс... 1994.№2.С.20.]].

Женщины, присылающие свои материалы в журнал, делятся опытом практических действий, продиктованных их пониманием потребностей сегодняшнего дня и мыслями о дне завтрашнем. Вот что, например, рассказывает о деятельности группы "Голубка" ее организатор Евгения Алексеева: "Мы начали проводить семинары, переводить и публиковать книги, чтобы помочь активистам в нашей стране больше узнать о демократии, экологии, развитии человеческого потенциала, ненасильственном разрешении конфликтов. На базе пятилетнего опыта проведения семинаров по обретению силы, демократическому лидерству, групповому процессу, организованному развитию, я решила создать цикл семинаров для женщин..."[[Алексеева Е. Обретение силы в действии//Женщина Плюс. 1995. №3-4. С.31-32.]]

Однако в первую очередь автором движет желание поделиться опытом интенсивной духовной и психологической работы, которая является едва ли не самой важной на пути поиска своей Самости и своей судьбы, собственными сомнениями, размышлениями и открытиями, которые представляют исключительный интерес для тех, кто сам ступил на путь переосмысления своих связей с миром казалось бы незыблемых истин. "Я долго относилась с недоверием к феминизму, разделяя его цели, но опасаясь методов. Только недавно я осознала, что, не желая назвать себя феминисткой, я боялась показаться в глазах других людей агрессивной, враждебной к мужчинам, крикливой активисткой. Я поняла, что, думая таким образом, я сама разделяла широко распространенные предрассудки о феминизме, которые намеренно культивируются в нашем обществе, чтобы приуменьшить его достижения и даже представить их как вредные и не нужные для женщин. Патриархальному обществу не нужны и опасны вышедшие из-под контроля, осознающие свою безусловную ценность люди - как женщины, так и мужчины. Все его многочисленные институты незаметными, трудноуловимыми путями подрывают веру женщин в себя, в свою ценность как личности. Воспитание с детства внушает девочкам роль подчиненного обслуживающего персонала, вторичного по самой своей сути. Образование подчеркивает достижения мужчин и замалчивает успехи женщин. Религия предлагает культ строгого бога-мужчины, враждебного к женщине и ограничивающего ее. Все это приводит к такому к такому феномену, как незаметность, невидимость женщин в нашем обществе. Многие женщины усваивают это полупрезрительное, полуснисходительное отношение к себе, которое является смертельным для творческой личности и требует большой работы по осознанию и преодолению. Конечно, и мужчины страдают от низкой самооценки, проявляющейся у них в виде неустанной толкотни локтями за место под солнцем, постоянного подсиживания друг друга. Неустанная жажда славы, положения, денег и почтительного трепета коллег является компенсацией за глубинное неверие в ценность собственной личности. У мужчин это неверие проявляется в виде эгоизма и выпячивания себя, а у женщин - в виде самобичевания и ухода в тень. Как метко заметила Глория Стайнем в своей замечательной книге "Револючия изнутри": "...самоуважение играет такую же важную роль в судьбе наций, как и в жизни индивидуума. Ненависть к себе ведет к потребности либо доминировать, либо подчиняться. Граждане, которые отказываются подчиняться чему-либо, кроме собственной совести, способны преобразовать свою страну. Короче говоря, самоуважение - это основа истинной демократии"."

Е. Алексеева говорит о важности объединения усилий для поиска ответов, на вопросы, которые рано или поздно встают перед каждым. Ее семинары являются местом, где осуществляется работа по осмыслению собственного опыта, опыта ближнего, по их обобщению и, в итоге, по изменению сознания. Это акт свободного жизнетворчества, самотворения Галатеи. "Мой путь к пониманию этой истины был очень долгим - я все еще иду. Но теперь я иду не одна. На мои семинары приходят люди, которых глубоко волнуют дискутируемые проблемы, - они-то и помогают формировать необходимую каждому систему поддержки. Мы вместе учимся тонкой и трудной науке самопознания и самосоздания. Для женщин это особенно важно. Благодаря особой атмосфере доверия и теплоты, которую мы создаем в процессе общения на семинарах, они начинают очень быстро расти. Приходит осознание ответственности за свою судьбу, желание изменить ее, а главное, понимание, что это в твоей власти. Работа в группе позволяет каждой почувствовать, что она не одинока в своей борьбе - многие женщины борются с такими же проблемами и успешно их решают. Живой пример заразителен. Смех перемежается со слезами, истории жизни становятся источником вдохновения и пищей для размышления. Психологические и философские идеи, лежащие в основе семинара, воспринимаются легче в контексте примеров из жизни. Такие семинары - это двусторонний процесс, и каждый из участников всегда и ученик, и учитель. Работая с женщинами, я многому научилась, в первую очередь, терпению. Поняла важность того, чтобы самой жить по тем принципам, которым я учу других"[[Там же. С.31-32.]].

Лицом к реальности

Одной из своих приоритетных направлений рубрика "Лицом к реальности" считает просветительскую работу по проблеме насилия. Ей посвящены такие публикации, как, например, статья Ю. Качаловой "Насилию не будет оправданий... когда-нибудь, возможно, и у нас". В ней автор размышляет над теми социальными и культурными условиями, которые делают возможным безнаказанную практику насилия в семье. Она также приводит интервью с членом рабочей группы Комитета по подготовке нового закона "О предотвращении насилия в семье", Ю. Королева, полковника МВД и заслуженного юриста РФ. Вот что рассказывает он о процессе работы над законом: "Данный законопроект является целевым межотраслевым законодательным актом, направленным, главным образом, на профилактику фактов насилия в семье. Рабочая группа по проекту состояла, главным образом, из ученых-теоретиков: социологов, психологов, юристов. Наши депутаты работали в тесном контакте с неправительственной американской организацией CONNECT, объединяющей законодателей, юристов, психоаналитиков, представительниц женского движения - всех, кто в США непосредственно занимается вопросами насилия в семье. ...В США первые законы на уровне штатов начали появляться около 30 лет назад. И только в 1994 г. на базе обобщения опыта законодательства штатов принят Федеральный закон. У нас процесс идет от обратного: мы сначала хотим принять Федеральный закон, в который были бы заложены широкие возможности действия субъектов Федерации с учетом их специфики"[[Качалова Ю. Насилию не будет оправданий... когда-нибудь, возможно, и у нас//Женщина Плюс... 1995. №3-4.С.23.]].

Автор считает необходимым вернуться к непосредственному рассмотрению статей проекта закона в связи с тем, что некоторые из них, по мнению и других представительниц женских НПО требуют изменения и уточнения формулировок. Ю. Качалова призывает читателей принять участие в обсуждении и совместной работе над текстом закона и высказывает надежду, что он будет принят уже в следующем, 1996 г. Однако работа в режиме диалога с читателями на первых порах журналу не всегда удавалась.

Сильной стороной издания является его ориентация на возможности практических решений конкретных социальных проблем. Так, в № 3-4 за 1995 год можно найти советы американского философа и психолога Гарриэт Голхор Лернер по проблеме насилия в семье, они отражены в статьях "Будет ли он меня бить?" и "Как помочь женщинам, подвергшимся побоям".

Далее...