Женская пресса

Ровенская Т. А. О чем до сих пор молчали женщины или прогулки по страницам независимой женской прессы. Обзор некоммерческой женской прессы. 1999.
 
В начало документа
В конец документа

Ровенская Т. А.

О чем до сих пор молчали женщины или прогулки по страницам независимой женской прессы


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Однако "Действенные рецепты "Как избавиться от насильника" не всегда применимы"[["Действенные рецепты "Как избавиться от насильника" не всегда применимы, считает психолог// Женщина Плюс... 1997.№2.С.28-32.]], считает психолог М. Миронова. В одноименной статье приводятся шесть реальных случаев, в которых женщинам удалось избежать насилия, с комментариями психолога относительно психологических типов насильников и тактик, интуитивно выбранными их жертвами. Иными словами, перспективности американского опыта при переносе его на российскую действительность дается оценка исходя из конкретных национально-культурных особенностей нашей страны. Западный опыт проходит культурную адаптацию, со своей стороны российские психологи предлагают вниманию читательниц собственные разработки.

Как одну из наиболее важных и серьезных рубрика "Лицом к реальности" выделяет проблему адаптации и социальной самореализации у девушек в условиях социально-экономической нестабильности. Почему снижается социальная активность девушек-подростков, как и кем формируется их жизненная философия, сумеют ли сегодняшние феминистки помочь подрастающему поколению найти свое место в обществе и способствовать его развитию, - этим и другим проблемам посвящена статья Ю. Качаловой "Кто придет на смену "железной леди"?". Проводя небольшое самостоятельное исследование по психологическому портрету современных девочек, она апеллирует к выводам исследований В. Зливкова и С. Яковенко, авторов статьи "Девушки-лидеры: проблема социальной самореализации и психологической защиты". Авторы обнаружили устойчивые образцы "поведения молодых женщин и девушек в ситуации с высоким уровнем неопределенности. Для них были характерны: - нереалистичность притязаний, в соответствии с которыми приемлемой считалась работа хорошо оплачиваемая, легкая, престижная, "быть на виду", с коротким рабочим днем; - ожидание удачи; - боязнь получить отказ, делающая трудными любые обращения к другим людям и усиливающая комплекс "обреченной на неудачу" при каждом отказе; - смирение с доминированием мужчин во всех областях деятельности"[[Ю.Качалова "Кто придет на смену "железной леди"?"//Женщина Плюс... 1995.№3-4.С.15.]]. Обоснование этих и других причин позволяет понять, что заставляет волевых, неглупых и энергичных девушек, бывших лидеров подростковых групп, маскировать свой ум и талант и казаться существами наивными, недалекими и чрезвычайно инфантильными. Анализ социальных причин явления позволяет разобраться в этой "поведенческой загадке". Виновниками же изменений, происходящих в характере девочек-подростков, их отказе от личностной самореализации во многом являются активно навязываемые СМИ и рекламой стереотипы поведения женщины, старательно списанные с американского образца тридцатилетней давности.

"Нам представляется, - пишут авторы, - что в настоящее время государство еще не уделяет достаточного внимания вопросам социальной и психологической защиты девушек-лидеров. Это создает предпосылки для потери потенциальных общественных деятелей из числа социально активных девушек при переходе их в другую возрастную категорию; снижает уровень управляемости социальными процессами в обществе; провоцирует стихийное появление маргинальных лидеров, претендующих на поддержку люмпленизированных слоев общества"[[Там же. С.30.]]. Совершенно очевидно, что эта проблема нуждается в дальнейшем осмыслении и поиске решений на самых разных уровнях. Со своей стороны женские неправительственные организации предпринимают шаги, чтобы привлечь девушек не только к образовательным и просветительским программам, но и к активному творческому взаимодействию. Опыт журнала для девочек-подростков, о котором пойдет речь ниже, является одной из самых интересных и успешных инициатив женского НПО.

Социум

Важность проблемы идейной и личностной ориентации современной молодежи подтверждается и тем, что появившаяся в журнале в 1996 г., рубрика "Социум", открывается исследованием М. Арутюняна, нашедшим свое изложение в статье "Образ власти у мальчиков и девочек"[[См. Женщина Плюс... 1996.№3.С.6-7.]]. Автор не только проводит анализ опросов, проведенных с российскими школьниками, но сопоставляет его результаты с аналогичными опросами, проводившимися во Франции.

Совместная публикация О. Здравомысловой, М. Арутюнят, И. Шуваловой приводит анализ жизненных стратегий современных молодых людей. "Последние десять лет оказали исключительно сильное влияние на весь контекст социализации российской молодежи. Общество из унитарного и застывшего превратилось в такое, которое более всего характеризуется двумя признаками - различиями и изменчивостью. Вместе с тем культура новой России, которую мы хотели бы видеть сильной и демократической, формируется в крайне сложной социально-экономической и политической ситуации, не только не способствующей успешному включению молодежи в общество, но делающей его крайне проблематичным"[[Здравомыслова О., Арутюнян М., Шувалова И. Жизненные стратегии современной молодежи// Женщина Плюс... 1998.№1.С.13.]], - считают авторы статьи. "Для современно общества, в которое вступает молодежь, характерны все признаки переходности: радикальная переоценка ценностей, неясность перспектив, распространенность катастрофического мировосприятия, нарушение преемственности в отношениях между поколениями, отсутствие ясных "правил игры" или социально признанных способов реализации индивидуальных жизненных стратегий"[[Там же. С.15.]].

Авторы, в частности, отмечают, что ориентация родителей на передачу детям конформистских ценностей (таких так умение вести себя на людях, честность, аккуратность, послушание родителям, хорошие отметки и поведение в школе) в ущерб развитию у них внутренних регуляторов поведения (таких как ответственность, чуткость и внимательность к людям, любознательность, самоконтроль) делает подростков в высшей степени зависимыми от того, в какое окружение они попадают. В условиях нестабильного российского общества это особенно повышает вероятность девиантного поведения. Если в социалистическом обществе показателем социального успеха являлось образование, сегодня ему на смену пришли деньги и независимость от других. "Можно сказать, что в современной модели успеха наивысшим достижением считается максимальная независимость от общества"[[Там же. С.14.]]. Ориентация на максимальную независимость от общества, "безграничную свободу" наряду с потребностью в социальном успехе, выражающемся в первую очередь в денежном эквиваленте, продемонстрировали опросы современной молодежи - студентов высших учебных заведений. Исследователи отмечают, что такая противоречивая позиция резко снижает для них шансы на успех.

Публикация О. Здравомысловой "Современный мужчина" открывает в журнале новое направление "Mеn's Studies", которое разрабатывается на базе гендерной социологии, культурологии и психологии. В то время, как на Западе в наши дни представления мужчин и женщин об идеальном мужчине практически полностью совпали и включают в себя набор следующих характеристик: "честен, хорошо образован, справедлив, жизнерадостен, деликатен, надежен, ответственен, энергичен, уверен в себе, спокоен, находчив, способен к сопереживанию", в России активно пропагандируется образ, так называемой, "истинной мужественности". Результат опроса, проведенного О. Здравомысловой среди московских студентов-экономистов, показал, что образ современного успешного российского бизнесмена напрямую связан с наличием таких качеств, как "жестокость, жесткость, властность, агрессивность, упорство в достижении цели, уверенность в себе, скрытность". Отклонение же от этих норм грозит неуспехом и даже настоящим жизненным крахом. А поскольку удержаться на нормальном "среднем уровне" в России становится все более и более трудно, мужчина все чаще рискует потерять статус, в том числе и семейный. "Привязанность" к традиционной модели кормильца, популярной в России, также создает огромные трудности для мужской социализации". Проблема видится и в том, что в современной России "гораздо чаще говорят и пишут о возвращении к неким традиционным нормам, искаженным в советский период, чем о кризисе самих этих норм, в том числе кризисе классических представлений о мужественности. Именно поэтому для российских мужчин более реальна опасность оказаться маргиналами - неудачниками с точки зрения требований традиционной мужской роли и в то же время неудачниками в современной роли, пока еще неустоявшейся и открытой для экспериментов"[[Здравомыслова О. Современный мужчина //Женщина Плюс... 1996.№3.С.23.]].

Интересный материал "Русские женщины глазами итальянских мужчин", который представляет собой перепечатку сообщения Оксаны Файс, сделанного ею на III Международной конференции по гендерным исследованиям. Она рассказала о результатах опроса 100 итальянцев, работающих в Москве, целью которого было выявление их отношения к российским женщинам. "С некоторой степенью условности респонденты были поделены на три группы. В первую вошли лица, находящиеся наверху социальной лестницы: руководящие сотрудники посольства, главы крупных итальянских фирм, работающих в Москве. Ко второй группе были отнесены представители среднего управленческого звена. Третью группу составили исполнительные работники итальянских компаний, рабочие строительных фирм и т.п."[[Русские женщины глазами итальянских мужчин//Женщина Плюс. 1998. №1. С.16.]]

Все перечисленные группы сошлись во мнении, что "русский персонал плох, но женщины молодцы!" Нет смысла спорить с этим утверждением, однако, что же легло в основу подобного отношения? "Прежде всего, иностранцы подчеркивают высокий уровень образования и профессиональной подготовки, которыми обладают русские женщины. 90% российских сотрудниц итальянских кампаний имеют высшее образование, что до глубины души поражает их иностранных боссов. ... Практически у всех представителей иностранных фирм наблюдалась явная дисгармония между их отношением к России как к презираемой, дикой и варварской стране с разваленной экономикой и культурно-образовательным уровнем российского персонала, который оказывается намного выше их собственного".

Вторая черта, на которую обращали внимание респонденты первой и второй групп, - это "невероятная трудоспособность и выносливость русских женщин. При этом, устраиваясь на работу, женщины, в отличие от мужчин, часто соглашаются на невыгодные экономические условия, например, значительно более низкий в сравнении с иностранным персоналом уровень оплаты при тех же профессиональных требованиях и степени занятости. Поэтому в отличие от европейской традиции, где при трудоустройстве предпочтение отдается мужчинам, руководители работающих в России инофирм с большей охотой принимают на работу женщин".

Помимо профессиональных достоинств российских женщин, итальянские мужчины выделяли и целый ряд их человеческих качеств. "Для респондентов элитарных групп, ввиду незначительности контактов с местным населением (за исключением своих сотрудников), характерно литературное представление о русской женщине, основанное на образах Толстого, Достоевского, Чехова. Однако, как жаловались многие итальянские боссы, когда они начинали переносить эти синтезированные образы на живых конкретных женщин, их постигало горькое разочарование. На деле "милые, трогательные, жертвенные создания" оказывались весьма энергичными, деловыми и боевитыми, жестко пресекающими посягательства на свои права". Согласитесь, это очень знаменательное замечание, ведь через диоптрию сконструированных образов на русскую женщину смотрят не только итальянские мужчины, но и, например, некоторые американские феминистки, которые, вооружившись учениями величайших русских писателей XIX века, отправились на исполнение своего миссианского подвига по перевоспитанию российских женщин в Россию. Мерцающим сознанием это вспыхивает и у российских мужчин, вызывая приступ вялой ностальгической тоски при взгляде на жену, директора охранного агентства. Да и сами женщины начинают вдруг страшно комплексовать, когда внезапно приходит на ум, что их собственные черты и желания пошли в разрез с "чистейшей прелести чистейшим образцом". А жаль.

Наиболее интересные характеристики нашим соотечественницам дали представители третьей группы. Их диапазон общения был гораздо шире, он включал и учащихся ПТУ, и студенток, и женщин-профессионалов и безработных. "Среди отмеченных положительных качеств наиболее часто упоминается душевность и способность выслушать. По мнению всех опрошенных итальянцев, открытость к душевным контактам является отличительной характеристикой именно русских женщин: их западные подруги неохотно открывают доступ в свой внутренний мир; еще менее они готовы выслушивать и принимать на свои плечи ношу чужих проблем.

В числе негативных характеристик москвичек многие называли жесткость, расчетливость. При этом, чем моложе женщина, тем ярче проявляются эти черты. В то же время молодые (16-20 лет) девушки и женщины оказываются более доверчивыми и незащищенными.

Представители всех трех групп говорили о "загадочности" русских женщин, но при этом так и не сумели раскрыть суть этого определения. Минимальные попытки объяснить "загадочность" были сделаны представителями третьей группы, указавшими на непредсказуемость поведения и резкие переходы в настроении у своих знакомых москвичек. Были отмечены независимость русских женщин, их неподчиняемость традиционным социальным, поведенческим и половым нормам, рассматривающим статус женщины вторичным по отношению к статусу мужчины.

Представители всех трех групп отметили, что те положительные черты, которые они связывают с образом русского народа, несомненно, привнесены женщинами. По мнению итальянских мужчин, в России именно женщины задают тон в профессиональной и в социальной сферах и являются наиболее активной, энергичной и самобытной частью населения"[[Там же.]].

Разобраться в том, какая она, современная женщина, нарисовать ее образ с позиций самих россиянок, предлагает публикация в третьем номере журнала за 1996 г.[[Современная женщина: три точки зрения на природное и социальное// Женщина Плюс... 1996.№3.С.24-27.]]

Помимо освещения проблем, стоящих перед женщиной в современном обществе, в своей рубрике "Социум" "Женщина Плюс" призывает с большим вниманием отнестись к обеспечению и поддержанию социально-правовой базы в отношении привычно считаемых "женскими" сфер жизнедеятельности. В этом аспекте безусловный интерес представляет анализ новой правительственной программы социальных реформ. Ему посвящена публикация М. Либоракиной "К чему ведут социальные реформы". Переход от политики социальных прав к политике социальных нужд вызывает серьезную озабоченность автора. "Сегодня предлагается выплачивать пособие по беременности и родам только женщинам, чей доход не выше прожиточного минимума. Если эти предложения воплотятся на практике, придется зафиксировать полный отказ от конституционных гарантий социальных прав"[[Либоракина М. К чему ведут социальные реформы// Женщина Плюс... 1997.№2.С.19.]], - предупреждает она.

Демографический кризис как социальная проблема также не может не волновать женские неправительственные организации. Однако их взгляд на проблему существенно отличается от того, как ее стремятся представить официальные средства массовой информации. Женщины видят причины кризиса не столько в том, что "женщины перестали рожать", развенчивая тем самым очередной миф, представляющий выгоду на очередном витке государственной политики, сколько в резком снижении продолжительности жизни и в росте смертности населения. "Демографическую политику надо, насколько это позволяют устойчивые клише общественного мнения, освободить от стимулирования рождаемости и сосредоточить на реальной помощи тем семьям, матерям и уже рожденным детям, которые в ней нуждаются", - говорится в докладе "О положении семей в Российской Федерации", ставшим центральным материалом в подготовленной вторым номером журнала за 1995г. подборке на эту тему, озаглавленной "Думайте сами, решайте сами" - рожать или не рожать".

Защищать детей - право матерей

Так называется рубрика журнала, освещающая проблему, которую мы условно назовем "Женщины и армия". Отношение к своим детям, в широком смысле этого слова, в женских независимых изданиях определяется в первую очередь стремлением помочь их социализации и защитить от насилия со стороны государства: предотвратить насилие над девочками и защитить мальчиков от армии. В обоих случаях правовая система государства не берет на себя ответственность за их судьбы и подвергает их жизни смертельной опасности. В данном случае женские организации берут на себя социально-охранительную функцию. Не случайно авторы одноименной статьи "Защищать детей - право матерей" И. Рыльникова и Е. Тополева считают, что деятельность многих неправительственных женских организаций в России по своему характеру представляют движение скорее не феминистское, а материнское. "Это движение - чисто российский феномен, потому что призвано защищать очень взрослых "детей", а не детенышей. В западных странах раньше выходят из-под родительской опеки, но, во-первых, таковы российские традиции, а во-вторых, там, на Западе, из-под покровительства пап и мам молодой человек переходит под покровительство закона, который, как правило, выполняется. У нас же сразу после школы ребятам приходится столкнуться с "опекой" военного ведомства"[[Рыльникова И., Тополева Е. Защищать детей - право матерей// Женщина Плюс... 1995. №3-4.С.17.]].

Что же такое современная российская армия и почему матери и сыновья боятся ее как чумы, спрашивают авторы статьи и предлагают свой ответ. "Армия - это дедовщина, когда новобранцы подвергаются всяческим издевательствам и унижениям со стороны старших служащих. Армия - это преследование по национальному признаку. Армия - это отвратительная пища, плохое медицинское обслуживание, отсутствие нормального досуга. Армия - это избиения, тяжелые болезни, сиуцид"[[Там же.]]. Страх за жизнь и судьбу своих сыновей и готовность родителей бороться за своих детей до конца стали толчком для создания в 1989 г. новой общественной организации, Комитета солдатских матерей, ставшей с тех пор одной из самых массовых и влиятельных в России. Его деятельность заслуживает более подробного освещения.

Комитет солдатских матерей России - женская правозащитная, пацифистская организация. Она ставит своей стратегической целью вместе с женщинами всех государств планеты добиться уничтожения ядерного оружия и роспуска армии. С 1989 г. Комитет добился существенных результатов, о которых рассказывает "Женщина Плюс...", а именно:

"176000 студентов вернулись на год раньше из армии и приступили к учебе. По настоянию и при участии КСМ внесены изменения в нормативные акты, касающиеся армии:

- с 1 января 1991г. впервые в истории армии России введено страхование жизни и здоровья солдат и матросов;

- в феврале 1991г. Совет министров СССР постановил, что на военную службу в Закавказье направляют солдат только с их добровольного согласия;

- в сентябре 1991г. приняты новые медицинские требования к здоровью призывников. КСМ добивался их принятия более 2 лет;

- с 1992г. увеличена ежемесячная денежная выплата солдатам и матросам, однако, по мнению КСМ, она все же недостаточна;

- совместными усилиями членов КСМ, депутатов и правозащитников в Конституции России с 1992г. закреплено право граждан на альтернативную службу (гражданскую). С 1889 г. КСМ участвует в разработке закона об альтернативной службе.

В декабре 1990 г., усилиями КСМ создан и действует по сей день специальный пункт для солдат и матросов, покинувших свои воинские части ради спасения жизни и достоинства личности. Помощь беглецам оказывают члены КСМ совместно с офицерами Министерства обороны. За это время оказана помощь более 7000 солдат и матросов.

После ввода федеральных войск в Чечню КСМ открыл телефонную "горячую линию", чтобы помочь родителям получить сведения о сыновьях-солдатах.

6 января в зону боевых действий выехала за пленными первая группа родителей во главе с председателем КСМ, Марией Кирбасовой, которая пребывала в Грозном до 7 февраля. КСМ оказал помощь при отправке групп родителей за пленными сыновьями, при взаимодействии с Союзом женщин Ингушетии, депутатами Федерального собрания, чеченской диаспорой.

Для предотвращения репрессий по отношению к солдатам, отказавшимся воевать в Чечне, КСМ было разработано заявление - отказ от участия в незаконных военных действиях. Юридической основой послужили международные пакты и конвенции и законы России. Это стало формой активного гражданского неповиновения.

25-26 февраля состоялся Международный конгресс солдатских матерей под девизом "За жизнь и свободу". По решению Конгресса был проведен Марш Материнского Сострадания. Участники марша отправились от могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены на автобусе через города России в Грозный по районам боевых действий. 21 апреля марш был завершен в Грозном"[[Там же. С.18.]]. И это далеко не полный список мероприятий и акций, проводимых КСМ.

При всей активности и эффективности своей деятельности Комитет работает в более чем сложных условиях. Вот что рассказывает корреспонденту журнала пресс-секретарь этой организации В. Мельникова: "Мы финансируемся только в рамках проектов Московского исследовательского центра по правам человека. Конечно, нам не хватает ни средств, ни помещений. Огромный поток людей, которые обращаются к нам, проходит через нашу единственную комнату, а ведь мы могли бы принять гораздо больше. Наши собрания проводятся ... на улице, рядом со зданием Центра. И приходят сотни людей. Оплачивается работа только одного сотрудника - дежурного на телефоне, все остальные - волонтеры. Большие проблемы со связью. У нас нет ни модемной, ни даже нормальной телефонной связи - мы не всегда можем связаться с теми, кто нуждается в нашей помощи. ...Нам не помогают материально ни государственные, ни коммерческие структуры. Мы даже не можем получать гранты и пожертвования, потому что мы очень опасные партнеры. И международные фонды, и спонсоры понимают, что, помогая нам, они действуют против государства, чьим главным оппонентом являются правозащитные организации. И не желают входить в конфликт с государством"[[Там же .С.20.]].

Женщины и политика

Хотя "Репортажи из Думы" Н. Сапциной появлялись в самых первых номерах "Женщины Плюс..."[[См. напр. Женщина Плюс...1994. №2. С.22-23]], на принципиально новом уровне журнал возвращается к освещению этой темы в рубрике "Женщина в политике". Вопрос необходимости работы над созданием имиджа женщины-политика поднимает психолог Е. Собчик. "Женский стиль в политике еще не выработан... его еще только предстоит выработать"[[Имидж политика - дело тонкое// Женщина Плюс... 1998.№2.С.1.

]], - утверждает она. "Вообще в нашем обществе очень сильны антифеминные установки и к женщинам, занимающимся политикой, предъявляются требования гораздо более высокие, чем к политикам-мужчинам. ... Требования к "сильному полу" гораздо мягче, им многое прощается, поэтому некомпетентных политиков среди мужчин в процентном отношении больше, чем среди женщин". Но в то же время "женщины в России в большинстве своем еще не доросли до осознания личной ответственности за судьбу государства. Однако те из них, которые начали всерьез заниматься политикой, ведут себя более ответственно и, как правило, занимаются решением конкретных задач и проблем". При этом психолог критикует тех женщин - политиков, которые начинают спекулировать на своей принадлежности к слабому полу. В качестве состоявшихся политиков, сумевших создать свой уникальный имидж, благодаря которому они вызывают у электората доверие и симпатию, она называет Э. Памфилову и И. Хакамаду. Интервью с Э. Памфиловой можно найти в том же номере журнала в статье "Политика - для человека".

Рубрика "Беседа с психологом" в этом номере журнала посвящена практическому искусству делового общения, а также установлению взаимопонимания в процессе делового общения, т.е. проводит обучение женщин, готовых принять активное участие в деловой и политической жизни страны.

Женщина и природа: некоторые аспекты экофеминизма

Журнал не обошел вниманием темы "Женщина и природа". Более того, он одним из первых познакомил российских читателей с понятием "экофеминизм". В своей статье "Женщина и природа: некоторые аспекты экофеминизма" Штеффи Энгерт рассказывает о возникновении нового направления феминизма, родившегося из объединения с движением зеленых. В его основу легло утверждение о том, что "женщина, если можно так выразиться, "ближе" к природе, чем мужчина"[[Энгерт Ш. Женщина и природа: некоторые аспекты экофеминизма//Женщина Плюс... 1994.№2.С.20.]]. Она исследует историю видоизменения концепции о единстве человека с природой и отмечает, что характер отношения к женщине отражал на каждом историческом этапе специфику отношения человека к природе и наоборот. Объясняется эта зависимость тем, что "женщина рассматривалась как часть природы, чья основная функция заключается в воспроизводстве рода. Ее репродуктивные функции должны быть взяты под контроль в той же мере, в какой должна быть покорена природа". Исследовательница отмечает, что в настоящее время "требуется новый базис для построения взаимоотношений между культурой и природой, на основе которого природа должна рассматриваться как партнер человечества, требующий бережного и уважительного отношения"[[Там же. С.21.]]. Иными словами, в основу формирования этой новой космологии ложатся принципы феминизма.

Далее...