Семья, планирование семьи

Климантова Г. И. Семья в условиях кризиса: проблемы адаптации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации М., 1999.
 
В начало документа
В конец документа

Климантова Г. И.

Семья в условиях кризиса: проблемы адаптации


В последние годы проблемы российской семьи во многом обусловлены воздействием системного экономического кризиса, вошедшего после 17 августа 1998 г. в открытую форму. Главное - массовое снижение жизненного уровня семей с детьми. В числе бедных семей по общепринятым социально-экономическим и статистическим критериям оказались не только те, чье благосостояние и в прошлом находилось ниже черты бедности, но и огромная масса работающего, относительно благополучного до недавнего времени среднедоходного (по российским параметрам) слоя населения. За чертой официального прожиточного минимума находится 69 процентов молодых семей, среди бедных семей - 76,3 процента многодетных. Негативно воздействуют на семью безработица, задолженности по выплате заработной платы, детских пособий, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты за труд.

На положении российской семьи сказывается и общая деградация социальной сферы, обусловленная постоянным нарастанием деструктивных процессов. Падение доходов на душу населения и разрушение социальной сферы привели к серьезным негативным сдвигам в качестве жизни семей. По некоторым важнейшим социальным индикаторам Россия оказалась за порогом допустимого уровня.

Так, проведенное Госкомстатом России обследование бюджетов домашних хозяйств (а оно проводилось во всех регионах страны. причем отдельно среди городского и сельского населения) выявило, что в IV квартале прошлого года расходы на питание в бедных семьях (это 15 млн.чел.) составляли в среднем 165,8 рубля в месяц. В среднем на каждого приходится 298 граммов хлеба, 38 граммов картофеля, 34 грамма мясных продуктов, 38 граммов сахара, 13 - растительного масла. По калорийности, содержанию витаминов, белков и жиров этот рацион значительно ниже предельно допустимых норм. На покупку обуви и одежды денег практически не остается[[Головачев В. Пайка хлеба в мирное время //Труд,1999, 9 апреля]], 71,9 процента семейного бюджета уходит на питание. В многодетных семьях среднедушевые доходы в два с лишним раза ниже прожиточного минимума. Но такая нищета характерна не только для этой категории семей. В январе этого года 56 млн. граждан по оценкам Госкомстата прозябали в нищете. Столь широкомасштабной бедности в России не было за все годы реформ, начиная с 1992 года. Огромная дифференциация доходов, уровня жизни сказывается на реальной жизни семей - в богатых семьях потребляется в 10 раз больше мяса, в 9 - рыбы, фруктов и ягод - в 12, молочных продуктов - в 5 раз.

Критическую ситуацию, сложившуюся в российской семье в конце прошлого и начале нынешнего года, подтверждают исследования, проведенные специалистами ВЦИОМ. На вопрос "Что бы вы могли сказать о материальном положении вашей семьи?" лишь 2 процента граждан ответили: "Живем хорошо, без особых материальных забот". Еще 30 процентов ответили: "Живем более или менее прилично", а большинство - 67% россиян "едва сводят концы с концами или живут "за гранью бедности".

Данные Госкомстата подтверждают эту самооценку семей: основная масса семей и населения сосредоточена именно в низкодоходных группах.

Новым для России стало образование "социального дна - у 10-11% населения доходы не обеспечивают стоимости даже питания. Можно сделать вывод о том, что именно группы низкодоходных семей не справляются с задачами адаптации к новым условиям. Обостряется положение семей и в связи с реформой жилищно-коммунальной сферы. При столь низких доходах платить за жилье становится невозможно. Например, по данным Минжилкомхоза в 1998 году федеральный стандарт доли платежей населения в затратах на жилищно-коммунальные услуги составил 50%. В среднем по России доля платежей на жилищно-коммунальные услуги составила 50,4%. В 1999 году предполагается рост до 60%, а во многих городах и регионах доля платежей на коммунальные услуги уже в 1998 году составила более 60% (например: в Самарской области - 66%).

При этом, по данным специалистов, ни в одной стране мира, где население имеет столь низкие доходы, как в России, оно не владеет таким благоустроенным и капитальным жилищным фондом. Это означает, что без дотаций государства большая часть семей еще долгое время не сможет содержать свои квартиры, если не произойдет решительных изменений в политике доходов государства.

Именно экономическое положение семей влияет на устойчивую тенденцию к обострению всех процессов жизнедеятельности семьи. В документах Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы РФ, проведшего парламентские слушания на тему "Семья и общество" отмечаются следующие тенденции:

- малодетность семьи, доля однодетных семей достигает 31% от общего числа семей, с двумя детьми - 21,4%, многодетные семьи - 5,3%;

- рост числа неполных семей. В России их 5,2 млн., из них 98% составляют семьи, состоящие из матери и одного ребенка;

- увеличение численности социально уязвимой группы детей. В первую очередь это дети из бедных семей;

- снижение воспитательного потенциала семьи. На учете в органах внутренних дел состоят 125 тыс.родителей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно на них влияющие. 50 тыс.детей ежегодно убегают из семьи, 70% подростков, употребляющих наркотики, проживают в неблагополучных семьях. Растет детская безнадзорность и беспризорность. Распространяется насилие в семье - физическое, сексуальное, психологическое. В семьях совершается около 30 процентов умышленных убийств. Ежегодно около 2 млн.детей жестоко избиваются родителями, 2 тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством.

 

Комитет делает следующие выводы:

Первый. В условиях постоянного нарастания кризисных явлений не только резко обостряется социально-демографическая ситуация в стране, но идет фактическое разрушение института семьи. Семья перестает выполнять свои основные функции по обеспечению рождения и воспитания детей, идет утрата нравственных ценностей в этой сфере.

Второй. Значительные нарушения в функционировании семьи объективно ведут к разрушительным процессам в детской среде.[[Материалы к пресс-конференции "Семья и общество" председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы РФ Апариной А.В.]]

С этими выводами трудно не согласиться.

Но главный вопрос, на который необходимо найти ответ, заключается в том, что же все таки необходимо сделать для поддержки адаптационных возможностей российской семьи и создания благоприятных условий для обеспечения ее жизнедеятельности.

Председателем Совета Федерации Е.С.Строевым еще в 1997 г. сформулирован важнейший принцип социальной переориентации всей экономической политики - "любые действия, предпринимаемые в целях...повышения экономической эффективности, должны соответствовать критерию повышения уровня и качества жизни населения"[[Строев Е.С. Главные направления корректировки курса реформ в России // Проблемы теории и практики управления, 1997, № 3,-С.10.]].

Позиция Совета Федерации в отношении улучшения жизни населения, а значит и семей, изложена во многих документах: это и постановление Совета Федерации "О социально-экономической ситуации в Российской Федерации и неотложных мерах по выводу страны из кризиса", и меры по подъему экономики, повышению жизненного уровня населения, предотвращению социального расслоения, разработанные на двух международных экономических форумах в Санкт-Петербурге, научно-практических конференциях "Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики" и "Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период", многочисленных "круглых столах" под руководством Председателя Совета Федерации Е.С.Строева, Председателя Комитета Совета Федерации по вопросам социальной политики В.А.Торлопова, Председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.В.Сударенкова и других членов палаты.

Сегодня перед Россией как никогда остро стоит проблема выбора общественного и экономического пути развития, разработки стратегии с ясным и четким представлением о конечных целях и системе приоритетов. Именно в русле названных стратегий должно меняться положение семьи. Но при этом необходим поворот экономической и социальной политики государства в сторону семьи, как важнейшего социального института общества. Семья всегда была и остается основой России, опорой для ее возрождения. Разрабатываемые Советом Федерации подходы к формированию концепции социальной политики современной России являются реальными шагами в интересах семьи. Две центральные проблемы: политика доходов и политика занятости, выдвинутые в качестве базовых для реформирования социальной сферы, вполне отвечают социальным ожиданиям российских семей.

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Семья в процессе развития" (г.Москва, октябрь 1998 г.) отметила необходимость дальнейшего усиления ключевой тенденции программы социальных реформ - переориентации социальной политики на семью, последовательного совершенствования практических механизмов реализации государственной семейной политики, в том числе федеральных, региональных и отраслевых целевых программ. В обязательном совершенствовании нуждается система государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми. Здесь на первый план выдвигается, безусловно, реформа оплаты труда, приближение минимальной заработной платы к реальному прожиточному минимуму, повышение доли оплаты труда в ВВП. Определенных административных усилий требует и последовательное, настойчивое внедрение адресной поддержки семей с детьми.[[См.: Аналитический вестник Совета Федерации №3(91),1999 г.]]

К первоочередным задачам в области государственной семейной политики, которые будут способствовать адаптации семей к рыночным отношениям, относятся проблемы создания современной правовой базы развития семьи как социального института и формирования государственной семейной политики как важнейшей составной части государственной социальной политики.

Нуждается в совершенствовании социальная экспертиза проектов государственных решений, в том числе экспертиза, предусматривающая уровень социальной допустимости и безопасности для семей тех или иных намечаемых органами власти мер[[См.: материалы научно-практической конференции "Семья в процессе развития",-М.,1998]]. Этому нас учат уроки 17 августа 1998 года. Активно содействовать адаптации семей могли бы средства массовой информации - систематически освещать этот процесс, показывать, как семьи справляются с новыми социально-экономическими условиями, какова здесь позиция федерального центра и субъектов Федерации.

Безусловным приоритетом каждой семьи является возможность получить детям образование. В рекомендациях Парламентских слушаний Совета Федерации "О реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование" (декабрь 1998 г.) обозначена ясная, последовательная позиция палаты на необходимость приоритетного развития образования в обществе, которое должно явиться основой развития реального сектора экономики, фундаментом интеллектуального потенциала России и перспектив ее духовного и экономического возрождения. Реализация рекомендаций парламентских слушаний (даже частичная) о безусловном приоритете образования в обществе явится мощным фактором поддержки адаптационных возможностей семей.

Близятся выборы в Государственную Думу РФ. В программах практически всех партий и движений интересы семьи присутствуют, но самое главное, что должно быть в них - активная позиция по отношению к семье, взгляд на возможности большой политики через интересы простого человека, заботы семьи.