Женское движение, социальная активность

Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. Иваново, 1996.
 
В начало документа
В конец документа

Шабанова А. Н.

Очерк женского движения в России


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Такое сочувствие русского общества делу женского врачебного образования, несмотря на противодействие сверху, находит свое объяснение в деятельности первых женщин-врачей. Пионеркам этого дела пришлось пробить твердую броню невежественности, предрассудков и недоброжелательности, чтобы доказать свою правоспособность. На войне, в земствах, в городах и в глухих деревнях женщина-врач работала наравне с мужчиной: она работала и на поприще науки, представив научные труды (Шабанова, Тарновская и др.), и на педагогическом поприще, как преподавательница гигиены, и в качестве ассистентки при клиниках, и работала без прав и часто без всякого вознаграждения. Заслуги женщин-врачей были осознаны и правительством, признаны обществом, и земством, и народом, что и выразилось в единодушном протесте против решения военного министра закрыть женские врачебные курсы, состоявшие при военном министерстве. Опубликованное постановление было поколеблено, официальных поводов к отказу о возрождении курсов не находилось: с одной стороны женщины-врачи доказали свою подготовку и заслужили общественное признание, с другой стороны представлялось материальное обеспечение на устройство курсов. И после разных странствований "дела" по комиссиям, после кипы исписанных отношений, в 1897 г. был открыт Женский медицинский институт в Петербурге, как государственное учреждение. И женщинам-врачам присуждены равные с мужчинами права на врачебную деятельность и на государственную службу (кроме прав по чинопроизводству).

Эта победа праздновалась всей культурной частью России, так горячо отозвавшейся на возрождение женского врачебного образования.

Я не буду перечислять всех существующих в настоящее время в России женских курсов, как медицинских, так и высших, - почти во всех больших центрах организованы или организуются эти рассадники образования для женщин, обязанные своим возникновением главным образом частной и общественной инициативе и влиянию женщин. Но, заканчивая очерк прошлого, не могу пропустить упоминания о нашей знаменитой ученой-математичке Софье Ковалевской, имя которой известно в Европе, которая, не признанная в России, была избрана профессором Стокгольмского университета и прославила себя многими ценными научными трудами.

В последние годы в России начало развиваться профессиональное техническое образование женщин, появились сельскохозяйственные, политехнические, архитектурные женские курсы, и в настоящее время у нас насчитывается известное количество женщин агрономов, архитекторов, инженеров, и многие из них уже на практике применяют с успехом свои знания.

Одним из назревших вопросов является вопрос о допущении женщин к адвокатуре; женщина, добившаяся с большим трудом юридического образования, выдержавшая экзамен на доктора прав, как г-жи Подгурская, Баумщтейн, Бубнова, Флейшиц и др., не допускаются к адвокатуре. Почему? Только потому, что женщина не мужчина...

Первая в России женщина-юрист, окончившая курс в Лейпцигском университете в 1873 г. была А.М. Евреинова, посвятившая себя потом разработке научных вопросов.

Борьба русских женщин за образование, за знания, стремление к самосовершенствованию отняла много сил и времени и принесла результаты. Некоторые пути открыты, женщина может учиться и в некоторых областях прилагать к жизни свои знания. Поле ее деятельности и область приложения труда расширились. Но, достигнув частичной

самостоятельности, добившись права учиться, русская женщина столкнулась с действительностью, поставившей ей преграды, и оказалась скованной нашим законодательством, лишающим ее самых примитивных прав человека. Гражданские права женщины ограничены, политических прав она не имеет вовсе.

Выступив на арену общественной жизни, убедившись фактически в своем бесправии, в пониженной оценке своего труда, выросшая за последние годы, русская женщина не могла не направить своих сил на борьбу с этими условиями и на отстаивание человеческих прав.

Так возникло, так называемое, политическое движение русских женщин, особенно ярко выразившееся в последние годы, которые принесли с собой сильный подъем общественного самосознания. Борьба за образование сменилась борьбой за права.

Шедшие рядом с мужчиной в революционном движении женщины, как Перовская, Армфельд, Фигнер и многие другие боролись за свободу; нелегальные, как и их товарищи мужчины, они сознавали себя равными с ними, равными в бесправии, равными в совершении одной работы и равными при осуждении на каторгу или эшафот.

В социалистических партиях, где требования ставились широко и требовались коренные социальные реформы, равноправие женщин признавалось само собой, как одна из необходимостей.

Но большая часть женщин, работавшая в легальных сферах жизни, постоянно, на каждом шагу, наталкивалась на заграждения, основанные на привилегии мужской личности над женской.

При подобных условиях естественно должна была возникнуть борьба за равноправие, борьба женщин за свои человеческие права, - так называемое женское освободительное движение.

Это движение тесно связано с прогрессивными социальными вопросами нашего времени и хотя результатов борьбы еще немного, но нельзя не признать, что в этом направлении русская женщина шагнула довольно далеко, приобщилась к общей культурной жизни и проявила свои силы в ней.

Сознание своего бесправия, изолированности от общеполитической жизни страны, необходимости общими усилиями работать для достижения равноправия, побудило женщин сплотиться и организоваться для общей деятельности. Такими организациями явились женские общества, союзы и женские клубы, которые были разрешены только в последние годы.

Первым и старейшим союзом женщин в России, сплотившим интеллигентных женщин, было "русское женское взаимно-благотворительное общество", разрешенное с большими затруднениями в 1895 г. Первые годы деятельности этого общества были посвящены объединению женщин, поддержке трудящихся, улучшению положения неимущих, самообразованию и культурным вопросам. По условиям того времени общество имело замкнутый характер и в свой клуб допускало только женщин. Но незаметно жизнь выдвинула и натолкнула общество на правовые, общие и политические вопросы, которые заняли скоро доминирующее место в его сфере деятельности.

В первую очередь были поставлены обществом требования освобождения женщин от паспортных стеснений, уравнения прав наследства, участия женщин в земском и городском самоуправлении, допущения в университеты и расширения области труда. Общество обращалось и в административные учреждения, и в городские и земские самоуправления, и к ректорам университетов, и собрало со всей России статистические сведения о службе и вольнонаемном труде женщин. Бюро по исследованию женского труда в России работало под председательством члена совета общества E.В. Авиловой и собрало значительный материал по этому вопросу. Затем выдвинут был и вопрос об участии женщины в политической жизни страны.

В 1905 г., когда всю Россию охватило ожидание свободы, когда дух надежды окрылил все слои общества, председательница и одна из учредительниц русского женского взаимно-благотворительного общества, д-р А.Н. Шабанова внесла в общее собрание предложение, принятое единогласно, - возбудить ходатайство о привлечении женщин к участию в предстоящем "собрании уполномоченных" (земском соборе), по рескрипту от 18 февраля, в котором возвещалось "о привлечении достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей".

Это первое в России требование для женщин равных политических прав с мужчинами было направлено советом общества в комитет министров. Ответа не последовало, но его прочла вся Россия в опубликованном законе от 6 августа 1905 г., по смыслу которого женщины приравнивались к лицам несовершеннолетним, слабоумным и состоящим под судом. Это было coup de fouet для всех сознательных женщин.

Совет женского общества, по предложению А.Н. Шабановой, решил сделать попытку объединить женщин России в петиции о даровании избирательных прав женщинам и петицию направить в созываемую первую Государственную Думу. С этой целью были разосланы воззвания, призывавшие русских женщин к объединению и к отстаиванию своих прав.

Появился Высочайший манифест 17 октября 1905 г., распространявший права избрания в Государственную Думу на те классы, которые были лишены этих прав. В виду этого совет женского общества обратился к графу Витте с запросом:

причисляются ли и женщины к избирательным классам, или половина населения России лишена прав голоса? Граф Витте отвечал, что при издании манифеста 17 октября вопрос о предоставлении женщинам избирательных прав не обсуждался. Тогда совет женского общества направил в совет министров мотивированное ходатайство о необходимости распространить закон 17 октября и на женщин, но это обращение осталось без ответа.

Итак, в силу законов 6 августа и 17 октября женщины были исключены из числа правоспособных граждан России, и все попытки официальных ходатайств остались без результата. Оставался один путь, обращение от имени русских женщин прямо в Государственную Думу. Этот путь был принят русским женским обществом, собравшим в три месяца более 5000 подписей под петицией следующего содержания:

РУССКОЕ ЖЕНСКОЕ ВЗАИМНО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

С.-ПЕТЕРБУРГ

Спасская, 18

3 мая 1906 г.

В Государственную Думу

В великий день открытия Государственной Думы, день, которого вся Россия ожидала с напряженным нетерпением, когда собрались первые избранники русского народа, среди них нет ни одной женщины и ни одного представителя, избранного непосредственно женщинами.

Правительственными актами от 6 августа, 17 октября и 11 декабря половина населения России лишена права голоса в общем для всех граждан деле, признана неправоспособной и отнесена к категории несовершеннолетних и бесправных существ.

Русское женское взаимно-благотворительное общество, неустанно служившее в течение 10 лет своего существования интересам женщин и поддержанное сочувствием нижеподписавшихся лиц, считает своей нравственной обязанностью во имя справедливости, во имя защиты человеческого достоинства женщины, поставить на решение Государственной Думы вопрос о политическом равноправии женщин в России.

Русская женщина во всех областях труда и забот в деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной: в труде крестьянском, земледельческом, в работе фабричной, промышленной, на поприще науки, литературы и искусства, на службе в правительственных, общественных и частых учреждениях, в высоком служении врача и учительницы, в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан. Она платит налоги и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед обязательным для всех граждан законом.

Являясь одинаковой плательщицей налогов, труженицей наравне с мужчиной, ответственной в одинаковой мере перед законом, женщина, по справедливости, должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого так же близко касаются ее судьбы, как и мужчины.

К такому справедливому заключению пришли почти все возникшие за последнее время русские политические партии, внесшие в свои программы требования об избирательных правах "без различия пола".

К депутатам этих партий и ко всем представителям России в Государственной Думе обращаемся мы, русские женщины:

Избранники земли русской, вы призваны к великой созидательной работе на пользу нашей родины, отнеситесь справедливо и беспристрастно к заявлению женщин, требующих уравнения прав, отзовитесь согласием на многочисленные голоса тех, кто твердо убежден в правоте своих требований, и, в числе реформ, обновляющих Россию, внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении родине.

Председательница совета А. Шабанова.

Секретарь Е. Чебышева-Дмитриева.

Этот исторический документ - обращение женщин к представителям народа - был вручен председательницей совета женского общества А.Н. Шабановой и членами совета 3 мая 1906 г. в Государственной Думе депутатам Е.И. Кедрину и профессору Л. И. Петражицкому. Петиция эта послужила поводом к известной речи проф. Петражицкого б июня в Государственной Думе "обоснования женского равноправия", в которой он настаивал, что интересы государства, общества и культуры требуют признания за женщиной избирательных прав. Много других речей было произнесено в этот день в Государственной Думе за и против предоставления женщинам избирательных прав, в числе защитников выступил даже представитель мусульман; в результате, законопроект об уравнении прав женщин сдан был в комиссию и не увидел света, так как первая Дума скоро была распущена.

Но движение женщин в этом направлении не остановилось.

Русское женское общество обратилось ко всем существующим в России женским организациям и обществам и от имени этих объединенных корпораций, с присоединением 7000 подписей, обратилось во вторую Государственную Думу с коллективным заявлением о необходимости поставить вопрос об избирательных правах женщин на рассмотрение законодательного собрания.

Но и вторая Дума была распущена ранее, чем приступила к обсуждению этого вопроса...

Одновременно с деловой, хотя и горячей работой женского взаимно-благотворительного общества кипела работа и в только что народившемся юном Союзе равноправия женщин, возникшем в 1905 г., который вел также широкую агитацию, собирал съезды делегаток, издавал брошюры и всеми способами распространял идею равноправия. Но

увлечение общей политической платформой того времени, смелые требования государственных реформ, все захватывавшая программа союза, отсутствие планомерности в организации, вместе с неблагоприятными внешними условиями, были причинами недолгого существования этого союза. Он распался, оставив по себе память увлекательного, горячего проблеска жизни, в котором женщины проявили массу энергии в защиту своих прав.

Оглядываясь назад, на так называемый революционный период времени, нельзя не призвать, что русская женщина обнаружила много энтузиазма в освободительном движении, как в активной, так и вспомогательной (партийной) деятельности. Она пошла и в рады революционеров, участвовала в пропаганде, работала усердно в различных демократических партиях, посещала все митинги, председательствовала на них, участвовала в борьбе, жертвовала своей жизнью и шла в тюрьму, в ссылку и на эшафот наравне с мужчиной, горько сознавая, что только в минуты осуждения ей не отказывали в признании ее равноправия.

Общий подъем сил, страстное увлечение политическим движением не могли, понятно, не увлечь и не заразить женщину, но когда прошло лихорадочное возбуждение и наступил подсчет, она должна была убедиться, что ее правовое положение ни на йоту не изменилось: гражданкой ее не признали и человеческих прав ей не присудили, - она осталась по-прежнему у старого корыта, и рыбка золотая скрылась в глуби синего моря.

И в сознание русской женщины проникло настоятельное стремление добиваться своих прав, добиваться самостоятельно, путем единения и организованной работы, как это давно уже сознано женщинами Запада.

Некоторые представительницы женского движения в России, побывав на международных женских конгрессах, ознакомились с серьезными и настойчивыми стремлениями своих заграничных сестер, вошли в сношения с ними и научились многому полезному.

Наступившая в России реакция после освободительного периода уничтожила массовое оживление, стерла с лица некоторые организации, охладила порывы и энтузиазм, но не уничтожила идеи. Отдельные женские кружки продолжали свою работу. Открылось несколько новых женских обществ и клубов (в Киеве, Саратове, Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону, Тифлисе и др.), которые преследуют задачи равноправия.

В недавнее время образовалось в Петербурге общество под названием "Всероссийская Лига равноправия" и "Общество защиты прав женщин".

Уже в 1906 г. при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Петербурге образовался специальный отдел, - отдел избирательных прав женщин, поставивший себе целью объединять женщин в завоевании прав. Кроме собраний отдела, на которых разбираются вопросы, относящиеся к жизни женщин, делаются сообщения о заграничных конгрессах и т.п., отделом, при содействии приглашенных членов третьей Государственной Думы, возбуждены для проведения в этом законодательном собрании заявления об уравнении наследственных прав, о раздельном жительстве супругов (оба вопроса возбуждаются вторично), об участии женщин в земском и городском самоуправлении и др. Заявления эти переданы в Государственную Думу. Обсуждался также вопрос, возникший по инициативе заслуженной ветеранки женского вопроса А.П. Философовой, об учреждении женского национального совета, который должен объединить все женские общества для участия в международном союзе женщин.

Но главной заслугой отдела избирательных прав является созыв 1-го Всероссийского женского съезда, который состоялся 10 декабря 1908 г. в Петербурге.

Мысль о созыве съезда деятельниц в России возникла еще в 1902г. и принадлежит председательнице Русского женского взаимно-благотворительного общества д-ру А.Н. Шабановой. В личной аудиенции у б. министра

внутренних дел В.К. Плеве она получила его принципиальное согласие на созыв женского съезда, который, после длительных и неустанных хлопот, был разрешен на 1 июня 1905 г., но перед самым съездом петербургским генерал-губернатором Треповым были поставлены организационной комиссии съезда такие стеснительные требования, которые заставили отложить это знаменательное событие в жизни русской женщины на неопределенное время. Последовавшие затем события поставили перед женщинами новые задачи, из них выдвинули главную - об избирательных правах, вследствие чего, когда отдел избирательных прав при женском обществе поднял вновь вопрос о созыве съезда, то были увеличены и расширены как программа его, так и доступ желающие принять в нем участие.

1-й женский съезд в России поставил себе 2 главные задачи: содействовать объединению женщин в одном стремлении - завоевании прав и представить картину ее деятельности в сфере общественной, просветительно-научной и экономической.

Здесь не место касаться в подробностях картины и содержания съезда, они представлены в Трудах 1-го Всероссийского женского съезда, но нельзя не отметить, что этот первый опыт объединения женщин, привлекший с разных концов России более 1000 женщин, всколыхнул умы, внес возбуждение и привлек на себя внимание не только русского общества, но и заграничных культурных центров.

Русская женщина впервые получила возможность высказать все наболевшее, связанное с женской долей, и свободно обсудить в своей среде, что нужно сделать, чтобы снять с своих плеч вековое иго бесправия. Политические и гражданские права были главным лозунгом, под знаменем которого шли все доклады и прения на съезде. Большинство докладов (их было 150), затрагивавших самые разнообразные вопросы и больные места нашей общественной жизни, отличались серьезной подготовкой, идейным содержанием и большой жизненностью.

Но не только внутренняя сторона, но и внешняя картина этого кратковременного женского парламента, выразившаяся в отсутствии личных столкновений, в подчинении президиуму, в умении кратко высказываться, доказали на съезде полную подготовленность русской женщины к участию в представительных собраниях. Это впечатление вынесла не только публика, присутствовавшая на съезде, но подтвердила вся пресса. Деятельное участие в организации и ведении съезда принимали: известная писательница О.А. Шапир, заведывавшая редакционным бюро, и А.В. Тыркова во время съезда.

Что касается резолюций съезда, то их было много, - мы приведем только общеполитическую, соответствовавшую желаниям и стремлениям большинства членов съезда. Эта резолюция следующего содержания:

"Работа 1-го русского женского съезда, посильно осветившая как политические и гражданские запросы, так и экономические нужды современной русской женщины, привела съезд к глубокому убеждению, что удовлетворение этих запросов возможно лишь при равноправном с остальными гражданами участии женщины не только в культурной работе, но и в политическом строительстве страны, доступ к которому окончательно откроется для женщины лишь при водворении демократического строя на основании всеобщего избирательного права без различия пола, вероисповедания и национальности.

Съезд ставит женщинам великою целью добывание этих прав, как главного орудия для полного раскрепощения и освобождения женской личности.

Для практического осуществления поставленных перед нею задач женщина должна отдавать свою энергию как существующим уже общим организациям, так и созданию отдельных женских союзов, которые объединят и вовлекут широкие круги женщин в сознательную политику и общественную жизнь".

Съезд закончился провозглашением пожелания одной из участниц съезда об отмене смертной казни, пожеланием, которое было горячо приветствуемо присутствовавшими на последнем общем собрании съезда.

1-й Всероссийский женский съезд явился показателем настроения и подготовленности русской женщины к политической жизни. Она вошла в семью культурных женщин мира Не в качестве отдельной личности, а в качестве общественной коллективной силы.

Ее приветствовали как таковую все представительницы культурных стран Европы и Америки, и вся иностранная пресса следила с интересом за ходом этого нового для России выступления женщин на общественной арене.

Далее...