Женское движение, социальная активность

Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. Иваново, 1996.
 
В начало документа
В конец документа

Шабанова А. Н.

Очерк женского движения в России


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Одним из больных вопросов, ставящих клеймо позора на все человечество, является проституция, жертвами которой являются женщины. Борьба с этим злом, причины которого так сложны и разнообразны, не могла не войти в задачи женского движения.

Передовые представительницы этого движения горячо откликнулись на призыв Общества защиты женщин -участвовать в организованном ими 1-м Всероссийском съезде по борьбе с торгом женщин и его причинами, состоявшегося в Петербурге 21 апреля 1910 г. Общество защиты женщин, существующее 10 лет, имеющее отделы во многих городах России, деятельно борется, под председательством Е.В. принцессы Е.Г. Саксен-Альтенбургской, за улучшение положения одиноких женщин, могущих впасть в разврат, путем устройства общежитий, приисканием работы, расследованием и прочими благотворительными способами. В числе пожеланий и резолюций съезда по борьбе с торгом женщин достойна особого внимания резолюция, предложенная д-ром М.И. Покровской и принятая большинством, - о необходимости отмены позорящего женское достоинство врачебно-полицейского надзора за проституцией, как не достигающего цели, а также резолюция, предложенная М.М. Боровитиновым, - о закрытии публичных домов.

Главными и радикальными мерами борьбы с проституцией, причинами которой, кроме физиологических и психологических, служат экономические и социальные условия, могут служить: поднятие экономического положения и культурного уровня трудящихся женщин, охрана материнства, уравнение заработка работниц с рабочими и устройство касс, обществ взаимопомощи и т.п. И пока не изменятся общие условия женского труда, пока заработок рабочей женщины будет стоять так же низко, проституция не перестанет привлекать своих жертв, предлагая заманчивое избавление от тяжелой жизни. Средством же добиться этого уравнения может служить только достижение женщинами права голоса в выработке законов, права говорить о своих нуждах и возможность отстаивать справедливость своих требований. Так думают женщины, серьезно относящиеся к борьбе с проституцией, борьбе с социальным и экономическим злом, и в этом смысле они высказывались на съезде.

В последнее время русские женщины приняли активное участие в борьбе и с другим общественным злом, не менее грозным по своим последствиям, - с алкоголизмом. Кроме участия в смешанных обществах, борющихся с этим пагубным эксцессом, кружок женщин, во главе с Е.А. Чебышевой-Дмитриевой, образовал специальное общество для борьбы с алкоголизмом женщин и детей. Общество только начинает свою деятельность, результаты которой выяснятся в будущем.

Мой очерк не был бы закончен, если бы я не упомянула о работе женщин, как благотворительниц.

Но эта единственная сфера, в которой женщине открыты все пути и в которой она гостеприимно принята, так широка, и русская женщина проявила в ней такое деятельное участие, что для этого потребовалась бы отдельная и обширная статья. Благотворительность составляет для женщины и потребность, и возможность отдать свои незанятые силы и взамен получить известное нравственное удовлетворение.

Рядом с беззаветным и самоотверженным служением этому делу, в виде частной благотворительности, в форме забот и о женщинах, и о детях, и о больных и увечных, и о всех нуждающихся в помощи, женщина русская откликалась и на все общественные бедствия: шла кормить голодных во время бедствия голода, вступала в ряды сестер милосердия во время войны, работала в качестве врача и фельдшерицы в борьбе с эпидемиями, и горячо отдавала свои силы, где могла, на просвещение темного народа. Наши сельские учительницы, в ряды которых шли и идут по призванию женщины даже с высшим образованием, научили читать русский народ и заслужили столь почетную репутацию, работая в стеснительных и тяжелых условиях, получая грошовое вознаграждение, что их можно и следует признать идейными и самоотверженными просветительницами народа.

Городские первоначальные школы находятся почти исключительно в ведении женщин, которые, посвящая себя этой профессии, должны отказаться от радостей семейной жизни. По постановлению Петербургской городской думы городские учительницы не имеют права выходить замуж. Против этого жестокого и безосновательного постановления поднимали голос многие женские организации, но эти протесты остались без результата, и учительницы городских школ по-прежнему осуждены на безбрачие.

Много на Руси тружениц, которые незаметно содействуют женскому движению, работая на различных поприщах и прокладывая дорогу другим, но есть и громкие имена, особенно выделившиеся своей деятельностью на том или другом поприще. Нельзя не упомянуть о недавно умершей княжне Марии Михайловне Дондуковой-Корсаковой, которая всю свою жизнь посвятила облегчению нравственных страданий узников, страждущих в тюрьмах. Желание княжны приникнуть для этой цели в Шлиссельбургскую крепость встретила со стороны властей отказ, и лишь после ее усиленной просьбы - заключить ее в крепость, ей разрешили навещать во всякое время заключенных, которым она

доставляла радостные минуты своим чистым, истинно-религиозным духом и полным самоотречением. Ею же была основана в Псковской губернии община сестер милосердия из крестьянских женщин для облегчения борьбы с сифилитическими заболеваниями среди сельского населения.

В рядах замечательных русских женщин последнего времени, в течение 40 лет посвятившая себя изучению русской истории и напечатавшая много ценных трудов по исследованию общины, обычного права и положения женщины в крестьянской среде, преподавательница высших женских курсов в Петербурге А.Я. Ефименко, первая женщина в России, удостоенная звания доктора истории honoris causa. Это событие праздновалось торжественно 28 октября 1910 г. как слушательницами А.Я. Ефименко, так и всеми сочувствующими культурному и научному движению женщин.

____________________________________

Одним из вопросов, особенно горячо затронувших внимание и возбудивших сильное сочувствие русских женщин всех сословий, был вопрос о разоружении, о водворении международного мира. Когда в 1899 г., по инициативе Его И.В. Государя Императора Николая 11, приступлено было к созыву 1-ой Гаагской мирной конференции, кружок женщин в Петербурге образовал под председательством Д.Н. Шабановой, комитет лиги мира, который собрал под выработанной им резолюцией около 50000 сочувствующих подписей, обменялся приветствиями с представительницами всех заграничных лиг мира и устроил 18 мая (в день открытия Гаагской конференции) грандиозную манифестацию в Пользу мира в зале Петербургской городской думы. Резолюция русских женщин была отправлена комитетом в Гаагу.

Это было первое объединение русских женщин с женщинами всех стран и первая попытка объединить женщин всех классов России одним общим лозунгом: "долой оружие".

В числе подписей под резолюцией было очень много принадлежавших крестьянкам.

Женская Русская лига мира выступала еще раз с обращением к королеве Виктории, во время войны с бурами, но затем была закрыта по официальным причинам.

Единодушное сочувствие, проявленное женщинами идее водворения мира, наводит на мысль, что когда женщины добьются права голоса в законодательном собрании, одним из действительных требований, одним из настоятельных вопросов, который они поставят на очередь, будет вопрос о прекращении ужасов войны, о замене ее мирным арбитражем.

Заканчивая краткий обзор деятельности русских женщин и женского движения, нельзя не признать, что количество выдающихся женщин увеличивается с каждым годом, но большинство женщин в массе относится еще довольно равнодушно к требованиям идущих впереди, к требованиям торжества справедливости.

Какие же главные препятствия предстоит преодолеть и какими путями следует идти, чтобы достигнуть идеала стремлений женщин - полноправия?

В числе препятствий одним из главных являются сами женщины, из которых одни, счастливые и благополучные, глухи к интересам их обездоленных сестер; запертые в клетке эгоистических интересов, они довольствуются этим положением и с насмешкой относятся к так называемой политике женского вопроса; другие - не сознательные, несущие молча и терпеливо ярмо своего подчинения и не думающие о протесте и освобождении; третьи - вполне индифферентные ко всем общественным вопросам, и, наконец, существуют и убежденные противницы женского равноправия.

Пробудить самосознание у таких женщин, привить им интерес к общей великой цели и приобщить их к женскому движению - в этом состоит одна из задач идейных женских организаций.

Вторым препятствием, тормозящим женское движение, составляет так называемый сильный пол. Не те просвещенные мужчины, друзья женщин, которые, веря в их силы и способности, идут с ними рядом в борьбе против ограничения прав, одного пола перед другим и ратуют открыто за женщин, но то громадное большинство, которое признает женщину за низшее существо, не способное подняться до высоты служения общечеловеческим интересам.

Для того, чтобы признать в женщине человека, равного себе, одни мужчины требуют от нее героических подвигов, другие - исполнения воинской повинности, третьи прикрывают свое отрицательное отношение галантными фразами, что женщины и без прав управляют мужчинами, четвертые относятся к этому вопросу с иронией и даже цинизмом.

В основе всех этих взглядов лежит предубеждение, ложное "мужское" самолюбие и предвзятое игнорирование фактов.

Среди женщин не мало было и есть борцов за общечеловеческие идеалы, женщина несет повинность деторождения, более тяжелую, чем воинская, а свой героизм русская женщина доказала, жертвуя своей жизнью за идею и самоотверженно отдавая свои силы общественным бедствиям, как война, голод, эпидемии...

Средством для борьбы с воззрениями мужчин может служить подготовление юношества, путем воспитания в подрастающих поколениях сознания равенства всех людей, в реформе семьи, а также в неустанной борьбе с укоренившимися предвзятыми "мужскими" взглядами организованной серьезной работой.

На одном из международных женских конгрессов я была свидетельницей, как почтенные немцы, читая в газетах речи своих жен, выражали сильное изумление, что они и не подозревали, что их жены такие умные.

В связи с отношением мужчин к так называемому женскому вопросу стоит наше законодательство, созданное ими. Наши русские законы лишают женщину даже в отводимой ей специальной области - семье, самых примитивных прав человека; права на свободное передвижение, права на труд, подчиняя ее всецело воле мужа.

Такое же отношение нашего устаревшего законодательства является и в наследственном праве, все преимущества которого предоставлены мужчине; вопросы брачного сожительства, о праве на развод, о принадлежности детей всей тяжестью обрушиваются на женщину. В правах гражданских она ограничена, политических она не имеет вовсе. Но, говорят женщины, требующие справедливости: если женщина русская не имеет голоса ни в местном самоуправлении, ни в политической жизни страны, если она не может избирать сама лиц, которым доверяет, лишена права обсуждения вопроса о войне, на которую она отдает своих детей, если заработок ее ценится ниже, чем мужчины, почему же ее обязывают платить те же налоги и подати, которые платит он, почему она подвергается тем же наказаниям, взысканиям и карам, как обладающий правами гражданин?.. Равные обязанности должны сопровождаться равными правами, но этот нравственный принцип не применяется к женщине, на ней лежат только обязанности.

Основной принцип общего учения о социальной справедливости состоит в том, что нормы права должны быть одинаковы для всех людей; отступления от этого принципа допускаются лишь тогда, когда это требуется во имя общего блага. Возможно ли допустить, что бесправное положение женщин вызываем нарушение этого принципа в интересах всего социального организма?

Женщины, добившиеся с большим трудом высшего образования, выдержавшие экзамен на доктора прав, получившие звание приват-доцента, к практической деятельности по их специальности не допускаются, как это

доказывают недавние случаи с г-жами Данчаковой и Флейшиц.

Единственным средством для того, чтобы женщина сделалась реальной силой в общественной и государственной жизни, может служить организованное женское движение, объединение в стремлении к получению избирательных прав. Концентрация сил на одном стремлении является важным фактором каждого идейного и практического движения.

Только неумолкаемым, настойчивым напоминанием, постоянным требованием самого главного, а именно избирательных прав, можно добиться частичных уступок, на которых нельзя успокаиваться, а продолжать работу дальше. Этот принцип должен быть в основе цели. Средством же для ее достижения может служить объединение сил, в форме организации женских обществ, клубов, союзов, отделов, имеющих сношения между собой, на обязанности которых должно лежать - следить за успехами женского движения, как за границей, так и в России, и пользоваться удобными моментами для возвышения голоса в административных и общественных сферах. Связующим цементом всех однородных организаций в борьбе за права могут быть съезды, устраиваемые по мере возможности для этой цели.

Одни прекрасные слова не подвинут дела вперед, это может сделать только последовательная, основанная на ясном сознании работа, одухотворенная чистыми целями достижения справедливости, если не в настоящем- то в будущем.

Но не следует закрывать глаза на величайшую трудность всякой работы, если она осложняется партийными разногласиями, которые разъединяют силы, но не объединяют их.

Принесенные нам с запада разделения на "феминисток", "буржуазных женщин" и "пролетарок" уже оказали свое вредное влияние на единство женского движения в России, обнаружившееся отчасти и на 1-ом Всероссийском женском съезде.

Как ни различны по своему положению представительницы этих наименований, но цели равноправия должны бы быть общими для всех женщин, каких бы убеждений они ни держались, к каким бы классам ни принадлежали: по идее женское движение не может быть ни буржуазным, ни пролетарским, - оно как свобода - необходимо для всех порабощенных, - и вокруг этой идеи должны были бы сгруппироваться все жаждущие освобождения. Женщины не должны повторять ошибок мужчин, но, наученные опытом "старших", проводить реформы не в исключительно партийном духе, а путем общепартийного соглашения. Борьба за право голоса, как орудие защиты прав женщины, не должна рассматриваться с точки зрения классового или партийного интереса, но как средство освобождения половины человечества.

Несправедлив упрек, часто раздающийся по адресу женщин, борющихся за равноправие, что их объединение ведет к обособленности от мужчин, и что избирательные права составляют конечную цель их стремлений...

Обособленность женщин есть явление вынужденное, временное, вызванное условиями того особого положения, в которое поставлены женщины их бесправием; получение избирательных прав не составляет конечной цели, а послужит средством для участия на равных правах в общей культурной работе страны на пользу человечества.

Для того, чтобы русские женщины пользовались одинаковыми условиями для участия в общественной жизни, все ограничения в гражданских и политических правах должны быть уничтожены, женщине должен быть открыт свободный доступ ко всем профессиям, к высшему образованию, и труд ее должен цениться по одной норме с мужским.

На это отвечают: женщины не подготовлены к участию в политической - жизни страны. Но кто же производил экзамен на их подготовленность? И разве все мужчины подготовлены?

Тем не менее, в соседней нам Финляндии, где каждая женщина обладает избирательным правом и где дана

возможность проявить самодеятельность женщине, число избираемых в сейм депутаток увеличивается с каждой сессией, и жалоб на их неподготовленность к политической деятельности не слышно.

В России вопрос о правах женщин представляется одним из печальных вопросов. Даже в минуты сильнейшего подъема духа, когда возбуждались самые живые и смелые вопросы, вопрос о правах женщин откладывался, - его считали осложнением и несвоевременным. "Несвоевременность" осталась и может быть вечной, если сами женщины не вступят на путь широкой, организованной и солидарной работы, которая заключает в самой себе залог своего успеха.

Попытки в этом направлении уже сделаны, и первым шагом на этом сознательном пути явился 1-й Всероссийский женский съезд, девизом которого служило: "равные обязанности и равные права", и который дал могучий толчок женскому движению в России.

Съезд оставил наследие - выполнение тех начертаний, которые он вынес в виде резолюций, как результат совместной работы. И эти постановления служат в настоящее время канвой для разработки вопросов, самых насущных в жизни женщины. К ним относятся в первую очередь: уравнение в правах наследства женщин с мужчинами, право раздельного жительства супругов, допущение женщин в университеты на равных правах с мужчинами, участие женщин в городском и земском самоуправлении.

Отдел избирательных прав при русском женском взаимно-благотворительном обществе в Петербурге выработал законопроекты по двум первым вопросам, которые передал в Государственную Думу; общество кавказских женщин возбудило назревший вопрос об участии женщин в местном самоуправлении; женская прогрессивная партия присоединила свое ходатайство о допущении женщин во все университеты.

Как решатся эти вопросы в законодательном собрании, при настоящем его составе и в наше неблагоприятное для всякой инициативы время - трудно предугадать, но женщина

русская преодолела уже столько препятствий в своей борьбе за право учиться, за право жить человеческой жизнью, что раз начатое дело не может остановиться и разгоревшееся пламя трудно потушить.

Тяжкими, героическими усилиями отвоевала себе русская женщина некоторые права на самостоятельный труд и на право образования, и она не может остановиться на полпути и будет отвоевывать все то, что ей принадлежит, как человеку.

Идея женского освобождения пустила уже глубокие корни в нашу почву, и хотя предстоит преодолеть еще громадные затруднения, но вера в грядущую победу придает борющимся так много крепости духа, что ее не могут сломить никакие внешние неудачи.

На место одних, выбывающих с позиции, явятся другие, которые с тем же энтузиазмом будут продолжать дело своих предшественниц, начертав на своем знамени: "достижение или вечная борьба".

 

Послесловие

Много агитационного движения было проявлено со стороны Всероссийской лиги равноправия женщин и Отдела избирательных прав при женском обществе, когда в Государственной Думе обсуждался вопрос о реформе волостного земства, по поводу той части законопроекта, в которой шло дело о предоставлении женщинам права быть избираемыми не только в гласные, но и в должностные лица; в результате вопрос об избрании в гласные земства был решен в Государственной Думе в положительном смысле, за исключением допущения к занятию должностей. В какую форму выльется этот закон в Государственном Совете - трудно предрешить, но, по опыту предыдущих законопроектов, особых надежд на благоприятное решение возлагать нельзя.

Не меньшую агитацию со стороны женских организаций, действовавших самостоятельно, но одновременно, вызвал вопрос о допущении женщин к адвокатуре. Агитация велась широко и горячо: устраивались собрания с участием членов Государственной Думы, профессоров и женщин-юристок, произносились речи, направлялись обращения к фракциям и отдельным членам Думы с целью доказать справедливость требования женщин, получивших высшее юридическое образование, на допущение их к практической деятельности. Государственная Дума в лице громадного большинства оправдала надежды женщин и решила в порядке спешности этот вопрос в благоприятном смысле, но его ждет еще санкция Государственного Совета, и ожидания решения этого важного в принципиальном отношении вопроса сильно волнуют не только контингент молодых юристок, но и всех сознательных женщин.

Из области законодательной сферы нужно упомянуть о благоприятном для женщины законе, разрешающем получение ими ученых степеней (магистра или доктора), по выдержании экзамена университетского курса, и права быть учительницами в средних школах, а также об уравнении женщин с мужчинами по службе в Академии Наук.

Вот те прерогативы, которых добилась русская женщина за последнее время.

На очереди стоит вопрос об участии женщин в городском и земском самоуправлении, вопрос не раз уже возникавший и беспокоивший правительственные сферы и наши законодательные учреждения. Частная законодательная инициатива Государственной Думы в лице демократических Представителей высказалась за этот вопрос принципиально, поставив земские выборы на основах всеобщего избирательно; о права без различия пола и национальности. Но это мнение отдельных групп, как выражение благих стремлений, не могло повлиять на законодательство. С практической стороны интересен проект партии октябристов, признающий за женщинами, имеющими определенный ценз, активные права - выбирать гласных, но отказывающий в пассивных - быть избираемыми в гласные.

Это противоречие удивляет своей непоследовательностью: женщина может сама подавать голос за своего избранника, но чтобы быть избранной, она оказывается неподходящей. Почему? Вопрос неразрешим. Но, быть может, это только первый шаг, и жизнь потребует дальнейших более решительных шагов, когда будет проводиться этот вопрос в законодательном порядке. И женские организационные силы должны выступить против традиционных устоев седой старины и доказать необходимость привлечения женщин к культурной работе страны, которая так бедна культурными силами, и напомнить, что женщины, платя те же налоги и подати, подвергаясь тем же взысканиям, должны иметь и те же права, как мужчины.