Баблоян З. Женщина в социо-культурном пространстве // Новый образ / ХЦГИ. Харьков, 1997. № 1. С. 15-16.
 
В начало документа
В конец документа

Баблоян З.

Женщина в социо-культурном пространстве


22-23 сентября 1997 года

Конференция, которую провел Информационный Центр Независимого Женского Форума, - вторая в рамках программы "Женщина и Творчество". Первая, проходившая в мае 1996 года, называлась "Женщина и культура", и по ее материалам издан прекрасный сборник докладов - девятый номер вестника проекта "Новые возможности для женщин".

На конференции было представлено 13 докладов с обширной географией - само собой, Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Екатеринбург, Тверь, Петрозаводск (или Тампере, Финляндия), Корнелл (США), и наконец Харьков. Тематика также была разнообразной: история, литература, философия, визуальные искусства... попробуем изложить "по порядку".

Вначале было слово - вступительное - Татьяны Клименковой, которая вела всю конференцию, и мне кажется, что продуктивность нашей следующей работы была прямо связана с тем настроем, который удалось создать и поддерживать ведущей.

Первая сессия - "Жизненный мир российской женщины в меняющемся историческом пространстве". Опорой ее были "исторические" доклады Татьяны Рябовой (Иваново) "Российская женщина и трансгрессия в социокультурной среде средневековья" и Галины Брандт (Екатеринбург) ""Природа женщины" в русской религиозной философии Серебряного века". Менее, на мой взгляд, традиционным был замечательный доклад ведущей секции Татьяны Герасимовой (Санкт-Петербург) "Жизнеописание советских женщин: женская биографическая история как источник социологической рефлексии", посвященный постоянному источнику вдохновения для автора - российской женщине как некой "оппозиции" официальной "вертикально-иерархической" власти, альтернативе этой власти, иногда спасительной как для индивида, так и для общества.

Следующую сессию "Современность. Пост-модернизм. Проблемы художественной культуры" было поручено вести мне. Здесь "базовыми" стали аналитические доклады Елены Трофимовой (Москва) "Женская литература и книгоиздание в контексте современности" и Анны Костиковой (Москва) ""Женский этап" новейшей Западной философии. Пост-модернизм. Феминистская критика". Очень интересным был доклад Анны Альчук (Москва) на "неподатливую" тему визуального "Современные московские художницы". Я, в свою очередь, пытался проследить динамику "конструирования женщины" в докладе "Женские тексты/феминистские тексты: гендер и авторство".

Секция следующего дня не имела "магистрального направления", но, по-моему, аудитории это совершенно не помешало. Выступление ведущей Ирины Савкиной (Петрозаводск, но она преподает сейчас в Тампере) было посвящено, на мой взгляд, важнейшей теме - участию женщин в становлении "новой" русской литературы - той, с которой мы, фактически, имеем дело до сих пор: ""Поэзия - опасный дар для девы" (рецепция женской литературы в критике первой половины 19-го века)". Всем без исключения понравились доклады Марии Галиной (Москва) ""Мир фэнтэзи". Женщины-писательницы" и Ольги Чугай (Москва) "Роль женщины в традиционной культуре. Семья, род". "Бомбу", однако, организаторы приготовили "под занавес": ею стал доклад Андрея Синельникова "Кризис маскулинности в России", благодаря которому многие из присутствующих впервые познакомились с концепциями социализации мужчин и "дискомфортом", испытываемым мужчинами в патриархатном обществе.

Интересным стало завершение конференции - выступление американской участницы Джулии Хеннерт (Корнелл, США) с докладом "Гражданское общество и права женщин". Кроме того, что анализ делался на материале, как "внешнем" для нас, западном, так и "внутреннем", постсоветском, - он был изложен на русском языке, и я считаю, что это может стать хорошей традицией - когда речь идет о нас, почему бы ей не быть, например, русской? Мне кажется, русский язык вполне может выполнять функции "латыни" для всего пост-имперского пространства.

Остается надеяться, что ИЦ НЖФ снова удастся выпустить сборник материалов и, главное - организовать еще не одну "гендерную" конференцию.