Калабихина И. Е. Краткий понятийный словарь по гендерным исследованиям // Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. Учебно-методические материалы по курсу. М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Калабихина И. Е.

Краткий понятийный словарь по гендерным исследованиям


Мир состоит из мужчин, женщин и отношений между ними. На первый взгляд, с точки зрения общества роли женщин и мужчин "расписаны" и предопределены их биологическим полом. Однако, мы задаем себе вопросы: "Насколько это "расписание" отвечает моим мироощущениям?" "Что такое "нормальное" поведение женщины и "нормальное" поведение мужчины?" "Что значит быть мужчиной или женщиной?" "Почему я не могу себе позволить то, что для другого пола является "нормой"?" "В чем причина моих проблем, связанных с моим полом?"

Ответы на эти вопросы остаются открытыми. Женщины были первыми, кто задавал себе эти вопросы и пытался на них отвечать. История дает нам примеры борьбы за эмансипацию женщин, за равенство полов. Таким образом решалась "женская проблема", однако, она не имеет разрешения в рамках общества с заранее заданным асимметричным распределением ролей.

Понимание того, что "женская проблема", "женский вопрос" - не есть проблемы только женской половины человечества, а являются проблемами, поставленными самим ходом общественного развития перед всем обществом, выводит современное обществознание на новое направление, связанное с понятием ГЕНДЕРА или "социального пола".

Проблема социального пола междисциплинарна по своей сути, на нее замыкаются экономические, социальные и политические интересы различных социальных групп, общественных структур и государственных институтов.

Социальный пол (гендер) - не тождественен биологическому полу, он конструируется социальной практикой. Возникает система норм поведения индивидуумов, предписывающая выполнение ими определенных социо-половых ролей, формируется устойчивая система понятий о том, что представляют из себя "женские" профессии, занятия, черты характера, а что - "мужские". Женщинам и мужчинам априорно навязываются определенные роли, отклонение от которых связано с общественным неприятием. Мальчикам нельзя играть в куклы и плакать, девочкам нельзя драться и катать машинки. Девушкам нельзя проявлять инициативу в любовных связях, юношам нельзя не служить в армии, не убивать людей, нельзя быть слабым и добрым. Женщинам нельзя ставить на первое место карьеру, мужчинам нельзя не ставить на первое место карьеру и т.д.

Формируется целый ряд барьеров к полноценной реализации личности, основанных на стереотипном восприятии мужских и женских ролей. Данные стереотипы часто не имеют под собой никакого объективного обоснования, связанного, например, с биологическими особенностями организма мужчин и женщин, а являются сформированными социальной практикой. Масштабность и устойчивость воздействия гендерных стереотипов на общественное сознание приводит к формированию дискриминационных явлений в отношении женщин в экономической, политической и социальной сферах. Общество помогает своим членам реализовать все "нельзя", связанные с полом, и агрессивно подавляет все выходы за пределы "нормального" поведения.

Относительный характер социальных норм и стереотипов подтверждается рядом примеров. В частности, возьмем примеры из профессиональной сферы занятости. Профессии врача и учителя в нашей стране считаются "женскими", а в европейских странах - "мужскими". Профессия бухгалтера на наших глазах меняет свою "принадлежность" к полу в рамках одной страны. Относительность социо-половых стереотипов предполагает возможность их изменения.

Можно предположить, что переход от патриархатной системы социо-половых отношений к эгалитарной начнет осуществляться в недалеком будущем, ибо социо-половая эгалитарность, ассоциируемая со свободой развития личности более "рациональна" и "выгодна" всему человечеству.

Патриархатность как система социо-половых отношений основана на иерархии властных отношений, в которой женщины занимают подчиненное положение. Патриархатное общество, основанное на культе силы, на господстве мужчины над женщиной, человека над природой, одной нации над другой, разрушает личность человека и его право на развитие, создает систему, работающую на себя, а не на человека ("производство ради производства"), ведет к экологическому кризису. Жесткая иерархия патриархатного общества формирует множество барьеров для полноценной реализации личности. Одним из таких барьеров и является барьер социального пола (гендера), предписывающий человеку выполнять его "естественную" роль в качестве социального мужчины или социальной женщины, "закрывающий" или ограничивающий для мужчин и женщин ряд сфер жизнедеятельности - общественную сферу для женщин и семейную для мужчин.

Общество, построенное на доминировании мужчин, дискриминирует половину своих сограждан - женщин. Но как известно, отношения подавления всегда имеют двусторонний характер: "господин, подавляя раба, сам становится рабом этих отношений". Мужская сверхсмертность, отчуждение мужчин от участия в воспитании детей, воспроизводство стрессовых ситуаций в конкуретной борьбе за звание "достойного кормильца" - вот примеры "обратной стороны медали" патриархатного общества с "привилегированным" положением мужчин.

Эгалитарная трактовка принципа социального равенства полов состоит не в том, чтобы превратить человека в некое одномерное, бесполое, "усредненное" существо, а в том, чтобы изучить и устранить все социальные барьеры, мешающие человеку проявиться как личности, создать равные социальные возможности для реализации личности мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности в зависимости от предпочтений автономной личности.

Двусторонний характер эмансипации для мужчин и женщин заключается в раскрытии тех сфер, положение в которых является априорно неблагоприятным для мужчин или для женщин.

Возникновение гендерного мировоззрения дает человечеству реальный шанс оценить негативные последствия патриархатной культуры, изменить существующую систему социо-половой дифференциации людей, порождающую дискриминацию в отношении женщин и мужчин в различных сферах жизнедеятельности.

Описать все существующие проблемы, вызванные влиянием гендерной дифференциации людей, не представляется возможным в рамках предложенного курса. Поэтому, мы рассматриваем последствия этой дифференциации в разрезе экономического и демографического поведения мужчин и женщин, затрагиваем вопросы реализации социально-демографической политики, "очищенной" от воспроизводства гендерной дискриминации.

Формирование рынка труда, включение механизмов спроса и предложения, возникновение феномена безработицы отразилось на положении современных российских женщин в сфере занятости. Рост преимущественно женской зарегистрированной безработицы, трудности в процессе трудоустройства, увольнения квалифицированной женской рабочей силы, барьеры на пути вхождения в альтернативные структуры занятости, - это лишь неполный список тех проблем, с которыми пришлось столкнуться женщинам.

Решение данных проблем, предлагаемое политическими структурами и средствами массовой информации, часто приводит к обратному результату в отношении реализации политики равных возможностей и улучшения качества жизни мужчин и женщин (которое невозможно осуществить без формирования эгалитарного общественного развития). В частности, проблемы в сфере занятости предлагается решать путем реанимации традиционной патриархатной семьи. Очевидно, что это породит лишь новый комплекс проблем как для самих женщин, лишив их права выбора жизненного пути, так и в целом для общества, реализующего двухзарплатные модели домохозяйств. Рассматривать женскую рабочую силу лишь с точки зрения возможных ресурсов, привлекающихся в период экстенсивного развития общества (вспомним советский период) и отталкиваемых в период интенсивного общественного развития, нецелесообразно ни с точки зрения развития личности женщин, ни с точки зрения эффективности общественного развития.

Помимо "новых женских" проблем, возникающих в результате рыночной трансформации экономики, существует еще комплекс проблем, оставшийся в наследство от советского периода (в экономической сфере - это разрыв в заработной плате мужчин и женщин, концентрация женщин на непрестижных и малооплачиваемых работах, недопредставительство женщин в структурах управления, "двойная нагрузка" и т.д.). Присутствие таких проблем если и признавалось, то трактовалось в силу идеологических причин совершенно другим способом. Полная занятость (в том числе и женская), повышение уровня образования (в том числе и среди женщин) ассоциировалось с эмансипацией женщин, с успешным решением женских проблем и с отсутствием барьеров для свободной реализации личности женщин. Однако, система социо-половых отношений имеет свой социальный масштаб, отличающийся от размерности общественно-экономических формаций или стадий цивилизаций.

Советский период с его так называемой эмансипацией (или эксплуатацией?) женщин в рамках социальной политики может быть связан с определенными достижениями в образовательной и профессиональной жизнедеятельности женщин (равно как и мужчин). Но базовые позиции и отношения социальных полов остаются при этом асимметричными. Несмотря на значительное внимание, уделяемое женским проблемам со стороны общественности и политических органов, женщина всегда воспринималась как "социальный инвалид", требующий для себя защитных мер.

Продолжала существовать (и существует по ныне) дискриминация по признаку пола. В частности, такое явление как профессиональная сегрегация, (сверхпредставительство женщин на низкостатусных работах), социо-половой разрыв в уровне оплаты труда мужчин и женщин сохраняется на протяжении всего обозримого периода нашего государства.

Проблемы социально-экономического развития населения, решаемые в рамках гендерного анализа, часто приобретают иное трактование, более адекватно интерпретирующее проблемы социализации и идентификации социальных полов.

В этой связи демографическое поведение людей (витальное, матримониальное, репродуктивное) также опосредованно фактором социального пола.

Необходимость развития гендерных исследований в нашей стране диктуется, во-первых, наличием новых возможностей в анализе социально-экономических и социо-культурных проблем общественного развития, предоставляемых гендерным подходом, и во-вторых, значительным отставанием в развитии данных исследований от всей мировой общественности.

В современном западном академическом обществе гендерные дисциплины органично вплетены в структуры всех учебных курсов и программ, издаются учебники, проводится экспертиза "негендерных" учебных курсов для включения гендерных блоков в программы курсов. Такие дисциплины, как социология, демография, экономика, история, антропология, филология, гносеология имеют наиболее разветвленную сеть гендерных программ. В обществах, где признание гендерной дискриминации наиболее высоко (скандинавские страны государственного феминизма, США) ни один политик, ни один крупный управляющий не может сделать достойную карьеру, не имея специального "гендерного" образования. Мы находимся в самом начале пути. < ...>

Краткий понятийный словарь по гендерным исследованиям*.

*Статьи данного словаря представляют собой выборочные цитаты, переводы и авторские определения и комментарии. Арабскими цифрами обозначены различные значения слова, римскими - варианты понимания одного и того же значения разными авторами. Ссылки на источник даны в конце каждой статьи и выделены наклонным шрифтом. Словарь не претендует на полноту и непререкаемость определений и предназначен для использования описанных понятий в рамках учебного курса.

Андрогинность (androgyny). Andro-мужское, gyn-женское (греч.). Идеал феминизма с точки зрения целостности личности, человека, отсутствия жесткого распределения половых ролей (не имеет ничего общего с гермафродизмом). Термин более популярен в 60х-70х годах (Virginia Woolf, Carolyn Heilbrum). Позже приобретает негативную окраску, воспринимается как симпатия к культуре мужского доминирования, ибо сложение мужского и женского начала не гарантирует формирование новой несексистской личности. С точки зрения современных феминисток видение целостного человека лежит в рамках гиноцентричности (Janice Raymond). (Tuttle [Таттл]L., "Encyclopedia of feminism", 1986).

Андроцентричный (androcentric). Термин введен Лестером Вардом в его книге "Чистая социология" (Lester F.Ward, "Pure Sociology", 1903), где утверждается, что андроцентричная теория придерживается такого взгляда: мужской пол - первичен, а женский пол - вторичен. Популяризован термин Шарлоттой Перкинс Гилман, рассматривающей западную культуру как андроцентричную культуру, как мир, сделанный мужчинами для мужчин. (Charlotte Perkins Gilman, "The Man-Made World", 1911). Синонимы этого понятия: маскулинный, фаллоцентричный. Противоположное понятие: гиноцентричный (gynocentric) - термин введен Эмили Кулпеппер (Emily Culpepper, 1975). (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986).

Биологический пол. Совокупность морфологических, физиологических, анатомических особенностей.

Вторичный рынок труда. Рынок труда, на котором для работников отсутствуют гарантийные или защитные элементы: требования к определенному уровню квалификации, право на срок пребывания в должности, служебная лестница, вложения в обучение, ограничения на тяжелые условия труда.

Гендер (социальный пол)(gender). 1). Грамматический род существительного. (Оксфордский словарь).

I) 2). Социальный конструкт, предполагающий определенный путь нормирования (О.А.Воронина, Т.А.Клименкова, "Гендер и культура/Женщины и социальная политика", 1992).

II). Набор характеристик, определенный культурой общества, который идентифицирует социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Инструмент для понимания социальных процессов. (Gender-based analysis, Canada, 1996).

Социальный пол (гендер) - не тождествен биологическому полу, он конструируется социальной практикой, социальными стереотипами. Возникает система норм поведения индивидуумов в различных сферах жизнедеятельности, предписывающая выполнение ими определенных социо-половых ролей, формируется устойчивая система понятий о том, что представляют из себя "женские" профессии, занятия, черты характера, роли, а что - "мужские".

Эта система "давит" на человека еще до его рождения (желание родителей иметь ребенка определенного пола - мальчика), продолжая воспроизводить социальных мужчин и социальных женщин на протяжении всей жизни. Распределение социо-половых ролей переносится из распределения биологических ролей и анатомических особенностей человека (что не является тождественным и перенос не выглядит логичным).

Язык, литература, философия, наука, политика общества "пронизаны" социальными мифами, являются сексистскими по своей природе.

Сексизм - приверженность идеям распределения социо-половых ролей, когда женщине приписывается природные качества и домашняя сфера деятельности, а мужчине - разум, профессионализм и активность. Разница между мужчинами и женщинами носит характер иерархической зависимости.

Общественное развитие предполагает не устранение различий (создание бесполого существа в unisex society), а устранение иерархии различий.

Гендерные исследования. Исследования мужчин и женщин в отношении друг к другу (Скотт). Фазы развития гендерных исследований: 1) обоснование гендерных исследований как отрасли знания, анализ андроцентрического отклонения в общественных науках; 2) достижения в теории, исследующей проблемы подчинения женщин; 3) переход от женских к гендерным исследованиям, возникновение "мужских" исследований, признание присутствия гендера во всех социальных процессах, переход от "добавления женского фактора" в исследованиях к анализу гендерных культур и социумов. (Д.Кандиоти, "Эволюция гендерных исследований/Женщины и социальная политика", М., 1992).

 

Гендерная политика. Политика,

(а) осуществляемая для устранения дискриминации по признаку пола,

(б) осуществляемая для формирования эгалитарного общества,

(в) являющаяся в широком смысле политикой населения, охватывающей сферы занятости, семьи и т.д.

Следует заметить, что последнее тип гендерной политики возможно осуществить только в обществе, являющимся эгалитарным. Строго говоря, в ином обществе гендерную политику вообще проводить невозможно. Первые два типа гендерной политики по сути являются гендерными экспертизами различных политик - занятости, семейной, социальной, демографической и т.д. Именно гендерная экспертиза представляется в настоящее время необходимым условием функционирования "негендерных" политик.

Гендерные стереотипы. Стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужское" и "женское". (О.А.Воронина, Т.А.Клименкова, "Гендер и культура/Женщины и социальная политика", М., 1992).

Дискриминация. Преимущества одних групп над другими не по причинам достоинств или нужд, а в следствие критерия возраста, пола, расы. (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986).

Домашний труд. Уход за детьми и нуждающимися членами семьи + обслуживание членов семьи + поддержание жилища.

Домохозяйство. I). Лицо, или группа лиц, проживающих совместно и совместно ведущих хозяйство. (Валентей Д.И., Кваша А.Я., "Основы демографии", М., 1989).

II). Лицо, или группа лиц, объединенных с целью обеспечения всем необходимым для жизни. (Рекомендации ООН).

Другие (The Other). Целый ряд противопоставлений в философии (Hegel, Sartre) таких как "человек-животное", "цивилизация-природа", "человек-Бог" и т.д. завершается противопоставлением "мужчина-женщина" в смысле противопоставления "самости" и "другости". Объективизация женщин, их выделение, отождествление женского начала с природным, а мужского с человеческим порождает феномен "другости" - женщины во всех культурах "другие", отличные от некоего сравниваемого эталона - мужчин.

Отсюда отрицание такой "другости" (Симона де Бовуар, автор знаменитой книги "Второй пол"; Simone de Beauvoir, "Le deuxieme sexe", 1949).

Современное развитие феминизма придает позитивный оттенок этому понятию, призывая "другость" осознавать как другую равноценную "самость". (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986).

Женский вопрос. Изучение положения женщин в различных сферах жизнедеятельности (преимущественно в экономике и политике), организация действий в защиту правового равноправия женщин.

Качество жизни. Характеристика уровня и условий жизни населения. Среди объективных факторов - потребление продуктов питания, жилищные условия, уровень занятости, развитие сферы услуг, образования, социального обеспечения и др. Среди субъективных - удовлетворенность работой и жизненными условиями, социальным статусом индивида, финансовым положением семьи и т. (Энциклопедический словарь "Народонаселение", М., 1994).

M-A-D ("Male Approval Desire") - юмористический термин для женщин, потакающих желаниям мужчин, добивающихся их одобрения. В английском языке слово "mad" означает "сумасшедший". (Tuttle L., "Encyclopedia of feminism", 1986).

Далее...