Женское движение, социальная активность

Труды Первого всероссийского женского съезда (10-16 декабря 1908 г., г. Санкт-Петербург) // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998. С. 169-181.
 
В начало документа
В конец документа

Труды Первого всероссийского женского съезда (10-16 декабря 1908 г., г. Санкт-Петербург)


1.ПЕРВОЕ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ

В ЗАЛЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ 10 ДЕКАБРЯ 1908г.

Председательница Организационной комиссии съезда А.Н. Шабанова открывает собрание следующими словами: "Милостивые государыни и милостивые государи! С чувством величайшей радости и высокого удовлетворения произношу эти дорогие для нас слова: Первый всероссийский женский съезд открыт!

Приветствую от имени устроительниц съезда и благодарю наших гостей и докладчиков за их сочувствие и поддержку. Поздравляю всех членов съезда, так единодушно отозвавшихся на наш призыв! Прошу вас вперед извинить за неизбежные в новом деле ошибки и горячо. Желаю, чтобы ни грозы, ни тучи не омрачили нашей первой совместной культурной работы. Позвольте выразить благодарность представителям Городской Думы, так гостеприимно предоставившим нам этот зал для собраний, а также представителям печати, проявившим столько интереса к нашему делу.

Председательствующей на сегодняшнее Общее собрание предлагаю выбрать В. Н. Белоконскую, председательницу общества взаимопомощи трудящихся женщин в Харькове".

В. Н. Белоконская. Выражаю свою великую благодарность за избрание и предлагаю начать занятия. Первое слово принадлежит А. П. Философовой.

А. П. Философова. Дорогие и желанные гости! Приветствую и поздравляю вас с торжественным днем открытия первого женского съезда в России. Для меня, дожившей до восьмого десятка, этот день является одним из самых светлых дней моей жизни. Щедрая ко мне судьба послала мне в мои юные годы радость быть свидетельницей освобождения рабов, в данное время, на склоне моих лет, я являюсь свидетельницей освобождения женщин.

И кто знает, быть может, от нас недалеко то время, когда мы войдем равноправными членами не только в эту Думу, где в настоящий момент мы с горячей благодарностью пользуемся столь широким гостеприимством, но и в Думу государственную, где займем места рядом с товарищами-депутатами! Конечно, я не доживу до этой новой зари, но близость ее я чувствую. Приветствую вас, собравшихся здесь во имя равноправия. Хочется мне при этом воскресить в памяти славные шестидесятые годы и помянуть теплым словом тех, которые самоотверженно и бестрепетно шли по тернистому пути, расчищая нам дорогу для завоевания равных прав, как на образование, так и на труд. Наше женское движение началось при самых неблагоприятных условиях. У нас в России не было ни исторических традиций Западной Европы, ни готовой почвы для развития идеи женского вопроса, как в Америке; Так называемый женский вопрос стал намечаться, и то лишь в частностях, в сороковых годах, а с конца пятидесятых годов начали носиться новые веяния, к которым женщины стали прислушиваться. Но это были лишь проблески самосознания. В шестидесятых годах, в эту великую эпоху русской жизни, зародилось в обществе серьезное стремление прийти на помощь русскому народу в его порыве к образованию. Само собой разумеется, что это стремление увлекло и женщин. Для нас теперь открытие маленьких воскресных школ кажется мелким событием, а между тем каким чреватым было именно это событие! Столкнувшись с народом, русская женщина поняла, что ее призвание - не только учить, но и учиться. Много препятствий встретили женщины на этом пути, но и они были преодолены. Без ложной скромности мы должны сказать, что в деле высшего женского образования мы далеко опередили Запад. Я же помню, как скептические умы относились к тяжелому труду женщины-врача; не стоит останавливаться на открытии женского медицинского института, все это вы узнаете из докладов, которые вам прочитают на секциях, но не могу не остановиться на замечательных женщинах, которые вдохнули душу живую в это движение. И вот перед нами вырисовываются личности двух замечательных русских женщин, которые и начали это святое дело. Я говорю о Марии Васильевне Трубниковой и Надежде Васильевне Стасовой. Первая из них была нашим истинным добрым гением, она нас просвещала, давала нам добрые советы, вливала в нас энергию, и под ее руководством легко работалось пионеркам женского движения. Но, вдохнув жизнь в это дело, она, к нашему горю" рано должна была сойти с поприща деятельности, но завещала нам свою энергию. Надежда Васильевна продолжала работу М. В. Трубниковой: она дожила до глубокой старости и до самой смерти отдавала себя всецело на служение страждущему человечеству и женскому просветительному движению. Помянем же дорогую память этих двух пионерок и пойдем твердо по их пути.

Слово предоставляется д-ру А. Н. Шабановой, председательнице Организационной комиссии съезда.

А. Н. Шабанова. 10 декабря 1908 года представляет исторический момент в жизни русской женщины; оно должно положить начало объединению женских сил в одном стремлении - достижения справедливости, в признании за женщинами их человеческих прав для полного участия в культурной жизни страны.

Идея о созыве съезда и выполнение ее принадлежит старейшему союзу женщин в России, Русскому женскому взаимно-благотворительному обществу, выхлопотавшему разрешение и образовавшему Организационную комиссию для выполнения этого трудного дела. Самой серьезной задачей съезда как выразителя современного женского движения должно быть пробуждение самосознания женщин, борьба с предрассудками, упрочившими за женщиной ее подчиненное положение в семье и государстве и объединение сил для совместной работы. Информационный характер программы съезда дает возможность подвести итоги деятельности в тех немногих областях, которые доступны женщине, представить результаты ее общественной работы, указать новые пути для приложения женских сил и доказать, что права не могут составлять привилегии только одной половины народонаселения, в то время когда другая половина признается неправоспособной.

Выполнением хотя части этой задачи первый женский съезд положит основание тому высокому зданию, которое надлежит выстроить и на постройку которого много потребуется сил и времени.

Велик и тернист путь к достижению равноправия, он усеян проволочными заграждениями и высокими барьерами; но когда у женщин пробудится самосознание и когда они объединят и сосредоточат свои силы на одном, что станет их сгеdо, цель рано или поздно будет достигнута! Не все мы ее застанем, потребуется много упорной, настойчивой работы, много съездов, много борьбы, но сознание, что эта работа для будущего, для освобождения женщин, дает и в настоящее время великое удовлетворение всем тем, кто принимает в ней участие, всем, кто отозвался содействовать успеху Первого женского съезда.

Какие же главные препятствия предстоит преодолеть для достижения прав и какими путями следует идти к достижению торжества справедливости? В числе препятствий одним из главных являются сами женщины: одни из них благополучные, которым так хорошо живется, что для них чужды интересы их обездоленных сестер: запертые в клетке эгоистических интересов, они довольствуются этим положением и с насмешкой относятся к так называемой политике женского вопроса, другие - несознательные, несущие молча и терпеливо ярмо подчинения, затем апатичные, проявляющие полное равнодушие ко всем общественным явлениям, и, наконец, существуют убежденные противницы женского равноправия. Пробудить самосознание у таких женщин, стараться привить им интерес и общей великой цели и ввести их в семью работниц на этом поприще лежит на нравственной обязанности каждой убежденной и сознательной женщины. Вторым препятствием, и самым существенным, является так называемый сильный пол. Я говорю не о тех просвещенных мужчинах, наших друзьях, которые помогают женщинам в достижении самостоятельности, которые идут с ними рядом, которые доказали на деле, что они верят в силы и способности женщин, но о том громадном большинстве, которое считает женщину своей собственностью, которое признает ее низшим существом, отводит ей место по хозяйству и для наслаждений, не признавая в ней ни человеческих прав, ни общечеловеческих интересов. Не стану тревожить духа известных философов - Шопенгауэра, Ницше, Вейнингера и др., отрицательное отношение которых к женщине всем известно, но даже и современный известный писатель, профессор Годе, на вопрос об избирательных правах женщин отвечает" что он из уважения к женщине должен отказать ей в этом праве.

Для того чтобы признать в женщине человека, равного себе, одни мужчины требуют от нее героических подвигов, другие - исполнения воинской повинности, третьи совсем не желают вникнуть в этот вопрос, четвертые прикрывают свое отрицательное отношение галантными фразами, что женщины и без прав управляют мужчинами... Все эти взгляды основаны на предубеждении и игнорировании фактов: среди женщин немало было и есть борцов за общечеловеческие идеалы, женщина несет более тяжелую повинность, чем воинская, рождая в муках будущих воинов, и свой героизм женщина доказала, жертвуя своей жизнью за идею и приходя на самоотверженное служение каждому общественному бедствию, как война, эпидемия и голод.

Средства для борьбы с воззрениями мужчин должны заключаться в подготовлении юношества, воспитании в будущих поколениях чувства равенства всех людей, а также в неустанной борьбе с существующими и предвзятыми взглядами путем организованной серьезной работы.

В связи с отношением большинства мужчин к этому вопросу стоит наше законодательство, созданное ими. Это препятствие самое трудное, но не непреодолимое. Наше законодательство лишает женщину даже в отводимой ей специальной области, семье, самых примитивных прав человека: права на свободное передвижение, права на труд - и всецело подчиняет ее воле мужа. Такое же отношение к женщине нашего устаревшего закона является и в наследственном праве, все преимущества которого предоставлены мужчине: вопросы брака, о праве на развод, об удержании детей "- всей тяжестью обрушиваются на женщину. Только на почве такого великого рабства могла развиться такая позорная язва, как торговля белыми невольницами. Гражданские права женщины ограничены: что касается политических прав, то она их не имеет совсем, приравненная законом 6 августа и 17 октября к разряду существ несовершеннолетних и слабоумных. Но если женщина не имеет голоса ни в местном самоуправлении, ни в политической жизни страны, если она не может сама избирать лиц, которым доверяет, лишена права обсуждения участия в вопросе о войне, на которую отдает своих детей, заработок ее ценится ниже, почему же она обязана платить те же налоги и подати, как мужчина, почему же она подвергается тем же наказаниям, взысканиям и карам, как обладающий правами гражданин... Равные обязанности должны сопровождаться равными правами... но этот нравственный принцип не применяется к женщине, на ней лежат только обязанности...

В вопросе высшего образования те же преграды и несправедливость: женщины, добившиеся с громадным трудом юридического образования, выдерживают экзамен на доктора прав, но к практической деятельности их не допускают. Женщина-врач, имеющая звание приват-доцента, к преподавательской деятельности в университетах не допускается. Почему? Потому что не принадлежит к привилегированному полу.

Единственным средством для того, чтобы женщина сделалась реальной силой в общественной и государственной жизни, должно служить организованное женское движение, объединение стремлений к получению избирательных прав.

Этот путь принят женщинами всех культурных стран в настоящее время. Концентрация сил на одном стремлении, на одной цели является важным фактором каждого идейного и практического движения. Только неумолкаемым напоминанием, постоянным требованием одного, самого ставного, а именно избирательных прав, можно получить частичные уступки; на которых нельзя успокаиваться, но упорно продолжать работу для достижения конечной цели. Это принцип для осуществления цели. Средством для ее достижения должно служить объединение сил в форме организации женских обществ, клубов, союзов, специальных отделов, имеющих сношения между собой, на обязанности которых должно лежать - следить за женским движением, как за границей, так и в России и пользоваться удобными моментами для возвышения голоса в общественных и административных сферах. Цементом для объединения отделов обществ должны служить женские съезды. Особое внимание в подобной работе должно быть сосредоточено на экономических и правовых условиях быта крестьянок, ненормальное положение которых требует серьезной реформы, а также на вопросах охраны труда, материнства и детей.

Но не следует закрывать глаза на величайшую трудность всякой работы, если она встречает партийные разногласия, которые всегда осложняют процесс объединения, разъединяют, но не объединяют. Мне кажется, что цели равноправия должны быть общие для всех женщин, каких бы политических убеждений они не держались, какую бы веру не исповедовали, к каким бы классам не принадлежали: женское движение не должно быть ни буржуазным, ни пролетарским - оно одноидейно для всех женщин. Дифференция сил" как условие развития, не может быть отрицаема, она вносит жизненность и разнообразие; но, подобно тому, как все клетки и ткани организма, производя различную работу, служат для выполнения одной жизненной задачи его, так и стремления женщин различных слоев и партий должны служить одной цели. Я не могу обойти молчанием того упрека, который часто раздается по адресу женщин, борющихся за равноправие, что объединение их ведет к обособленности от мужчин и что избирательные права составляют конечную цель их стремлений... Нет, обособленность женщин есть явление вынужденное, временное, вызванное условиями того особого положения, в которое поставлены женщины, - их бесправие и, получение избирательных прав есть не конечная цель, а средство для участия на равных правах в общей культурной работе страны на пользу человечества.

Основной принцип общего учения о социальной справедливости состоит в том, что нормы права должны быть одинаковы для всех людей; отступления от этого принципа допускаются лишь тогда, когда это требуется в интересах общего права; возможно, ли допустить, что подчиненное положение женщин вызывает нарушение этого принципа в интересах всего социального организма?

Справедливость требует, чтобы женщины пользовались одинаковыми условиями для участия в общественной жизни. Для этого должны быть уничтожены ограничения в гражданских и политических правах, женщине должен быть открыт свободный доступ ко всем профессиям, к высшему образованию, и труд ее должен цениться по одной норме с мужским. На это отвечают: женщины не подготовлены ю участию в политической жизни страны. Но кто же производил этот экзамен на ее подготовленность?.. И разве все мужчины подготовлены?..

Тем не менее, в соседней Финляндии, где каждая женщина обладает избирательным правом, где ей дана возможность проявить свою самодеятельность, число избранных депутаток растет: в прошлом году их был в сейме 19; а в нынешнем- 25. Не доказывает ли это подготовленность финляндок к участию в Политической жизни страны?

В России вопрос о правах женщин представляется одним из печальных вопросов. Даже в минуты сильнейшего подъема духа, когда возбуждались самые животрепещущие и смелые вопросы, вопрос о правах женщин откладывался, он считался осложнением и несвоевременным. Одним светлым лучом блеснуло, когда на основании петиции в I Государственную думу Русского женского взаимно-благотворительного общества депутат, профессор Лев Иосифович Петражицкий в своей известной речи высказал, что интересы государства, общества и культуры требуют признать за женщиной избирательные права. Но то был луч... "Несвоевременность" осталась и будет вечная, если сами женщины не возьмутся за организационную работу для достижения равноправия.

Открывшийся сегодня съезд должен положить начало этой организованной работе - за права и справедливость. Не будем создавать иллюзий и предъявлять слишком строгие требования к выполнению этой задачи в настоящее время, будем помнить, что этот съезд представляет первую попытку самостоятельной организации женщин, выступающих не для борьбы с мужчиной, для защиты своих прав.

Уважая самостоятельность каждого мнения, мы должны выслушать представительниц различных течений женского движения, с искренним (я скажу - страстным) желанием, чтобы различные голоса слились в один общий возглас - за справедливость к женщине!

И если нравственная сила идеи, воодушевляющая членов съезда, найдет отклик, если голос женщины в этом возвышенном и справедливом деле будет услышан во всех концах России, пробудит самосознание и энергию для дальнейшей деятельности, скрепит союз единомышленниц для постоянной упорной работы, то это будет немаловажная заслуга Первого женского съезда.

Надеюсь, что выражу единодушное настроение присутствующих пожеланием, чтобы Первый Всероссийский женский съезд содействовал признанию за женщиной ее человеческих прав.

Председательствующая. Слово принадлежит проф. Петражицкому.

Проф. Л. И. Петражицкий'.Извлечение из прочитанного проф Петражицким на i Общем собрании доклада "Законы развития права и правовое положение женщины", сделанное автором для печатиДля понимания истории человечества и отдельных народов к для сознательной законодательной и иной общественной деятельности было бы весьма важно установить законы, развития права или, по крайней мере, выяснить, в каком направлении право развивалось в истории и должно развиваться дальше. В правоведении в новое время все более сознается и подчеркивается важность решения этой задачи. К сожалению, до сих пор она остается нерешенной проблемой...

В древней патриархальной семье женщины находились под абсолютной властью и грозным и строгим режимом домовладыки, которому принадлежало право всевозможных наказаний, не исключая смертной казни (jus vitae ac necis Наказание за неправедную жизнь ). Впрочем, дело идет не специально о женщинах. Под такую же грозную дисциплину домовладыки, с правом смертной казни, ставит древнее право всех домочадцев, и мужчин, сыновей, внуков и т. д., причем эта грозная опека продолжалась и после достижения совершеннолетия и даже старческого возраста. Такое право указывает на относительно большую некультурность, нецивилизованность тогдашней человеческой психики. Для того чтобы достигнуть надлежащего, социально необходимого поведения, необходимо было распределение людей, в том числе взрослых женщин и мужчин, между грозными начальниками и опекунами, заводившими и поддерживавшими мир, порядок, трудолюбие и т. д. в подвластной группе применением неограниченной карательной власти.

В чем должно было состоять дальнейшее развитие подлежащего правового строя, можно вывести из указанного выше общего закона развития права.

Прежде всего, согласно установленному закону, дальнейшее развитие должно было представлять постепенно (по мере социализации и вообще улучшения человеческого характера) нисходящую прогрессию мотивационного давления, нисходящую прогрессию степени подчинения и грозности режима. История права различнейших народов вполне подтверждает это. Сначала признается излишним и устраняется право смертной казни. Достаточным для надлежащей дисциплины признаются остающиеся наказания: право телесных, в том числе членовредительных, наказаний, право пожизненного лишения свободы, отдача в рабство и т. д. Затем постепенно смягчаются и устраняются наиболее грозные из этих наказаний. Устраняется право членовредительных наказаний, остаются только обыкновенные телесные наказания. Право лишения свободы - продажи в рабство или заключения в темницу - постепенно смягчается, исключается пожизненность таких кар, допускается только урочное лишение свободы, причем сроки постепенно уменьшаются, и т.д.

Затем идет процесс постепенного освобождения разных категорий домочадцев из-под власти и опеки домовладыки.

Для понимания истории женского права и определения будущих судеб его нужно еще принять во внимание следующие обстоятельства:

  1. Естественным дополнением или элементом подвластности, зависимости и покорности является имущественная зависимость. Для большей силы давления на поведение и дисциплины не только женщины, но и мужчины, в том числе взрослые и старые отцы семейств, ставятся древним правом в полную имущественную зависимость от своих опекунов - укротителей. По древнеримскому и некоторым другим древним правам все подвластные - жена домовладыки, сыновья и их жены и т. д. - лишены имущественной правоспособности; что они приобретают, зарабатывают и т. д. поступает в собственность домовладыки, от милости которого все зависят в области питания и т. д. По другим правам имущественная зависимость подвластных достигалась отчасти с помощью иных юридических форм. Закон дальнейшего развития - постепенная имущественная эмансипация разных категорий домочадцев.
2) Дальнейшим психологическим естественным дополнением древнего режима грозной дисциплины и абсолютной покорности является безгласность и бесправие подвластных в управлении общественными делами, ограничение или отсутствие публичной правоспособности. И это относится не только к женщинам, но и к другим подвластным. Решают общественные дела по примитивному праву только старейшины - домовладыки: иное положение колебало бы авторитет владыки, подкапывало бы покорность и сознание своего ничтожества на стороне подвластных. Закон дальнейшего развития - постепенный рост публичной правоспособности, в частности права участвовать в народных собраниях, права исполнять судейские и иные функции со стороны подвластных или бывших прежде подвластными.

Изложенные положения заключают в себе краткое изображение квинтэссенции и смысла типически повторяющейся у разных народов эволюции правового положения женщин.

Относительно будущего из установленного общего закона эволюции права и указанных частных законов развития домашнего строя и имущественного и публично-правового положения подвластных получается тот вывод, что, за исключением относительно мягкой дисциплинарной и иной власти над малолетними и детьми" нуждающимися по природе в опеке и воспитательном воздействии, все прежние виды семейственной подвластности и связанного с ними ограничения имущественной и публичной правоспособности должны исчезнуть.

Следует добавить, что, поскольку manus mariti, власть мужа над женой, в частности дисциплинированная власть, делается социально лишней и исчезает в культурном обществе, прочие ограничения прав женщин тем более лишены смысла, представляют пережитки, держащиеся силой инерции и подлежащие быстрому устранению. Это лишние тормозы экономического и иного плодотворного развития и общественного воспитания.

Председательствующая. Дано слово г-же Тырковой.

А.В. Тыркова. Когда полтора года тому назад явилась первая мысль о том съезде, который сегодня, наконец, осуществился, когда в обществе раздался первый слух и разговор о нем, он был встречен далеко не так тепло, как ожидали устроительницы его. Какая-то осторожность, какое-то недоверие, какая-то сдержанность в высказываниях слышались в этом отношении. Эта сдержанность шла не только из мужских рядов, но она шла из рядов женщин. Здесь сказалось недоверие к себе, старая закоренелая привычка к своему бессилию, привычка к тому, что эта привычка есть что-то космическое, чего нельзя одолеть. К счастью, теперь мы это

перешли, лед сломан, отношение целой половины населения России, русского общества среди мужчин и женщин изменилось. Тут сказалось, что в женщине давно существовало так ярко проявившееся желание двинуть женское движение вперед, желание почувствовать в себе такое же существо, имеющее те же потребности и те же недостатки, как другие. Первый призыв к съезду раздался глухо, но тем громче раздался он теперь на всю Россию, призыв к той работе, которая должна осуществиться. Женщины почувствовали, что устроительницы съезда дали как бы новый масонский знак, не скрытый, не конспирированный, которому не нужно прятаться, по которому нужно на каждом шагу своей частной и общественной жизни сознательное, свободное содружество свободных каменщиков, свободных женщин, без которых современная демократия, может быть, не была бы защищена.

Сейчас мы явились выразительницами громадного и безмолвного населения, мы знаем, что в первый раз на нашу долю выпала тяжелая, но зато и почетная обязанность быть выразительницами этих женских нужд и всего женского дела, и всех его потребностей, которые целыми тысячелетиями лежат на наших слабых, в сущности, плечах. Мы должны в первый раз выяснить, что русская женщина, двигая дело своего освобождения, в то же время помогает и всему освобождению России, потому что освобождение женщины есть не только ее личное движение вперед, но, больше того, оно накладывает печать на всю жизнь страны: только там, где все женщины участвуют в жизни страны, создается свободная жизнь. Нам необходимо преодолеть трудности гражданского бесправия, перед нами полная оторванность женщин от политической жизни, которая должна особенно чувствоваться после того громадного сдвига, который произошел 17 октября 1905 года, когда они оказались отброшенными от тех законодательных норм, которые обусловливают все наши интересы, которые вырабатывают те условия жизни, в которых должны существовать мы, наши дети, которые должны охранять и обеспечивать наши интересы; но это делается без нас или помимо нас, эти интересы должны отстаивать люди, которые могут сочувствовать нам, но которые многого не в состоянии переживать и, следовательно, не в состоянии многого представить себе.

При настоящем политическом строе, при современных условиях жизни интересы детей, интересы материнства страдают все более и более от тяжелой экономической борьбы. Нигде мы не видим, чтобы женщина могла сама себя защитить; то положение, в котором находятся работницы, брошенные на фабрики, особенно резко указывает на нашу полную невозможность отстоять себя. Те слабые несовершенные условия охранения труда детей, охранения интересов материнства, охранения беременных женщин особенно показывают, что здесь голос женщины слаб; но даже в общих законодательных предприятиях, если бы женщины могли давать свой голос, многого не могло бы произойти. Каждый из нас уверен, что парламент, избранный на таком праве, в котором женщина принимает участие, никогда не дал бы такого большинства, которое имелось при вопросе о смертной казни, потому что против него не высказывались бы, при женском участии такой парламент невозможен. Ясно, что и весь строй жизни при участии всего населения неизбежно изменится, и мне кажется, что то, что мы можем собраться здесь, выслушать и понять друг друга, является громадным этапом русской жизни. Я не буду указывать, какие пути, какие способы к осуществлению этой цели есть у нас в руках, но первое условие - потребность высказать еще не проявившиеся общественные силы. Эта сила идейная, эта сила заключается в подъеме сознательности, эта сила велика, и, когда женщина скажет: "Я хочу быть свободным человеком, и я хочу им стать", - тогда мы этого добьемся.

Председательствующая. Слово дано опоздавшей представительнице от женщин-рабочих г-же Волковой.

Г-жа Волкова. Я пользуюсь данным мне словом для того, чтобы сказать несколько слов от лица работниц. Всероссийский женский съезд мы хотим отметить как показатель того, что, если на поверхности все спокойно, внизу работа идет. Здесь собрались женщины различных убеждений, классов и обществ. Здесь присутствуют представительницы тех работниц, те работницы, которые были в первых рядах при обновлении нашего общественного строя. То, что собрались женщины, чтобы бороться за свое равноправие, как понимает каждая социальная группа, это в значительной мере есть результат их борьбы, завоеванной руками, заслугами рабочего класса.

Завоеванным их успехом борьбы, знамением гражданского и политического права для всей России служит тот факт, что работница пришла на съезд, чтобы представить собой самый угнетенный класс, чтобы высоко поднять знамя своего политического и экономического освобождения, она пришла с твердым намерением продолжать дальше свою организацию, бороться рука об руку со всем пролетариатом.

Председательствующая. Объявляют собрание закрытым.