Труд, образование, здоровье

Ржаницына Л. С. Без решения "женского вопроса" кризиса не одолеть // Женшины и рынок труда. Библиотечка профсоюзного активиста. М., Профиздат, 1997. №6. С. 3-31.
 
В начало документа
В конец документа

Ржаницына Л. С.

Без решения "женского вопроса" кризиса не одолеть


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Наша отечественная практика показала, что наиболее эффективным методом является финансовая поддержка действующих и новых рабочих мест - субсидированная занятость, в том числе для женщин. Это метод активный в противоположность пассивной поддержке безработных. Однако он не получил еще достаточного развития. Судя по цифрам распределения расходов фонда занятости, в 1995 году на поддержку рабочих мест выделялось 19 процентов средств, а на нужды службы занятости - 14 процентов.

Дело понемногу двигается в регионах. Укажем хотя бы на опыт Санкт-Петербурга, где на основе соглашения между мэрией, Ассоциацией предприятий, Советом федерации профсоюзов города реализуется программа содействия занятости. Помимо прочего, она включает меры по созданию рабочих мест для безработных, особо нуждающихся в социальной поддержке и т. п.

По нашему мнению, любые инвестиционные программы (в первую очередь государственные) следует рассматривать с точки зрения увеличения или снижения занятости. Между тем в 1996 году снижен тариф отчислений на меры защиты от безработицы, изъяты на другие цели ранее накопленные средства. Конечно, в работе органов занятости есть много недостатков, но "лечить" их с помощью снижения отчислений предприятий - метод более чем сомнительный.

Не менее важно подробно отразить в программах занятости, иных нормативных актах механизм финансового обеспечения (включая налоговые освобождения) квот для социально слабых категорий населения, в частности, для женщин с детьми. Можно или фиксировать общую долю, или резервировать для особо нуждающихся отдельные виды занятий и др. Профсоюзы совместно с работниками служб занятости на местах должны решать вопросы распределения средств под конкретные, наиболее острые социальные программы.

Стоит подумать также об усилении управления Фондом занятости. В нем по Федеральному закону о профсоюзах последние должны иметь право решающего

голоса, как, впрочем, и союзы работодателей, ибо отношения социального страхования касаются и заботят их прежде всего. В условиях неблагоприятного прогноза по безработице особо важен общественный контроль, а кто, как ни сами участники страхования могут его сделать таковым? Однако что-что. а актуальность работы среди женщин профсоюзы, кажется, перестали ощущать.

То же можно сказать и о пассивности местных властей. Ведь во многом программы создания новых рабочих мест неотделимы от проблем социального развития населенного пункта и обслуживающей инфраструктуры - а значит, это прямая обязанность местных властей. Будем надеяться на заинтересованность вновь создаваемого местного самоуправления.

Помочь трудоустроить побольше безработных можно было бы, поощряя добровольную неполную занятость, надомничество.

Казалось бы, производство лишь выигрывает от применения нестандартных режимов труда:

снижаются финансовые издержки. появляется гибкость в управлении персоналам и т. п. За рубежом а кризисной ситуации обязательно увеличивается число неполно занятых как альтернатива массовой безработице- У нас же подобные традиции практически отсутствуют. По данным исследований в Хабаровском крае только в 26 процентах районов организован учет рабочих мест с режимом неполного рабочего времени.

В том же Хабаровском крае лишь треть из обратившихся в службу занятости женщин с детьми до трех лет предпочитают работать в рамках нестандартных режимов труда. Из них 45 процентов хотели бы работать неполный рабочий день, 21 - неполную рабочую неделю и 33 процента - по гибкому графику. Сравним эти показатели с недавним прошлым:

в 1990 году Госкомстат отмечал, что более 80 процентов женщин желают подобным образом сочетать работу и домашние обязанности. Безработица и безденежье (минимум 3-4 млн. женщин просто вынуждены работать независимо от своего желания), безусловно, снизили привлекательность неполных режимов работы. Свою роль сыграли и попытки ввести в качестве условия получения пособия по безработице обязательный стаж работы в 26 полных недель вместо прежних 12 (таким образом нужно уже не полгода, а год работы в условиях неполной недели).

Сдвинуть дело с мертвой точки могли бы мощные общественные силы, которые понимают значение неполной занятости для решения проблем рынка труда вообще и женского в частности. Инициаторами со стороны исполнительной власти могли бы выступать государственные структуры занятости, со стороны работников - профсоюзы при заключении колдоговоров и соглашений с работодателями.

Нестандартные формы занятости могли бы найти широкое применение в сельском и коммунальном хозяйстве, торговле и общественном питании, переработке сельскохозяйственной продукции, пищевой промышленности, сфере социальных и бытовых услуг. Работницы кризисных отраслей - легкой промышленности, машиностроения, информатики и некоторых других - особенно заинтересованы в надомном труде, по сути полностью отданном сейчас на откуп "теневикам".

Для развития надомничества и гибких режимов труда требуется государственный контроль, четкая нормативно-законодательная база, защита правового статуса занятых таким трудом. Пока же здесь нередко царят полный произвол и отсутствие каких-либо социальных гарантий. Работники терпят такое положение из-за возможности заработать и не платить налоги. Необходимо усиление правовой инспекции труда во всех секторах народного хозяйства.

Один из общепризнанных в мире методов смягчения последствий безработицы - организация общественных работ. В 1996 году численность принимавших участие в них женщин составила 204 тыс. человек. Резервы здесь далеко не исчерпаны, поскольку распространение общественных работ в большинстве регионов находится еще в начальной стадии.

Исходя из кризисной ситуации, Правительство намерено ввести порядок, при котором отказ некоторых категорий неработающих от общественных работ, предлагаемых органами занятости, лишает их права на получение статуса безработного.

Однако социологические исследования показывают, что отношение к участию в общественных работах сложное. Например, необходимость расширения такой вынужденной для обеспечения временной занятости практики отметили более половины опрошенных руководителей районных служб занятости. Вместе с тем примерно такая же доля экспертов (60 процентов) считают, что основная часть безработных женщин относится к этой форме занятости скорее отрицательно.

Как правило, это объясняется узким кругом предлагаемых видов деятельности, большими затратами физического труда и низкой оплатой. В основном в перечне предлагаемых рабочих мест - сезонный труд в сельском хозяйстве и работа по обслуживанию в гостиницах и пионерских лагерях, уборка города. "Сборник инструкций, стандартов и рекомендаций". подготовленный государственной службой занятости, в числе основных видов деятельности, по которым могут быть организованы общественные работы, перечисляет в основном "мужские".

Между тем существуют виды общественных работ, пользующиеся у безработных женщин определенным спросом. Это работы в коммунальном хозяйстве города по |

поддержанию санитарно-гигиенического состояния жилого фонда, а также работа в пригородных тепличных, садовых хозяйствах, где возможны нестандартные режимы труда. Повысить привлекательность общественных работ для женщин можно было бы, включив сюда уход за детьми, престарелыми, больными и т. п. виды деятельности, не требующие серьезной подготовки.

И, несомненно, число участников общественных работ возрастет, если право на них будет предоставлено не только официально зарегистрированным безработным, но и тем, у кого трудовая книжка еще лежит на предприятии, а серьезной загрузки и заработка практически нет. Такая возможность - выход для женщин. отправленных в административные отпуска и не полностью занятых в рабочее время.

А в наиболее затронутых кризисом регионах страны организация общественных работ - для многих, пожалуй, единственный способ получить за свой труд средства на жизнь. Сейчас зарубежные эксперты усиленно рекомендуют России обратить внимание на эту форму занятости, исторически оправдавшую себя именно в условиях спада производства. Вспомним трудармии молодежи, организованные в Америке в годы великой депрессии.

Малое предпринимательство, самозанятость, семейный, домашний бизнес способны

не только пополнить рынок нужными населению товарами и услугами. Это и достойный способ самореализации предприимчивой личности, и весомый источник семейного бюджета, и питательная почва для новых экономических отношений. Во всем мире знают, что с этой сферой связаны самые большие надежды применения женской рабочей силы.

Женщины и малое предпринимательство

В экономически развитых странах малые и средние предприятия (МСП) создают от половины до двух третей национального валового внутреннего продукта (ВВП), К сожалению, Россия пока сильно отстает в этом вопросе - ее малый бизнес дает лишь 10- 11 процентов ВВП. В 1996 году в нашей стране в этой сфере было занято не более шестой части всех работающих. Для сравнения: в США эти показатели составляют соответственно 70,2 млн.человек, или 54 процента; в Японии - 39,5 млн. человек, или 78 процентов; в Италии 16,8 млн. человек, или 73 процента.

Полагаем, что в российском малом предпринимательстве, как, впрочем, и во всем частно-коммерческом секторе, большинство составляют мужчины, а не женщины (можно говорить, пожалуй, о 35-45 процентах их доли от общей численности и о 20 процентах - среди руководителей). Это вызывает особое сожаление: ведь можно надеяться, что женщины, стоящие во главе фирм, не придерживаются мужского взгляда на женщин как рабочую силу второго сорта.

Изучение состава женщин-предпринимательниц может многое сказать о положении с женской занятостью. По данным Института социологических исследований РАН, длительное время изучающего этот вопрос, более энергично ведут себя женщины-предприниматели зрелого возраста (83 процента), в то время как молодежь предпочитает занятость в коммерческом секторе, но на наемных должностях. Среди "новых русских" женщин преобладают имеющие высшее образование, то есть как раз представительницы "группы риска" по безработице (64,1 процента). Несколько позже отреагировали на открывшиеся возможности ведения собственного дела люди со средним образованием, в прошлом представители массовых профессий рабочих, малоквалифицированных "белых воротничков" (доля лиц со средним специальным образованием - 34,9 процента, со средним общим - 0,9 процента). Более благоприятными для организации бизнеса оказались крупные города, особенно Москва и Санкт-Петербург.

Сферы женского предпринимательства в основном традиционны: легкая промышленность, ремесла и промыслы, консультативная, учебная деятельность, народная медицина, косметологические услуги и т. п. Приватизация дала им возможности стать владелицами малых и средних предприятий в таких областях, как швейная промышленность, торговля, бытовые услуги, общественное питание: 66,5 процента предпринимательниц в этом секторе выкупили свои предприятия непосредственна у властей без конкурса (аналогичный показатель у мужчин 27,5 процента). Оптимизма у женщин также больше: 75 процентов предпринимательниц считают. что они достигли поставленных целей, что втрое больше, чем такой же показатель у мужчин.

Однако, по мнению многих экспертов, женское предпринимательство пока - "исключение из правила" и рассчитывать на массовость здесь нельзя. Большинство женщин до сих пор предпочитают трудиться за гарантированную заработную плату в государственном секторе.

К трудностям в мире нарождающегося российского бизнеса добавляется конкуренция по полу, По единодушному мнению тех женщин-коммерсантов, кто уже имеет собственное депо, "встал на ноги", им трудно выжить в мире "мужского' бизнеса. Определенные действия в их пользу осуществляются женскими неправительственными организациями, службой занятости, органами соцзащиты, структурами Антимонопольного комитета, государственными фондами поддержки малого предпринимательства, органами власти на местах. Существуют специальные программы обучения

женщин основам менеджмента, "бизнес-инкубаторы", изучается общественное мнение на предмет готовности женщин к коммерческой деятельности, организуются женские деловые клубы, межрегиональные ярмарки с информационно-рекламными цепями. Оказывается некоторая поддержка различных женских проектов, небольшая материальная помощь, в частности, безработным предоставляются ссуды для открытия своего дела. Кое-где на этот счет даже приняты специальные нормативные акты.

Но всего этого явно недостаточно для возникновения большого числа мелких фирм. В 1996 году численность малых предприятий составляла около 830 тыс., число постоянно работающих в них - менее 9 млн. человек. К ним можно добавить 1,1 млн. совместителей и 1,5 млн. сотрудничающих на договорах подряда. Между тем, по данным Минэкономики, ощутимый перелом возникнет при наличии не менее 2-3 млн. фирм.

Доля женщин, желающих открыть собственное дело в России, хотя и уменьшилась за последние три-четыре года почти вдвое, все еще довольно высока: до 30 процентов. А в соответствующем разделе федеральной программы занятости на 1996-1997 годы речь идет о поддержке для 90 тыс. таких безработных. Но ведь стране нужны сотни тысяч подобных рабочих мест! Совершенно очевидно, что это - крупнейшая народнохозяйственная задача и решать ее надо "всем миром".

Для решения проблем занятости женщин малый бизнес - просто находка. Западные исследования предпринимательских качеств по основным критериям, определяющим успех предпринимательства, говорят в пользу женщин, а не мужчин. Женщинам более свойственны независимость, контактность в отношениях с людьми, находчивость в предотвращении возможного ущерба, склонность к риску, приспособляемость к изменениям, отсутствие страха перед неудачей, восприимчивость к информации, работоспособность. Более того, женщины старательнее, менее амбициозны, проявляют большую ответственность, четко представляют цепи своей деятельности и менее склонны к панике на начальной стадии создания предприятия, охотнее используют советы опытных коллег. Они легче вписываются в новую среду, придавая особое значение отношениям в коллективе.

Чтобы женщины смогли на деле применить все перечисленные качества, необходима заинтересованность и поддержка властей. Учитывая, что в женской среде доверие к общественной экономике с ее привычными формами сохраняется и преобладает над стремлением к новому, надо помочь им преодолеть этот психологический барьер.

Что же прежде всего следовало бы сделать для поощрения малого бизнеса и самозанятости?

1. Необходим специальный раздел федеральных программ и фондов поддержки малого предпринимательства с участием в них женщин. Возьмем, к примеру, Францию, где с 1989 года действует национальная система специальных государственных гарантий для предприятий, создаваемых женщинами. В администрации по делам малого бизнеса США уже 20 лет существует специальная программа для женщин - владельцев малых фирм. Между тем в российской федеральной программе поддержки малого предпринимательства нет даже упоминания о женщинах как об особой категории. А как раз в нашей ситуации это было бы вполне обоснованно. Можно было бы применять принцип квотирования по попу при распределении государственных средств, предоставлении дешевых целевых зарубежных кредитов для малого бизнеса и пр.

2. Требуется организовать обучение женщин основам предпринимательства, шире пропагандировать этот вид деятельности, предоставлять начинающим нужную информацию, создавать для них централизованные службы по оказанию бухгалтерских и юридических услуг. Предполагается создать сеть пилотных экспериментальных центров содействия предпринимательству, информационно-консалтинговых центров, центров социальной реабилитации безработных, с тем чтобы на их опыте отработать систему государственной поддержки. Даже называются реальные адреса таких центров: Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Псков, Новгород, Томская, Свердловская и Ярославская области, Приморский край. К сожалению, в этом перечне опять в основном столица и крупные города. А надо бы организовать такие структуры и в закрытых населенных пунктах, городах с монозанятостью, в зонах, наиболее сложных по состоянию безработицы.

Кроме того, задачи этих центров пока планируются достаточно ограниченно: обучение, передача технологий и в гораздо меньшем объеме - организация и поддержка новых рабочих мест и помощь в открытии собственного дела.

3. Нужны финансовая поддержка, дешевые кредиты, низкие налоги, доступные производственные помещения, земля, развитые лизинговые отношения. Пока наше законодательство, системы налогообложения и бухучета не делают различий между крупным предпринимательством и самозанятыми, малым бизнесом. И дешевые кредиты получить сейчас практически негде, хотя было много обещаний давать их в виде социальной помощи многодетным, беженцам, безработным. Дополнительным бременем на самозанятых ложатся и страховые платежи, хотя именно эти люди, находясь на самообеспечении, никогда не воспользуются, к примеру, оплатой бюллетеня и тем более пособием по

безработице. Интересно, что уже на местах (например, в Башкортостане) есть некоторые налоговые льготы именно для женского бизнеса.

4. Мелкий бизнес тесно связан с крупным, с активизацией крупного национального капитала, прекращением утечки капиталов за рубеж и созданием выгодных условий для их вложений в малое предпринимательство. Здесь мог бы помочь и зарубежный опыт:

головная фирма обеспечивает находящимся под ее покровительством малым партнерам оборудование и льготы, свою известную марку, рекламу и пр.

Необходимо заинтересовать коммерческие банки в финансировании малого бизнеса, установить для них шкалу льгот по налогам на эти ссуды. Попытка сделать это была: налог на прибыль для банков был снижен в 1,5 раза при условии, что на 50 процентов они будут финансировать малые предприятия, - но сказать, что она увенчалась успехом, нельзя. Хорошо бы обязать все коммерческие банки бесплатно открывать счета и обслуживать фирмы с малым оборотом средств и большими перерывами в их поступлениях.

5. Нужно избавить начинающих предпринимателей от бюрократической волокиты и расходов при регистрации собственного дела. Причем женщинам, обремененным семьей, это особенно затрудняет жизнь.

6. Наконец нельзя не сказать о наболевшем - необходимости государственной защиты от всех видов рэкета, как чиновничьего, так и уголовного. Это подлинная язва нашего бизнеса вообще, а для малых предприятий и отдельных предпринимателей, не образующих юридического лица, - в особенности. О каком открытии женщинами небольших столовых, мастерских бытовых услуг, даже об организованной мелкой торговле можно говорить, если рэкет практически разоряет мелких предпринимателей, если нет никакой личной безопасности.

7. Желание государства поддерживать самозанятость должно быть оформлено в документах. Предполагается выделить в федеральной программе поддержки малого предпринимательства особый раздел, посвященный женщи-нам-предпринимательницам, а также организаторам семейных предприятий. В нем, видимо, будут предусмотрены дополнительные гарантии по кредитованию и обучению.

Создан особый орган управления - специальный федеральный Комитет по поддержке малого предпринимательства. Теперь в каждом районе, наряду с налоговой инспекцией, отделом социальной защиты, службой занятости, должны быть государственные структуры, смыслом деятельности которых является организация и поддержка самозанятости, мелкого предпринимательства. Пусть их работники координируют деятельность заинтересованных ведомств, составляют перечни особо нужных для региона видов предпринимательства и определяют порядок его поддержки; отчитываются о числе малых фирм (как другие ведомства по фермерам, трудоустроенным и пр.), отвечают за их успехи и неудачи; помогают начать дело, обучают его юридической и бухгалтерской стороне.

В каждом регионе должен быть фонд, имеющий в своем распоряжении средства для поддержки малого бизнеса и самозанятости. Есть также еще и средства из местного бюджета, фонды социальной поддержки, фонды занятости. Ведь это их прямое дело - содействовать трудоустройству, поддерживать экономическую самодеятельность, стремление людей опираться в борьбе с бедностью на собственные силы.

8. В поддержке нуждаются и различные союзы, объединения, ассоциации и организации самозанятых и представителей мелкого бизнеса. Им имеет смысл опираться на сотрудничество не только с властью, но и с общественными организациями, и в первую очередь, с профсоюзами. Основой такого сотрудничества мог бы быть составляемый в качестве приложения к Генеральному и территориальным соглашениям план совместных действий на федеральном и региональном уровнях.

Кроме всего прочего, такой подход лишний раз подтверждал бы, что миллионы мелких предпринимателей и самозанятых также являются сферой интересов профсоюзов. Это позволит расширить влияние профсоюзов и распространить его на те слои и группы трудящихся (и женщин, и мужчин), которые пока недостаточно организованы и почти полностью лишены социальной защиты и поддержки.

Дать возможность людям зарабатывать, а не получать. Только тогда реформы станут необратимыми, а жизнь иной.

Надеемся, лучшей.