Право

Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России / МЦГИ. М., Проект ''Гендерная экспертиза''. М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Баллаева Е. А.

Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

К сожалению, женщины, работающие на частных предприятиях, особенно в секторе так называемого "бизнеса", часто по вине работодателей не могут воспользоваться ни правом на оплачиваемый отпуск по беременности и родам, ни правом на частично оплачиваемый или дополнительный отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, ни гарантиями по социальному страхованию. Следует констатировать, что реальное положение беременных женщин и матерей по сравнению с советским периодом несомненно ухудшилось. И виной этому, как видим, отнюдь не отсутствие законодательства, а отсутствие государственного контроля за соблюдением законов. Комиссии по делам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации было бы целесообразно выступить с инициативой введения особого прокурорского надзора за соблюдением прав женщин. Еще одной мерой было бы создание института Специального уполномоченного по правам женщин.

Социальные гарантии по беременности, родам

и рождению ребенка

Российское законодательство предоставляет социальные гарантии женщинам по беременности, родам и рождению детей не только на рабочем месте, но и женщинам, временно не работающим, женщинам, работающим дома, а также членам их семей - отцам и детям. В преамбуле Федерального закона от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" говорится, что закон "...обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства".


Статья 3
Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей.

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

ежемесячное пособие на ребенка.

Порядок назначения и выплаты указанных государствен ных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации.

И в преамбуле закона, и в Статье 3 употребляются понятия "материнство " и "отцовство ". Но Закон рассматривает "материнство" и "отцовство" не в контексте прав мужчин и женщин, а как специфичные юридические факты - факты-состояния, т.е., такие длящиеся жизненные обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Законодатель, таким образом, понимает "материнство" и "отцовство" как определенное правовое положение индивида, отличное от его правового статуса и более узкое по объему. Поскольку право на материнство не зафиксиро вано отдельным законом, правовой статус "матерей" остается неопределенным и в законодательстве о социальных гарантиях они не имеют правосубъектности . Отсутствие правосубъектности, в свою очередь, не позволяет им выступать в качестве субъекта правоотношений социального страхования, что создает возможность для нарушения их права на социальные гарантии.

Мы уже характеризовали коллизии, возникающие вследствие этих обстоятельств, применительно к законодатель ному регулированию аборта. Все сказанное по этому поводу справедливо и в отношении законодательства о социальных гарантиях по беременности, родам и в связи с рождением ребенка.

Следует сказать, что если бы право на материнство регулировалось непосредственно - особым законом, сама идея отмены пособий беременным женщинам и матерям, которую пытается осуществить правительство, была бы


невозможна, ибо следствием ее осуществления было бы сужение правового статуса гражданина или гражданки.

Статья 4. Средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет: средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижениям им возраста полутора лет...

Кроме того, финансирование государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится из средств федерального бюджета министерств и ведомств - для военнослужащих и членов их семей, для работающих за границей, а также студентов вузов и техникумов. Субъекты Российской Федерации также наделены правом финансировать ежемесячные пособия на ребенка из средств своих бюджетов. Указанные средства учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов РФ и выделяются целевым назначением.

Статья 6. Право на пособие по беременности и родам.

Право на пособие по беременности и родам имеют:

женщины, подлежащие государственному социальному страхованию, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

женщины, обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального профессионально го, среднего профессионального и высшего профессионально го образования и учреждениях послевузовского профессио нального образования;

женщины, проходящие военную службу по контракту;

женщины: категории которых установлены настоящей статьей при усыновлении ими ребенка (детей).


Статья 7.
Период выплаты пособия по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительнос тью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.

Статья 8. Размер пособия по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

среднего заработка (дохода) по месту работы - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований.... Порядок исчисления среднего заработка (дохода) устанавливается Правительством Российской Федерации;

минимального размера оплаты труда - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествовав ших дню признания их в установленном порядке безработными;

стипендии.... ;

денежного довольствия (воен.).

Статья 10. Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, выплачивается в размере пятидесяти процентов минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день предоставления отпуска по беременности и родам.

Статья 11. Право на единовременное пособие при рождении ребенка.

Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

В случае рождения (усыновления) двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.


При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается.

Статья 12 устанавливает размер единовременного пособия - пятнадцатикратная минимальная зарплата.

Статья 13. Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет имеют:

матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие государственному социальному страхованию;

Размер пособия - 2 минимальные зарплаты, независимо от числа детей.

Статья 16. Право на ежемесячное пособие на ребенка.

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет).

Несмотря на то, что Закон наделяет правом на ежемесячные пособия на ребенка не только мать, но и отца, нам известны случаи, когда отцам, желавшим им воспользовать ся, в этом отказывали.

Статья 17 устанавливает размер ежемесячного пособия - 70% от минимальной заработной платы. Размер пособия увеличивается на 100% на детей одиноких матерей и на 50% - на детей, родители которых уклоняются от алиментов, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Несмотря на то, что реальное денежное выражение размера пособия в настоящее время позволяет рассматривать его почти как символическое, и именно размер ассигнуемых сумм является главным аргументом прави

тельственных чиновников в пользу их отмены, значение Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" чрезвычайно велико. Прежде всего, Закон фиксирует государственную значимость материнства и отцовства. В этом смысле важен сам факт наличия пособия. Он означает, что государство уважает права женщин и мужчин как матерей и отцов, а также права их детей. Во-вторых, пособия для миллионов женщин и их семей все же являются существенным подспорьем в семейном бюджете, даже в тех случаях, когда они, как это часто бывает, выплачиваются нерегулярно. Учитывая эти два обстоятельства, следует высказать однозначно отрицательное отношение к "адресному" принципу распределения пособий, вводящему дискриминирующие правовые нормы в законодательство, направленное на ликвидацию дискриминации.

Порядок начисления пособий по беременности,

родам и в связи с рождением детей

Законодательство о социальных гарантиях по беременности, родам и в связи с рождением ребенка вводится в действие целым рядом подзаконных актов.

Постановление Правительства Российской Федерации

от 4 сентября 1995 г. №883

IV. Единовременное пособие при рождении ребенка

24. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается лицам:

работающим , а также неработающим и необучающим ся, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

VI. Ежемесячное пособие на ребенка

41. Еежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей назначается и выплачива ется:

а) если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установлен ном порядке по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение в повышенном размере ежемесячного пособия на детей, родившихся до вступления в брак;



б) при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке, начиная с месяца, в котором она записана в книге актов гражданского состояния в качестве матери;

42. Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей не назначается и не выплачивается, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка или если ребенок усыновлен при вступлении матери в брак.

В отношении пункта а) вводится дополнительное регулирование. Согласно п.51, мать должна представить в органы социальной защиты "справку из органов загса об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка. Применение этой нормы на практике создает ситуации, при которых женщины, заинтересованные в пособии повышенного размера, оказывают противодействие в официальном оформлении отцовства мужчинам, являющимся фактическими отцами их детей, но не состоящим с ними в браке. Этим дискриминируется право мужчин на отцовство, а также права ребенка. Государство, таким образом, этой нормой как бы стимулирует создание "неполных семей". Кроме того, неоправданно лишаются права на пособие повышенного размера одинокие матери детей, отцы которых официально удостоверили отношения отцовства, но которые фактически не оказывают этим детям никакой поддержки. Практика показывает, что взыскать алименты в законном порядке в этом случае очень трудно, и пособие является единственной формой материальной помощи, которую получает женщина в воспитании ребенка.

Представляется, что заявление женщины - одинокой матери - могло бы являться достаточным основанием для решения вопроса о предоставлении пособия повышенного размера.

В пункте VI. нет упоминания об одиноких отцах, права которых на пособие, видимо, регулируются по аналогии. Отсутствие правового регулирования прав на пособие одиноких отцов есть проявление дискриминационного подхода в нормотворчестве и ущемляет права отцовства. И это является еще одним свидетельством склонности нормотвор ца отождествлять "родительство" прежде всего с "материнством".

Далее...