Труд, образование, здоровье

Молокова З. Э. Как организовать свое дело (предприятие) // Современная женщина. Энциклопедический справочник. М., 1999. С. 190-208.
 
В начало документа
В конец документа

Молокова З. Э.

Как организовать свое дело (предприятие)


"Золотые" правила

Вы решили заняться предпринимательством2. Это - огромный риск, но интересно. Если у вас есть ответы на вопросы: "Что производить?", "Как производить?", "Для кого производить?" - вы можете начинать собственное дело.

Создавая собственное дело, вы должны осознавать, что организуете его за свой счет, принимаете на себя финансовую, моральную и социальную ответственность.

Опыт показывает, что только небольшая часть людей (10 - 15%) имеют склонности и способности к организации своего дела (предприятия).

В этой связи напомним некоторые "золотые" правила, к которым следует отнестись с должным вниманием.

  • Создавайте предприятие по своему умению - не меняйте свою специальность. Компетенция и ваш профессиональный опыт лучшие козыри в деле.
  • Тщательно проанализируйте риски, присущие вашему проекту, - это позволит уменьшить их.
  • Точно определяйте сферу своей деятельности. Не нужно стараться покрыть все потребности рынка. Предпочтение отдавайте точным "нишам", микрорынкам.
  • Создавайте дело по своим средствам. Проект должен быть согласован с финансовыми средствами, которыми вы располагаете.
  • Рассчитывайте только на себя. Управлять предприятием - это уметь принимать решения, брать на себя ответственность. Не ждите, что другие это сделают за вас.
  • Умейте сотрудничать с организациями со схожими сферами деятельности и быть информированными об их работе, чтобы извлекать пользу из опыта коллег.
  • Взывайте к компетенции других: не нужно все делать самому, умейте распределять работу между сотрудниками, чтобы посвятить себя чему-либо более существенному.
  • Убеждайте свое окружение: желательно, чтобы в дальнейшем вам не пришлось выбирать между семьей и работой.
  • Хорошо выбирайте своих сотрудников и партнеров.
  • Избегайте непродуктивных инвестиций.

При создании предприятия вам необходимо пройти определенные процедуры, этапы становления вашего бизнеса, о последовательности которых речь пойдет ниже.

Этапы создания своего дела (предприятия)

1 этап

идея + человек

определение направления предпринимательской деятельности

готовность к предпринимательской деятельности

2 этап

разработка проекта (бизнес-плана)

определение "ниши" для предпринимательской деятельности - анализ рынка

определение величины имеющихся средств и путей их получения (наличие собственных средств; получение кредита и возможность его погашения)

выбор организационно-правовой формы (предприниматель без образования юридического лица; малое предприятие; товарищество с ограниченной ответственностью; акционерное общество; кооператив и др.)

3 этап

организация предприятия

проведение переговоров с партнерами

подготовка регламентирующих документов

регистрация предприятия

получение необходимых финансовых и материальных ресурсов

4 этап

начало деятельности

организация работы предприятия (подбор кадров, выработка технологии работ)

Разработка технико-экономического обоснования предпринимательской идеи - бизнес-плана

Созданию предприятия предшествует разработка технико-экономического обоснования - бизнес-плана. Бизнес-план - это документ, содержащий информацию о том, как организовано ваше дело, как вы предполагаете реализовывать продукцию или услуги для получения необходимой прибыли и привлечения потенциальных кредиторов/инвесторов, которые будут изучать ваше дело, чтобы решить - финансировать его или нет. Бизнес-план - это экономический расчет, который должен показать будущему владельцу предприятия степень жизнеспособности его начинания. Для разработки бизнес-плана следует просуммировать все расходы, связанные с созданием предприятия и его деятельностью, и предполагаемые доходы от этой деятельности. Разность между этими цифрами покажет вам целесообразность вашей затеи.

Среди расходов обязательно надо предусмотреть издержки, связанные с созданием предприятия: регистрационный сбор, изготовление бланков и печати, аренда помещения, приобретение оборудования и т.д.; издержки, связанные с работой предприятия: оплата сырья и материалов, заработная плата работников, электроэнергия и т.д.; издержки, связанные со сбытом продукции: транспортные расходы, реклама, складские помещения, охрана и т.д. Следует застраховать свое предприятие, а это - дополнительные затраты. Потребуются деньги для налаживания деловых связей, хорошо бы заложить около 10% рассчитанной суммы издержек на непредвиденные расходы.

Доходы можно определить следующим образом: цена ваших услуг, умноженная на их количество за определенный период времени. Возможно, вам удастся получить доходы и по не основной деятельности: предоставление в аренду вашего помещения или транспорта, оказание посреднических услуг и т.п. При оценке ваших доходов лучше подойти из расчета более скромных цифр, чем закладывать предельные. Разница между доходами и расходами показывает предполагаемую прибыль, но тут еще надо предусмотреть налоги.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размера создаваемого предприятия и сферы деятельности, к которой оно относится.

Разработка бизнес-плана позволит вам еще раз оценить свои возможности, лучше подготовиться к трудностям и заранее наметить пути их преодоления.

Не исключено, что, составляя бизнес-план, вы придете к выводу, что организовать предпринимательское дело трудно и обременительно и оно вам не под силу. Этот вывод хотя и неприятен, но его лучше сделать, пока предприятие существует на бумаге, а не после того, когда на его создание уже потрачены деньги и время.

Бизнес-план - это дорожная карта на пути предпринимательства. Это схема, по которой вы будете создавать свое предприятие. Бизнес-план должен, с одной стороны, показать предпринимателю, как составляется продуманный и логичный базовый документ о реализации и применении их деловых идей и стратегии на 2 - 5 лет; должен служить базой для сопоставления и оценки хода реализации плана. С другой стороны - служить основой для переговоров с представителями внешних финансовых учреждений, например государственных органов, ссудодателей, кредиторов и банков о получении кредитов или инвестиций.

Помните, что хороший предприниматель не столько преодолевает риск, сколько сводит его к минимуму.

Российской практикой выработана следующая структура бизнес-плана.

Примерная структура технико-экономического обоснования (бизнес-плана) малого предприятия, индивидуальной предпринимательской деятельности

1. Титульный лист:

а) название и адрес предприятия, вид индивидуальной деятельности;

б) имена и адреса учредителей (для малого предприятия);

в) суть предлагаемого проекта организации предприятия (индивидуальной деятельности);

г) стоимость проекта: сумма средств, необходимых для создания предприятия, организации индивидуальной деятельности.

2. Существо предлагаемого проекта:

а) продукция - намечаемые объемы производства и реализации;

б) услуги- намечаемые объемы;

в) административный и производственный персонал (численность по категориям);

г) сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

3. Производственный план:

а) описание производственного процесса;

б) производственные помещения;

в) станки, оборудование;

г) поставщики сырья и материалов.

4. План сбыта (как и кому продавать товары или услуги):

а) цены - предполагаемый уровень цен и их изменение в перспективе;

б) каналы сбыта - кому и как будет осуществляться доставка товаров;

в) реклама - как будут рекламироваться товары (услуги).

5. Организационный план:

а) форма собственности - укажите, какую форму владения предприятием выбрали, какова его правовая форма;

б) сведения о партнерах или основных пайщиках, если такие имеются;

в) мера ответственности партнеров (пайщиков);

г) кто будет заниматься бухгалтерским учетом.

6. Оценка риска:

а) анализ слабых сторон предприятия (индивидуальной деятельности);

б) наличие конкурентов.

7. Финансовый план:

а) источники средств (личные накопления, кредиты банка, субсидии и др.) и их использование на организацию предприятия (индивидуальной деятельности);

б) план доходов и расходов;

в) план денежных поступлений и платежей;

г) самоокупаемость и рентабельность;

д) предполагаемые (планируемые) оклады.

Несколько практических советов

  • бизнес-план нельзя составить, не собрав и не проанализировав всю необходимую информацию. Предприниматель должен перечислить все вопросы, которые имеют решающее значение для успеха его дела;
  • четко излагайте в бизнес-плане, чем предлагаемая продукция или услуга превосходит аналоги или выгодно отличается от них;
  • оптимальный объем бизнес-плана 20 - 40 страниц. Обратите внимание на оформление, в нем не должно быть орфографических ошибок и опечаток;
  • некоторым предпринимателям могут потребоваться консультации и помощь в подготовке бизнес-плана. Обращайтесь в консультационные центры поддержки предпринимательства, центры подготовки предпринимателей;
  • собрав всю необходимую информацию, вы будете готовы к разговору с инвестором, банкиром, кредитором. Практически вы будете готовы начать свое собственное дело;
  • всегда помните, что главным в вашем бизнесе является покупатель;
  • клиенты должны чувствовать, что им рады; их привлекает улыбка, прямая осанка и приветствие продавца;
  • клиенты - это те, ради кого вы затеяли свой бизнес.

Кредитование мелкого (семейного) бизнеса

Для многих стран с переходной экономикой характерно появление многочисленных предприятий, где все функции выполняют члены одной семьи, родственники. Семейный бизнес развит в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В последствии семейные предприятия или перерастают в более крупные структуры, к работе в которых привлекаются не только родственники, или распадаются вовсе. Мелкий (семейный) бизнес - это самое начало предпринимательской деятельности, и одна из важнейших проблем здесь - это возможность изыскания кредитных ресурсов.

В 1992 г. была предпринята неудачная попытка разработать и реализовать программу финансовой помощи и льготного кредитования фермерства и мелкого бизнеса. С 1995 г. часть российских банков начала реализовывать собственные программы кредитования мелкого бизнеса. Этим занимаются Сбербанк России, Столичный банк сбережений и ряд других. Для получения денежных средств необходимо подготовить соответствующие документы, в частности технико-экономическое обоснование (бизнес-план). Однако банки часто проявляют недоверие к начинающим предпринимателям, так как знают, сколь сложно прогнозировать и запускать новое дело.

Несколько советов при поиске кредитных средств

Прежде всего узнайте условия предоставления кредита как можно в большем количестве банков.

Рассчитайте реальный процент предполагаемой прибыли. Если, по вашим расчетам, получаемая прибыль будет выше, чем кредит и проценты по нему, то именно услугами банка, предоставляющего кредиты на данных условиях, вам и надо воспользоваться.

Необходимо разработать подробный бизнес-план и обратиться в кредитный комитет выбранного вами банка.

Коммерческий банк может потребовать, чтобы вы открыли в этом банке расчетный счет, поскольку кредиты предоставляются только клиентам банка (следовательно, прежде необходимо зарегистрировать свое предприятие). Если банк предоставляет валютные кредиты, то надо, рассчитав возможную прибыль, попытаться получить именно валютный кредит, что позволит вам быть застрахованным от изменения курса рубля.

Одно из главных условий выдачи кредита - предоставление банку обеспечения кредита. Обеспечение должно быть больше, чем сумма предоставляемого кредита.

Рискуя, вы можете предоставить в качестве залога дом, квартиру, автомобиль, так как уже начинают действовать центры ипотечного кредитования (под залог принадлежащего вам имущества3). При этом вы владеете имуществом все время, пока используете кредит.

Если вы убедите банк в том, что ваше дело будет при реализации идеи сверхприбыльно, банк может выдать кредит и без соответствующего обеспечения. Еще один способ получения кредита без обеспечения - это реализация совместного с банком проекта и долевое распределение прибыли.

Практически в любом коммерческом банке вопросы предоставления кредитов обсуждаются наиболее часто, ибо кредитные риски достаточно опасны для банков и вообще могут привести небольшие банки к краху.

Кто может стать предпринимателем

Предпринимателем может стать любой гражданин России независимо от образовательного уровня и профессиональной квалификации. Число женщин-предпринимателей неуклонно возрастает. По последним данным, в России доля женщин среди предпринимателей составляет 19%.

Однако предпринимательство - специфическая сфера приложения труда, требующая определенных личностных качеств.

Малым бизнесом может заниматься человек, обладающий знаниями в избранной сфере деятельности, стремлением достичь определенных успехов и готовый отказаться от прежней работы (карьеры) и изменить свой образ жизни.

Нужно также иметь уверенность в том, что создать свое дело вполне реально, поскольку для этого существуют необходимые предпосылки. Немаловажное значение в решении стать предпринимателем имеет наличие начального капитала или возможность привлечь финансовые средства со стороны. При недостатке знаний и опыта важно иметь желание и возможность пройти курс обучения предпринимательству.

Решение отказаться от своей прежней работы (карьеры) и стать предпринимателем принимается по разным причинам: не устраивает прежняя работа; желание самоутвердиться и обрести самостоятельность; есть интересная идея, которая может быть реализована путем создания своего дела, и т.д.

Поскольку никаких объективных критериев, позволяющих однозначно определить, обладаете ли вы необходимыми для предпринимателя данными, нет, можно посоветовать оценить свои возможности с помощью предлагаемой анкеты.

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на все препятствия?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас легко переубедить?

3. Можете ли вы взять на себя ответственность руководителя (для организаторов малого предприятия)?

4. Пользуетесь ли вы уважением и доверием своих коллег?

5. Позволяет ли вам здоровье заниматься избранным видом предпринимательской деятельности?

6. Готовы ли вы трудиться по 12 - 14 часов в сутки, не получая немедленной отдачи?

7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

8. Умеете ли вы убеждать и заражать своей уверенностью в правильности выбранного дела других?

9. Понятны ли вам действия и поступки окружающих?

10. Есть ли у вас опыт работы в той области, в которой вы хотите начать свое дело?

11. Знакомы ли вы с действующим порядком налогообложения, начисления заработной платы, составления декларации о доходах, ведения бухгалтерского учета?

12. Будет ли в вашем городе или области спрос на товар или услугу, которые вы собираетесь предложить?

13. Хорошо ли идут дела в вашем городе (области) у других мелких предпринимателей вашего профиля?

14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?

Если у вас нет помещения, то позволяет ли площадь вашей квартиры (дома) организовать свое дело на дому?

15. Готовы ли вы к тому, что ваше дело полгода-год не будет приносить дохода? Располагаете ли вы достаточными финансовыми средствами, чтобы поддержать свое предприятие в течение первого года его существования?

16. Располагаете ли вы достаточным первоначальным капиталом для создания дела? Есть ли у вас возможность привлечь к финансированию создаваемого дела родных и знакомых?

17. Есть ли у вас на примете поставщики необходимых вам материалов?

18. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых не хватает вам?

19. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело - это главная ваша цель?

Ответив на вопросы, приведенные в анкете, сосчитайте количество положительных ответов. Каждый положительный ответ дает одно очко. Если набрали 16 очков или более, у вас имеются все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем, от 12 до 16 очков - шансы на успех в качестве предпринимателя не так очевидны, менее 12 очков - ваши шансы добиться успеха в качестве предпринимателя, по-видимому, невелики.

Формы предпринимательства

На территории РФ могут создаваться и действовать малые предприятия, основывающиеся на частной, муниципальной и государственной собственности общественных объединений (организаций), а также в смешанной форме собственности. Малые предприятия вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и отвечающие целям, предусмотренным уставами таких предприятий.

Выбор организационно-правовой формы зависит от следующих факторов:

спроса на продукцию или вид услуг, которые вы собираетесь производить;

объема и вида деятельности;

наличия помещения;

формирования капитала (личный, акционерный, паевой);

формы распределения прибыли (личный доход, дивиденд, выплаты по паю).

Для малого предприятия подходят как форма индивидуального (семейного) частного предприятия, так и различные коллективные формы.

Если у гражданина достаточно личных денежных средств, он может создать частное или семейное предприятие. Однако у большинства людей собственных средств недостаточно. Поэтому, как правило, группа граждан (2 - 3 и более человека) иногда с участием юридических лиц (предприятий, организаций) объединяет свои средства и создает малое предприятие в виде товарищества, одной из форм которого является товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО).

ТОО представляет собой объединение граждан (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный фонд товарищества образуется только за счет вкладов учредителей.

Далее...