Труд, образование, здоровье

Машкова Е. В., Зайцева И. Практика женского предпринимательства в моноиндустриальном городе // Формирование гендерной культуры у студенческой молодежи. Сб. статей и рефератов. Набережные Челны, Фемина, 1995. С. 99-122.
 
В начало документа
В конец документа

Машкова Е. В.,  Зайцева И.

Практика женского предпринимательства в моноиндустриальном городе


Постановка вопроса о положении женщин на рынке труда в целом и в секторе предпринимательства в частности в условиях монопромышленного города при переходе к рыночным отношениям представляется вполне правомерной и весьма актуальной по следующим обстоятельствам.

Во-первых, происходящий в стране процесс радикальных перемен во всех сферах жизни общества - в политической, экономической, социальной, культурной - затрагивает все слои и группы вселения: мужчин и женщин, стариков и инвалидов, пенсионеров молодежь, работников физического и умственного труда. Ситуация переходного периода к рыночной экономике создает принципиально новые, требующие теоретического осмысления макро - социальные условия занятости всего трудоспособного населения, в том числе женщин.

Во-вторых, ряд нерешенных проблем женской трудовой активности, обусловленных предыдущим развитием нашей страны, таких как феминизация отраслей и профессий с низким уровнем заработной платы, отсутствие системы подготовки и переподготовки женщин, реальных возможностей для их профессионально роста, низкая квалификация, двойная нагрузка на производстве и в семье, примитивный быт, а также возрождение общественных стереотипов о "естественном женском предназначении" делают проблему занятости для женщин особенно острой.

В-третьих, при интенсивном наступлении рыночных отношений своими ценностями и правилами игры все большие слои и группы населения переходят в категорию социально незащищенных. При этом, по отношению к женщинам, с одной стороны, новые меры социальной защиты являются зачастую по сути своей патерналистскими, порождающими социальное иждивенчество; с другой стороны, некоторые меры, направленные на улучшение одного из факторов положения женщин, приводят к ухудшению других снижают социальный статус женщин в целом, делают женскую рабочую силу неконкурентоспособной на рынке труда.

В-четвертых, несмотря на возникновение новых форм собственности, новых хозяйственных отношений в сфере трудовой активности, и, как следствие, новых явлений в занятости женщин, условия монопромышленного города, каким являются Набережные Челны, при неразвитой инфраструктуре и отсутствии широкого профессионального выбора задают определенное своеобразие трудового поведения женщин и трудности их адаптации к новым экономическим условиям.

Ситуацию занятости женщин в нашей стране характеризует то, что она отличается одним из самых высоких уровней занятости в мире, причем доля женщин в общественном производстве меняется волнообразно в зависимости от состояния экономики страны. Индустриализация в 30-х годах сопровождалась массовым притоком женщин в народное хозяйство. Эта тенденция достигла своего пика в годы Отечественной войны, к концу которой доля работающих женщин составляла 56 %. В послевоенный период этот показатель снижается. В 70-х годах вновь наблюдается активное вовлечение женщин в общественное производство. С начала перестройки 1985 года и по настоящее время опять наблюдается снижение уровня занятости женщин.

Анализ существующих статистических данных позволяет сделать вывод о том, что тоталитарное бюрократическое государство использовало женщин в своих целях как резервную рабочую силу. В периоды экстенсивного развития экономики возрастает привлечение женщин к участию в народном хозяйстве, во время экономических перемен интенсивного типа наблюдается их отток. В зависимости от состояния экономики, женщин то призывают "мобилизоваться" и "активно включиться" в общественное производство, то убеждают вспомнить о "естественном женском предназначении", "вернуться в семью" и выполнять свои материнские функции.

Кроме того, для нашего города, как и для всей страны в целом, актуальность темы заключается в новизне и неизученности таких явлений в сфере женской занятости как предпринимательство, самозанятость, занятость в неформальном секторе экономики.

Проблемность ситуации задается, с одной стороны, своеобразием условий моногорода, с другой стороны, нетрадиционностью трудового поведения женщин. особенности условий моноиндустриального города:

- наличие предприятия-монополиста;

- неразвитость городской инфраструктуры;

- как следствие, суженность спектра рабочих мест, особенно; для один, так как остальные сферы хозяйства города в основном обуживают население - работников монопредприятия;

-- предпринимательский сектор экономики в основном развивался базе КАМАЗа (производственные кооперативы с использованием площадей, оборудования, мощностей, рабочей силы и т. п.; коммерческие структуры, специализирующиеся на перепродаже автомобилей, двигателей, запчастей). Оба типа таких предприятий основываются на корпоративных связях мужчин, женщин в этом секторе практически нет, они используются либо как наемная низкостатусная рабочая сила, либо в качестве подставных лиц.

Нетрадиционность трудового поведения женщин задают такие факторы как:

- низкий уровень образования и квалификации, заданный технологией машиностроительного производства;

- отсутствие креативных (научных, исследовательских, творческих и т. д.) видов деятельности;

- суженность существующего спектра рабочих мест для женщин вынуждает их к самостоятельному поиску заработка, вынуждает соглашаться на низкоквалифицированную и низкооплачиваемую работу;

- узость образовательных и отсутствие профессиональных перспектив для девушек и молодых женщин.

Учитывая сказанное, изучение положения женщин на рынке труда условиях монопромышленного города и разработка программы, в которой непротиворечиво сочетались бы все аспекты положения женщин, могли бы стать важными звеньями в механизме интеграции женщин в систему рынка труда и действенным инструментом целенаправленного решения имеющихся проблем.

Исследование, проведенное авторами, было обусловлено необходимостью ответить на следующие вопросы:

1. Как женщины нашего города встраиваются в новую экономическую ситуацию?

2. Какую нишу в рынке товаров и услуг занимают женщины- предпринимательницы нашего города?

4. Как должны вести себя административные институты города (мэрия, городская дума, налоговая инспекция и т. д.) по отношению к женскому предпринимательству?

Исходя из основной цели исследования - изучения практики работы женщин - предпринимательниц города, были определены следующие задачи работы:

- выявить объективные и субъективные факторы, способствующие либо противодействующие успеху женского предпринимательства (как легального, так и свободного) на этапе становления и развития предприятия;

- выявить факторы, повышающие заинтересованность в деятельности по созданию рабочих мест для женщин;

- определить мотивы стремления женщин к собственному делу, к самообеспечению;

- установить основные виды женской предпринимательской деятельности (как легальной, так и свободной) и определить причины, влияющие на выбор женщинами именно этих видов деятельности;

- составить портрет женщин - предпринимательниц нашего города (социально-демографический, психологический, деловые качества) и сравнить его с "идеалом" предпринимательницы;

----определить изменение самооценки женщин - предпринимательниц как успешных, так и неуспешных;

- выяснить мнение женщин - предпринимательниц об отношении к ним мужчин-предпринимателей;

- выяснить, что необходимо женщинам-предпринимательницам для дальнейшего развития производства; определить перспективы развития женского предпринимательства в целом;

- выработать конкретные рекомендации по формированию политики городской администрации в отношении женского предпринимательства и определить мероприятия по развитию и поддержке женского бизнеса и деятельности по созданию женских рабочих мест.

Нами были выдвинуты следующие рабочие гипотезы:

1. Ориентация города на централизованное снабжение продукцией легкой промышленности и разрыв прежних хозяйственных

связей усложнили становление и развитие женского предпринимательства в регионе и городе.

2. Неразвитость инфраструктуры города суживает спектр женских рабочих мест и толкает женщин в свободный рынок, делает их "челночницами".

3. Основным мотивом прихода женщин в бизнес являются материальные затруднения.

4. Наиболее высока вероятность стать безработными для девушек, вчерашних школьниц; молодых женщин с малолетними детьми; женщин предпенсионного возраста. Эта же "группа безработного риска" будет преобладать среди "челночниц".

5. Происходит постоянное ужесточение барьеров на пути интеграции женщин в негосударственный сектор экономики.

  1. Административные институты города не видят в женском предпринимательстве резерва развития региона и практически не оказывают поддержки женскому бизнесу. Предметом исследования стали способы выживания женщин в новых экономических условиях. Непосредственным объектом исследования по анкете № 1 "Женщины и бизнес" явились женщины - предпринимательницы, отобранные случайным образом пo адресам в Регистрационном центре мэрии без разбивки по видам деятельности; годам регистрации и т. д. (Всего было опрошено 32 респондентки). По анкете № 2 "Женщины и рынок" была Опрошена 81 респондентка - женщины- "челночницы" с Автозаводского рынка. Социально-демографический портрет опрошенных будет представлен в основных результатах исследования.

При выяснении причин, побуждающих женщину выбрать тот или иной вид предпринимательской деятельности, использовались блоки вопросов оценочного характера, которые затем были сопоставлены с личными характеристиками респонденток, что позволило выяснить отношение женщин к конкретным элементам социальных ситуаций, мотивы их поведения, личные планы в предпринимательской сфере. Респонденткам было предложено построить образ "идеальной женщины-предпринимательницы", дана возможность оценить свои личные деловые качества. Конечно, выяснение мотивов поведения, оценок отдельных явлений отдельными людьми не является вполне адекватным методом для познания действительных причин их поведения, поскольку эти причины не всегда точно осознаются самими людьми и, кроме того, оценки каждой конкретной личности несут свою особенности и свою долю субъективности. Тем не менее, женщинами давалась оценка тех явлений и процессов, которые они хорошо знают и участницами которых являются.

В качестве отправного пункта дальнейшего анализа можно взять основные выводы, полученные в ходе ранее проводимых исследований и касающиеся перспектив использования женского труда.

В условиях перехода к рынку происходят значительные изменения структуры занятости населения. Наш город является моделью моно индустриального города, в котором большая часть трудоспособного населения сосредоточена на одном промышленном предприятии. Это и определяет характерные особенности использования женского труда в настоящее время.

Почти во всех сферах деятельности все еще большое число женщин занято физическим трудом, работая во вредных и тяжелых условиях. Женщины-рабочие уступают мужчинам по уровню квалификации: чем выше разряд, тем ниже доля женщин, работающих по этому разряду. Ярко отслеживается тенденция снижения средней заработной платы в отраслях, где большинство работающих женщины.

В итоге, накануне вступления в рынок, женщины оказываются в положении своеобразного социального аутсайдера. Осложняющим фактором является слабость либо отсутствие серьезного женского политического движения. Конкурентоспособность женщин на рынке серьезно подрывается и тем, что социальные льготы, связанные с рождением и воспитанием детей, сегодня привязаны исключительно к женщинам.

В области правовых гарантий Закон "О занятости населения" практически не предусматривает специальных мер выравнивания условий конкуренции для женщин.

Таким образом, можно предположить, что реальное внедрение рыночных отношений в сферу промышленного производства приведет к целому ряду неблагоприятных последствий для занятых в промышленности женщин:

- будет происходить вытеснение женщин на менее престижные и малооплачиваемые рабочие места;

- женщины, имеющие других работающих членов семьи, рискуют оказаться в числе первых кандидатов на увольнение;

- возрастает число отказов в приеме на работу для женщин, имеющих детей;

еще более возрастает для женщин привлекательность рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда, обеспечивающих повышенный уровень оплаты и пенсионные льготы и т. п.

Положение еще больше осложняется тем обстоятельством, что женщины психологически менее подготовлены к участию в конкуренции за рабочие места. Как показали результаты исследования, женщины редко предъявляют высокие требования к содержанию работы, легче мирятся с более низким уровнем ее оплаты; у женщин нередко отмечается заниженная самооценка и относительно слабая статусная и профессиональная ориентация, нежелание выполнять работу, связанную с необходимостью принятия решений.

Вышеперечисленные причины обуславливают сравнительно низкую конкурентоспособность женщин при переходе к рынку. Учитывая все факторы, влияющие на положение женщин в сфере труда, их сложность и многоаспектность, для комплексного решения "женских" проблем необходимо создание специальной программы интеграции женщин в рынок труда.

Несмотря на то, что женщины работают по наиболее массовым профессиям на основных технологических участках (т. е. несут на себе значительную часть производства), среди руководителей предприятий по - прежнему бытует мнение о невысокой эффективности труда женщин. Такие односторонние представления влекут за собой конкретные последствия: возрастает не только смещение женщин на все более непривлекательные рабочие места, но и количество не зависящих от женщин увольнений "по случаю производственной необходимости".

В связи с этим происходит увеличение числа женщин, ориентирующихся на самозанятость. Однако, в силу инертности, низкой самооценки и огромного числа препятствий, женщины включаются легче в свободную торговлю, и лишь немногие решаются начать собственное дело.

ЖЕНЩИНЫ И РЫНОК

Последствия экономической ситуации на КАМАЗе после пожара 1993 года на заводе Двигателей, ситуация длительной скрытой безработицы, постоянный рост цен при отсутствии стабильности выплаты заработной платы, обострение проблемы самовыживания, а также наличие таких факторов как постоянная обеспокоенность женщин тем, как прокормить семью, домашняя нагрузка по обслуживанию членов семьи, невысокая оценка себя и своих возможностей - все эти обстоятельства выталкивают женщин в область свободной рыночной торговли, создают условия для формирования такой группы самозанятых женщин как "челночницы".

Результаты проведенного исследования показали, что основную часть "челночниц" составляют женщины следующих возрастных групп:

20-29 лет (21 %);

30-39 лет (39,5%);

40-49 лет (24,7 %);

относительно немного среди них молодых девушек до 20 лет (4,9 %), а также женщин пред- и пенсионного возраста (9,9 %).

Каждая вторая респондентка (50,6 %) имеет среднее специальное образование, каждая третья (28,4 %) - среднее и каждая пятая (21 %) - высшее либо неполное высшее образование.

Среди женщин, торгующих на рынке, представительницы таких социальных групп как:

домохозяйка (23,8 %);

работающая на предприятии (20,0 %);

безработная (15,0 %);

в отпуске по уходу за ребенком (15,0 %);

в неоплачиваемом отпуске (на 2/3 тарифа) (13,8 %);

пенсионерка (8,8 %);

студентка (2,5 %).

Что же касается профессии, то представленный спектр их довольно широк. Наиболее часто встречаются операторы, инженеры,

продавцы, медработники.

Большую часть "челночниц" составляют женщины замужние (67,5 %), гораздо меньше разведенных (22,5 %) и никогда не состоявших в браке (7,5 %).

Что же касается национального состава, то 53,1 % опрошенных - русские, 43,2 % - татарки, 3,1 % - представительницы других

национальностей.

Большая часть "челночниц" имеет 1 - 2 детей (76,5 %), 9,9 % - многодетные матери, у 13,6% опрошенных детей нет.

Таким образом, можно обрисовать социально-демографический портрет средней "челночницы": это женщина в возрасте 30-39 лет со средне-специальным образованием. Она замужем, у нее 1-2 ребенка, социальный статус -домохозяйка.

При ответе на вопрос "Что заставило Вас выйти на рынок?" большая часть женщин на первое место поставили причины материального плана:

- сложное материальное положение (82,5 %);

- желание получить финансовую независимость (11,3 %). "Желание реализовать себя" отметили лишь 6,3 % опрошенных. Причем, мотивация женщин зависит от их семейного положения образования. Так желание реализовать себя наиболее велико среди женщин, никогда не состоявших в браке, а также среди женщин с высшим и неполным высшим образованием. В то время рак сложное материальное положение наиболее актуально для раз - веденных и вдов (в основном для женщин со средним образованием).

Целый блок анкеты был посвящен начальному этапу становления |женщин на рынке. С этой целью был задан ряд вопросов типа:

"Как Вы начинали?", "Где Вы взяли начальный капитал?" и т. д.

В целом картина получилась следующая. Около половины всех Опрошенных женщин (49,4 %) начали с того, что помогали торговать своим знакомым. Столько же женщин начинали свою деятельность собственными силами, не имея при этом личных знакомств. Среди всех опрошенных женщин очень немногие (лишь 2,5 %) имели на первом этапе "выгодных" знакомых, таких как администрация рынка или ребята - "контролеры" рынка.

Где же "челночницы" берут начальный капитал? Ответы на этот вопрос распределились следующим образом (см. диаграмму I):

Диаграмма 1. Источники первоначального капитала

Взяла в кредит (6,4%) ,

Заработала, помогая торговать (14,2%)

Заняла у знакомых (45,1%)

Из своих сбережений (34,3%)

Среди опрошенных женщин самая многочисленная группа - это "новички" рынка, т, е. женщины, торгующие меньше года (они составляют 37 % от общего числа "челночниц"). Две группы поменьше - торгующие около года (28,4 %) и 2-3 года (28,4 %). "Ветераны" рынка составляют лишь 6,2 % от общего числа торгующих женщин (см. диаграмму 2):

Диаграмма 2.

Распределение по срокам торгового стажа

40,0%

До года Около года 2-3 года Более 3-х лет

В настоящее время большая часть женщин торгует лишь в выходные дни (60,5 %); постоянно занимаются этим 29,6 %; 6,2 % торгуют только во время отпуска и 4,9 % - летом или на каникулах.

Причем "график" торговли зависит от "стажа" челночниц. Так основная часть торгующих менее года (86,5 %) выходит на рынок лишь в выходные; с повышением "рыночного стажа" происходит все большая ориентация на постоянную торговлю, которая достигает максимального значения для женщин, торгующих более 3-х лет

(см. диаграмму 3).

Среди торгующих постоянно самая многочисленная группа - это безработные (30,4%); торгующие летом и на каникулах - это студентки (50,0 %) и пенсионерки (50,0 %); основную часть женщин, выходящих на рынок по выходным, составляют домохозяйки (26,5 %)

и работающие на предприятии (24,5 %).

Что же продают женщины? Около 2/3 респонденток предпочитают промышленные товары импортного производства. Из них 42,0 % одновренно торгуют и отечественными промтоварами. Продукты, как отечественные, так и импортные, пользуются равным спросом: и те, и другие продают 8,8 % опрошенных. А 9,3 % женщин временами торгуют и товарами собственного производства.

 

Диаграмма 3.

Зависимость частоты торговли от "стажа" челночниц

 

 

 

Вопреки расхожему мнению о том, что "торговля - дело опасное", большинство торгующих женщин не боятся рэкета:

"у меня нет крупных вещей, поэтому не трогают" - (46,3 %);

"защищаться не от кого" - (15,2 %);

"меня все знают" - (12,7 %).

Есть женщины, которых все же кто-то защищает: либо знакомые ребята (13,9 %), либо муж (6,3 %), либо семья (5,1 %). Однако большинство высказало мнение о том, что "мафия мелкими рыночными торговцами не занимается, она найдет работу покрупнее"; гораздо больше волнуют женщин участившиеся кражи с прилавков.

За что же приходится платить челночницам? Купив лицензию на торговлю (которую на сегодняшний день имеет 70,4 % опрошенных), женщины также платят:

- администрации рынка (88,8 %);

- налоги в бюджет (57,5 %);

- за транспортные услуги (47,5 %);

- за защиту товара (7,5 %).

Эти расходы съедают существенную часть денег и в результате чистая прибыль на рынке составляет около 32 % от суммы оборотных средств. В среднем по всем опрошенным сумма оборота в месяц составила 1 млн. 700 тыс. руб., а средняя прибыль, соответственно, 550 тыс. И, как говорят сами челночницы, "хватает только на еду", "все уходит на питание".

Очень помогает на рынке то, что торгующие делятся между собой информацией (это отметили 71,4%) и отношения между ними доброжелательные (51,9 %).

Далее...