Политика

Шинелева Л. Т. Введение // Опыт партийных комитетов по изучению социально-политических проблем женщин (сборник исследовательских документов). / АОН при ЦК КПСС. М., 1990. С. 3-17.
 
В начало документа
В конец документа

Шинелева Л. Т.

Введение


Чрезвычайно важное значение в условиях перестройки имеет переосмысление роли партийных комитетов, их работы среди женщин, механизма управления этим процессом. И здесь, по нашему мнению, нужен реальный и откровенный анализ ситуации, ее вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня. Руководящая роль партии именно и проявляется в новаторских подходах. Процесс догматизации партийной мысли прошедшей поры не смог не сказаться на теоретическом осмыслении диалектики отношений женщины и общества. Произошла примитивизация, понимания, упрощение сложных общественных связей, безоговорочная канонизация желаемого, но не свершившегося факта, якобы, решения раз и навсегда женского вопроса. Такая постулируемая позиция как бы подытоживала проделанный путь раскрепощения женщин, исключала самую возможность многообразия точек зрения в партии на женскую проблематику, необходимость дискуссий, коллективного пути решения накапливаемых противоречий, возникающих естественно в ходе поступательного движения, развития общества.

Положение советских женщин в обществе сегодня крайне неблагоприятно. В нем сказывается уровень развития экономики страны, приоритеты в распределении национального дохода, положение женщин определяется условиями труда, его оплаты, занятостью, образованностью, условиями жизни, системой социальных льгот, действующей в стране шкалой ценностных ориентации.

По ряду показателей советские женщины "лидируют" в мире: самая высокая их занятость в сфере производства (92%) среди трудоспособного возраста; 4,5 млн. их трудятся при воздействии вредных производственных факторов, в том числе 3,8 млн. в ночную смену, что является нарушением международной конвенции. Труд женщин широко используется во внеурочное время.

Фактически существует скрытая дискриминация в оплате труда женщин, связанная с необоснованной межотраслевой и внутриотраслевой дифференциацией заработной платы. Она в преимущественно женских отраслях на 25-40 процентов ниже среднего показателя труда.

Переход на новые экономические условия хозяйствования усугубляют положение женщин: они в первую очередь попадают под сокращение (в 1988 г. они составили 58% от общего числа), наиболее незащищенными оказываются женщины-матери. Неэффективная система переподготовки кадров, отставание на 1-2 тарифных разряда от мужчин обостряют проблему социальной защиты.

Еще хуже положение сельских женщин.

Неудовлетворительная характеристика состояния здоровья женщин и детей: ежегодно около 30% рождается с патологией, 250 тыс. недоношенных детей. Показатель детской смертности в СССР самый высокий среди социалистических и развитых стран в 1,6 -5 раз, уровень материнской смертности в 10 раз выше, чем в США, в 4-7 раз, чем в ФРГ, Финляндии, в 2-4 раза, чем в большинстве социалистических стран; первое место в мире (в 10-15 раз выше, чем в развитых капиталистических странах) по числу абортов, Экстремальная ситуация матери и ребенка в республиках Средней Азии.

Сохраняемая рутинность домашнего труда, огромное отставание от Запада в оснащении бытовой техникой, патриархальные представления о "неприкосновенности" женских забот в семье оборачивается для общества и женщин колоссальными потерями времени и сил: затраты общественно-полезного труда оцениваются в 240-250 млрд. человеко-часов, домашний труд "съедает" 275 млрд. человеко-часов.

Несовершенна система материальной помощи семье с детьми сегодня, она не защищает материнство и детство. СССР в 1,5-3 раза отстает от стран СЭВ по продолжительности послеродовых отпусков, по выплате пособий на детей до 18 лет.

На фоне провозглашенного конституцией СССР равенства прав граждан независимо от пола, принципиальных установок социалистического общества относительно женского вопроса, и с учетом исключительно высокой занятости советских женщин трудом, надо признать явно недостаточным участие женщин в управлении государством, другими сферами. Повсевместно прослеживается тенденция: чем выше уровень управления, чем значительнее его роль в принятии решений, тем меньше представлены женщины в органах власти.

Принятие решений имеет, как известно, несколько уровней. Зачастую противопоставляются по своей социальной значимости различные уровни управления, и приоритетность отдается принятию решений на стратегическом уровне, а, следовательно, участию женщин в высших эшелонах управления. Именно по этому показателю и судят о степени участия женщин в принятии решений в той или иной стране. Более справедливым является подход, при котором признается важность всех уровней управления, поскольку они дополняют друг друга и только в сочетании обеспечивают в обществе и реализацию государственной политики, концепции социально-экономического развития страны.

Участие женщин в принятии решений целесообразно рассматривать, начиная с трудового коллектива. По мере укрепления самоуправленческих начал заинтересованное участие женщин в решении задач развития трудового коллектива будет служить своего рода индикатором возрастания их социальной и трудовой активности и будет способствовать расширению контингента женщин, из числа которых возможен выбор для выдвижения в руководство.

Сложившаяся сегодня ситуация вынуждает признать факт не просто отстранения женщин от реального и широкого участия на верхних и средних уровнях управления обществом, но более того: в последнее время идет процесс их "вытеснения" с ранее завоеванных позиций: не стало женщин - секретарей центральных комитетов компартий союзных республик.

На всю страну лишь одна женщина - первый секретарь ОК КПСС, незначителен их процент среди первых секретарей ГКи РК КПСС. В номенклатуре ОК и КК КПСС женщины составляют чуть более 10%. Поредели и без того скромные ряды женщин - руководителей республиканских министерств, лишь одна женщина - в кабинете Министров СССР.

Прошедшая в 1988 г. отчетно-выборная кампания в партии также свидетельствует об утрате позиций женщин в КПСС, о сокращении их числа на 1-3% среди секретарей, заместителей секретарей, членов парткомов и бюро первичных и цеховых организаций.

Так, среди секретарей первичных партийных организаций число женщин сократилось с 38,3% (1985г.) до 34,4%, в составе парткомов с 24,8% (1985 г.) до 22,1%, партбюро с 32,3% (1985 г.) до 30,4%; секретарей и заместителей секретарей первичных парторганизаций, где нет парткомов и партбюро с 39,4 до 36,4%. В составе парткомов цеховых парторганизаций женщины составляют 20,6% против 22,7 в 1985 г.

Уменьшилось число женщин-делегатов районных, городских и окружных партийных конференций с 32,4% (1985-86 гг.) до 28,9%; женщин-делегатов областных, краевых, горкомов с правами обкомов с 31,6 до 28,9%. Снизилась их активность в прениях. Их меньше выступило в прениях по докладам: 24,5% против 30,6% (Избрано перед ХХУП съездом КПСС ноябрь 1985 - январь 1986 г.)

Аналогичный процесс был характерен и для XIX Всесоюзной конференции КПСС. В обществе женщин более половины населения, в партии - около одной трети, а на XIX Всесоюзной партийной конференции четверть от числа делегатов, а выступило всего 5 женщин. Закономерен вопрос к партийным комитетам: куда подевались женская неуспокоенность, боль душевная за общее дело, за судьбу страны? Как преодолеть вековую робость?

С 33,9% до 30,4% (1988 г.) сократилось число женщин-членов, кандидатов в члены горкомов, райкомов и окружкомов, членов и кандидатов в члены обкомов, крайкомов партии с 28,0% до 25,9%. Происходит "вытеснение" женщин из состава выборного партийного актива. Еще более рельефно эта тенденция проявилась в связи с реформой политической системы, на выборах народных депутатов СССР, где женщины потерпели сокрушительное поражение.

Декларируемая в обществе идея равноправия женщин по-прежнему встречает множество препятствий. Отказ от укоренившейся квоты выдвижения снизил их представительство в высшем органе власти с 33% в 1984 г. до 15,6%. Если учесть, что система квотирования в скрытом виде была сохранена, пятая часть их них была избрана от Комитета советских женщин как общественной организации, .то другими словами, реальный уровень признания статуса женщины в обществе будет еще ниже.

Поражение их на выборах отнюдь не является проявлением случайного стечения обстоятельств, равно как и неожиданным выражением общественных отношений к женщине. Еще выборы в местные Советы 1987 г., частично проведенные по многомандатной системе, показали "неконкурентоспособность" женщин, устойчивость в массовом сознании стереотипа в силу которого избиратели и избирательницы явное предпочтение отдают мужчине. В результате 13 тысяч депутатских мандатов были тогда уже утрачены. Изменение в порядке проведения выборов народных депутатов СССР вольно или невольно обнажило консерватизм мышления самих организаторов избирательной кампании, игнорирование необходимости выработки новой стратегии и тактики результативного участия женщин в избирательной кампании. Назрела потребность обновления системы организационных, идеологических мер в подготовке и проведении выборов, пересмотра практики выдвижения, работы как с кандидатами, так и избирателями.

Последние выборы со всей очевидностью продемонстрировали, что в обществе существует "двойной стандарт" в отношении к женщине: закрепленный в законодательных актах, с одной стороны, и действующей в социальной практике с другой стороны. Этот разрыв между декларацией и реальностью отмечается на XIX Всесоюзной конференции КПСС. Выдвинутая тогда задача должного представительства женщин в руководящих органах по-прежнему продолжает оставаться лишь призывом. Она не только не выполняется, но и усложняется в новой политической ситуации.

Каковы причины поражения женщин на выборах, наблюдаемого "вытеснения" их с прежних позиций во всех структурах управления?

Реформа политической системы, демократизация общества придали совершенно новую силу общественному мнению, значительно увеличили его роль и влияние на ход политических процессов. Это, в свою очередь, обнажило и сделало совершенно очевидным существовавший и прежде, но в более камуфлированном виде, консервативно-патриархальный стереотип отношения к женщине. В общественном сознании существует глубокая асимметрия в критериях оценки женщин и мужчин как руководителей, политических деятелей.

Оно с колоссальным трудом приемлет способность женщин к лидерству, самостоятельности, объективности, масштабности мышления, искусству политического маневра, считая эти качества сугубо мужскими, отводя женщине роль трудолюбивой исполнительницы.

Как свидетельствуют итоги социологического опроса москвичей, по вопросу изменения социального состава депутатского корпуса, они выразили отрицательное отношение к факту сокращения числа молодежи среди депутатов - 53,6%, рабочих - 36,2%, беспартийных - 42,4%. В то же время сокращение числа женщин и колхозников в составе высшего органа власти, по мнению большинства опрошенных, существенного значения не имеет.

Выдвижение кандидатов из числа женщин на предстоящие выборы в местные Советы народных депутатов показывает, что их практически не будет там.

Другой причиной неуспеха женщин на выборах является неадекватный новым политическим условиям ритуал поведения самих женщин. Они привыкли к патерналистской системе отношений с обществом, гарантировавшей им за счет квот определенный общественно-политический престиж. Существующее равенство женщин и мужчин лишь "де-юре" в новых условиях сразу же проявилось. Обнаружилось неумение женщин пользоваться своими политическими правами, в том числе правом самовыдвижения, вести борьбу, отстаивать свои интересы.

Новая политическая ситуация показала степень низкой активности женских советов, их фактической неспособности оперативно пользоваться правом выдвижения кандидатов от общественной организации, участвовать в качестве организационной силы в избирательной кампании в трудовых коллективах, по месту жительства. То, что женщины стали аутсайдерами на выборах, говорит о низком престиже женских советов, о слабости традиционных установок, неавторитетности их в женском движении.

Не сумел проявить себя в этих условиях Комитет советских женщин, ограничившийся проведением выборной кампании лишь внутри своей организации.

Избирательная кампания отразила определенные региональные различия в общем уровне навыков политической, правовой, национальной культуры, этики отношения к женщине. Так, в РСФСР из 1099 народных избранников женщины-депутаты составляют всего лишь 30 человек. Среди 80 кандидатов в народные депутаты СССР, зарегистрированных по территориальным избирательным округам г. Москвы 6% или 5 человек были женщины, но ни одна не была избрана.

О чем же в связи с этим свидетельствует мировая практика? Женщины в странах Северной Европы, например, представлены в парламентах и правительствах довольно широко. В Дании, Норвегии и Швеции они занимают свыше 30% парламентских мест, на их долю приходится много важных государственных постов. 7 из 18 членов кабинета министров Норвегии и 8 из 21 министров в Швеции - женщины.

Выдвигая в качестве задачи в своих программах последовательное решение женского вопроса. Норвежская рабочая партия и Социал-демократическая партия Дании использует систему квот, в соответствии с которой 40% всех кандидатов партии на выборах должны быть женщины.

Во Французской социалистической партии действует 20%-ая квота для женщин в партийный аппарат, 30%-ая квота - выдвижения кандидатов в депутаты местных органов власти. Шесть француженок занимали министерские посты в период пребывания ФСП у власти в 1981-86 гг. Социал-демократическая партия Финляндии, готовясь к президентской кампании 1988 г., ввела в состав коллегии выборщиков от партии 1/3 женщин. Фракция СДПГ в бундестаге имеет 16% женщин, и партия ставит задачу к середине 90-х годов увеличить эту квоту до 40%. Итальянская коммунистическая партия, насчитывающая в своих рядах 38% женщин, на парламентских выборах 1987 г. внесла в списки своих кандидатов в депутаты в среднем 30% женщин, а в некоторых округах до 50%. Таким образом, левые партии становятся одним из основных каналов, по которым женщины выходят в большую политику. Существующий ранее в нашей стране порядок выдвижения женщин на основе квот оказал влияние на эти и другие партии развитых капиталистических стран, в которых он был перенят. Здесь систему квот не относят к разряду мер, ущемляющих демократию. Не демократичным считается общество, в котором женщины отстранены от реального участия в принятии решений, в том числе на высшем уровне власти.

Десятилетие женщины, проводимое по инициативе ООН в 1975-1985 гг., оказало существенное влияние на освоение женщинами политического пространства. Женщины активно включились в "народную дипломатию", движение за мир набрало новую силу, благодаря их пикетированию военных баз, походам в многочисленных Маршах мира. Со всей. очевидностью проявились достоинства лидеров-женщин: их терпимость, склонность в широкому политическому маневру, нередко женское начало выступает как сдерживающий фактор.

Международные акции в связи с десятилетием женщины оказали также существенное влияние на деятельность политических партий Запада. Они проинвентаризовали систему своих отношений с женской частью населения, от которой наполовину, а в ряде случаев и еще больше, зависит исход выборов, обновили с учетом новых условий систему социальных, идеологический и организационных мер.

Важным элементом, способствующим массовому вовлечению женщин в политическую деятельность, является осуществляемая западными партиями социальная политика, направленная на облегчение условий быта, воспитания детей, способствующая реальному женскому равноправию. Так, в Швеции, в поисках возможности поровну разделить семейные обязанности между обоими родителями, удалось создать развитую сеть социального обеспечения. Здесь предоставляется одному из родителей на выбор право на 12-месячный отпуск по уходу за новорожденным, выплачиваются семьям пособия по случаю рождения ребенка, причем 9 месяцев оплачивается исходя из 90% от заработка; также оплачиваются дни по уходу за бальным ребенком. Родители ребенка до 12-летнего возраста "имеют право на оплачиваемый отпуск в 60 дней в году, а

родители до 8 лет еще и право на сокращенный до 3/4 рабочий день.

Существенно облегчает положение женщин система дошкольного и школьного воспитания, имеющая высокий уровень.

Одна из особенностей прошедшей избирательной кампании, как свидетельствуют социологические исследования, проявилась в том, что избиратели часто оказывали предпочтение кандидату из-за его общественной популярности, а не в связи с его программой. Каковы же шансы женщин в этой связи? Кто же самые популярные женщины у наших сограждан? Это Маргарет Тэтчер. Беназир Бхутто, мать Тереза, Корасон Акино, Нина Андреева, Алла Пугачева, Татьяна Заславская и другие, т.е. свыше 50% наших "кумиров" - зарубежного происхождения.

Далее...