Семья, планирование семьи

Медведева Г. С. Социальная помощь государства в воспитании детей в детских учреждениях // Труд, семья, быт советской женщины. М., Юридическая литература, 1990. С 339-355.
 
В начало документа
В конец документа

Медведева Г. С.

Социальная помощь государства в воспитании детей в детских учреждениях


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Огромная роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит школе. В. А. Сухомлинский писал, что "подлинная школа - это не только то место, где дети приобретают знания и умения. Учение - очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка... Подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений" 2.

В СССР осуществляется постепенный переход к обучению детей с шестилетнего возраста 3. Обучение детей первого класса четырехлетней начальной школы может быть организовано как в общеобразовательной школе, так и в детском саду. Туда принимаются дети, которым исполняется шесть лет до 1 сентября текущего года. Для их зачисления необходимы следующие документы: заявление родителей или лиц, их заменяющих; свидетельство о рождении ребенка (предъявляется при зачислении); медицинская справка о состоянии его здоровья.

Первые классы открываются в школах и детских домах там, где есть необходимые условия для занятий, питания и отдыха детей. Учебный год для шестилеток составляет 32 учебные недели. Каникулы устанавливаются в соответствии с режимом работы школы. Кроме того, в середине третьей четверти вводится дополнительная каникулярная рабочая неделя. Окончание учебного года в первом классе - 25 мая.

Каждый урок продолжается 35 мин. После второго урока вводятся динамические занятия, во время которых организуются подвижные игры на воздухе. Каждая перемена длится не менее 20 мин. Задания первоклассникам на дом не задаются и отметки в баллах не выставляются.

Для учащихся первых классов организуются группы продленного дня, куда дети зачисляются по заявлению родителей или лиц, их заменяющих. По желанию родителей

1 См. пп. 4 и 5 постановления Верховного Совета СССР "0 неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" от 10 апреля 1990 г.

2 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 8.

3 См. Правила приема детей шестилетнего возраста в первый класс общеобразовательной школы, утвержденные приказом Министерства просвещения СССР от 25 января 1985г. № 13//Бюллетень Министерства просвещения СССР. 1985. № б. С. 20.

детей отпускают из групп продленного дня в удобное для них время домой, а также для посещения занятий вне школы. Если в семье изменились условия и ребенок может после окончания занятий находиться дома, то он может быть отчислен из группы продленного дня по инициативе родителей.

В целях развития разносторонних интересов и способностей, привития навыков трудовой и общественной деятельности, профессиональной ориентации, воспитания самостоятельности и ответственности, потребности в знаниях, интереса к науке, технике, искусству, литературе, военно-патриотического воспитания, организации разумного досуга и отдыха, укрепления здоровья детей и молодежи в нашей стране создана и развивается сеть широкодоступных внешкольных учреждений, а также проводится воспитательная работа по месту жительства (ч. 1 ст. 51 Основ законодательства о народном образовании).

В таких учреждениях занимаются подростки во внеучебное время по интересам и полезным делом.

Многообразна система внешкольных учреждений: дворцы и дома пионеров, станции юных натуралистов, юных техников, юных туристов; клубы юных техников, детские дома культуры; самостоятельные детско-юношеские клубы юных моряков с флотилиями или пароходствами; детско-юношеские спортивные школы всех видов; детские стадионы, парки; пионерские и другие загородные и городские лагеря; музыкальные и художественные школы; детские библиотеки. По данным Госкомстата СССР общее их количество в настоящее время составляет более 193 тыс. и обслуживают они примерно 59 млн. детей и подростков.

По этому поводу имеется и совершенно другая информация. Различными видами художественного и технического творчества хотели бы заниматься больше половины опрошенных учащихся, а фактически занимаются даже по явно завышенной отчетности учебных заведений и учреждений культуры только один из пяти. Дворцы и дома пионеров и школьников посещает лишь один учащийся (школы, ПТУ) из 9-10, а в городах - один из 5-6 1.

Одна из причин, по которой столь незначительное число подростков посещает внешкольные учреждения, - зачастую

1 См.: Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа-М., 1989.С.174.

низкое качество проводимых там занятий. (По опросам, проведенным в 1983-1984 годах, так называемые "досуговые мероприятия" были положительно оценены менее чем 10% учащихся.) Другая причина заключается в том, что остаточный принцип ассигнований на просвещение не изжил себя. В течение многих лет выделялось всего 20 коп. в год на одного учащегося на культурно-просветительные и культурно-массовые мероприятия; на оборудование - 1,7 тыс. руб. на одну неполную среднюю и 2,9 тыс. руб. - на одну среднюю школу1.Еще одна причина - явно недостаточное количество внешкольных учреждений. Если взять только те из них, где есть возможность обеспечить регулярные занятия по интересам для ребят в течение всего года (т. е. исключить из общего числа летние пионерские лагеря), то станет очевидно, что имеется всего одно такое учреждение на 1000 учащихся общеобразовательной школы.

Особая категория внешкольных учреждений - летние пионерские лагеря (в том числе с дневным пребыванием), лагеря труда и отдыха, спортивные, оборонно-спортивные и другие лагеря для школьников. Они играют очень важную роль в воспитании детей и подростков во время школьных каникул. Их деятельность осуществляется на основании Положения о загородном пионерском лагере 2.

Пионерский лагерь организуется для пионеров и школьников на время летних и зимних каникул советами и комитетами профсоюзов совместно с предприятиями, учреждениями, организациями. Туда направляются дети в возрасте от 7 до 15 пет (учащиеся 1-8 классов). Срок пребывания в летнем пионерском лагере - 26 дней, в зимнем - 12 дней.

В пионерском лагере должна быть обеспечена полная безопасность жизни и здоровья детей. Перед выездом в лагерь проводится медосмотр каждого ребенка. Устанавливается твердая дисциплина, обязательное выполнение всеми детьми и работниками лагеря режима дня, правил внутреннего трудового распорядка, плана работы.

Вожатые и воспитатели могут отлучаться с территории лагеря с детьми, только имея разрешение начальника лаге-

1 См.: Московская правда. 1988. 24 янв.

2 Утверждено постановлением Президиума. ВЦСПС и Бюро ЦК ВЛКСМ от 16 марта 1976 г.//Сборник постановлений ВЦСПС. Январь-март 1976 г, М., 1976. С. 89-95.

ря или старшего вожатого, детям запрещается уходить с территории лагеря без взрослых.

Проводить купание детей разрешается только в проверенном месте и группами не свыше 10 человек в присутствии инструктора физической подготовки или инструктора по плаванию, вожатых отрядов, воспитателей, медработников. В лагере должны быть в полной готовности необходимые спасательные средства, на берегу водоемов - организовано дежурство работников лагеря.

При перевозке детей автомобильным и другим транспортом обращается внимание на его техническое состояние, подготовку водителей. Запрещается перевозка детей на грузовых автомашинах.

50% от общего количества путевок в пионерские и другие оздоровительные лагеря для школьников предоставляются рабочим, служащим и колхозникам бесплатно, а остальные выдаются с частичной оплатой их стоимости. Бесплатные путевки предоставляются в первую очередь семьям, имеющим двух и более детей, детям, лишившимся попечения родителей и находящимся на воспитании в детских домах и школах-интернатах, под опекой и на патронате, детям инвалидов и одиноких матерей.

Частичная стоимость путевок взимается в следующих размерах 1:

1 См. постановление Президиума ВЦСПС от 28 марта 1983 г. "0 дополнительных льготах по оплате путевок в пионерские лагеря"//Сбор ник постановлений ВЦСПС. Январь - март 1983 г. М., 1983. С. 137-139.

 

В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС в двенадцатой пятилетке на строительство таких учреждений направлены капитальные вложения в размере 200 млн. руб.

Трудно представить современную жизнь без системы общественного воспитания детей. С ранних лет ребенок попадает в среду своих сверстников, не замыкается в узком кругу взрослых членов семьи. Формирование вкусов, привычек, характера и, в конечном счете, личности маленького человека происходит под влиянием разнообразных факторов. Значение родительской любви, внимания здесь бесспорно. Однако не менее важно, какие качества воспитают в ребенке в яслях, детском саду, школе; кто станет его наставником; какие друзья будут окружать.

Основы будущего поведения человека закладываются в дошкольном возрасте, развиваясь и совершенствуясь в школьные годы. Вот почему очень важно подготовить достойных, всесторонне образованных, терпеливых и мудрых, а главное, любящих детей воспитателей и учителей. К сожалению, долгое время эти профессии считались второстепенными, не престижными. В педагогические институты шли не по призванию, а из-за невозможности поступить в другие учебные заведения. В детские сады, школы попадали люди, которым, по их мнению, не повезло в жизни и они не смогли устроиться на более приличные должности.

Беседуя с известнейшим педагогом Ш. А. Амонашвили, журналист А. Радов заметил, что за те пять лет, в течение которых мы только и делаем, что говорим о реформе школы, можно было принципиально улучшить качественный состав учительских кадров, если к тому же делать упор не только на молодых специалистов, но и на тех обладателей дипломов, у кого высшее образование не по профилю, но есть и желание, и способности работать в школе, пройдя, естественно, ускоренное переобучение. Такими никто не занялся, к школе их-по причине "непрофильного диплома" - не подпустили.

По мнению Ш. А. Амонашвили, надо принципиально менять и формы подготовки учителей, и технологию их подбора. Самое главное - надо искать и призывать в школу личности. Мы слишком часто не понимаем, что для нормального воспитания требуются не только и не столько материальные блага или интеллектуальные упражнения. Более всего нужен добрый, сердечный человек, искренне интересующийся детьми. Он должен быть способен себя подарить детям, уметь с ними сопереживать. И тогда, я уверен, не будет ни наркоманов, ни рокеров... И если мы всерьез намерены дать все лучшее детям, то в самую первую очередь мы должны не пожалеть для них людей самых-самых...1.

1 См.: Огонек. 1989. № 26. С 27.