Семья, планирование семьи

Медведева Г. С. Социальная помощь государства в воспитании детей в детских учреждениях // Труд, семья, быт советской женщины. М., Юридическая литература, 1990. С 339-355.
 
В начало документа
В конец документа

Медведева Г. С.

Социальная помощь государства в воспитании детей в детских учреждениях


В соответствии со ст. 53 Конституции СССР "государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений...". Система этих учреждений организована таким образом, чтобы обеспечить законные права и интересы детей, находящихся на попечении своих родителей, а также детей, которые лишены родительской заботы. Государство, общество оказывают помощь в воспитании детей и дошкольного, и школьного возраста. Сеть детских учреждений в нашей стране включает детские ясли, сады, ясли-сады, дома ребенка, школы, школы-интернаты, детские дома и другие интернатные учреждения, дома пионеров, детские клубы, стадионы, пионерские лагеря и т.п.

Деятельность детских дошкольных учреждений в СССР осуществляется в соответствии с Положением о детском дошкольном учреждении 1. Детские ясли, детский сад, детские ясли-сад должны располагаться в здании, выстроенном по действующему типовому проекту, или в приспособленном помещении при строгом соблюдении санитарно-гигиенических, противоэпидемических требований и правил противопожарной безопасности. Обязателен огороженный озелененный участок, оборудованный для игр и занятий детей на свежем воздухе. Разумеется, необходима детская мебель, медицинская аппаратура, игрушки, разнообразные пособия для подготовки старших детей к школе.

Детское дошкольное учреждение работает, как правило, 5

1 Введено в действие приказом Министерства просвещения СССР от 5 мая 1985 г. № 97//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1985, № 25. С. 9.

или 6 дней в неделю. В необходимых случаях с разрешения исполкома местного Совета народных депутатов по желанию родителей в детском дошкольном учреждении могут открываться дежурные группы, работающие в будни, воскресные и праздничные дни (для детей от 3 до 7 лет).

Работа яслей, сада и дежурных групп должна начинаться не раньше 7 час. и заканчиваться не позже 20 час. Однако при производственной необходимости, как исключение, продолжительность рабочего дня может быть увеличена на один час - с б час. 30 мин. до 20 час. 30 мин.

Питание детей организуется с учетом продолжительности работы детского дошкольного учреждения по установленным нормам.

В детские ясли принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, в детский сад - от 3 до 7 лет, в детские ясли-сад - от 2 месяцев до 7 лет. После того как школа полностью перейдет на обучение детей с 6 лет, продолжительность пребывания детей в детских дошкольных учреждениях будет ограничена этим возрастом.

Количество детей в группах общего назначения устанавливается: в первой группе раннего возраста (от двух месяцев до года) - 15 человек; во второй группе раннего возраста (от года до 2 лет) и в первой младшей группе (от 2 до 3 лет) - 20 человек; во всех группах старшего возраста - 25 человек.

Законодательством предусмотрены льготы для детей работающих одиноких родителей, учащихся матерей и инвалидов I и II групп; детей из многодетных семей; детей, находящихся под опекой; детей слепых, глухих родителей, а также детей, отцы которых находятся на действительной службе в Вооруженных Силах СССР. Их принимают в ясли, ясли-сады в первую очередь.

Существуют у нас детские дошкольные учреждения специального назначения для детей с отклонениями от нормы в развитии или состоянии здоровья. Ребенок может быть направлен туда республиканской, областной, городской или районной медико-педагогической комиссией.

Нередко проблемой для родителей становится устроить ребенка в детский сад поблизости от дома: в детском саду, принадлежащем предприятию, есть места, но расположен он далеко, ехать туда неудобно. Можно ли найти выход из такого положения? Да, можно. Органам народного образования (здравоохранения) предоставляется право заполнять до 20 процентов мест в детских дошкольных учреждениях предприятий, учреждений и организаций детьми, родители которых там не работают, но живут в районе, где расположено детское дошкольное учреждение (при наличии свободных мест). Возможен также обмен путевками между детскими яслями, садами предприятий, а также районных детских дошкольных учреждений.

Для зачисления ребенка в ясли или сад необходимы: путевка соответствующего районного (городского) отдела народного образования по месту жительства детей или путевка предприятия; выписка из истории развития ребенка с заключением о состоянии его здоровья; справка об отсутствии контактов с инфекционными больными; документы о совокупном доходе родителей или лиц, их заменяющих. Необходимо также предъявить свидетельство о рождении ребенка.

За ребенком сохраняется место в дошкольном учреждении в случае его болезни, карантина, болезни или отпуска матери, на время очередного отпуска отца или лиц, заменяющих родителей, а также в летний период (сроком до 75 дней), независимо от времени отпуска родителей или лиц, их заменяющих.

Отчисление детей из детского дошкольного учреждения Производится отделом народного образования (здравоохранения) или соответствующим ведомством по представлению заведующего яслями, садом и т. п. Для этого нужно медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка, препятствующее его пребыванию в данном детском дошкольном учреждении.

Основанием для отчисления является также непосещение ребенком яслей, сада свыше двух недель без уважительных причин или в случае неуплаты за его содержание в течение двух недель после установленного срока. Решение об отчислении детей выносят органы народного образования (здравоохранения) или администрация предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом, о чем родители уведомляются письменно в течение трех дней. Если отчисление производится по желанию родителей или лиц, их заменяющих, то достаточно заявления в детское дошкольное учреждение.

Конечно, возможности общественного дошкольного воспитания велики. Как говорится в ст. 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее, гармоничное развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют здоровье, обеспечивают физическое и эстетическое воспитание, развивают познавательные интересы и способности, воспитывают любовь к природе, родному краю, Родине, почтительное отношение к старшим, доброту, товарищество и коллективизм, другие высокие нравственные качества, прививают детям культуру поведения, трудолюбие, самостоятельность, первоначальные практические навыки, приучают к организованности и дисциплине, подготавливают к обучению в школе.

Детские дошкольные учреждения посещают примерно 17 млн. детей. Цифры впечатляющие, но ни для кого не секрет, что обеспеченность местами в них не отвечает потребностям многих семей. Так, ежегодно не удовлетворяется около 1 млн. 700 тыс. заявлений родителей о помещении детей в дошкольные учреждения. Хорошо, если о своих работниках позаботилось родное предприятие: ведомственные ясли и сады славятся квалифицированными воспитателями, которые заинтересованы материально (предприятие может установить им дополнительные ежемесячные выплаты), а также имеют возможность в более короткий срок улучшить, например, свои жилищные условия.

Совсем другое положение в детских дошкольных учреждениях системы Гособразования СССР, здесь хуже материально-техническое снабжение, далеко не всегда они укомплектованы воспитателями и младшим обслуживающим персоналом. Порой одна воспитательница работает каждый день по 12 час., потому что ее некем заменить, выполняя одновременно обязанности няни.

Воспитатели нередко сами стремятся к этому, так как их заработок при таком совмещении возрастает. Несмотря на то, что с 1 сентября 1984 г. заработная плата была повышена на 30-35 процентов по сравнению с прежней1, получают они за свой нелегкий труд немного (а среднем - 120 руб.).

Немало времени тратит воспитательница на составление разнообразных планов и отчетов, а если она одна на две группы, да еще и пол должна успеть помыть, то на общение с детьми остается мало времени. Как же практически "с ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, орга-

1 См. постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 апреля 1984 г. "О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования.//СП СССР. 1984. Отд. 1, №19. Ст. 106.

низованность и дисциплину"? 1. Если же учесть, что в силу занятости работой и домашним хозяйством работающая женщина-мать тратит на воспитание детей в среднем 20 мин. в сутки, то совсем неудивительно, что число так называемых трудных детей растет.

Говоря о детских дошкольных учреждениях, облегчающих женщине возможность сочетать работу в общественном производстве с материнством, следует обратить внимание на резкую дифференциацию их правового и фактического положения в городах и селах, особенно в национальном аспекте.

Пришла пора уравнять правовое положение детских садов, находящихся в ведении различных органов. Как известно, ведомственные детские сады и ясли находятся в лучшем положении по сравнению с яслями и садами, находящимися на бюджете местных Советов: в них меньше детей на одну воспитательницу, больше нормы расхода на питание, повышенная оплата персоналу и т. д.

Еще сложнее обстоит дело с детскими садами и яслями колхозов. Если, например, в Эстонии или в Туркмении, где колхозы экономически сильные, каждый колхоз имеет один-два детских сада и ясли, то в селах Центральной России один детсад приходится на 11-14 населенных пунктов, К тому же здесь нередко воспитательницей становится женщина, переведенная с тяжелых работ по состоянию здоровья. Сейчас, когда школьные программы рассчитаны на дошкольное воспитание, дети колхозников, не посещавшие детсад, оказываются хуже подготовленными к школе, что сказывается на их последующем социальном росте. Поэтому представляется целесообразным передать все детские сады и ясли в ведение местных Советов, улучшив их материальную базу и организационную структуру, что позволит сблизить условия образования и воспитания детей разных регионов, городских и сельских.

80% всех расходов на содержание детей в яслях и детских садах берет на себя государство. Для чего же государство идет на такие колоссальные затраты? На этот вопрос отвечает, например, Г. Сухорученкова, секретарь ВЦСПС, член президиума Комитета советских женщин: "чтобы женщи-

1 См. п. 25 Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренных Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля 198 4 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1984. № 16. Ст. 237.

ны-матери могли не прерывать надолго свою трудовую деятельность, что чрезвычайно важно для дальнейшей "производственной" судьбы каждой работающей женщины" 1.

Такое мнение представляется довольно спорным. Ни одни ясли, ни один детский сад не в состоянии дать ребенку столько тепла, заботы, сколько его мать. Отсутствие полноценного общения с матерью в первые два-три года жизни ребенка, по мнению В. А. Сухомлинского, является одной из значительных причин, вызывающих отставание в его развитии 2. Кроме того, общение малыша с большим количеством детей неизбежно влечет частые болезни. Нередко более половины рабочего года женщина отсутствует на работе в связи с необходимостью ухаживать за больным ребенком.

Каждое место в детском дошкольном учреждении обходится государству примерно в 1260 руб. в год. Разве не рациональнее было бы выплачивать эти деньги женщинам, воспитывающим ребенка дома? Тем более, что ни для кого не секрет: не любят у нас брать на работу женщин с маленькими детьми. Ведь пока ребенок болеет, вместо его матери кто-то должен работать.

Забота о ребенке - тяжелый общественно полезный труд, который ложится на плечи женщины-матери и требует от нее немалых материальных затрат.

Реальный выход из создавшегося положения предложили в своих предвыборных программах многие кандидаты в депутаты Верховного Совета СССР: продлить отпуск по уходу за ребенком до трех лет с выплатой пособия ежемесячно в размере 100 руб. в течение всего этого времени. Предложение о продлении отпуска до исполнения ребенку трех лет было реализовано Советом Министров СССР в постановлении от 22 августа 1989 г. С 1 января 1990 г. такой отпуск введен. В ближайшем будущем предполагается и выплата пособия до исполнения ребенку полутора лет. В настоящее время в связи с переходом на полный хозрасчет и самофинансирование многие предприятия оказывают материальную помощь матерям, имеющим малолетних детей, во время отпуска по уходу за ними.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Основ законодательства о браке и семье защита прав и интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей. Однако у нас еще немало детей, которые лишены родительского попечения. Причины

1 Советская женщина: труд, материнство, семья- М., 1987. С. 21.

2 См.: Сухомлинский В. А. Избр. соч. Т. 5. Киев. 1980.с. 619-620.

этого различны: сиротство, лишение родительских прав, длительная болезнь одного или обоих родителей, нежелание родителей создать условия, необходимые для нормальной жизни ребенка. Одной из форм устройства детей, оставшихся без родителей, является помещение на полное государственное обеспечение в детские учреждения.

С рождения до трех лет такие дети воспитываются в домах ребенка. Если же у них есть дефекты в физическом или психическом развитии, то время пребывания продлевается до четырехлетнего возраста. Здесь также бесплатно содержатся больные, умственно отсталые дети, имеющие родителей.

Одинокая мать вправе поместить ребенка в дом ребенка на содержание и воспитание полностью за государственный счет.

Родители, добровольно сдавшие ребенка в детское учреждение, могут в любой момент взять его обратно.

Персонал дома ребенка обязан провести медицинский осмотр вновь поступивших детей, оценить их психофизическое развитие. На основании компетентного заключения устанавливается необходимый режим. Составляется рацион питания каждого ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья. Дети находятся под постоянным медицинским наблюдением. Для тех, чье здоровье ослаблено, организуются спецгруппы, или их направляют в санаторные дома ребенка. Существуют также специализированные дома ребенка для детей с поражениями центральной нервной системы, нарушениями речи и т. п.

Детям неизвестных родителей при приеме присваивают фамилию, имя и отчество и регистрируют в органах загса на основании акта о приеме. Сведения о детях, поступивших в дом ребенка или выбывших из него, направляют в адресный стол. После окончания срока пребывания в доме ребенка дети возвращаются к родителям или направляются на патронаж, усыновляются, переводятся в детские дома.

Внешне все выглядит вполне благополучно: детям обеспечен постоянный уход, они воспитываются в коллективе, Однако эти дети нередко вырастают мало приспособленными к жизни, им неизвестны элементарные мелочи повседневного быта. В одном из домов ребенка дети были поражены, узнав, что яйца "приносит курочка", а не тетя Саша из столовой, как они думали. Трехлетний мальчик впал в состояние эмоционального шока, когда при нем зажгли горелку газовой плиты, так как никогда не видел огня. Психологи считают, что "у детей, воспитанных в детских учреждениях, т. е. имеющих значительно больше возможностей для контактов, чем тех, что живут в семьях, явно отсутствует способность к эмоциональному контакту с другими" 1. Это объясняется тем, что интерес к ребенку как к личности практически никто не проявляет. В воспитании таких детей нет главного - постоянного контакта, совместной деятельности ребенка с одним только ему принадлежащим взрослым.

При помещении малыша в дом ребенка в первые шесть месяцев его жизни привыкание к новым условиям проходит довольно безболезненно, а вот в возрасте от семи месяцев до полутора лет адаптация значительно труднее и может привести к срыву в нервной деятельности по типу "психического стресса" 2. Таким образом, устройство ребенка в семью, т. е. под опеку или усыновление, в большей мере способствует его полноценному развитию.

Советский детский фонд имени В. И. Ленина предложил принципиально новую форму для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детский дом семейного типа. Использование опыта работы таких детских домов позволит активнее вовлечь в процесс воспитания детей широкие круги трудящихся, эффективнее реализовывать важные способы утверждения личности ребенка, и прежде всего труд, высокую нравственность, приобщение к культуре.

В постановлении Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. № 1022 "О создании детских домов семейного типа" 3 признано необходимым включить в состав детских домов семейного типа:

детские городки из одноквартирных многокомнатных домов для проживания семей, воспитывающих не менее 10 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;

отдельные семьи, воспитывающие не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в многокомнатных отдельных квартирах в обычных домах, специализированных домах или в группах таких домов.

Такие детские дома находятся в ведении местных Советов народных депутатов. Все важнейшие вопросы, касающиеся их деятельности, решаются при активном участии Советского детского фонда. Родители-воспитатели для детских

1 Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972. С. 161.

2 См.: Социальная адаптация детей в детских дошкольных учреждениях. М., 1980. С.23,31,37.

3 СП СССР, 1988. № 30, ст. 85.

домов семейного типа должны подбираться в атмосфере гласности, кандидатуры - обсуждаться в трудовых коллективах или по месту жительства с учетом деловых, моральных и нравственных качеств, способностей и опыта работы с детьми.

Конечно, гласность - дело важное и нужное. Но так ли уж необходима она в этом крайне деликатном деле. В цикле документальных фильмов "Долги наши", показанном Центральным телевидением, мы видим усталые, озабоченные лица людей, которые первыми откликнулись на это постановление и взяли на себя заботу о детях. Приходится им тяжело, но виноваты в этом не дети, а взрослые посторонние люди: соседи, которые спешат рассказать детям, что "папа и мама им неродные"; бюрократы, которые считают, что взять чужих детей на воспитание без всякой выгоды для себя - дело совершенно немыслимое. Учительница, сама выросшая, как она говорит, "при детском доме" (там работали ее родители), готова многое сделать для детей, многое им дать. Но какая горечь звучит вот в этих ее словах: "Я могу все, но часами стоять в кабинетах я не могу-..".

Не случилось ли так, что мы совершенно разучились доверять прут другу? Никто нам на слово не верит, когда мы называем свою фамилию и адрес ("покажите Ваш паспорт!"); никто не видит в нас порядочного человека, пока мы не принесем характеристику с места работы; наконец, чиновник считает, что мы способны на добрые дела, если имеется перспектива на получение большой квартиры.

Разумеется, когда речь идет о детских семейных домах, ни в коем случае нельзя доверять детей непроверенным людям. Теперь давайте посмотрим, кто воспитывает детей в существующих очень давно обычных детских домах при очень строгой системе отбора. Почти две трети воспитателей детских домов не имеют высшего образования1. Имеются случаи воровства, пьянства, издевательства над детьми.

Постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. предусматривает, что в состав детских городков (при создании детдомов семейного типа) включаются жилые дома, средняя школа с клубным комплексом, спортивно-оздоровительный центр с плавательным бассейном, детские дошкольные учреждения, обслуживающие одновременно детей прилегающих жилых районов, хозяйственный и лечебно-профилактический блоки, приусадебные и иные земельные участки для совместного производительного труда детей

1 См.: Вестник статистики, 1988- № 9. С. 65-67.

и взрослых. Общая численность детей в одном детском городке, как правило, должна составлять 150-200 человек.

Очень заманчивая перспектива, особенно по сравнению с тем, что мы видим в настоящее время. Ведь каждый четвертый детдом системы Гособразования СССР не имеет оборудованной спортплощадки, более половины - мастерских производственного обучения, в 17% детских домов нет библиотек 1.

Госкомтруд СССР и Секретариат ВЦСПС по согласованию с Министерством финансов СССР постановили выплачивать родителям-воспитателям детских домов семейного типа 170 руб. в месяц за воспитание 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, выплачивать 35 руб. за каждого ребенка, взятого на воспитание сверх пяти детей, и за каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, - 35 руб. дополнительно.

Период, в течение которого родители-воспитатели детских домов семейного типа были заняты воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, засчитывается в трудовой стаж для назначения пенсии.

Пенсии родителям-воспитателям детских домов семейного типа могут по их желанию исчисляться из среднемесячной суммы денежного содержания за воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Большинство детских домов организовано и действует в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 5 января 1984 г. № 25 "Об общеобразовательных школах-интернатах, детских домах и других интернатных учреждениях" 2. В детские дома принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети одиноких матерей в возрасте от 3 до 16 лет. Члены одной семьи (братья и сестры) подлежат устройству, как правило, в один детский дом. Дети принимаются туда в течение года на основании решения исполкома местного Совета народных депутатов по месту жительства. Детский дом организует обучение воспитанников школьного возраста в ближайшей общеобразовательной школе. Воспитанники, получающие среднее школьное образование, могут оставаться в детском доме до 18-летнего возраста.

Воспитанники детских домов, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, содержатся на полном государственном обеспечении.

1 СП СССР. Отд. 1.1984. № 5. Ст. 26.

2 Там же.

Среди детских домов системы Гособразования СССР 76% составляют детские дома общего типа, 60% - санаторного типа, 18% - прочие. Количество детских домов и численность воспитанников в них показаны в следующей таблице 1:

Большинство детских домов расположены в РСФСР. 95% их воспитанников - "сироты при живых родителях"2.

Несмотря на кажущееся благополучие (численность воспитанников меньше количества имеющихся мест), качество воспитания в детских домах оставляет желать лучшего. Изменить положение способны детские дома семейного типа. Энтузиасты начали это нужное дело, не дожидаясь директив и постановлений.

В последнее время несколько улучшилось правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На всех этих детей, обучающихся или воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности, распространены льготы, установленные действующим законодательством для данной категории детей, находящихся в детских домах и школах-интернатах. Кроме того, законодательством предусмотрено, что средства, взыскиваемые с родителей на содержание детей, находящихся в государственных детских учреждениях, а также назначенные им государственные пен-

1 См.: Вестник статистики. 1988, № 9, С. 65.

2 См.: Сов. педагогика. 1988, № 1. С. 65.

сии и пособия переводятся на личные счета воспитанников в государственном банке1.

Далее...