Право

Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Комитет Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи. М., 1996.
 
В начало документа
В конец документа

Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин


Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин подготовлена под руководством председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи А. В. Апариной при участии депутата Государственной Думы кандидата юридических наук Н. В.

Кривельской, депутатов Государственной Думы - членов Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, авторским коллективом в следующем составе:

Поленина С. В. - доктор юридических наук, профессор

Волкова З. А. - доктор медицинских наук, профессор

Захарова В. Е. - кандидат экономических наук, консультант аппарата Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи

Кочкина Е. В. - социолог

Ржаницына Л. С. - доктор экономических наук, профессор

Решетова Н. Ю. - советник юстиции

Самарина О. В. - кандидат экономических наук

Суслова З. М. - консультант аппарата Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи

Шептулина Н. Н. - кандидат юридических наук

Щербаков В. Н. - кандидат медицинских наук, советник аппарата Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

В экспертизе Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин принимали участие:

Е. Н. Ершова - кандидат исторических наук координатор Консорциума женских неправительственных организаций США - СНГ, А. В. Иванченко - доктор юридических наук председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, М. М. Казьмина - председатель Союза юристов Москвы, Л. В. Корбут - ученый секретарь Ассоциации международного права, коллектив проекта "Гендерная экспертиза" Московского центра

гендерных исследований, Т. Г. Малютина - кандидат экономических наук президент Ассоциации женщин-предпринимателей России, Н. Г. Салищева - кандидат юридических наук старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, доцент, Л. Т. Шинелева - доктор исторических наук проректор Московского государственного социального университета, профессор.

 

Введение

Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин (далее - Концепция) основана на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также нормами международного права. Статьей 19 Конституции Российской Федерации провозглашено, что "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

Развитие конституционного положения о равенстве прав мужчин и женщин и возможностей для реализации таких прав нашло отражение в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации[[Указы Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 года № 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин; от 18 июня 1996 года № 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года"; от 30 июня 1996 года № 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года N 6"О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации"; от 26 августа 1996 года № 1014 "Об одобрении и внесении на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями; от 29 августа 1996 года № 1032 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года".]]. Анализ указанных нормативных актов показывает, что обеспечение равного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны становится одной из главных целей государственной политики.

Вместе с тем проводимая в стране социально-экономическая реформа, переход к рыночным отношениям сформировали следующие негативные тенденции: возрастающая невостребованность женщин при принятии государственных решений; усиление дискриминации прав женщин в социально-трудовой сфере, снижение уровня охраны их здоровья, личной безопасности и т. д.

Безусловно, эти обстоятельства, а также кардинально и быстро меняющиеся общественные отношения, активными участниками которых выступают женщины, требуют существенных изменений практически во всех отраслях права.

Еще при принятии в 1979 году Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин инициаторы ее разработки, отвечая на вопрос: "Почему же при наличии Международного билля о правах человека, где закреплена совокупность прав, которыми могут пользоваться все люди, включая женщин, стало необходимо принимать отдельный правовой документ о защите прав женщин?" - заявляли, что дополнительные средства защиты прав женщин как прав человека признаны необходимыми, поскольку тот факт, что женщины являются частью "человечества", оказался недостаточным для обеспечения защиты прав женщин.

В преамбуле Конвенции поясняется, что, несмотря на принятие международным сообществом ряда договоров, дискриминация в отношении женщин сохраняется практически во всех странах.

К сожалению, это утверждение не утратило своей актуальности и в 90-е годы. Недаром в принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 1993 год) Декларации и Программе действий говорится: "Права женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества".

Следует признать, что и Россия сегодня далека от ситуации обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин в реализации их конституционных прав и свобод.

Вот почему авторы Концепции, руководствуясь принципом равноправия мужчин и женщин, считают необходимым особо остановиться на проблемах правового статуса женщин, и в первую очередь на вопросах обеспечения равноправия в таких сферах, как представленность мужчин и женщин в органах власти; социально-трудовые отношения; охрана репродуктивного здоровья, материнства и отцовства; предотвращение насилия в отношении женщин; государственный механизм обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин. Однако в дальнейшем при реализации Концепции следует также проанализировать: положение сельских женщин, женщин-мигрантов; законодательство о средствах массовой информации и рекламе; образование; пенсионное обеспечение, в том числе военнослужащих и членов их семей; вопросы правового статуса женщин - участниц военных действий и женщин-инвалидов из числа вольнонаемного состава; проституция, особенно детская; военная реформа и вопросы мирного урегулирования в зонах военных конфликтов и военных действий; разоружение и уничтожение разных видов вооружения, конверсия; бюджетный процесс; налоговая реформа и т. д.

Цель и задачи Концепции

Цель Концепции - определить общую стратегию и приоритетные направления законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации и с учетом реальной политической и социально-экономической ситуации в стране.

 

Основные задачи Концепции:

экспертиза законодательства Российской Федерации в части, касающейся реализации женщинами равных с мужчинами прав во всех сферах жизнедеятельности, их соответствия конституционным гарантиям и международным стандартам в области прав человека;

оценка эффективности реализации нормативных актов в этой области, определение проблем, требующих законодательного решения;

формирование предложений по законотворческой деятельности;

разработка механизма реализации принятых нормативных актов.

К основным средствам достижения поставленных целей и задач относятся:

Во-первых, дифференцированный подход к анализу законодательной базы.

В Концепции анализируются, с одной стороны, политические, экономические, социально-трудовые и другие права человека и гражданина (мужчин и женщин), где дискриминация может проявляться как по признаку пола, так и по любому другому признаку различия или исключения. С другой стороны, особое внимание уделяется анализу прав, предоставляемых исключительно женщинам, когда они реализуют свою материнскую функцию (вынашивание, рождение, кормление ребенка).

Во-вторых, комплексный подход к формированию предложений по законотворческой деятельности.

 

Концепция исходит из комплексного подхода к дальнейшему совершенствованию и развитию законодательства в области равноправия мужчин и женщин путем разработки:

нормативных актов, непосредственно закрепляющих права женщины в различных сферах жизнедеятельности. При этом права женщины следует рассматривать дифференцированно с позиций возраста, семейного положения, профессиональной занятости и т. д. ;

нормативных актов, не содержащих дифференциацию норм права по признаку пола и тем самым улучшающих положение женщин.

В-третьих, государственный подход к реализации стратегии и основных направлений законотворческой деятельности в области равенства прав мужчин и женщин

В Концепции предпринята попытка разработки механизма государственной поддержки достижения реального равноправия мужчин и женщин. Такой механизм должен включать, с одной стороны, меры законодательного характера, а с другой - комплекс мер, принимаемых органами исполнительной власти, по реализации нормативных актов. В заключении Концепции указанные выше меры рассмотрены более подробно.

Таким образом, представленная Концепция является первой попыткой создания модели для отработки системного (программно- целевого) подхода к законотворческой деятельности Государственной Думы по обеспечению равных прав мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации в различных сферах жизнедеятельности.

В-четвертых, взаимодействие всех субъектов права законодательной инициативы в законотворческой деятельности в области равенства прав мужчин и женщин

Проблемы в области политического, экономического, социально-трудового равенства прав мужчин и женщин могут быть решены на основе объединения усилий всех субъектов права законодательной инициативы (Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и другие) путем реализации основных положений Концепции и осуществления предлагаемых мер законодательного характера. Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи выступает в качестве инициатора разработки проекта Концепции.

Защита прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов охраны здоровья, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, иные вопросы социальной сферы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому принципиально важным является активизация правотворческой деятельности органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, развитие основных положений Концепции в законодательстве субъектов Российской Федерации.

2. Право на равное участие мужчин и женщин в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и в органах местного самоуправления

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязала государства-участники обеспечивать женщинам на равных условиях с мужчинами право участвовать в формировании и осуществлении правительственной политики и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления (статья 7). Однако до сих пор в большинстве стран мира, в том числе и в России, эта задача не решена. В Платформе действий IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 год) отмечается, что многие политические партии и государственные структуры по-прежнему препятствуют участию женщин в общественно-политической жизни. В некоторых странах, в том числе в тех, где происходят политические, экономические и социальные реформы, наблюдается существенное сокращение числа женщин, представленных в законодательных органах.

В Федеральном Собрании Российской Федерации первого созыва женщин было 11,4 процента, второго созыва - лишь 7,2 процента. При этом сократилось число женщин - депутатов Государственной Думы с 13,6 процента до 10 процентов от общего числа депутатов, среди 178 членов Совета Федерации лишь одна женщина. Примерно такая же ситуация и в субъектах Российской Федерации.

Не лучше обстоит дело и с равноправием мужчин и женщин среди руководящих работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так что до соответствующего международным стандартам пропорционального составу населения представительства мужчин и женщин в органах законодательной и исполнительной власти еще далеко. Недостаточно представительство женщин в руководящем звене органов судебной власти. И это при условии, что статья 15 Конституции Российской Федерации устанавливает приоритет норм международных договоров страны перед нормами национального законодательства.

В Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года N 6, содействие участию женщин в принятии решений на всех уровнях отнесено к числу стратегических задач. Однако в ней должным образом не отражены механизм и ресурсное обеспечение решения этой задачи.

В Платформе действий IV Всемирной конференции по положению женщин рекомендовано:

1) значительно увеличить число женщин на всех государственно-административных должностях в случае необходимости путем введения квоты;

2) принять в рамках избирательных систем меры, побуждающие политические партии к привлечению женщин на выборные и назначаемые государственные должности в той же пропорции и на тех же условиях, что и мужчин;

3) принять во внимание дифференцирующее воздействие избирательных систем на политическую представленность женщин в выборных органах и в случае необходимости рассмотреть вопрос о корректировке или реформе этих систем;

4) создать механизмы контроля за выполнением принятых обязательств.

В указанной Платформе политическим партиям рекомендовано включение гендерных проблем в свои политические программы и принятие мер по обеспечению возможности участия женщин в руководстве политическими партиями на равных основаниях с мужчинами.

Опыт других стран свидетельствует, что реализация принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин тесно связана со значительным повышением активности соответствующих органов власти.

2. 1. Совершенствование избирательного законодательства

Установление в соответствии с требованиями ратифицированных международных договоров Российской Федерации более близкого составу населения числа депутатов - женщин и мужчин в Федеральном Собрании Российской Федерации и представительных органах субъектов Российской Федерации важно не только для реализации возможностей личности независимо от пола и возраста, но и для общества в целом. Не в отсутствии ли нужного объема женского влияния коренится одна из причин недостаточного внимания преимущественно мужских по своему составу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации к важным для всего населения вопросам социальной жизни?

Учитывая опыт других развитых стран и рекомендации международных документов, следует постараться устранить по мере возможности однобокость состава депутатского корпуса в центре и в регионах. Применительно к российским условиям на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целесообразно:

1) принятие Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответственно законодательных актов и целевых программ по сокращению имеющейся сейчас диспропорции представительства лиц обоего пола в законодательных и иных органах государственной власти;

2) совершенствование федерального и регионального избирательного законодательства, а также законодательства о политических партиях. При этом с учетом опыта ряда стран Европы возможно использование разнообразных поощрительных и иных мер, призванных способствовать включению большего числа женщин в партийные избирательные списки.

Первым шагом в этом направлении может стать внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающих дополнительные гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин для реализации принадлежащих им пассивных избирательных прав. В развитие этого следует предусмотреть норму, в соответствии с которой федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации число мужчин и женщин, включенных в списки кандидатов, не может превышать определенный процент от общего числа кандидатов, выдвинутых избирательным объединением. Для избирательных объединений могут также предусматриваться дополнительные возможности, которые обеспечивали бы сбалансированное представительство мужчин и женщин в списках выдвигаемых ими кандидатов.

 

2.2. Совершенствование законодательства о государственной и муниципальной службе

Решение вопроса о более близком составу населения представительстве лиц обоего пола в органах законодательной власти - хотя и необходимая, но все же недостаточная мера по созданию реальной возможности участия в управлении государством не только мужчин, но и женщин. Наряду с этим аналогичные меры должны приниматься и при формировании органов исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

Для приведения положения с гендерным составом органов власти в соответствие с требованиями международных стандартов прежде всего необходимо усовершенствовать законодательство о государственной и муниципальной службе. В первую очередь это должно касаться руководящих кадров государственной и муниципальной службы.

Чрезвычайность положения ставит на повестку дня вопрос о целесообразности принятия временных мер по устранению фактического неравенства представительства мужчин и женщин в органах власти, а именно разумного процентного соотношения при занятии лицами обоего пола руководящих должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин указывает, что для скорейшего вхождения женщин в политику следует использовать временные специальные меры, такие как позитивные действия, предпочтительное отношение или система квот. Поручение рассмотреть вопрос о возможности установления подобных квот содержится в Указе Президента Российской Федерации от 30 июня 1996 года № 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Следует рассмотреть и иные варианты решения указанной проблемы, в том числе применяемые в практике многих развитых стран:

1) установление в законе правила, согласно которому при формировании составов советов, комитетов, президиумов и иных руководящих органов, в том числе в системах государственной и муниципальной службы, рекомендуется соблюдение представленности мужчин и женщин, по мере возможности пропорционально близкой к составу населения;

2) использование принципа предпочтительного рассмотрения - при равном положении кандидатов из числа женщин и мужчин на утверждаемую государственную должность по итогам соответствующих конкурсов отдавать приоритет той стороне, которая менее представлена;

3) включение комплекса мер по существенному увеличению числа женщин на руководящих должностях среднего управляющего звена органов государственной власти и органов местного самоуправления при разработке концепции государственной кадровой политики. Эта мера способна облегчить женщинам необходимые стартовые возможности для дальнейшего продвижения по службе.

Одного лишь указания в законе о равном праве мужчин и женщин на занятие любых должностей в системах государственной и муниципальной службы, как показывает практика, явно недостаточно. Необходимо разработать комплекс мер, обеспечивающих плюрализм кандидатов, в том числе кандидатов разного пола и возраста, широкое внедрение системы конкурсов на замещение руководящих должностей, создать программы подготовки и переподготовки женщин-служащих, формировать резервы кадров женщин для работы в органах управления различного уровня и так далее.

 

3. Социально-трудовые права

Международной организацией труда принят пакет конвенций, устанавливающих нормативы и условия применения труда женщин, трудящихся с семейными обязанностями. Вопросы трудовых прав женщин затрагиваются также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в итоговых документах Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 год), Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 год) и IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 году).

В числе нормативных актов, регулирующих социально-трудовые права женщин, трудящихся с семейными обязанностями в России, следует назвать Кодекс законов о труде Российской Федерации (КзоТ, 194), Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ), федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и другие.

 

3.1. Право на свободное избрание занятий

и защиту от безработицы

Экономический кризис, сокращение числа рабочих мест, снижение спроса на рабочую силу при одновременном формировании механизмов рынка труда обострили для трудящихся с семейными обязанностями, многих женщин проблему участия в общественном производстве. Женщины в этих условиях стали более уязвимы в сфере занятости и трудовых отношений из-за необходимости совмещения материнской и профессиональной функций, сложившегося в связи с этим отставания по квалификации, преимущественной монозанятости в некоторых особенно пострадавших в ходе реформирования отраслях и секторах экономики.

В настоящее время сложилась ситуация, в которой основная часть российских женщин прилагает все усилия для того, чтобы остаться в сфере профессиональной занятости, так как в совокупном семейном доходе заработок женщин составляет в среднем 40 процентов. Лишившись этого дохода, семьи (за редким исключением) оказываются на грани бедности или за ее чертой.

Положение усугубляет и возникшая в последние годы в России проблема длительной массовой бедности, а наличие дискриминации в трудовой сфере во многом влияет на локализацию бедности в одних и тех же группах населения.

В 1997 году доходы пятой части населения были ниже прожиточного минимума. Преимущественно это семьи, в которых один или оба родителя являются безработными, а также многодетные и неполные семьи. В категорию бедных попадает значительная часть экономически активного населения, и в основной массе это женщины с детьми.

Далее...