Труд, образование, здоровье

Тончу Е. Женское предпринимательство в России // Как организовать свое дело. СПб, Общество "Знание" России, 1998. С. 1-32.
 
В начало документа
В конец документа

Тончу Е.

Женское предпринимательство в России


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

На протяжении всех веков российские женщины сумели вопреки всем устоям и канонам реализовать себя.

В XII-XIV веках в период расцвета ремесленного производства труд женщин играл в городах большую роль. В таких ремеслах, как ткачество, плетение кружев, бахромный, чулочный промысел, изделия кошельков и т.д., преобладал женский труд.

В средние века во всех сословиях основным производителем был мужчина. Женщины были зависимы в обществе, государстве, семье и браке. Составляя большинство населения, женщины вынуждены были сами искать себе пропитание и заработок. Жены работали вместе с мужьями. Участие женщины в производительном труде наравне с мужчиной создавало ей равные с ним возможности. Однако полными правами ремесленница не пользовалась. После смерти мужа жена хотя и получала в наследство мастерскую и право мастера, но новых учеников брать не могла. Единственным выходом для продолжения дела мужа - это надо было выйти замуж за подмастерья.

Статистика целого ряда городов XIII-XVI веков показывает, что на 1000 мужчин приходилось 1100-1250 женщин, в отдельных случаях даже больше. Это вызывалось тем, что мужчины были обычно отвлечены непрерывными войнами, во время которых женское население деревень вместе с детьми искало убежища в городе.

При ремесленном производстве женский труд получил такое широкое распространение, что даже цеховые уставы занимались регулировкой женского труда. Характерно, что вплоть до XIV века почти повсеместно в ученичество принимались как юноши, так и девушки.

Вследствие того, что горожанка-ремесленница принимала участие в общественно-полезном производственном труде, она пользовались правом распоряжаться своим заработком, принимала участие в веселых празднествах. Ремесленница находилась в более выгодном положении, чем ее современница-крестьянка или боярыня. Ремесленница участвовала в решении общественных вопросов,

Конец XIII и начало XIV века характерны тем, что увеличилось количество женских монастырей, которые были верными убежищами от нищеты. К концу средневековья появились и особые приюты для одиноких женщин, девушек и вдов, под названием "божьих домов". Они являлись как бы своеобразным общежитием тружениц, своеобразной разновидностью трудовой коммуны.

Рядом с защищенным цеховыми уставами ремесленным производством постепенно стала появляться новая отрасль промышленности - кустарное производство, которое являлось переходной формой от ремесленного к наемному труду. При кустарничестве ремесленник-кустарь сбывал свой продукт через посредника-скупщика на рынке, что наряду с ростом производительных сил способствовало усилению эксплуатации труда, ускорению перехода к сдельной плате и наемному труду.

Кустарничество позволило не только бездомной женщине, но и крестьянке, не покидая дома и семьи, участвовать в общественном производстве. Если при ремесленном производстве в кругу своей семьи женщина была зависима только от мужа, то как член цеха, как производитель, она обладала некоторым признанием и правами. Женщина-кустарь была лишена и этих последних привилегий. Ее многочасовой труд расценивался как дополнение к домоводству.

В городах происходило расслоение на представителей торгового капитала, городских богачей, и на ремесленников двух видов - "цеховых" и "кустарей". Рушился старый феодальный мир. Новый мир нарождающегося капитализма еще только создавался.

Капитализм втянул женщину в производительный труд, труд общественный, подготовил почву и сделал возможным борьбу за равноправие и раскрепощение женщины, которая должна была пройти еще одну ступень системы капиталистического хозяйства - ступень наемного труда.

В своем развитии капитализм прошел несколько стадий. Самая ранняя форма капиталистического производства, это - сосредоточение капитала в торговле и в мануфактуре. Постепенно к концу XVIII века мануфактуры превратились в фабрики, заводы. Промышленный капитал взял верх над торговым капиталом и стал играть господствующую роль в народном хозяйстве.

Начиная с XIV века по XVII век - период первоначального развития капитализма, стал тяжелым для малоимущих. Это годы жестоких гражданских войн между отживающим дворянством и восходящей буржуазией - годы развала прежней системы производства и мук нарождения новой системы хозяйств. Города и села были разорены. Число безработных достигало небывалых размеров. Возросло число женщин, выбрасываемых на рынок труда. Это были жены разорившихся ремесленников, и жены крестьян, бежавших от непосильных поборов помещика, и бесчисленные вдовы солдат. Наплыв дешевого женского труда в ремесла к концу XIV и к началу XV века достиг огромных размеров. Цеховые организации, напуганные женской конкуренцией, стали закрывать женщинам доступ в ремесла, проводя ряд ограничительных постановлений. Безысходность заставляла женщину искать всевозможные обходы этих законов, тем самым обесценивая свой труд, что значительно ухудшило положение трудящейся женщины.

Согласно новому законодательству XV-XVI веков женщина рассматривалась как существо, зависимое от мужчины, отца и мужа. По сравнению с обычным правом средневековья, в века "Возрождения", положение женщины значительно изменилось в худшую сторону.

XVII век явился рубежом подрыва феодализма и начала роста капиталистических отношений, связанных с формированием всероссийского рынка.

В условиях России XVII века торговый капитал был вынужден приспосабливаться к существующему экономическому режиму и использовать в своих целях крепостнические отношения. Капитализм нес с собой новый вид бесправия и эксплуатации, какой еще на знала женщина за все века истории. Увеличилось число бедных кустарниц, зависимых перед работодателем, скупщиком или посредником.

В то же время в века перелома, при переходе к капитализму женщина стала пользоваться некоторой свободой и личным признанием. Ей стали доступны сокровищницы мысли и науки. Она стала совершенствовать свои знания общением с передовыми мыслителями того времени, оказывать прямое и косвенное влияние на политику.

Ярким примером этого стала царевна Софья, сестра Петра Великого, - которая являлась душой заговора стрельцов, защитников отмиравшей власти бояр.

В годы Петровских реформ был сделан большой скачок в развитии производительных сил страны. За 1695-1725 годы было построено не менее двухсот мануфактур разного профиля, в десять раз больше, чем их было в XVII веке, при еще более впечатляющем увеличении объемов производства. Государство впервые в столь широких масштабах предъявило спрос на предпринимательскую деятельность.

Петром I впервые в истории России была предпринята попытка создания государственной "регулярной" экономики. Он стремился сосредоточить в руках государства продажу основных предметов торговли, таких как соль, хлеба, смолы, льна, воска, железа, пеньки, дерева, икры. Цель его заключалась в том, чтобы получить максимальную прибыль с самых ходовых товаров для решения государственных задач.

Реформы Петра I дали толчок к развитию промышленного предпринимательства. Одним из характерных явлений этой эпохи является развитие мануфактуры, которая представляла собой объединение распыленных кустарей под одной кровлей. Мануфактура выросла из кустарных промыслов. Была введена система строгого разделения труда. Рабочий годами занимался одним и тем же несложным делом. Мануфактура открыла широкий доступ неквалифицированному женскому труду. В течение всего мануфактурного периода женщина снабжала мировой рынок предметами роскоши и продуктами первой необходимости. При этом она трудилась от зари до зари.

Вместе с нарождающимся классом наемных рабочих на женские плечи выпало бесправие в обществе и государстве, закрепощение и зависимость в семье, эксплуатация со стороны капиталиста. Женщина неимущего класса попала в экономическую зависимость от хозяина мануфактуры.

Общество относилось с высокомерием к работницам мануфактуры, или как их стали называть, к "фабричным". Только в крайнем случае женщина шла на мануфактуру и становилась "фабричной". Поступив на фабрику, к прежнему бесправию женщины в семье и обществе прибавилась еще власть хозяина-капиталиста. С тех пор ее судьба связалась с судьбою всего рабочего класса. Женский труд, обесцененный домоводством, постепенно приобретал ценность с точки зрения народного хозяйства.

Промышленного предпринимательства не было ни при Петре I, ни при его ближайших преемниках. При восшествии на престол императрица Елизавета своим указом определила максимальное количество крепостных рабочих на фабриках, а через 10 лет в 1762 году Петр III лишил фабрикантов права покупать крестьян. Они могли использовать наемных рабочих только за плату.

Дочь Петра I, Елизавета Петровна, едва взойдя на престол, ускорила формирование купеческого сословия в России. В 1742 году в России были учреждены три купеческие гильдии.

Но подлинное развитие промышленного предпринимательства в России началось с правления Екатерины II, которая заявила, что хочет видеть империю в высшей степени благополучия, славы, блаженства и спокойствия. Для этого нужно утвердить хорошие законы и постепенно приучить к ним граждан. Одним из шагов в этом направлении было создание Вольного Экономического Общества в 1765 году, почетным председателем которого являлась сама императрица. Общество ставило своей целью устранять экономические недостатки внутренней жизни страны. Члены общества хотели отыскать источники развития сельского хозяйства вне крепостной деревни.

Екатерина II уничтожила государственную монополию в сфере торговли и промышленности; легализировала частную собственность на средства производства; переориентировала промышленность с удовлетворения военных заказов на народные потребления; расширила емкости внутреннего рынка.

Время правления Екатерины II по праву считается самым благоприятным для развития предпринимательства. Экономическое положение России в эти годы изменилось коренным образом. Уже с 1762 года были приняты первые указы о свободной торговле. Екатерине II удалось сделать то, чего не посмел сделать ее предшественник на российском троне: она до небывалых ранее масштабов расширила личные и индивидуальные права купечества, освободила его от "презрительной подушной " подати, предоставила купцам реальные "свободы" и "вольности" в их предпринимательских делах. Составленный императрицей "Наказ" содержит поистине мудрое суждение: "Торговля оттуда удаляется, где ей делаются притеснения, и водворяется там, где ее спокойство не нарушают".

Екатерина II волевым решением "сверху" довершила то, что давно уже созрело "внизу", - учредила третье сословие в России.

Замысел Екатерины II пополнять казну за счет капиталов гильдейского купечества удался полностью. Как и другой замысел - направить купеческие капиталы в промышленность. Стремясь к развитию конкурентных начал в экономике, Екатерина II сделала ставку на нарождающееся "третье сословие".

При Екатерине была основана Российская академия наук, общественные банки, созданы фабрики стальных изделий, литейни, кожевенные заводы, многочисленные мануфактуры. Число фабрик в России увеличилось более чем на две тысячи.

Во времена Екатерины II женщине было предоставлено право занимать место воспитательницы и учительницы в женских учебных заведениях. Однако контингент их был ограничен из-за отсутствия специальной подготовки.

Еще в 1765 году после смерти Михаила Ломоносова его супруга Елизавета Андреевна возглавила основанную им первую Российскую фабрику цветного стекла.

В 40-50 годах XIX века наступило время пробуждения общественного духа, которое не могло не отразиться на женщине. Шаг за шагом отходили в вечность узы крепостного права. Под влиянием освободительного движения, падения крепостного права изменились экономические условия жизни.

Похоронив мужа в 1840 году, Аврора Карловна Демидова приняла решение ехать на заводы в Нижний Тагил, а не доверяться отчетам управляющих. Кипы счетов и деловых бумаг не испугали ее. Она требовала каждодневного отчета о выходе готовой продукции, уменьшила количество обслуживающего персонала - первая из Демидовых! - заглянула в семьи мастеров и рабочих. Это был сознательный шаг человека, считавшего себя обязанным продолжить то, что всегда отличало могучую семью уральских миллионеров.

Аврора Карловна построила богадельню, родильный дом, несколько школ и детский приют. Она создала специальный фонд, деньги которого шли на материальную помощь пострадавшим от несчастных случаев и их семьям. Само ее появление было огромным событием, лучом, пробившимся сквозь завесу суровой, угрюмой жизни тысяч людей.

Сто лет назад купеческая среда в России поистине процветала. Это было явным признаком выхода женщин за рамки затворнического прежде существования. Кто же были эти состоятельные женщины, какие мотивы подвигали их на то, чтобы отдавать обществу накопленные с таким трудом богатства?

Воспитывая своих дочерей богатые московские купцы откровенно ориентировались на аристократию - девиц обучали чтению, письму, началам арифметики, игре на фортепьяно, европейским языкам.

Мать известного коллекционера Павла Михайловича Третьякова, Александра Даниловна Третьякова, дочь купца Борисова, родившаяся в 1812 году, по купеческим меркам "имела образование". В юности брала уроки игры на фортепьяно и, уже будучи старушкой преклонных лет, играла внукам знаменитый полонез Огинского.

Кроме знаменитых Сергея и Павла Михайловичей, у Третьяковой было еще девять детей. Шестеро из них умерло от жестокой скарлатины. "Дочки ... получили прекрасное домашнее образование, знали великолепные языки, все литературы, имели самых известных в то время учителей".

Предпринимательство в России традиционно считалось занятием мужским, но не меньшего успеха в этом достигли и женщины. Одной из самых ярких и удачливых представительниц делового мира тех лет была Варвара Алексеевна Морозова, урожденная Хлудова, купеческая дочь. Незаурядная натура, овдовев, она взяла на себя управление Тверской мануфактурой хлопчатобумажных тканей и вполне с этим справлялась.

Ее невестка, М.К.Морозова, вспоминала: "Варвара Алексеевна была человеком широко образованным. Вместе с тем она была очень деловая и практическая, умела хорошо ориентироваться в коммерческих делах". Ее ценили и уважали в купеческой среде. Варвара Алексеевна послужила прообразом героини романа П.Д.Боборыкина "Китай-город" - Анны Серафимовны Станицыной.

Обаятельная женщина, она была "классическим типом прогрессивной московской благотворительницы", скромной в быту и щедрой на добро к людям. Известный драматург Владимир Немирович-Данченко говорил о ней: "Тип в своем роде замечательный. Красивая женщина, богатая фабрикантша, держала себя скромно, нигде не щеголяла своими деньгами". Она воспитала пятерых детей, активно участвовала в общественной жизни.

Варвара Алексеевна среди современников считалась широко образованным человеком. Вместе с тем она была деловая и практическая, умела хорошо ориентироваться в коммерческих делах.

Одним из первых ее благотворительных начинаний было строительство в Москве на Девичьем поле психиатрической клиники. Со временем там вырос крупный учебный медицинский центр. При Тверской мануфактуре имелись больница, родильный дом, аптека, санаторий, приют для сирот, ясли, училище, школа рукоделия, библиотека.

В своем доме на Воздвиженке Варвара Алексеевна открыла литературный салон, который посещали известные писатели и поэты. Среди них - Александр Блок, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Владимир Соловьев. На средства Морозовой была построена и открыта в 1885 году едва ли не первая в России бесплатная Тургеневская библиотека-читальня, где устраивались интересные чтения.

В 1873 году Варвара Алексеевна открыла начальную школу, а в 1877 году основала при ней ремесленные классы для детей из беднейших семей. Окончившие ремесленное училище мальчики получали звание мастера по слесарному и столярному делу. В 1901 году Варвара Алексеевна передала училище городу.

Елизавета Григорьевна Мамонтова открыла школу, мастерскую резьбы по старинным рисункам, организовала гончарное производство, добилась широких заказов для крестьян в России и за границей.

В начале 1880-х годов Елена Николаевна Тихомирова открыла книжный магазин "Начальной школы". Она пересмотрела всю выходящую в России литературу, необходимую для библиотеки педагогов, к тому же магазин и сама выпустила несколько хороших детских книг. Позже Елена Николаевна приобрела старый известный журнал "Детское чтение". Вся деятельность супругов Тихомировых была направлена на издание и распространение образовательной литературы.

Помимо работы в учительской семинарии, Дмитрий Иванович открывает первую в России вечернюю воскресную школу для взрослых рабочих на фабрике Ф.С.Михайлова в Москве. Пока он издал только первую часть "Азбуки правописания", которая до 1900 года выдержит 19 изданий. Следующим трудом станет совместная с Еленой Николаевной работа над "Букварем", который до начала ХХ века будет переиздан 37 раз. До революции они вышли тиражом в 7000000 экземпляров. В любом уголке России с них начиналось знакомство с грамотой. Простота и доступность изложения, убедительность примеров и позволяли овладевать правописанием даже самоучкой, даже не добравшись до школы.

Современник вспоминает, что рабочие комнаты Тихомировых представляли собой настоящую "научную фабрику", где неустанно кипела работа: рукописи соседствовали с гранками, версткой, бесконечные поправки со специальных карточек переносились в новые тексты, и непосвященному казалось совершенно невозможным понять методику происходившего. Но главное, что поражало, - это увлеченность обоих супругов, которые напоминали дирижеров огромного оркестра.

Маргарита Кирилловна Морозова своей деятельностью поддерживала многие научные и культурные начинания в Москве. После смерти мужа, в 1903 году начала субсидировать возглавляемое князем Трубецким издательство "Путь", впоследствии она стала талантливым руководителем и владельцем издательства. Позже она занялась издательством журнала с этим же названием, финансировала "Вопросы философии и психологии", общественно-политическую газету "Московский еженедельник". Маргарита Кирилловна всю жизнь объединяла вокруг себя многих талантливых незаурядных людей. Она поддерживала материально Скрябина, давая возможность ему работать. Была назначена директором Музыкального общества. В 1910 году Морозова передала большую часть картин собрания мужа Третьяковской галерее. В 1918 году ее особняк был национализирован, а Маргарита Кирилловна бедствовала, продавая последнее.

В Санкт-Петербурге Софья Панина стала инициатором и организатором Народного дома, торжественное открытие которого состоялось 7 апреля 1903 года. В Народном доме был детский сад, детская библиотека, столярные и слесарные мастерские для мальчиков, "рукодельный класс" для девочек. Взрослые посетители Народного дома читали газеты, журналы, играли в шашки и шахматы. Часто устраивались выставки картин. Для взрослых работала вечерняя школа. Всего собиралось около тысячи учеников. Желающие занимались в литературном, научном, театральном кружках, издавали рукописный журнал, устраивали самодеятельные спектакли и литературные вечера.

Развитию старинных народных промыслов немало помогла княгиня Мария Клавдия Тенишева, которая вела разнообразную деятельность по ремеслам, живописи, создавала школы. Самым первым начинанием Марии Клавдиевны было создание и организация ремесленного училища для детей Брянского завода. После этого она открыла при заводе несколько школ, столовую, магазин. Вместе с Репиным организовала переходные курсы рисования для поступающих в Академию художеств.

Тенишевы в 1893 году приобрели имение Талашкино, которое стало делом их жизни, духовно-культурным центром России на рубеже веков. Они жертвовали всем - материальными средствами, временем, здоровьем.

Благодаря усилиям Марии Клавдиевны резьба по дереву и национальная вышивка вошла в обычай в имении княгини, где она обучала детей и взрослых мастерству, снабжала их заказами, помогала реализовать изделия. И деревенские мастерицы и умельцы из России поражали на международных выставках весь мир своим несравненным искусством. Промышленное крестьянское производство, организованное в Талашкине, заслужило диплом Парижской выставки.

Когда в 1894 году Тенишевы купили хутор Фленово, то сразу преобразовали школу в школьный городок: там был фруктовый сад с запрудой и многие мастерские. Мария Клавдиевна отдала все свои силы сельскохозяйственной школе, куда крестьяне Смоленской губернии стремились отдать своих детей. Лучшие учителя, богатейшая библиотека, использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволили школе готовить настоящих фермеров, которых требовала проводимая реформа Столыпина. Выпускники - фермеры могли заниматься самым разнообразным хозяйствованием - от промышленного коневодства до пчеловодства.

Вокруг Марии Тенишевой сложился кружок талантливых людей: художники Рерих, Врубель, Серов, Головин, Коровин, композитор Стравинский, скульптор Трубецкой и еще многие таланты. Михаил Александрович Врубель с женой гостил в Талашкине летом 1898 году. Тенишева писала Н.К.Рериху о создании Врубелем картины "Валькирия". В учителя приглашались специалисты с образованием. Рисовальные классы вел известный художник С.В.Малютин. Василий Лидин, ученик знаменитого Андреева, организовал школьный балалаечный оркестр. В школе были организованы мастерские кустарных промыслов - вышивка, резьба по дереву, балалайки расписные, керамика, эмали. Знаменитые художники - Репин, Рерих, Врубель, Коровин, считали за честь предложить свой рисунок или эскиз.

В Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи этих изделий. Коллекционируя предметы русской старины, Тенишева открыла первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства "Скрыня" в Смоленске.

Во второй половине XIX века вместе с победой крупного производства утвердилась система хозяйских объединений, трестов, хозяйских синдикатов-союзов, появилась новая сила в капиталистическом хозяйстве - финансовый капитал.

Исключительная роль в промышленном переустройстве России принадлежала выдающемуся государственному деятелю, министру финансов Сергею Юльевичу Витте, который подготовил и провел в 1895-1897 годах выдающуюся по результатам экономическую акцию - денежную реформу. Это вершина экономического творчества С.Ю.Витте. Денежная реформа особенно благоприятно повлияла на развитие торгово-промышленного класса России. Она узаконила "золотой стандарт", то есть свободный обмен рубля на золото. Это обеспечило прочный финансовый фундамент для хозяйства страны. Таким образом, в России к концу XIX столетия была создана сильная национальная промышленность. Постепенно страна вышла на пятое место в мире по темпам промышленного производства.

При капитализме изменялось место женщины в системе общественного производства. Развивающейся промышленности требовались все новые и новые рабочие руки. Мужчины уже не в состоянии были удовлетворить ее потребностей. Благосостояние семьи не могло быть обеспечено только за счет заработка мужчины. Чтобы добыть средства к существованию, женщина оказалась вынужденной трудиться вне семьи. Казалось бы, наступает период экономической самостоятельности женщины. Но политические и юридические нормы, ограничивающие выбор женских профессий, сводящие к минимуму женское образование, продолжали тяготеть над нею.

Русская буржуазия, будучи заинтересована в широком привлечении женщин в промышленное производство, не смогла наметить сколько-нибудь определенной программы ликвидации женского неравенства. Единственное требование, робко выдвинутое ею - реформа женского образования.

Возникновение женских гимназий не внесло существенных изменений в распределение труда. В 1865 году в Петербурге лишь 838 женщин занималось воспитанием и обучением в учебных заведениях, преимущественно частного характера. Для успешной конкуренции с трудом мужчин на научном, литературном, общественном поприще женщинам не хватало теоретической подготовки.

Прежде всего экономические причины заставили обратиться к поискам заработка, а следовательно, к источникам получения профессиональных знаний. Поэтому главными стали требования женщин права на труд во всех возможных сферах деятельности, права на равноценное мужскому образование.

В области умственного труда для женщин были доступны лишь профессии домашних учительниц и гувернанток.

Особенно ярко женщины проявили себя в области просвещения и культуры. XIX век - это блестящие литературно-музыкальные салоны, журналы, литературная и общественная деятельность. Салоны З.Волконской, С.Пономаревой, С.Карамзиной формировали культуру, литературные, музыкальные художественные интересы не только высшего общества, но и среднего сословия. Иногда женщины проявлялись в необычной для себя сфере. Актриса Савина была организатором и председателем Российского театрального общества и основатель убежища для престарелых артистов.

Анна Григорьевна Достоевская, умная и энергичная женщина, взяла в свои руки все организационные вопросы мужа. Она тщательно вела учетные книги, переговоры с книгоиздателями и книгопродавцами, всецело посвятила себя издательской деятельности, став первой в России женщиной-издательницей.

Когда Софья Ковалевская в 1874 году вернулась в Россию, для поддержки материального положения ей пришлось вместе с мужем заниматься коммерцией и постройкой каменных домов.

Теософ Елена Блаватская для поддержания своей научной деятельности организовала процветающую лесопереработку и производство чернил.

Талантливая писательница и поэтесса Зинаида Гиппиус в 1927 году организовала и издала журнал "Новый корабль".

Н.Ламонова была первым всемирно известным модельером и создателем дома моделей. Организовала дело не только для самовыражения, но и для экономического обеспечения.

Далее...